Похожие презентации:
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669)
1. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669)
Ре́ мбрандт Ха́ рменс ван Рейн (1606—1669)
2. Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
Ре́ мбрандт Ха́ рменс ван РейнРе́ мбрандт Ха́ рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606—1669) —
голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени,
крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить
в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной
насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы
Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают
зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Рембрандт родился 15 июля 1606 г. в Лейдене в семье богатого мельника.
Поступив в Лейденский университет в 1620 г., он вскоре оставил его и стал учиться
живописи. В 1625—1631 гг. Рембрандт работал в родном городе. Основными в его
творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также
портреты.
1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился
на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора
Тульпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.
Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него
появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие
шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).
Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт
мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.
3. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
4. Урок анатомии доктора Тульпа
Сюжет:•Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них
— доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся
устройство мускулатуры руки человека. Другой — труп: Арис
Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан
Адрианзон. В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного
охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31
января 1632 года он был повешен и передан для публичной
аутопсии амстердамской гильдии хирургов.
•Подобные открытые анатомические уроки были обычным
явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они
проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы
тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и
длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги
по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.
5. Саския в образе Флоры,1634
Этот очаровательный портрет
юной Саскии написан в тот
год, когда она вышла замуж
за Рембрандта. Задумчивое,
но, несомненно, счастливое
лицо девушки вполне
соответствует чувствам
невесты. Увитые цветами
головной убор и жезл,
безусловно, указывают на
Флору - древнеримскую
богиню весны. Наряд богини
написан с удивительным
мастерством, но подлинное
величие таланта Рембрандта
проявляется в выражении
нежности, которое художник
придал ее лицу.
6.
7. Автопортрет с Саскией на коленях,1636
8. Автопортрет с Саскией на коленях
Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когдамастеру сопутствовал успех. В нем нашло свое отражение и его гордое сознание
своей независимости, и радостное ощущение полноты жизни. Супруги пируют,
наслаждаясь жизнью. Они одеты в праздничные костюмы, их счастливые лица
обращены к зрителю. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном
жесте его руки, держащей бокал.
Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и
колорита полон радости бытия. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой
поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его
принять участие в пиршестве. Некоторые искусствоведы предполагают, что,
возможно, показывая себя и свою жену, художник хотел бросить вызов ее богатым
родственникам, с которыми был не в ладах.
Сильнее всего ликование выражено в насыщенном колорите картины, в игре тонко
подобранных красочных сочетаний, в движении светотени. Как это часто бывает у
Рембрандта, источник света не может быть точно определен, но все пространство
картины насыщено переливами золотистого сияния. Глубокие тени прозрачны, а
полутени светозарны.
9. Портрет Якоба де Гейна III
10. Портрет Якоба де Гейна III
• «Портрет Якоба де Гейна III» — картина Рембрандта, написаннаяв 1632 г. Упомянута в Книге Рекордов Гинесса как наиболее
часто похищаемое полотно и носит прозвище «Рембрандт на
вынос».
• Также упоминается под названием «Портрет Якоба III де Гейна».
• Заказчик Якоб де Гейн 3-й (ок. 1596—1641) был художником и
третьим в роду подряд, носившим это имя. Его дед был
миниатюристом и живописцем по стеклу, а отец гравером и
графиком. Благодаря богатому наследству он не утруждал себя
работой.
• После путешествия в Лондон в 1618 г. в компании с
Константином Хёйгенсом и в Швецию в 1620 г. Якоб де Гейн III
обосновался в Утрехте, где и прожил до самой смерти. Он
покровительствовал Рембрандту, в частности, приобрел у него
«Ученый спор». Модель идентифицируется по надписи на
обороте. Константин Хёйгенс в стихотворных строчках,
посвященных портрету, едко критиковал не очень явное
портретное сходство
11. Пир Валтасара,1635
12. Пир Валтасара
• На пире, устроенном Валтасаром для высокихсановников (Дан. 5), пили вино из сосудов,
захваченных Навуходоносором в иерусалимском
Храме. Во время пира появилась таинственная рука и
написала на стене слова мене, мене, ткел у-фарсин,
которые никто из присутствующих не смог
истолковать. Вызванный к царю Даниэль истолковал
эти слова как предсказание грядущего падения
царства. В ту же ночь Валтасар был убит, а его
преемником стал Дарий Мидянин (Дан. 5:30; 6:1).
