Похожие презентации:
Беседы об искусстве для 1-го класса на тему «Архитектура Древнего Египта»
1. Детская художественная школа им. И. Е. Репина Беседы об искусстве для 1-го класса на тему «Архитектура Древнего Египта»
Составитель программы «Беседы об искусстве»Дмитренко Мария Анатольевна
Презентацию разработала и составила
Дмитренко Мария Анатольевна
2. Архитектура Древнего Египта
3.
4. Первые могилы додинастического периода VI-IV тыс. до н. э.
• В течение раннего додинастического периодаистории Египта погребальный обряд египтян был
очень прост. Когда кто-либо умирал,
незабальзамированное тело укладывали в
позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги
согнуты в коленях и подтянуты к
подбородку), заворачивали в ткань или
соломенные циновки и укладывали в
неглубокую могилу, вырытую в песках
пустыни к востоку от Нила. Вместе с телом в
могиле оставляли несколько предметов домашнего
обихода. Благодаря почти полному отсутствию влаги,
тело высыхало и тем самым сохранялось.
5. Могилы эпохи неолита
6. Раннее царство IV тыс. до н. э. – III тыс. до н. э.
• Мастаба́ (араб. скамья) — гробницы вДревнем Египте периодов Раннего и
Древнего царств, имеют форму усечённой
пирамиды с подземной погребальной
камерой и несколькими помещениями внутри,
стены которых покрывались рельефами и
росписями.
• Погребальных камер могло быть несколько, и
некоторые из них закрывались
опускающимися плитами.
7.
8.
• Мастабы строили для себя и первыефараоны. Древнейшие царские мастабы,
относящиеся ко временам I династии,
сооружались из адобов — необожженных
кирпичей из глины и/или речного ила. Они
строились в Нагаде и Абидосе в Верхнем
Египте, а также в Саккаре, где находился
главный некрополь Мемфиса, столицы
правителей первых династий. В наземной
части этих построек находились молельни и
помещения с погребальным инвентарем, а в
подземной — собственно погребальные
камеры.
9. Внутреннее устройство мастаба
• С восточной стороны находилась ложная дверь, внише которой приносились жертвы. В мастаба
оставляли изделия бытового и культового
назначения, сосуды с зерном, изделия из золота,
серебра, драгоценных камней, слоновой кости,
черного эбенового дерева, фигурки ушебти.
• В погребении, в специальном помещении — сердабе,
которое соединялось с гробницей только окошечком,
обязательно помещали статуарные изображения
умершего на случай, если что-то случится с мумией.
Непременным условием было изображение фигуры
целиком.
10.
11. Мастаба Ахти-Хотепа и его отца – Птах -Хотепа
12. Мастаба Нефербауптаха
• Мастаба Нефербауптаха – одна из лучших на западеот гробницы Хеопса. Настенные украшения, которые
украшали ее со дня строительства, хорошо
сохранились, радуют глаз искусностью работы и
обилием цветов. Большей частью здесь изображены
Нефербауптах и его жена, получающие подношения
и благословления. Но также есть сцены,
повествующие о сельскохозяйственных работах.
• Кроме того, в мастабе можно увидеть открытый
дворик и комнату для жертвоприношений. В
последней находится статуя Нефербауптаха,
выступающая из стены.
13. Мастаба Нефербауптаха
14.
• Еги́петские пирами́ды — величайшиеархитектурные памятники Древнего Египта, среди
которых одно из «семи чудес света» — пирамида
Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес
света» — Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют
собой огромные каменные сооружения
пирамидальной формы, использовавшиеся в
качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Слово «пирамида» — греческое, означает
многогранник. По мнению одних исследователей,
большая куча пшеницы и стала прообразом
пирамиды. По мнению других учёных, это слово
произошло от названия поминального пирога
пирамидальной формы. Всего в Египте было
обнаружено 118 пирамид (на ноябрь 2008 года).
15.
• Самые большие пирамиды Египта• Пирамида Хеопса (IV династия): размер основания 230 м (высота - 146,6 м);
• Пирамида Хефрена (IV династия): 215 м (143 м);
• Розовая пирамида, Снофру (IV династия): 219 м (105
м);
• Ломаная пирамида, Снофру (IV династия): 189 м (105
м);
• Пирамида в Мейдуме, Снофру (IV династия): 144 м
(94 м);
• Пирамида Джосера (III династия): 121 × 109 м (62 м).
• Пирамида Микерина Высота усыпальницы –
всего 62 метра.
