Похожие презентации:
ИИЦ- Научная библиотека представляет виртуальную выставку о музыке в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
1.
ИИЦ- Научная библиотекапредставляет виртуальную
выставку о музыке в жизни и
творчестве М.Ю.Лермонтова.
2.
ЛЕРМОНТОВ И МУЗЫКА…В юности Лермонтов проявлял способности в
трёх ипостасях: литературной, живописной и
музыкальной. Увлечения эти, сохранившиеся
на всю жизнь не могли не отразиться в его
созданиях, и, может быть, особенно наглядно –
в прозе. Ведь, пожалуй, во всей русской
литературе лермонтовская проза носит
особенно «личностный» характер . На ее
страницах запечатлелись многие коллизии
жизненной судьбы поэта, а уж заодно и его
музыкальные пристрастия. Это обогащает
наше представление о духовном облике
великого человека. Эти детали становятся
важными звеньями в образном строе почти
каждого его произведения.
3.
Есть множество примеров, показывающих, что лермонтовскиепроза и стихи разных лет буквально насыщены музыкальными,
особенно песенными темами и образами. Среди них и
«балалайки звук народный» ( в одном из ранних
стихотворений); и драматический романс Нины в «Маскараде»;
и героическая песня Селима в «Измаил – Бее»; и пляска Тамары
(«Демон») под звуки зурны и бубна, ее игра на лютне в
монастырской келье; и фортепианные импровизации Арбенина
в драме «Странный человек», отражающие музыкальные
наклонности самого Лермонтова; и обилие песен, богатство
звуков природы в поэме «Мцыри»; и старинный песенный лад
«Песни про купца Калашникова», которые певцы поют под
гусли. В этом отразился музыкальный склад мышления
Лермонтова, его удивительная способность воспринимать мир
через звуки и краски.
4.
Русская музыка – от Глинкидо наших дней – всегда
развивалась в тесной связи с
поэзией, под ее несомненным
влиянием. Но по множеству
музыкальный обращений к
одному и тому же тексту,
кажется, никто не может
сравниться с автором
«Сосны» и «Молитвы».
5.
Лермонтов любил и тонкочувствовал музыку, считая, что
она может точнее и глубже, чем
слово, выразить сокровенные
чувства. В его лирике нашло
отражение романтическое
восприятие музыки,
опирающееся на богатую
традицию европейского и
русского романтизма.
По определению
И. Андроникова, в стихах
Лермонтова подчеркнута
«мелодическая, интонационная
структура стиха».
6.
Поэт, по собственномупризнанию, сожалел, что у него
мамушкой была немка, а не
русская: ему не довелось
слушать народных сказок.
Однако с течением времени он
успешно восполнял пробелы
своего «фольклорного
образования», вновь и вновь
приникая к чистому роднику
народного творчества.
«…если захочу вдаться в поэзию
народную, то, верно, нигде
больше не буду её искать, как
в русских песнях», - писал
Лермонтов.
Он слышал народные песни и
в Тарханах, и под Москвой, и во
время своих поездок на Кавказ.
Вид на церковь в Тарханах
7.
В 40-е годы девятнадцатого векабыли изданы романсы А.Гурилева.
Из лирики Лермонтова выбирались
стихи, характеризующие поэта прежде
всего как певца «небесных звуков».
Это «Молитва» («В минуту жизни
трудную…»), «И скучно
и грустно…»
8.
Постижение художественного богатствапоэзии Лермонтова составило одну из
важнейших линий в развитии русской
музыкальной культуры.
Углубленное проникновение музыки
в его поэзию началось с романсов
М.Глинки, А.Варламова,
А.Даргомыжского, А.Рубинштейна.
9.
Два романса Глинки явилисьобразцом эмоциональной
созвучности мелодии
поэтическому тексту: романс
«Слышу ли голос твой» исполнен
глубокого и страстного чувства;
выразительностью и точностью
музыкальной характеристики
отличается романс «Молитва».
10.
Особое место в истории музыкальныхинтерпретаций принадлежит «Парусу»
Варламова – лучшему среди романсов,
созданных на этот текст. Мужественный,
энергичный ритм, мажорный характер
мелодии передают эмоциональный колорит
и мятежный романтический порыв
лермонтовского «Паруса».
11.
«Ангел» - одно из ранних одухотворенных стихотворений Лермонтова,написанных в 1831 году. Оно проникнуто стремлением к высшему
идеальному миру, к совершенной красоте. Необычайная музыкальность
этого стихотворения вызвала к жизни два замечательных сочинения: хор
«Ангел» Рахманинова и романс Варламова.
12.
13.
14.
Музыкальность поэзии Лермонтова достигается использованиемособых художественных средств. Во многих стихах Лермонтов
использует структуру музыкальных жанров романса и песни: в
«Казачьей колыбельной», положенной на музыку русскими
композиторами более девяноста раз;
«Песне про купца Калашникова», композиция
которой строится по строгим законам симметрии,
свойственным в большей степени
музыкальным произведениям.
15.
А.Рубинштейн создал три оперына сюжеты лермонтовских поэм,
одна из них «Демон» (1871г).