Вавилонские источники упоминают Валтасара как
сына, наследника и регента последнего
вавилонского царя Набонида (556–539 до н. э.). В 539
г. до н. э. Вавилон был завоеван Киром, царем
Персии.
13. Самсон и Далила,1636
14. Самсон и Далила
История Самсона и Далилы, стала источником для создания многочисленных
живописных произведений. Самсона, которому было суждено положить конец
владычеству филистимлян над народом Израиля, бог наделил невиданной силой, с
помощью которой герой совершает множество подвигов. Однако любовь к
филистимлянке Далиле ведет его к гибели.
Далила, подкупленная сородичами, хитростью выведала источник силы героя. Уступив
ее просьбам, Самсон открыл тайну: "...если же остричь меня, то отступит от меня
сила...". Ночью Далила остригла ему волосы и впустила филистимлян, которые схватили
и ослепили его, а затем, сковав цепями, увели с собой. В плену Самсон совершил свой
последний подвиг. Отросшие волосы вновь возвратили ему силу. Несчастный слепой,
приведенный в цепях в дом врагов, обрушил во время их пира кровлю дворца, погибнув
под обломками вместе с филистимлянами.
Произведение Рембрандта представляет один из кульминационных моментов легенды развязку любовных отношений, поражающих своей откровенностью и жестокостью.
Волновавшая мастера проблема передачи сильных эмоций через убедительность
жестов и движений героев нашла в картине свое яркое воплощение.
В "Ослеплении Самсона" большой формат холста, множество фигур и театральная
пышность сценографии помогает создать необычное зрелище. Представленная сцена,
словно наполнена шумом борьбы, криками и стонами жертвы. Точность и
выразительность деталей, позволяет легко прочитать композицию. Художник выбирает
для изображения момент расправы - ослепление героя. Но даже столь жестокую сцену
Рембрандт преображает своей гениальной живописью.
В произведении чувствуется желание Рембрандта воплотить в тематически
определённом действии, в событиях, страданиях и триумфе не только «страсти», но и
показать раздвоенность, противоречивость человеческой сущности и в этом показе
достичь пределов обнажённой жизненной правды.
15. Давид и Урия . Около 1665 или «Аман узнаёт свою судьбу», ?
16.
• Итак, на переднем плане картины мы видим Урию Хеттеянина, оставшегося в памяти поколений одним изсамых отважных воинов дружины царя Давида (2 Цар. 23, 39). Богатая красная одежда с золотистыми
отблесками, перекинутый через левое плечо плащ - всё это подчеркивает его доминирующее значение.
Огромное кроваво-красное пятно на картине выразительно контрастирует с холодными красками вокруг
него. Красные или серебристые, золотые или тёмно-оливковые тона выражают нечто большее, чем
красоту изображённых предметов. Нам совсем неважно, из шёлка или бархата сшиты эти одежды.
Красный цвет в окружении тёмных тонов передаёт ощущение высочайшего трагизма происходящего. С
помощью красок Рембрандт стремится передать не столько фактуру материала, сколько внутреннее
напряжение разворачивающейся драмы. От этого в душе зрителя возникает тайное волнение, которое
заставляет его задуматься над своими переживаниями и потому проникнуть во внутренний мир героев
повествования.
• Царь Давид пригласил Урию во дворец якобы для разговора о ходе войны. После встречи за гостем несут
царские яства, но Урия в этот вечер не пойдёт домой. Скорее всего, он не знает, что его жена уже
беременна. Благородный военачальник никогда не согласится делить с царем свою красавицу-жену. Он не
знает, что смертный приговор уже подписан, но тяжело переживает происходящее. Он понимает, что всё
это неспроста.
• Образ Урии обретает колоссальные масштабы и становится воплощением душевного смятения и
сверхчеловеческого напряжения сил. Его фигура сдвинута чуть влево от центра, и кажется, что она
движется прямо на нас. В наклоне головы и во всём туловище чувствуется некоторая неустойчивость.
Правую руку он прижимает к груди, и можно предположить, что под одеждами спрятано то самое письмо,
которое содержит в себе смертный приговор ему. Жест руки чрезвычайно прост, но сочетание сложных,
мерцающих золотом красок чуть раздвинутых пальцев руки рядом с раскалённым красным цветом богатых
восточных одеяний создаёт потрясающее напряжение человеческой драмы.