16. Датировка постройки
Фараон . Примерные даты и местоположение
Джосер ок. 2630—2612 гг. до н. э.Саккара
Снофру ок. 2612—2589 гг. до н. э.2 пирамиды в Дахшуре
и одна в Мейдуме
Хуфу
ок. 2589—2566 гг. до н. э.Гиза
Джедефра ок. 2566—2558 гг. до н. э. Абу Раваш
Хафра
ок. 2558—2532 гг. до н. э.Гиза
Микерин (Menkaura) ок. 2532—2504 гг. до н. э.Гиза
Сахура
ок. 2487—2477 гг. до н. э. Абусир
Нефериркара Какаи ок. 2477—2467 гг. до н. э. Абусир
Ниусерра Иси ок. 2416—2392 гг. до н. э.Абусир
Аменемхет I ок. 1991—1962 гг. до н. э.Эль-Лишт
Сенусерт I
ок. 1971—1926 гг. до н. э.Эль-Лишт
Сенусерт II
ок. 1898—1877 гг. до н. э.Эль-Лахун
Аменемхет III ок. 1861—1814 гг. до н. э.Хавара
17. Пирамида Джосера (2667 – 2648 гг. до н.э.) Зодчий Имхотеп XXVIII в. до н.э. Высота пирамиды – 62 м. Имхотеп разработал способ
кладки из тесаного камня.Впоследствии египтяне глубоко почитали зодчего первой
пирамиды и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха,
покровителя искусств и ремесел. Пирамида Джосера
расположена в Саккаре, к северо-востоку от древнего
Мемфиса, в 15 км от Гизы.
18.
19.
20.
21. Пирамида Джосера
22. Комплекс пирамиды Джосера
23. План пирамиды
24.
25.
26.
27. Частично восстановленная облицовка пирамиды с ю-в стороны
28.
• Пирамида имеет 2 погребальныеподземные камеры – северную - для
мумифицированного тела фараона
Джосера и южную - для его
забальзамированных органов. Камеры
находятся на расстоянии 330 метров
друг от друга.
29.
• Саркофаг фараона помещался ввертикальную шахту шириной 7 метров
и глубиной 28 метров. С ней
соединялась вторая наклонная шахта,
через которую опускалось тело
фараона.
• Погребальную камеру окружало
множество комнат – дворец фараона в
загробной жизни.
30.
• Пирамида строилась в ДревнемЕгипте до тех пор, пока живет
фараон. Имхотеп строил для Джосера
мастабу из 4 ступеней, но, так как
жизнь Джосера продолжалась, он стал
расширять пирамиду на запад, затем
добавил еще 2 ступени сверху до
шестиступенчатой формы. Таким
образом, возникла первая ступенчатая
пирамида.
31. Погребальный ансамбль
• Рядом, с северной стороны пирамиды,небольшой дворец. Недалеко стояли 2
небольших храма, символизирующие
Верхний и Нижний Египет.
• Весь комплекс был обнесен каменной стеной
с три этажа (12 метров).Вход к пирамиде шел
через коридор из 40 колонн 10-ти метровой
высоты. Это были первые колонны
древности. Имхотеп , вероятно , боялся , что
они могут упасть и поэтому соединил стволы
колонн перемычкой с основной стеной.
32. Колонны рядом с пирамидой Джосера
33.
34. Восстановленная стена погребального комплекса Джосера
35.
36.
• После смерти фараона в стране что-топроизошло, скорее всего, смена
династии, ибо при новых правителях
Египта его имя нарочито не
упоминается, и ограбление и разгром
усыпальницы были хорошо
организованы. Простым разбойникам не
было смысла тщательно сбивать имя
фараона и список его деяний.
37. Пирамида Джосера
38.
• Примерно через сто лет после неудачи первых исследователейраскопочные работы начал французский археолог Жан-Филипп
Лауэр (1902-2001). Они длились 36 лет. Вот ему и удалось
открыть и прояснить много чрезвычайно интересного. Прежде
всего, он установил, что подземный склеп и камеры в его
галереях были разграблены и повреждены сразу же после
смерти фараона.
• И сделали это не простые рабочие, а мастера с техническими
знаниями под контролем жрецов. Они не пробивали ходов
сквозь камень, а вытащили трехтонную пробку над колодцем,
забрали драгоценности, произвели ужасающие разрушения, а
затем поставили гранитный замок на место.
39.
40.
• Второй раз гробницу фараонаопустошили лет 500 спустя, но это были
гробокопатели, пробившие вниз ход
через скалистый грунт. Затем еще 800
лет спустя другие грабители, не найдя
ничего ценного, выразили свое
негодование, разбив все, что можно
было крушить — двери и стенки камер,
саркофаги семьи фараона.
41.
• Итак, возраст пирамиды Джосера былопределен в 4650 лет.
Шестиступенчатая громада из
мегалитических блоков — первое
подобное сооружение не только в
Египте, но и в мире. Как удалось
овладеть подобной технологией в столь
давние времена, пока необъяснимо.
