Похожие презентации:
СРО 2 . Развитие культуры в современном Казахстане Музыкальное искусство
1.
СРО 2 . Развитие культуры всовременном Казахстане
Музыкальное искусство
Работу выполнил: Басанов Мади Ф20 03
2.
Современный Казахстан и музыкальноеисскуство
• С получением независимости воздействие на демократизацию и
гуманизацию общества, способствуя, таким образом, свободе в
музыкальном творчестве и исполнительстве. Современность дает
множество возможностей для деятелей искусств, которые, наконец,
смогли освободиться от идеологических устоев, доминирующих в
советское время. В результате они направили свое творчество к более
углубленному обращению к исторической судьбе своего народа, к
освоению патриотических тем, создавали сочинения, соответствующие
национальному менталитету, использовали новые приемы
исполнительства и сценической игры. Данные тенденции повлияли на
устойчивое сохранение своеобразия музыкальной культуры,
зарождение новых форм искусства в эпоху глобализации.
3.
Музыкальное исскуство4.
Казахская музыка в современности• Произведения, написанные в годы независимости, отличаются разнообразием
стилей и жанров, а также специфичными художественными решениями.
Основополагающей тенденцией данного периода в музыкальном искусстве
выдвигается высокий профессионализм композиторского письма, в котором
органично сочетаются фольклорные традиции с закономерностями общемирового
художественного процесса. Годы независимости открыли широкие горизонты для
расцвета казахского исполнительского искусства. Мастера академического и
эстрадного искусства с блестящим успехом стали завоевывать сценические
площадки и концертные залы разных континентов, принося национальной культуре
мировую известность и славу. Таким образом, суверенные годы характеризуются
новизной тематик и идей, особым колоритом и богатством семантики
музыкального языка, своеобразным тонусом, новыми (выразительными)
средствами, полистилистикой, полижанровостью, политональностью,
полиритмикой и т.п. Свобода творческого духа ярко выражается в опусах,
возрождающих архаичные пласты культуры, с их трансформацией в технике
письма.
5.
Обряды и обычаиТак, одним из древнейших пластов традиционной культуры является обрядовая, которая сопровождала и была неотъемлемой частью ритуальных действ, важных в
жизни человека, и во все времена, не теряя своей актуальности, бытует и в период независимости. Как верно указывает Р. Абдуллаев, «Она отличается богатством
стилей, исполнительским разнообразием и хранит в себе, как и всякая другая традиционная культура, различные временные пласты, спрессовавшие в себе
тысячелетия творчества» .
Обряды и обычаи как составная часть жизнедеятельности человека, рожденные из мировоззрения и мироощущения народа еще древних времен, в Советскую эпоху
были подвергнуты реминисценции, утратив свою изначальную функцию, и приобрели более демократическую и интернациональную сущность. С получением
суверенитета они возрождаются в новом аспекте из-за возрастания национального самосознания казахов, а обрядовые жанры, отражая жизнь и быт, стали
приобретать новую содержательность и формы. В современном их бытовании многие детали в том или ином виде сохранились.
Известно, что обрядовый фольклор делится как календарный, семейно-бытовой и культово-ритуальный. Первый из них — это празднества, связанные с временами
года, а также хозяйственной деятельностью народа в тот или иной сезон (посев, сбор урожая — если занимались земледелием, приход весны, праздник Наурыз,
вызывание ветра, дождя и т.п.), придавая обрядам магический смысл, связанный с оттенком архаики, обеспечивающий благосостояние, богатство, здоровье и т.д. На
современном этапе из данного обряда наиболее распространенным стал праздник Наурыз, который после глубокого забвения в советскую эпоху, возродился и стал
широко отмечаться с получением независимости. В это время появилось множество произведений, посвященных Наурызу (песни, кюйи), однако сугубо обрядовых
образцов не сохранилось. Другой ритуальной песней является «Жарапазан» (или «Жарамазан» — от синтеза слов «жар» — оповещение, провозглашение и «рамазан»
— месяц поста), исполняемая с наступлением священного месяца Рамазан у мусульман, которая по сей день сохранила и формы бытования, и образный, музыкальнопоэтический строй.
Семейно-бытовая обрядность непосредственно отражает социальные и мировоззренческие изменения в жизни человека. Они сопровождались семейными
торжествами, такими как рождение ребенка (шілдехана, бесік той и т.д.), первые его шаги — тұсау кесер, обрезание мальчиков — посвящение их в ислам — сундет
той, женитьба/замужество — уйлену/ұзату тойы, похоронно-поминальные церемонии и т.д.
Как одно из значимых событий в жизни человека, современная свадьба также состоит из множества ритуалов. Со становлением советской власти многие песни,
имеющие содержание социального протеста, утрачены, либо видоизменились, или были преданы забвению. Главной причиной этого стало приобретение
возможности свободного выбора жизненного спутника, соединения многих пар по взаимному согласию (по любви, по определенному расчету и т.д.). А теперь среди
казахской молодежи используются формы и гражданского брака, заимствованные из европейской и русской традиции. Это мотивируется утверждением свободы
личности, исходящей из эмансипированности женщин. На современном этапе жанры, сопровождающие прощание невесты, стали занимать свое особое место в
проведении свадебного обряда, приобретая исключительно инсценированный, театрализованный характер.
6.