17.
• Краски одежд варьируются от карминно-вишнёвого до сверкающего ярко-красного, оживленного жёлтым и чутьзаметными мазками белого. Они словно сталкиваются друг с другом в редком по красоте сочетании.
• Взгляд зрителя не может не остановиться на бледном неподвижном лице. Едва различимые опущенные
землистые веки углубляют тень под глазными впадинами. Глаза Урии закрыты от ужаса, взора его мы не видим,
и это заставляет нас проникнуться его смятением и предсмертной мукой. На голове у него роскошный светлокоричневый тюрбан, украшенный золотым обручем и камнями, словно давящий на владельца своей непомерной
тяжестью.
• Левой рукой Урия держится за пояс, как бы боясь потерять сознание. Возникает впечатление, что ничего не видя
и не замечая, он намерен пройти мимо нас, как проходит человек, знающий, что ему уже не избежать близкой
смерти. В этот момент, сколько бы ни было рядом с ним народу, он беспредельно одинок, оставаясь наедине со
своими мыслями.
• В основе композиции - сопоставление трёх людей, выражающих собой три психологических состояния. Можно
предположить, что один из них - Давид, а другой - его слуга, написавший письмо. Давид словно отводит взгляд в
сторону от происходящего. Он страдает от нелепости ситуации: его затея не удалась, он здесь как никто другой
знает о готовящемся злодеянии. Он виновен, но поступить иначе не может. Холодные краски одежды Давида и
его седеющая борода красочно противопоставлены насыщенным пламенеющим тонам одежды Урии.
• Ещё более трагической печатью отмечено лицо его писца. Слуга опустил глаза, а на лбу его залегли глубокие
морщины печали. Написав под диктовку письмо своего господина, он стал соучастником готовящегося
преступления. Этот седобородый старец с непокрытой головой скорбит об Урии. Некоторыми исследователями
выдвигается также предположение о том, что на картине изображён даже не писец Давида, а пророк Нафан,
который пришел во дворец для того, чтоб обличить царя в убийстве, приготовив замечательную притчу о
единственной овечке бедняка (2 Цар. 12, 1-6).
18. Даная(1636 - 1647)
Даная(1636 1647)Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого
солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог.
Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку
навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её
доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в
полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о
том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина
19. Ночной дозор, 1642
20. Ночной дозор
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского
отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт отступил от канона,
согласно которому изображение должно было представлять собой
статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя
(выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной
миссией — дискуссионный вопрос). В результате часть изображённых
оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же
как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых —
девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с
большой задержкой.
Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 —
участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с
тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале.
Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится
в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной
части картины.
Великолепная работа «Ночной дозор» — групповой портрет членов
Стрелковой гильдии Амстердама — была отвергнута заказчиками, не
оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике. Так в
1642 г. завершился
период успехов. Рембрандт практически перестал получать заказы, его
покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.
21.
• Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночнойдозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы
Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить
свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была
заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота
капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из
шестнадцати человек.
• За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину
добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам
многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане.
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана
атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением
мушкетов. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но
Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в
результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным
движением и своеобразным освещением.
• Получившаяся картина - не статичный ряд портретов, как было принято в то время, но кусок
колоритной жизни Амстердама. Яркий луч высвечивает лица, фигуры, кружева, парчовые одежды и
множество деталей: аркебузы и мушкеты, знамена и музыкальные инструменты.
• Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество
распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между
окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с
двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и
барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
22.
• Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянноподдерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII
века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу,
живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой
исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми. Вскоре он
понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое
«Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу
чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней
прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Он еще более убедился в
подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой
собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было
удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная
Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.
• Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков,
оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее
поколение. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами,
хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным
взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.
Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те
картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по
исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят
игральными картами».
23. Святое семейство
С 40-х гг. Рембрандт отказался в
творчестве от театральных
эффектов, в его живописи
усилилось созерцательное
начало.
Глубиной, спокойствием и
эмоциональной насыщенностью
отмечены картина «Святое
семейство». Святое семейство —
Дева Мария с младенцем
Иисусом Христом и супругом
Иосифом Обручником.