42.
43.
• Тайны этой первой пирамиды, идеи,заложенные в ее шесть ступеней вверх,
и сложность подземного лабиринта
заставляют археологов и историков
анализировать все до малейших
деталей. Самый существенный вклад
сделал, конечно, Жан-Филипп Лауэр. И
он же со своими помощниками
поставил перед наукой множество
новых вопросов.
44.
• Руины близ пирамиды Джосера былиим расчищены и оказались комплексом
храмов за сплошной стеной высотой 12
метров. И эта ограда была шедевром
архитектуры, состояла из вычурных
колонн, выступов и ложных дверей. Под
ней оказался каменный фундамент
длиной 540 метров и шириной 227
метров. Смысл его оказался
неразгаданным.
45. Погребальный ансамбль Джосера
46.
• Лауэру удалось реконструировать веськомплекс в виде серии рисунков, которые
ныне украшают научные издания по истории
Древнего Египта. Такой храмовый
заупокойный комплекс, роскошь и гармония
всех частей с пирамидой в центре — это
впервые в истории страны. Возникает вопрос
— не было ли тут некого внешнего влияния?
И у кого могли тогда все это великолепие и
технику исполнения заимствовать? Ответа
пока нет.
47. Древнейшие колонны погребального комплекса пирамиды Джосера
48.
• Удивила французского археолога итщательность ориентации пирамиды
относительно оси север — юг. Она
точнее, чем у обсерватории Тихо Браге,
достроенной в 1677 году. Какими
средствами это достигнуто?
49.
• С 1931 года Лауэр по второму разуначал обследование подземного
лабиринта. Это был маленький город
сложной конструкции со своими
улицами, тупиками, переходами с
одного уровня на другой, камерами и
ямами для поклажи, пищи и воды для
фараона в его загробном мире.
50.
51.
• Камеры отделаны зелеными и голубымиизразцами, некоторые галереи тянулись
с востока на запад на глубине от 28 до
32 метров. Они пересекались под
прямым углом с другими галереями и
коридорами.
52.
53.
54.
• Полы были устланы щебнем,оставшимся после погромов. Но под
ним археолог обнаружил
мумифицированные кости женщин и
детей. Следовательно, эти коридоры
были семейным склепом. Но сколько же
лет все это строилось? Ответ пока не
виден.
55.
• Да, это очень сложный лабиринт, на которыйпотрачен огромный труд. Была своя задумка
сделать его запутанным, с ложными ходами и
ямами-ловушками. Но вот что интересно:
большинство ям засыпано.
• Археолог открыл хитроумно скрытую боковую
галерею, которая шла параллельно
основной, а затем изгибалась и ныряла под
углом вниз. Исследовать ее геологи
отсоветовали, ибо потолок там осыпался, а
пол стал гнилым и смрадным болотом.
56.
• У Лауэра журналисты много разспрашивали, нашел ли он золото в ходе
раскопок лабиринта. Да, некоторые
крохи остались после многих
ограблений. Он обнаружил небольшой
деревянный гроб, покрытый листовым
золотом, прибитым золотыми
гвоздиками. Вот и все! А драгоценного
металла внутри в самом начале было,
вероятно, много тонн.
57.
58.
• На вопрос о загадках пирамиды Лауэр отвечал, чтоглавная из них — сложнейший подземный лабиринт.
У него ушло много времени на составление его
плана. Он самый большой из всех известных
подземелий. Какой-то ритуальный смысл был
заложен в этот подземный город с улицами и
переулками, но его тайны ускользают от науки.
• Одну деталь он рассказал своим интервьюерам. В
Древнем Египте навозным жукам-скарабеям
поклонялись как божеству трудолюбия и символу
движения Солнца. Так вот, во всех внутренних
помещениях пирамиды и в заупокойных храмах
изображения скарабеев сбиты.
59.
• Это явное святотатство. Кто жеосмелился осквернить их и почему?
Совершенно непонятно. Ясно лишь
одно -— действовали целенаправленно.
Во всем этом просматривается
озлобление на хозяина пирамиды,
некая месть.
60.
61.
62.
• Поразило французского археолога впирамиде Джосера умение обрабатывать и
складывать мегалитические блоки. Габариты
их до той эпохи не были известны в Египте.
Это либо абсолютное новшество, либо некий
прототип. Но откуда он? Где заимствованы
арочные своды, облицовка цветными
плитками, сверхтщательная полировка стен в
ритуальных нишах?
63.
• Парадный храм для молений и жертвоприношений сосвоими пилястрами, колоннадами, гармоническими
пропорциями кажется перенесенным из Древней
Греции. Но у эллинов такие архитектурные приемы
появились 2500 лет спустя. Словом, правомерно и то
мнение, что великое искусство заупокойного
комплекса Джосера появилось как бы в одно
мгновение...