Жар жар и беташарСреди бытующих по сей день жанров стоит выделить жар-жар и беташар. Жар-жар изменился в плане исполнительских приемов,
содержания и выполняемой роли в обряде, а беташар приобрел новую смысловую нагрузку, сохранив при этом музыкальное оформление и
некоторые элементы обряда — поклон невесты перед новыми ее родственниками при знакомстве и т.д. В настоящее время в свадебном
обряде возрождены прежде свойственные ему элементы театральности: на некоторых свадьбах звучит сыцсу — прощание невесты с
родными на проводах, а в других случаях устраивают исполнение жар-жар по традиции — также на проводах в виде айтыса двух групп
(женской и мужской) по очереди. Но это чаще всего происходит на любительском уровне, инсценированно, для придания оригинальности и
неповторимости проводимым торжествам.
Жар-жар единственный наряду с беташар жанр, который не прерывал своего бытования в свадебном обряде, как в советское время, так и
сейчас. Однако он изменил свою функцию и формы исполнения. В период Советской власти жар-жар — это поздравительная песня,
открывающая свадебное торжество на стороне жениха. Причем ее пели все гости хором в унисон под мотив мужского жар-жар, бодрого и
веселого по характеру, в момент, когда молодые подъезжали и входили в место проведения пира и проходили к своему столу. Аналогично
место жар-жар и в современности, который в плане музыкального развития очень близок традиционному его виду, который проводился
мужской группой. Изменения коснулись, прежде всего, его содержания, соответствующего духу времени, в котором произошли
существенные изменения в морально-этических устоях и нравах народа. Наряду с этим типом жар-жар в настоящее время обозначаются
некоторые новые виды. Например, этой песней родственники жениха встречают сватов со стороны невесты (құдаларды қарсы алады). А
попытки возродить традиционный жар-жар в виде айтыса также имеет инсценированный характер и встречается крайне редко — в
празднованиях в интеллигентных семьях, приверженных традициям.
Наряду с жар-жар ныне сохранился и беташар. Первый из них, как уже было отмечено, открывал торжество, а второй представляет собой
песню в жанре терме назидательного, поучительного содержания, зачастую торжественного, веселого, задорного, шуточного характера,
исполняемую специально приглашенным акыном жениха. В годы независимости данный обряд в плане музыкального и инструментального
сопровождения, сценария ритуала сохранил свои прежние формы функционирования, проявляя тем самым канонические черты. Но в тексте
часто прослеживаются нововведения, продиктованные новыми морально-нравственными критериями. Возрожденные варианты свадебноритуальных песен отличает их музыкальное выражение. Если прежде названные песни исполнялись сольно или под аккомпонемент домбры,
то теперь они звучат, поются с инструментальными ансамблями, часто под фонограмму, что способствует усилению эмоционального тонуса
музыки.
7.
Казахская музыка в современности• Обрядовые песни казахов в условиях современности не стали «музейным экспонатом», исполняемым на сценах для
публичной демонстрации отдельных элементов традиций, они живут и бытуют в народной среде, органично вплетаясь в
жизнь, в проведение различных семейных церемоний и торжеств. Бытование кобызовой традиции в XX веке, закономерно
отражая современные тенденции в культуре, тесно сохраняет свою оригинальность, продолжая вековые традиции.
Испытав гонения и насильственную европеизацию, эта самобытная область фольклора возрождается с новой силой в
условиях независимости.
• Современное состояние кобызового искусства характеризуется разнообразными жанровыми проявлениями. В них
наблюдается и сохранение, продолжение определяющих черт данной древней инструментальной музыки, воссоздающих
его тембровую природу, и особенности интонационных стереотипов. Авторы в своих произведениях идут от прямого
цитирования и интонационного обобщения к воплощению совершенно не типичных для кобызовой музыки образов.
Наиболее выразительно воплощение духа и традиционной атмосферы отражено в пьесах Куата Шильдебаева. У Актоты
Раимкуловой наблюдается другой уровень в освоении жанров и форм. Так, например, в «Арал мұңы» воплощена
глобальная трагедия экологического плана, в «Алтыншаш» воссоздан облик молодой девушки. В них самобытная
семантика трактована через призму мировоззрения современного художника, в аккумулированном виде представлен
многовековой опыт носителей народной инструментальной традиции, суммируются достижения в области формы,
мелодии, интонационного строения. Наряду с использованием традиционных приемов развития, вводятся современные
методы художественного письма, которые являются новаторским решением композиторов. Среди них — более рельефная
продуманность и логическая завершенность композиции, интонационная детализированность, строгая продуманность
ладового, тонального и метро-ритмического развития. В целом, можно говорить о композиторской интерпретации
образно-семантического содержания древней музыки, которая получает новые краски в контексте нового времени.
8.
Современный Казахстан .Музыкальноеисскуство
• Одну из важных сторон духовной жизни казахов составляет домбровое
кюйевое искусство, которое в настоящее время также претерпевает
изменения, расширяя свои творческие ресурсы (например, стиль
ДЭККО). В годы независимости обогатились тематика и образный
строй домбровой музыки. Так, например, «Шабыт» К.Ахмедиярова
был приурочен к тому моменту, когда Президент Н.А.Назарбаев, давая
клятву, коснулся лбом флага. Возрождение традиций, переименование
названий улиц и городов на национально-исторические и другие
события суверенного государства, также послужили толчком для
создания произведений. В результате появились такие кюйи, как
«Атырау», «Жаца жыл», посвященный празднику Нау-рыз, «Ак-Орда»
ко дню столицы, «Той». А А.Жаимов написал сочинения, воспевающие
независимость Казахстана — «Ел толғау», «Еркін елім»,
«Шаттанамын».