Искусство Новгорода (конец XII – XV века)
Археологические находки из Новгорода: древнейшие вилки и кожаная обувь
Археологические находки из Новгорода: стеклянные и янтарные бусы, серьги, пуговицы
Новгородские берестяные грамоты
Новгородские берестяные грамоты
Усадьба новгородского художника Олисея Гречина
Храм Святой Софии Новгородской
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. XIV в.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках. XIV в.
Элементы декора новгородских церквей
Элементы декора новгородских церквей
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице: Троицкий придел
Вид на Новгородский кремль, Ярославово дворище и реку Волхов
14.26M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Искусство Новгорода (конец XII – XV века)

1. Искусство Новгорода (конец XII – XV века)

2.

Новгород – один из древнейших русских городов, второй по
значению центр Киевской Руси. Город был расположен вблизи
важной торговой магистрали тогдашней Европы – пути «из варяг в
греки», который соединял Балтийское море с Чёрным системой рек,
озёр и «волоков» (участков суши, по которым волочили суда из одной
реки в другую). Поэтому Новгород являлся посредником в торговле
между Западной Европой, славянскими землями и Востоком.

3.

Новгородский торг. Картина А.Васнецова

4.

В Новгороде не существовало правящей династии князей. Он был
боярской республикой. Важнейшие решения принимались на
городском собрании – вече.
На вече приходили 300 представителей знатнейших и богатейших
боярских семейств. Собиралось вече на городской площади, и его
решения были известны всем и каждому.
Новгородцы сами приглашали себе князей, но не для управления, а
для службы городу. Князь бывал судьёй и предводителем войска.
Если князь оказывался строптив и не желал подчиняться принятым в
городе порядкам или же проявлял себя плохим полководцем, ему
«указывали путь чист», т.е. выгоняли из города. Каждая улица каждый
конец города управлялись «уличанским» или «кончанским» вечем,
на которое собиралось всё мужское население.

5.

Студенты и специалисты-археологи ведут раскопки в Новгороде

6.

Новгород – один из самых изученных современной наукой городов
Древней Руси. В нём постоянно ведутся археологические раскопки.
Состав его почвы таков, что многие предметы в ней лежат веками,
практически не изменяясь. В Новгороде можно не только пройти по
средневековым мостовым, войти в усадьбу и жилой дом
средневекового горожанина, но и представить себя в окружении его
повседневной обстановки.

7.

Остатки древних мостовых (12 века) на Волосовой улице в Новгороде

8. Археологические находки из Новгорода: древнейшие вилки и кожаная обувь

9. Археологические находки из Новгорода: стеклянные и янтарные бусы, серьги, пуговицы

10.

Шестьдесят пять лет назад в Новгороде была найдена первая
берестяная грамота. На мягкой, податливой , предварительно
обработанной берёзовой коре острым стержнем с лопаточкой на
другом конце (он назывался «писало» или «стило») процарапывали
надписи.
Археологами найдено около 750 берестяных грамот. Среди них
имеются: хозяйственные распоряжения, политические донесения,
записи судебных дел, бытовые просьбы, крестьянские жалобы,
технологические рецепты ремесленников, школьные упражнения
детей, заказы художнику на изготовление икон, любовные записки,
сообщения о смерти близкого человека, ростовщические записи,
заговоры против лихорадки, молитвы…

11. Новгородские берестяные грамоты

12. Новгородские берестяные грамоты

13.

Очень интересна найденная в Новгороде «школьная тетрадь»
мальчика Онфима, в которой можно видеть ученические
упражнения, рисунки: юный художник между делом попытался
нарисовать автопортрет и подписал его.
Берестяная грамота мальчика Онфима с рисунками

14.

Значение открытия берестяных грамот огромно. Впервые в руки
историков попали подлинные документы XI столетия, и было
неопровержимо доказано, что грамотность на Руси была
распространена среди широких слоёв населения.
Впервые появилась возможность узнать имена владельцев
раскапываемых усадеб и построек.

15.

Крупным научным событием стало открытие археологами в
1973—1977 годах усадьбы художника Олисея Гречина.
Гречин возглавлял артель, создавшую фрески церкви Спаса
Преображения на Нередице под Новгородом в 1199 году. В его
большом деревянном доме-мастерской найдены краски, чашечки
для их растирания, минералы-красители, тигли (сосуды из
огнеупорного материала) для кипячения лаков, заготовки из дерева
небольших икон, оклады. А также около 20 берестяных грамот из
переписки Олисея.
Для работы художника была необходима также олифа, слоем
которой покрывали живопись для закрепления. В олифу добавляли
янтарь и оливковое масло, которое доставлялось с юга в
керамических амфорах, фрагменты которых также были обнаружены
при раскопках.

16. Усадьба новгородского художника Олисея Гречина

17.