• Лауэр справедливо считал, что пирамида Джосера
более загадочна и сложна, чем склеп Хеопса. И не
только потому, что она самая первая и древняя.
Бесследно исчезло столько надписей и древних
манускриптов той эпохи, что разбираться далее
предстоит десятилетиями.
64. Пирамиды фараона Снофру 2613 – 2589 гг. до н.э.
• Фараон Снофру – основатель четвертойдинастии фараонов Древнего Египта.
Снофру – отец фараона Хеопса.
Погребальные пирамиды Снофру
подготовили появление Великой
пирамиды фараона Хеопса и его
потомков – Хефрена (сын Хеопса) и
Микерина (внук Хеопса)
65. Пирамида в Мейдуме
• Пирамида в Медуме — египетскаяпирамида, расположенная по дороге
в Файюм, примерно в 100 км к югу от Каира.
По форме нестандартна. По
Геродоту, состояла из 7 ступеней,из которых
сегодня видны только 3. Сложена из
известняковых блоков. Была построена для
фараона Хуни, последнего правителя III
династии. Его сын Снофру расширил и
увеличил пирамиду, добавив 8-ю ступень
и сделав стороны пирамиды гладкими.
66.
• Размер основания 144 м• Высота (первоначально) 93,5 м
• Высота (сегодня) 65 м
67. Пирамида в Мейдуме
68. «Согнутая» или «ломаная» пирамида Снофру в Дахшуре
• «Ломаная» пирамида — египетскаяпирамида в Дахшуре, возведение которой
приписывается фараону Снофру (XXVI в. до
н. э.)
• Южная пирамида в Дахшуре носит название
«ломаной», «срезанной» или «ромбовидной»
за свою неправильную форму. Она
отличается от других пирамид Древнего
царства тем, что имеет вход не только на
северной стороне, что было нормой, но также
и второй вход, который открыт выше, на
западной стороне.
69.
70.
• Северный вход расположен на высотепримерно 12 м над уровнем земли,
ведёт в наклонный коридор, который
опускается под землю в две комнаты с
выступами. Из этих двух комнат, через
шахту ведёт проход в другую
маленькую камеру, которая тоже имеет
выступ в виде крыши. Входы на
северной стороне пирамиды делали во
время Древнего царства.
71.
• Это было связано с религиознымиверованиями древних египтян. Почему здесь
появилась потребность во втором, западном,
входе — это остаётся загадкой. В этой
пирамиде не обнаружено и следа
присутствия саркофага, который был бы
расположен в этих комнатах. Имя Снофру
было написано красной краской в двух
местах в «ломаной» пирамиде. Его же имя
найдено на стеле, которая стояла внутри
ограды малой пирамиды.
72. «Согнутая» или «Ломаная» пирамида в Дахшуре.
73.
• Археологи выяснили, что пирамидаперестраивалась три раза. Это
подтверждается расположением
каменных блоков. Пирамида
перестраивалась с целью придания ей
более устойчивой конструкции, однако
перестройки привели к возрастанию
давления блоков на внутренние
камеры, что вызвало появление трещин
и даже реальную угрозу обрушения.
74.
• Очевидно, с целью снижения нагрузкина внутренние камеры пирамиды, на
третьем этапе строительства был
изменён наклон верхней части
пирамиды — он был уменьшен до 43°.
Из-за уменьшения угла наклона
снизилась и общая высота пирамиды —
до 105 м.
75. Северо-восточный угол пирамиды
Северовосточныйугол
пирамиды
76. Розовая или красная пирамида Снофру в Дахшуре
• Розовая пирамида или Севернаяпирамида (реже именуемая «красной»)—
самая крупная из трёх больших пирамид,
расположенных на территории Дахшурского
некрополя. Название связано с цветом
каменных блоков, приобретающих в лучах
заходящего солнца розовый цвет. Является
третьей по высоте пирамидой в Египте,
после Хуфу и Хафра в Гизе.
77.
• Розовая Пирамида не всегда имеласвой нынешний цвет. Раньше её стены
были покрыты белым известняком. Но в
настоящее время белый известняк
почти полностью отсутствует, так как
ещё в Средние века значительная его
часть была снята для строительства
домов в Каире, в результате чего
обнажился розоватый известняк.
78. Розовая или красная пирамида Снофру в Дахшуре
79.
• Эта пирамидаприписывается помещения сохранили
следы древних организованных
Снофру, так как было обнаружено его
имя, начертанное красной краской на
нескольких блоках обшивки.
80.
