Структура программы
Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2-х чисел
ОПЕРАТОР ВВОДА
ОПЕРАТОР ВВОДА
ПЕРЕМЕННЫЕ
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ
Правила записи арифметических операций
Порядок выполнения операций
Какие типы у переменных?
Некоторые типы переменных
Можно ли в Паскале вычислить …
548.00K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Основные операторы. Линейные программы

1.

21.12.2021
Основные операторы.
Линейные программы.
1

2. Структура программы

Program <name>;
{Заголовок программы}
Uses crt; {модуль, который обеспечивает работу оператора
очистки}
Var <переменные>:<тип переменных>; {описание
переменных}
begin {начало исполнительной части}
Clrscr; {очистки}
<программа>;(write(‘ ’);read(x); расчетные действия)
{операторы}
Readln;{для отображения результата на экране}
21.12.2021
2
end. {конец}

3. Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2-х чисел

Начало
Ввод
исходных
данных a, b
Вычисление
c=a+b
Program pr;
Uses crt;
Var a,b,c: integer;
Begin
Clrscr;
Write(‘a=‘);
Readln(a);
Write(‘b=‘);
Readln(b);
C:=a+b;
Вывод
результата
c
Writeln(c);
Конец
21.12.2021
Readln;
End.
3

4. ОПЕРАТОР ВВОДА

READ(a); - переменной а присваивается, введенное с клавиатуры.
Ввод заканчивается нажатием Enter.
READLN(a); – значение переменной а также вводится с клавиатуры,
но курсор переходит на новую строку.
READLN(a, b); – значения переменных а и b задаются с клавиатуры.
Переменные вводятся через пробел или после каждого значения
нажимают Enter.
Если значения вводились через пробел, то после ввода следует
нажать Еnter.
21.12.2021
4

5. ОПЕРАТОР ВВОДА

Пример:
Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Write (‘a=’);
Readln(а);
На экране появится а= и после знака равно будет мигать
курсор в ожидании ввода с клавиатуры числа. После ввода
числа необходимо нажать Enter.
21.12.2021
5

6. ПЕРЕМЕННЫЕ

Переменная – величина, которая в процессе
выполнения программы может менять свое значение.
Имена переменных состоят из латинских букв и цифр,
начинаются только с буквы.
!!! Имена переменных не должны совпадать с операторами
или служебными словами языка Паскаль!
Например, именем переменной не могут быть: begin, var,
read .
21.12.2021
6

7. ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Для изменения значений переменных используется оператор
присваивания, в языке Паскаль он обозначается так:
<имя переменной>:=<выражение>;
Пример:
а:=2;
b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных
трех команд переменная S принимает значение равное 10.
21.12.2021
7

8. Правила записи арифметических операций

Математика
Сложение
C=a+b
Вычитание
С=a-b
Умножение
C=ab или x=5a
Деление
X=a:c
21.12.2021
Паскаль
C:=a+b;
C:=a-b;
C:=a*b; или x:=5*a;
x:=a/c;
8

9. Порядок выполнения операций

1.
2.
3.
4.
Операции в скобках
Умножение (*) и деление (/)
Целочисленное деление (DIV и MOD)
Сложение (+) и вычитание (-)
Пример:
А * А + В /4 – 12 * С
1
4
2
5
3
A + ((C – D) / (2 + K) – 1) * B
6
21.12.2021
1
3
2
4
5
9

10. Какие типы у переменных?

Когда мы выполняем операцию деления или извлекаем
квадратный корень, то результат наших вычислений - …?
- вещественное число, состоящее из целой и
дробной части.
21.12.2021
10

11. Некоторые типы переменных

Наименование
Обозначение
Диапазон
Занимаемая
память
Целый
Длинный целый
INTEGER
LongInt
-32768…+32767
-2147483648…
+2147483647
2 байта
4 байта
Вещественный
REAL
10-38 – 1037
6 байт
Символьный
CHAR
1 из 256
символов
1 байт
Строковый
STRING
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (сокращение от английского слова
variable – переменная) и размещается перед основным блоком программы (перед первым
BEGIN).
После
имен
переменных
через
двоеточие
указывается
их
тип.
Константы описываются в разделе с рубрикой CONST, там же указывается их значение.
21.12.2021
VAR
a, b: real;
i, j: integer;
CONST
g=9.81;
…..
11

12. Можно ли в Паскале вычислить …

X2 =?
Sin(x)=?
Корень квадратный?
Модуль числа…?
Да! В Паскале имеются
следующие встроенные функции:
21.12.2021
12

13.

Обращение Действие Тип аргумента
Тип результата
PI
Вызов числа
« пи » - 3,14159…
-
Вещ.
SIN(X)
Синус веществ. х
Вещ.
Вещ.
COS(X)
косинус
Вещ.
Вещ.
ARCTAN(X)
арктангенс
Вещ.
Вещ.
SQR(X)
Квадрат х
Цел./Вещ.
Цел./Вещ.
Квадратный
корень
Вещ.
Вещ.
Абсолютная
Цел./Вещ.
Цел./Вещ.
SQRT(X)
ABS(X)
величина (модуль х)
ROUND(X)
округление
Вещ.
Цел.
TRUNC(X)
Отбрасывание
дробной части х
Вещ.
Цел.
ех
Вещ.
Вещ.
Натуральный
логарифм
Вещ.
Вещ.
RANDOM
Случайное число
из диапазона(0-1)
-
Вещ.
RANDOM(X)
Случайное число из
диапазона (0-х-1)
Цел.
Цел.
EXP(X)
LN(X)
21.12.2021
13

14.

Домашнее задание
1.Учить записи
2.Радиус окружности равен R.
Вычислить длину окружности и
площадь круга. Результаты печатать
с 5 знаками после десятичной
точки.
21.12.2021
14
English     Русский Правила