Евангелие никаких сведений о внешнем облике Христа не
содержит, но сохранилась легенда о Нерукотворном Образе, которая
гласит, что художник Анания должен был написать портрет Христа по
просьбе царя Авгаря, но не смог. Тогда Иисус Христос взял чистый
плат и, умыв лицо, отёр его, в результате чего на плате чудесным
образом отпечатался Его лик. Так возник «Нерукотворный Образ», то
есть «Спас Нерукотворный».
На Руси повторения «Спаса Нерукотворного» часто помещались
над вратами крепостей, на воинских стягах, надеясь на его защиту.
Многочисленны были и иконы, воспроизводившие Нерукотворный
Образ. Древнейшая из дошедших до нас подобная икона - «Спас
Нерукотворный», созданный в XII веке в Новгороде. По мнению
московских археологов, эту икону написал Олисей Петрович Гречин.

18.

Икона
«Нерукотворный Образ»
Олисея Гречина.
Возможно, Олисей Гречин был одним из тех, кто
оставил
свой
автограф
в
Софии
Константинопольской.

19.

Князья, благодаря богатству города, могли возводить
величественные храмы. Одним из них стал храм Святой Софии
Новгородской.
«Где Святая София, там и Новгород!» - любили говорить
новгородцы.
Построен собор по повелению князя Владимира Ярославича, сына
Ярослава Мудрого. Возможно, над ним работали византийские
мастера, присланные из Киева.
Сложен собор из плинфы и камня, хотя кладка грубее и проще,
чем в Киеве.. Обширные хоры опирались на мощные столбы,
делившие интерьер храма на пять нефов. В середине храма –
крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом.

20. Храм Святой Софии Новгородской

21.

Хотя основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии
Новгородской совпадают, постройки производят совершенно
различное впечатление.
Новгородский храм выглядит суровее, монументальнее и
компактнее. Его стены массивны, почти лишены выступов и лишь
изредка прорезаются узкими окнами. Пять мощных куполов высоко
подняты над зданием. По своей выразительности и суровой мощи
новгородский храм родственен северной природе. Он возвышался
громадой над невысокими деревянными городскими домами –
палатами.
Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в
Новгород как трофей. Интерьер собора был расписан фресками, от
которых сохранились лишь фрагменты.

22.

Бронзовые врата
(Магдебургские),
ведущие в Софийский
собор Новгорода

23.

Магдебургские врата: фрагмент с изображением евангельских
сюжетов «Встреча Марии с Елизаветой» и «Бегство в Египет»

24.

В конце XII столетия несколько
храмов
было
построено
новгородскими
князьями
за
пределами города. Последней
княжеской постройкой стал храм
Спаса на Нередице.
С
XIII
века
храмовое
строительство
полностью
переходит от князей к самим
новгородцам. Церкви возводятся
на средства бояр, купеческих
объединений и «концов» районов Новгорода.

25.

Во второй половине столетия каменное строительство замерло. На
него не было средств. Новгород избежал монголо-татарского
нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а
затем выплачивать дань Орде.
Несколько десятилетий не Руси не строились каменные храмы.
Первой возобновила строительство Тверь, а вскоре вслед за ней и
Новгород.
В XIV столетии на Новгородской земле построен целый ряд храмов.
Среди них: церкви Фёдора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине
улице; чуть позже построена церковь Петра и Павла в Кожевниках.

26. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. XIV в.

27. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в.

28. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. XIV в.

29.

Это были небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы, почти
кубические по пропорциям. Каждая церковь была рассчитана на
жителей одного района, а не всего города. Прихожане собирали
деньги на строительство, учитывая собственные интересы и
возможности, их соседи должны были позаботиться о себе
самостоятельно.
Жители каждого района (конца) стремились к тому, чтобы их
церковь своим убранством отличалась от других. Фасады стали
украшать маленькими фигурными нишами, углублениями,
крестиками, выложенными из обтёсанного кирпича. Барабаны
куполов опоясывали рядами арок и треугольников.

30. Элементы декора новгородских церквей

31. Элементы декора новгородских церквей

32.

Иными стали строительные материалы. Вместо византийской
плинфы церкви стали складывать из грубо отёсанных известняковых
плит и камней-валунов. Поэтому поверхности стен стали неровными,
волнистыми, будто живыми на ощупь. Кажется, что стены
Новгородских церквей дышат мощью и природной силой.
Каждая церковь строилась с душой и искусно украшалась. Однако,
самая большая слава и известность досталась церкви Спаса
Преображения на Ильине улице. В 1378 году она была расписана
византийским художником Феофаном, вошедшим в историю русской
живописи под именем Феофана Грека. Он прибыл в Новгород или с
греческой депутацией, или с русским купеческим караваном.

33.

До нас дошли лишь фрагменты фресок церкви Спаса на Ильине
улице: они очень пострадали от многочисленных пожаров и
ремонтов.
Сохранился
величественный образ
Спаса Вседержителя в
куполе. Вседержитель
изображён огромным,
грозным,
вопрошающим. Взгляд
его широко открытых
глаз проникает в душу
каждого пришедшего в
храм.

34.