• Внутренние помещения сохранили следы древнихорганизованных археологических работ, а также
небольшого косметического ремонта. Храм из
необожженных кирпичей пристроен с восточной
стороны заведомо существенно позже времени
сооружения самой пирамиды и по совершенно иным
(примитивным технологиям). Установленный здесь
же "пирамидион" собран из отдельных обломков
облицовки и современного бетона явно на потребу
туристам и явно никогда не был на вершине
пирамиды (поскольку не был даже вообще когдалибо единым целым).
81.
• Северная пирамида фараона Снофру в Дахшуре, намомент своего строительства в 2640~2620гг до н. э.
являлась высочайшим сооружением в регионе. Также
она считается весьма успешной попыткой
строительства «настоящей» равнобедренной
пирамиды (имеет правильную стереометрическую
пирамидальную форму), хотя угол её сторон имеет
погрешность — только 43° 22' по сравнению с
поздней нормой в 51° 52'. Ей, кроме того, присущ
чрезвычайно низкий наклон стен (основание 218,5 ×
221,5 м при высоте 104,4 м).
82.
• Размер основания 220 м. Её первоначальнаявысота была предположительно 109,5 м, сейчас
её высота 104 м.
В радиусе 2 км от пирамиды находятся другие
пирамиды и древние сооружения.
Вход через наклонный проход на северной стороне
ведёт вниз в три смежные камеры, высотой около 17
метров, которые доступны для посещения. Посещать
пирамиду следует с осторожностью из-за резкого
запаха, вызываемого концентрацией аммиака в её
помещениях.
83. Потолок погребальной камеры высотой 15 метров от пола.
84. Общий вид потолка
85. Пирамиды в Гизе.
86. Вид на пирамиды в Гизе. Слева направо: пирамиды Микерина, Хефрена и Хеопса. Три небольшие пирамиды на переднем плане суть
пирамиды-спутницыпирамиды Микерина.
87. Пирамиды Хеопса (Хуфу) Хефрена (Хафра), и Микерина (Менкаура) зодчие Хемиун и др. XXIX – XXVII в. в. до н.э.
88. Древнее царство III тыс. до н. э. – XXIII в. до н. э.
• Египетские некрополи всегдарасполагались на западном берегу Нила,
на границе орошаемых земель и мертвой
Ливийской пустыни. Фараоны IV династии
избрали для своих погребений место
недалеко от Саккары в современной Гизе.
Там были возведены три великие
классические пирамиды Хефрена (Хафра),
Хеопса (Хуфу) и Микерина (Менкаура),
сложенные из гигантских блоков известняка,
средним весом 2,5 тонны и держащиеся
силой собственной тяжести.
89. Великие пирамиды и Большой Сфинкс в Гизе. 27–26 вв. до н. э.
Великие пирамиды и БольшойСфинкс в Гизе. 27–26 вв. до н. э.
90. Пирамида Хеопса зодчий Хемиун, XXVII в. до н. э.
91. Пирамида Хеопса.
• Строилась 20 лет и 10 лет строилась дорога кней, для подвоза блоков золотистого
известняка. Вес 1 блока от 2.5 т. до 35 тонн.
• Всего на постройку пирамиды пошло
• блоков усреднённого объёма 1,65 млн
• В основании пирамиды квадрат со стороной
230 метра.
• Высота пирамиды была - 146,6 м.
• Высота (сегодня): ≈ 136.5 м
• Сверху пирамида была облицована
полированным белым известняком.
92. Пирамида Хеопса
93. Сохранившиеся фрагменты облицовки пирамиды и остатки мостовой, окружавшей постройку
94.
• Пирамида называется «Ахет-Хуфу» —«Горизонт Хуфу» (или более точно
«Относящийся к небосклону — (это)
Хуфу»). Состоит из блоков известняка и
гранита. Она была построена на
естественном известняковом холме.
95.
• После того, как пирамида лишиласьнескольких слоёв облицовки, этот холм
частично просматривается на
восточной, северной и южной сторонах
пирамиды.
96.
• Первоначально пирамида была облицованаболее твёрдым, чем основные блоки, белым
известняком.
• Верх пирамиды венчал позолоченный камень
— пирамидион (др. егип. — «Бенбен»).
Облицовка сияла на солнце персиковым
цветом, словно «сияющее чудо, которому
сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои
лучи».
97.
• В 1168 году арабы разграбили исожгли Каир. Жители Каира сняли
облицовку с пирамиды для того, чтобы
построить новые дома.
98.
99.
100.
• По мнению современных учёных, числорабочих, занятых на строительстве
пирамид, составляло от 5 до 30 тыс.
чел. Это были свободные люди, жившие
в районе архитектурных работ вместе
со своими семьями в специальных
городках.
101.
