Похожие презентации:
М.П. Мусоргский. Картинки с выставки
1. М. П. Мусоргский Картинки с выставки
2.
• Жанр-фортепианный цикл.• Состоит из 10 программных пьес.
• Между пьесами есть связующий
эпизод- интермедия
(от латинского «между»).
• Мусоргский дал этому эпизоду
название- «Прогулка».
3.
• Сочинил в память о другехудожнике Викторе Гармане.• В. Стасов организовал
посмертную выставку.
• Выставлено 400 работ
художника, созданных за 15
лет.
• В разных жанрах- рисунки,
акварели, архитектурные
проекты, эскизы театральных
декораций и костюмов,
изделия, сделанные руками
художника.
4.
• Выставка произвелаогромное впечатление на
Мусоргского.
• Он решил написать цикл
для фортепиано. Каждая
пьеса-отражение
увиденной картины.
• Рабочее название сюиты
было «Гартман».
5. 10 фортепианных пьес с интермедиями
10 фортепианных пьес с интермедиями
Прогулка –интермедия Си бемоль мажор
1. Гном; Прогулка Ля бемоль мажор
2. Старый замок; Прогулка си мажор
3. Тюильрийский сад(Ссора детей после игры); Без
перерыва
4. Быдло; Прогулка ре минор
5. Балет невылупившихся птенцов Без перерыва
6. Два еврея («Самуэль Гольденберг и Шмуйле») ;
Прогулка (повторяет начальную)
7. Лиможский рынок (Большая новость). Без перерыва
8. Катакомбы. Римская гробница;
С мертвыми на мертвом языке - Прогулка, си минор
9. Избушка на курьих ножках (Баба-яга) Без перерыва
10. Богатырские ворота (Во стольном городе во Киеве)
6. ПРОГУЛКА
• « Моя физиономия винтермедах видна!» – писал
М.П.Мусоргский.
• В этой теме Мусоргский
изобразил самого себя,
переходящего от картины к
картине.
7.
Характер – шагающий, широкий;одноголосный запев и аккордовый хоровой припев;
размер 5/4, характерный для русских песен.
8. Гном
• Оригинал - ёлочнаяигрушка, изображающая
щипцы для колки орехов
(«щелкунчик») в виде
карлика на кривых
ножках.
• Не сохранился.
9.
Контраст динамики, темпа. Гном-перебегает,крадется, замирает на месте.
Изломанная мелодия в сочетании с мистическими
аккордами.
10.
Основа-акварель, изображающаястаринный замок, на фоне которого
был нарисован трубадур с лютней.
(Не сохранился)
11.
Протяжная печальная мелодияОрганный пункт – все 107 тактов в басу
повторяется нота соль диез.
12.
13.
Высокий регистр, мажорный лад.Повторный ритм напоминает детские считалки
и дразнилки.
14. Быдло
Рисунок -запряженная волами тяжелая телегана огромных колесах.
15.
Мерное движение, тяжеловесныеаккорды.
Мелодия- угрюмая песня, в которой,
однако, чувствуется скрытая сила.
16. Балет невылупившихся птенцов
Основа -эскизы Гартмана кбалетным костюмам,
изображающим канареек.
17.
Скерцино (шуточка), полькаверхний регистр,
множество форшлагов, трелей, имитирующими
птичий щебет.
.
18.
«Два еврея — богатый и бедный»Стасов писал о акварели«Два еврея, зарисованные с натуры : первый —
богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный,
тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался
выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему
другу...»
19.
1 тема –властная, нижний регистр, унисон, гармонический минор.2 тема- жалобная скороговорка, мелкие триоли, верхний регистр.
Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно,
контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по
колориту дуэт.
20.
«Лимож. Рынок. (Большая новость)»21.
Непрерывное суетливое движениеизменчивое направление мелодии,
частая смена динамики, сфорцандо.
22. Катакомбы. Римская гробница или «С мёртвыми на мёртвом языке».
Катакомбы.Римская
гробница
или «С мёртвыми на мёртвом
языке».
На картине Гартман
изобразил на
переднем плане себя в
римских катакомбах в
Париже.
23.
Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких,Унисоны сменяются резкими диссонансами.
Переходят без перерыва в следующий раздел«С мертвыми на
мертвом языке». Это не что иное, как «Прогулка» в скорбном си
миноре, хорал,обрамленный тихим тремоло.
24.
Избушка на курьихножках
(Баба Яга)
У Гартмана был эскиз
изящных бронзовых часов в
виде избушки на курьих
ножках. Однако фантазия
Мусоргского изобразила
совершенно другое —
мощный динамичный образ
Бабы-Яги, картину
«нечистой силы».
25.
Резкие аккорды, широкие скачки, чередующиеся с паузами,учащаются, имитируя «разбег»,переходят
в неудержимое движение. Звуковые «кляксы» изображают
небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Неравномерно
расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной
ноги».
Средний
раздел
наполнен
таинственными
шорохами,
настороженны
ми
звучаниями.
26. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)
Это музыкальноевоплощение
архитектурного
проекта киевских
городских ворот,
которые
Гартман видел в
древнерусском стиле.
27.
Первая тема, величавая, похожая на былинный напев, вмощном аккордовом звучании напоминает тему Прогулки».
Втора тема –старинный церковный
распев, тихое звучание церковного хора.
28.
Заключает номер, как и весь цикл, торжественный ипраздничный колокольный звон.
29.
Существует несколькооркестровых переложений
этого
произведения. Наиболее
известно
оркестровое переложение
Равеля.
30. Джаз-альбом «Прогулка с Мусоргским»
Алекс Ростоцкий и его новый альбом"Картинки с выставки
или Прогулка с Мусоргским”
Новый музыкальный проект Алекса
Ростоцкого является своего рода
музыкальным подарком как для
любителей классического музыки, так и
для поклонников джазовой
импровизации. Один из лучших
джазовых музыкантов современной
России, А. Ростоцкий записал альбом
«Прогулки с Мусоргским», где
знаменитые темы «Картинок с
выставки» Модеста Мусоргского звучат
в исполнении джазового трио.