Наиболее полно сохранился цикл фресок в Троицком приделе.
Здесь написаны образы святых отцов, которые олицетворяют ступени
духовного совершенствования; фигуры пяти столпников (святых,
возвышающихся на башнях-столпах); а также композиция Троицы
Ветхозаветной. Изображая Троицу, художник идеально вписал
композицию в полукруглый участок стены.
Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. По христианским
представлениям, это Бог, единый в трёх лицах, в трёх ипостасях.
Бог Сын – второе лицо Троицы – вочеловечился, пришёл в мир как
Спаситель Иисус Христос. О его жизни и учении повествует Евангелие.
Но до конца тайна Троицы непостижима для человека.

35. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице: Троицкий придел

36.

Художники, изображая Троицу, основываются на повествовании из
Библии или из Ветхого Завета. Там в книге «Бытие» рассказывается о
кочевнике Аврааме, которому дано было обетование (обещание),
что произойдёт от него великий народ.
Но шло время, а брак Авраама оставался бесплодным, его жена
Сарра не рожала ему детей. И вот однажды явился Аврааму Господь у
дуба Мамврийского.
Авраам во время дневного зноя сидел у входа в шатёр, когда
увидел, что перед ним стоят три странника. Авраам принял их
наилучшим образом. Покидая шатёр, они предрекли Сарре
рождение сына. Сарра смеялась над этим, потому, что уже была
стара. Однако, предсказание сбылось: Сарра родила сына, а Авраам
стал родоначальником целого народа.

37.

Авраам и Сарра

38.

В Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улицы фигура
Авраама не сохранилась. Зато мы видим фигуру Сарры, несущую
испечённый хлеб, и изображение всех трёх ангелов Троицы.
Они восседают вокруг стола, на котором стоит чаша с головой
тельца, приготовленного Авраамом. Могучие крылья одного из
ангелов объединяют фигуры, собирают их в единую группу и
вписывают в архитектурную форму полукруга.

39.

Троица Ветхозаветная
Церковь Спаса
Преображения

40.

В росписях Феофана Грека всё
направлено на создание единого
целостного пространства церкви.
Изображения
крупны
по
масштабу, колорит построен на
сближенных цветах, и только
небесный свет ложится на лики и
фигуры персонажей в виде ярких,
словно вспыхивающих белильных
бликов (движков).
Особенности фресковой
живописи Феофана Грека: движки

41.

Иконопись Новгорода тоже отличается своими особенностями. Из
храма Юрьева монастыря происходит большой по размерам образ
Святого Георгия. В спокойной неподвижности фигуры воина
чувствуются уверенность и мощь. Слегка расставленные ноги и
согнутые в локтях руки, одна из которых держит наперевес копьё, а
другая сжимает меч, выражая полную готовность к бою. Такое
восприятие святого было очень актуально для новгородской
действительности.

42.

Иконопись Новгорода:
Святой Георгий
Победоносец

43.

Есть в новгородском искусстве иконы, в которых заметно влияние
народной среды, наивного мировосприятия. Это икона «Иоанн
Лествичник, Георгий и Власий», персонажи которой очень
выразительны в своей простоте.
Композиция иконы проста. Фигуры расположены фронтально,
неподвижны и никак между собой не связаны. Иоанн изображён во
всю высоту иконного поля, тогда как его спутники не достают ему до
пояса. Так прямолинейно отразил художник соотношение главного и
второстепенного. Очень наряден ярко-красный фон иконы. Он
написан излюбленной в Новгороде краской – киноварью. Этот
пигмент в современной живописи практически не используется изза его губительного влияния на здоровье человека.

44.

Икона
«Иоанн Лествичник,
Георгий и Власий»

45.

Стиль новгородской иконописи отличают:
- простота и выразительность композиции,
- чёткость силуэтов,
- светлая красочная палитра.

46.

Неизвестный иконописец по повелению «раба Божья» Антипа
Кузьмина написал икону «Молящиеся новгородцы».
Она разделена на два яруса. В верхнем представлен Христос и
обращённые к нему в молении Богоматерь и святые, а в нижнем –
«молящийся о грехах своих» боярский род: Григорий, Мария, Яков,
Стефан, Евсей, Тимофей и Олфим. Это уже умершие родственники
Антипа. Однако чинное моление большой русской семьи легко
представить и на обычной церковной службе в храме перед иконами.

47.

Икона
«Молящиеся новгородцы»

48.

Верхний ярус иконы «Молящиеся новгородцы»

49.

Нижний ярус иконы «Молящиеся новгородцы»

50.

Новгородские иконописцы любили изображать «избранных
святых» во весь рост или по пояс. Написанные анфас, в одинаковых
позах, они сурово глядят в глаза молящемуся.
Изображались
прежде
всего
«полезные»
святые,
«скоропомощники» в важных делах: Илья Пророк – податель дождя,
Никола – покровитель путешествующих и страждущих, защитник от
пожаров: Георгий, Власий, Флор и Лавр - оберегали земледельцев и
домашний скот, а также Параскева Пятница и Анастасия –
покровительницы торговли.

51.

Избранные святые.
Новгородская икона

52. Вид на Новгородский кремль, Ярославово дворище и реку Волхов

English     Русский Правила