• Они участвовали в строительстве всезон, когда из-за разлива Нила
невозможно было заниматься сельским
хозяйством; государство в это время
предоставляло им работу и
гарантированный паёк.
102.
• Пирамиды были составной частьюцарского некрополя, куда входили
заупокойный храм и пирамидыспутницы (погребение царских жён).
Некрополь был окружён стеной,
отделяющей священную зону от
остальной части погребального
комплекса.
103.
• Каменная дорога вела от заупокойногохрама вниз, к долинному храму. Этот
храм на берегу канала служил для
отправления ритуалов очищения и
бальзамирования тела усопшего царя
перед погребением.
104. Большой Сфинкс
• Рядом с пирамидой Хуфу высится гигантскаястатуя лежащего льва с человеческой
головой (высотой 20 и длиной 73 м) –
знаменитый Большой Сфинкс. Высеченное из
скальной породы изваяние отражает идею
божественной сущности фараона, который
показан в образе древнейшего солнечного
божества – «Хора Горизонтного» (Хор-эмахет, греч. «Хармахис»).
105. Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена
106.
107. История Сфинкса
• Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески.Молодой царевич Тутмос IV(15 в. до н.э.) однажды
после охоты в пустыне задремал в его тени и
услышал голос каменного исполина, просившего
освободить его от тяжести песка. Став фараоном,
Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить
сфинкса плитой с рельефом и надписью,
повествующей об этом
• Тутмос IV смог освободить от песка только передние
лапы, между которыми велел поставить гранитную
стелу с надписью следующего содержания:
108.
• Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во времяполуденной прогулки сел в тени этого могучего
божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его
одолел сон, и он увидел, как сей великий бог
обратился к нему с речью, как будто отец говорит
сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын
Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе
владычество над моей землёй и власть над всеми
живущими… Узри мой подлинный вид, дабы
защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл
песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и
исполни всё, что у меня на сердце».
109. Предназначение Сфинкса
• В Древнем Египте люди называлистатую «восходящим Солнцем» или
считали, что она посвящена Нилу.
Известным фактом стало лишь то, что
большинство цивилизации в скульптуре
видело символ божественного начала, а
именно Бога Солнца – Ра.
110.
• Если углубиться в происхождение названиястатуи, то слово «сфинкс» —
древнегреческое, означает «душительница».
По другим предположениям скульптура была
создана, как символ охраны фараонов после
смерти и как помощник в загробном мире. Но
чаще ученые сходятся на мысли, что образ
статуи – собирательный, символизирующий
четыре времени года, где крылья – осень,
лапы – лето, лицо – зима, а тело льва –
весна.
111.
• Лицо сфинкса портретно с фараономХефреном (спорная версия), хотя по
последним исследованиям с помощью
компьютерного моделирования, негроидные
черты лица сфинкса не могли иметь ничего
общего с семейными чертами фараона
Хефрена.
• Арабы называлиего Отцом Ужаса.
• Сфинкс вызывает к себе уважение
ощущением спокойной силы.
• Смотрит он на восток.
112.
113.
• Также Сфинкс укреплялся при помощидополнительных блоков древними
греками и римлянами, в частности лапы
и стены ниши.
• Очистить от песка всю грудь Сфинкса
удалось итальянцам в 1817 году, а
полностью он был освобождён от
тысячелетних песчаных наносов в 1925
году.
114. Лицо сфинкса в профиль.
115. Что стало с носом сфинкса?
• Наиболее правдоподобная причина отсутствия уСфинкса носа - это 6000 лет воздействия ветра и
погодных условий на мягкий известняк.
• Что же касается Наполеона, который якобы отдал
приказ своим солдатам: стрелять по носу Сфинкса из
пушек, как по мишени, то сохранились зарисовки с
безносым Сфинксом, сделанные европейскими
путешественниками в 1737 году - за тридцать два
года до рождения будущего французского
императора. Когда двадцатидевятилетний генерал
впервые положил глаз на древнюю статую, носа у
нее не было, скорее всего, уже сотни лет.
116. Архитектура Нового царста
• Новое царство — известный наибольшим числомдревнеегипетских памятников период расцвета
древнеегипетской государственности и создания
крупного египетского «мирового» государства,
приходящийся на время правления трёх
манефоновских династий египетских фараонов —
XVIII, XIX и XX. Хронологически рамки Нового
царства определяются 1552—1069 до н. э.
по «краткой» хронологической схеме или
1582—1070 до н. э. по «средней». Период
Нового царства наследовал Второму переходному
периоду — времени упадка Древнего Египта и
завоевания страны семитским народом гиксосов —
и предшествовал Третьему переходному периоду.