День Святого семейства — в
католической церкви праздник,
отмечаемый в рождественский
период.
24.
25. Портрет старушки,1654
26. Портрет старушки,1654
• Старость в самых разнообразных вариантах всегда былапредметом интересов Рембрандта: как характерная
реальность, как модель для библейских персонажей, как
загадочный ответ на ищущие запросы искусства и, наконец,
как видимое, постоянно замечаемое присутствие прожитой
жизни. Жизненное соединение идеального с реальным придаёт
образам портретов Рембрандта новую глубокую правдивость.
• В «Портрете старушки» удивительным образом сочетаются
живописное богатство и простота. Образ старой женщины это образ-судьба. Её доброта, твёрдость и, несмотря на
прожитые годы, внимательный взгляд - всё это выражает
целую жизнь и делает прекрасными горькие слёзы ее
возраста.
27. Возвращение блудного сына, ок. 1666-69
Это самое большое
полотно Рембрандта на
религиозную тему. В
отличие от своих
предшественников
Дюрера и Луки
Лейденского,
изобразившего блудного
сына пирующим либо в
беспутной компании,
либо со свиньями,
Рембрандт
сосредоточился на сути
притчи — встречи отца
и сына и прощении.
28. Возвращение блудного сына
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины
изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно. Отец нежно
касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное
сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи
произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше
внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает
композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра
на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних
времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих
творений».
Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о
падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная
деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним
отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального
пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край
проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся
последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана.
Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно
в полумраке». «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события)
слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет поразному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик"».
Второстепенные персонажи
Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с
трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли
их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в
29.
Палитра РембрандтаРембрандт Хермес ванн Рейн (1606-1669) Рембрандт всегда интересовался светом. Он
любил создавать интригу с помощью света и тени, пользуясь насыщенными природными
пигментами. В работе над своими картинами, Рембрандт использовал исключительно
небольшое количество пигментов. Его палитру можно охарактеризовать как простую. В
разные времена, палитра Рембрандта включала в себя такие краски: свинцовые белила,
охру желтую, охру красную, кость черную, вермильон, краплак, зеленую землю, умбру,
свинцово-оловянную желтую, коричневый "ван-дейк". Но никогда, все эти краски не были
одновременно на палитре Рембрандта. Свинцовыми белилами Рембрандт писал тело,
белые манжеты и воротники, а свинцово-оловянным желтым наиболее яркие места. Как
правило, Рембрандт земляные пигменты смешивал с другими цветами, чтобы усилить
цвет. Художник часто использовал яркую охру красную, усиливая ее краплаком, но не
вермильоном, который применял редко. Для предварительных набросков композиции на
холсте, а также насыщенного темно коричневого заднего плана, художник любил
использовать коричневый "ван-дейк". Но поскольку он плохо сохнет, Рембрандт
смешивал его с другими природными пигментами, что бы предотвратить этот эффект.
Художник выкладывал на палитру ровно столько красок, сколько было нужно на день.
Делалось это по двум причинам: 1) Пигменты были дорогими, и расходовать их нужно
было разумно; 2) Краски никогда не оставались на палитре до следующего раза потому
что они подсыхали. Существовала формула при написании таких специфических вещей,
как золота, лошадей, и тела. Если Рембрандт собирался провести день, рисуя только
лошадь, он подготавливал лишь необходимые для этого пигменты, а именно: свинцовые
белила, черную и охру желтую. Как правило, Рембрандт, составляя краски, использовал
3-4 основных цвета, и только работая над телом, применял до шести пигментов.
30.
Потрет маленького Титуса ван РейнаПортрет Титуса (сын художника) в монашеском платье.
31.
Портрет дамы со страусовым веером.32.
33. Рембрандт. Автопортрет,1669
34. Заключение
• Последние работы Рембрандта поражают отточенностьюмастерства. На последних автопортретах Рембрандта,
ставших вершиной его не имеющей аналогов
портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек,
стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь
утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную
Хендрикье Стоффелс, и в том же 1668 г. - сына Титуса).
• Рембрандт создал замечательные произведения почти
во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой
письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер,
он оказал влияние на многих известных художников.
Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и
после его смерти, он получил истинное признание как
один из выдающихся живописцев всех времён.