Поэма Лермонтова – одно из
самых глубоких философски
значительных произведений.
В образе главного героя и
Лермонтов, и Рубинштейн
«писали» себя, свой внутренний
мир, свои устремления, которые
проецировали на образ главного
героя – сильной, мятежной
личности, борющейся с рутиной,
сковывающей свободу полета
души.
И.Репин
«Портрет композитора
А.Рубинштейна» 1887г.
16.
17.
18.
Родство эстетическихпозиций поэта и музыканта
обусловило появление
музыкального
произведения, в котором
яркость и глубина
художественного
выражения сочетаются с
высокой степенью
технического мастерства.
А.Головин Ф.Шаляпин в роли Демона.
Опера Рубинштейна «Демон».
19.
Постижение художественногобогатства поэзии Лермонтова
составило одну из важнейших линий
в развитии русской музыкальной
культуры. Лермонтовское «На севере
диком…» было положено на музыку
ста шестнадцатью композиторами,
«Горные вершины» — ста четырьмя,
«Казачья колыбельная песня» —
девяносто восьмью, к «Молитве»,
«Утесу» обращались более девяноста
композиторов.
20.
Кто не знает знаменитого Вальса, а также Мазурки и Галопа из музыки
А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова
«Маскарад»? Музыка, написанная к
спектаклю Ю.Завадского в театре им.
Моссовета, так вошла, так слилась со
спектаклем, что сейчас невозможно
представить «Маскарад» без нее. В
музыке Хачатуряна, как писал
театральный критик Ю.Юзовский,
«тревожная лермонтовская муза
обнаружилась с необычайной, почти
физической наглядностью».
Драматизм хачатуряновского Вальса
пронизывает весь спектакль и
предвосхищает трагическую развязку
произведения.
21.
22.
23.
Н.Огарев писал о стихахЛермонтова: «Они так
изящно выражены, что их
можно петь да еще на совсем
своеобразный лад. Из них
каждое, смотря по объему,
или песня, или симфония».
Эти слова дают ключ к
пониманию, каким путем
интерпретировалось
поэтическое наследие
Лермонтова в русской и
современной музыке, и
объясняют, почему его
творчество привлекало
и до сих пор привлекает
внимание композиторов.
24.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Белеет парус одинокий [Ноты] : Хоры, дуэты, романсы на стихи М. Ю.
Лермонтова / сост. Э. М. Корсакова. – М. : Музыка, 1984. – 63 с.
2. Глинка, М. Р. Романсы [Ноты] / М. И. Глинка. – М. : Музыка, 1976. – 88
с.
3. Глинка, М. И. Романсы и песни [Ноты] / М. И. Глинка. – М. : Музыка,
1979. – 160 с.
4. Гурилев, А. Л. Избранные романсы [Ноты] / А. Л. Гурилев. – М. :
Музыка, 1973. – 48 с.
5. Даргомыжский, А.С. Избранные романсы и песни [Ноты] : А. С.
Даргомыжский. – М. : Музыка, 1976. – 39 с.
6. Кажлаев, М. Рождение песни [Ноты] : Вокально-хоровой цикл / М.
Кажлаев. – М. : Музыка, 1978. – 54 с.
7. Лермонтов в музыке [Текст] : Справочник / сост. Л. И. Морозова. – М. :
Советский композитор, 1983. – 174 с.
8. Лермонтовская энциклопедия [Текст] / гл. ред. В. А. Майнулов, - М. :
Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. –
784 с.
9. Мартынов, И. Арам Хачатурян [Текст] / И. Мартынов. – М. : Музфонд
СССР, 1956. – 68 с.
25.
10. Платек, Я. М. Под сенью дружных муз [Текст] / Я. М. Платек. – М. :Советский композитор, 1987. – 231 с.
11. Романсы на слова М. Ю. Лермонтова [Ноты] / сост. Е. М. Шендерович. –
Л. : Музыка, 1974. – 63 с.
12. Рубинштейн, А. Г. Демон [Ноты] : Клавир / А. Г. Рубинштейн. – М. :
Музыка, 1968. – 311 с.
13. Скирдова, А. «Демон» М. Ю. Лермонтова и А.Г. Рубиншейна – диалог
двух великих художников [Текст] / А. Скирдова // Муз. жизнь. – 2011. № 2. – С. 10 -12.
14. Халабузарь, П. Два «Ангела» [Текст] / П. Халабузарь // Иск. в школе. –
2001. - № 6. – С. 87-89.
15. Хоры русских композиторов [Ноты] : На стихи М. Лермонтова / сост. А.
С. Соболев. – Л. : Музыка, 1967. – 27 с.
16. Шашина, Е. Выхожу один я на дорогу [Ноты] / Е. Шашина. – М. :
Музыка, 1967. – 6 с.
17. Юзефович, В. А. Арам Хачатурян [Текст] / В. А. Юзефович. – М. :
Советский композитор, 1990. – 295 с.
18. Шейн, С. «Демон» А. Г. Рубинштейна [Текст] / М. : Музгиз, 1953. – 72 с.