117. Храм Хатшепсут, зодчий Сенмут, начало 15 века до н. э. Дейр –эль - Бахри
118. Сооружения западного берега Нила
• Древняя столица Египта Фивы славилась своимиархитектурными шедеврами. Ее симметрично
расположенный комплекс храмов можно разделить
на две части: на восточном берегу Нила
обосновались мирские постройки – дома, дворцы,
храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу
все было посвящено умершим – пирамиды,
некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве
мертвых особой популярностью пользовались храмы
Абу-Симбел (храм Рамсеса II) и, собственно,
заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.
119. Храм царицы Хатшепсут: история и описание
• После смерти фараона Тутмоса IIвласть приняла на себя его жена
Хатшепсут, забрав это право у
истинного преемника Тутмоса III. С
началом правления она сразу же
взялась за грандиозные строительные
работы.
120. Заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.
Заупокойный храм Хатшепсут вЛуксоре.
121. Строительство храма
• Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсутначалась еще при ее жизни. Строительством этого
величественного сооружения руководил архитектор
Сенмут. В настоящее время местность, где
расположен храм Хатшепсут в Египте, называется
Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от
храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников
XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут
хотела почеркнуть свое право на захваченный трон.
После окончания работ скальный храм Хатшепсут в
Луксоре превзошел все существующие подобные
древнеегипетские сооружения – его размеры,
архитектура и украшения поражали современников.
122. Конструкция храма
• К святилищу храма царицы Хатшепсутв Дейр эль-Бахри, вырубленному в
скале, ведут три ступени, соединенные
пологими пандусами. Ступени
представляют собой террасы, на
которых в прошлом располагались
растения, деревья и пруды. По дороге к
храму путника сопровождали ярко
раскрашенные сфинксы, с головами
Хатшепсут в образе Осириса.
123. Вид сверху на храм
124. Общий вид храма
125.
• Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре вчем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же
присутствует портик и пандус, ведущий на ступень
выше. Раньше здесь был размещен пруд с
деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про
жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную
ей экспедицию в страну Пунт (восточные
африканские поселения). Лестница содержит фигуры
кобр с соколами на спине. Кобры – символ
Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся
композиция символизирует единство большого
государства.
126. Сфинкс, с головой Хатшепсут в образе Осириса.
127. Святилище храма
• Самый верхний ярус предназначеннепосредственно для проведения
ритуалов. Вход в вырубленное в скале
святилище Хатшепсут некогда украшал
портик с огромными статуями царицы,
которые были заметны даже для
проплывающих на Ниле кораблей.
128. Вход в Святилище
129.
• За входом располагалась сложнаясистема скальных подземных залов,
обильно украшенных лучшими
материалами древности. Так, например,
главная дверь была выполнена из
черной меди с вставками из золота и
серебра. Здесь же снова размещались
статуи Хатшепсут-Осириса.
130. Хатшепсут в образе Осириса
131. Три образа царицы
• Всего в храме царицы Хатшепсут вФивах раньше находилось около 200
статуй, из которых 140 были
сфинксами. Скульптуры храма
представляют царицу в трех образах –
фараон, Осирис и сфинкс. Особое
внимание при их создании уделялось
воспроизведению детального образа
царицы, поэтому в наше время можно
точно представить, как она выглядела.
132. Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III, было приказано
уничтожить все, чтонапоминало об узурпаторе.
Такой репрессии подвергся
и скальный храм Хатшепсут,
в котором все скульптуры
были разрушены и
закопаны недалеко от
храма. И лишь много
столетий спустя археологам
удалось восстановить
картину былого величия
храма и представить его на
суд туристам и прочим
любителям древности.
133. Храм Амона в Луксоре Зодчие Аменхотеп, Гори и Сути. 15-13-в. до н.э.
134.
135.
• Древнейшая часть — святая святых, спримыкающими залами, украшенными
монументальными рельефами и надписями —
основана при Аменхотепе III; первые цари XIX
династии прибавили к югу двор с 74 колоннами,
перемежающимися статуями фараонов.
• Рамсес Великий пристроил северный
перистиль и пилон и изобразил на внешней
стороне последнего свои подвиги в войне с
хеттами; здесь же начертан так называемый
«эпос Пентаура».
• У северного входа Луксорского храма —
четыре колосса-монолита и два обелиска, из
которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж,
на площадь Согласия. Длина сооружения от
входа до самой северной стены — 260 метров.
136.
137. Храм Амона в Карнаке, зодчие Инени, Аменхотеп, Аменхотеп – младший 15 – 13 вв. до н. э.
138.
• Ипет-Исут, Карнакский храм — крупнейшийхрамовый комплекс Древнего Египта, главное
государственное святилище Нового царства.
Расположен в современном Карнаке, небольшом
селении, лежащем на восточном берегу Нила в
2,5 км от Луксора.
• Старейшее из сохранившихся зданий храмового
комплекса было построено во времена XII
династии, при фараоне Сенусерте I. Особого
размаха строительные работы достигли в эпоху
Нового царства. Храмы Карнака
перестраивались и расширялись вплоть до
времён императорского Рима.
139.
• Наиболее значительным зданием всего комплекса является храмАмона-Ра с его 10 пилонами, крупнейший из которых имеет длину в 113
метров, ширину 15 метров и высоту ок. 45 метров.
• Общая площадь храма составляет ок. 30 гектаров (четырёхугольник со
сторонами в 530, 515, 530 и 610 метров).
• Помимо пилонов, величественный вид представляет колонный зал,
начатый при фараоне Хоремхебе и законченный в годы правления
фараонов Сети I и Рамзеса II.
• Храмовые помещения состоят из трёх, окружённых стенами, частей:
посвящённой Амону (Ипет-сут), посвящённой богу Монту (площадью в
2,34 га) и посвящённой богине Мут (площадью в 9,2 га).
• Кроме этих трёх, здесь был построен фараоном Эхнатоном, на шестой
год правления, Гем-па-Атон — храм Атона.
• В части, посвящённой Амону, находятся:
• большой храм Амона-Ра
• храм бога Хонсу (разм. 80х30 метров. Строительство начато при
Рамзесе III, продолжено при Рамзесе IV, Рамзесе XI, закончено при
Херихоре.
• «священная барка» Рамзеса II
• храм Ипет (построен во времена царствования Птолемея VIII)
• небольшой храм бога Птаха
• храм Аменхотепа II
140. Храм Амона в Карнаке. Колонны
141.
• Здесь также находятся т. н. Белая капелла (старейшеесохранившееся здание комплекса, возведённое при
Сенусерте I); Красная капелла (построенное при царице
Хатшепсут здание, с настенными изображениями её
коронации, сценами жертвоприношений и фиванскими
религиозными празднествами); Алебастровая капелла
(построенная при фараоне Тутмосе IV); храм Рамзеса III.
• Южнее центрального храмового здания лежит священное
озеро размером 120х77 метров. Уровень озера
поддерживался исключительно за счёт грунтовых вод.
Рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили
гуси — священные птицы Амона. Вода из озера
использовалась жрецами для священного омовения статуй
богов.
• В античную эпоху Карнакский храм связали с Луксорским
аллеей, по обеим сторонам которой были установлены
сфинксы. В Карнаке эта дорога оканчивается у десятого
храмового пилона. Эта 2-километровая большая Аллея
сфинксов в настоящее время реставрируется и в
значительной мере уже восстановлена.
142.
план храмового комплекса в Карнаке143.
вид с воздуха144.
священное озеро145.
• Абу-Симбел• скала на западном берегу Нила, в которой высечены
два знаменитых древнеегипетских храма во время
правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.).
Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.
• Выдающаяся почти к самой реке скала из
мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в
иероглифических надписях «священной горой» и, как
можно предположить, была укреплена
фортификационными сооружениями, и поэтому
местность в надписях названа «крепостью
Рамессополисом».
• Современное название Абу-Симбел произошло от
скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней
изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в
заострённом фартуке которого арабские моряки
усматривали подобие хлебной меры; поэтому
изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от
араб. sinbel — колос), а затем это название присвоено
было и всей группе скал с их храмами.
146.
• Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самогоцаря Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой
жены, царицы Нефертари.
• В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися
важными историческими изображениями и надписями,
изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его
божественный образ, которому поклоняется царь-человек.
Окружённый другими божествами, он выделяется в виде
громадной фигуры, обращённой спиной к скале. У входа в
храм, по бокам, высечены в скале четыре колоссальных
изображения сидящего царя, высотой приблизительно в
20 м.
• Перед малым храмом стоят шесть статуй, высеченных
горельефом, а именно с каждой стороны по два
изображения царя и по одному — царицы. На фигуре
второго колосса, в южной части храма, высечена
греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками,
пришедшими сюда при Псамметихе I (664—610 до н. э.),
во время преследования отступавших от Элефантины к
Эфиопии воинов.
147. Большой храм, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II 1-ая половина 13 века до н.э. Абу-Симбел
148. Малый храм Нефертари первой жены царя Рамзеса II (строители неизвестны) 1-ая половина 13 века до н.э. Абу-Симбел
149.
Перенос (1964—1968)После революции 1952 года начались работы по проектированию второй
плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам
угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной
из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического
наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось
спасти путём перемещения на новое место.
Строительство плотины началось в 1960 году. Процесс переноса памятника
происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30
тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново.
Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше
от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из
крупнейших инженерно-археологических операций.