Схождение Благодатного огня на Гроб Господень в Страстную Субботу
Схождение благодатного огня в 1579 г.
39.91M
Категория: РелигияРелигия

Великая суббота

1.

2.

3.

Страстная
седмица
Суббота

4.

5.

Первосвященники «поставили у гроба
стражу и приложили к камню печать» (Мф.
27, 66).
Когда тело Иисуса Христа лежало во
гробе, Он душою Своею сошёл во ад,
сокрушил врата адовы, возвестил
находящимся там душам умерших людей о
Своей победе над диаволом и смертию,
вывел оттуда в рай души людей, с верою
ожидавших Его пришествия, а Божеством
Своим был на Престоле с Богом Отцом и
Духом Святым.

6.

7.

8.

И увидел я Ангела, сходящего с
неба, который имел ключ от бездны и
большую цепь в руке своей. Он взял
дракона, змия древнего, который
есть диавол и сатана, и сковал его на
тысячу лет, и низверг его в бездну, и
заключил его, и положил над ним
печать, дабы не прельщал уже
народы, доколе не окончится тысяча
лет; после же сего ему должно быть
освобожденным на малое время
(Откр. 20, 1-3).

9.

10.

11.

«Семя Жены» должно было «стереть
главу змия», т.е. нанести диаволу
сокрушительное поражение в самом его
логове – во аде. Сын Божий проник туда в
образе смертного человека, душа
которого, разлучившись от тела, должна
была как и все прочие сойти во ад.
Христос лишил диавола власти над
человеком («сковал на тысячу лет»).
Сатана теперь может лишь искушать
людей. Он вновь обретёт власть над
людьми на малое время (3, 5 года) в
конце мировой истории.

12.

Сошествие Христа
во ад
А.Дюрер

13.

Против безгрешного Богочеловека ад
был бессилен. Он не смог удержать в
себе не только Сына Божия, но и души
всех своих прежних узников, начиная от
Адама и Евы.
Христос «находящимся в темнице
духам, сойдя, проповедал, некогда
непокорным ожидавшему их Божию
долготерпению, во дни Ноя, во время
строения ковчега» (1 Пет. 3, 19-20).
Те, кто послушал Его, покинули ад и
вошли в рай.

14.

Благоразумный
разбойник

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Во гробе плотью,
во аде же с душою яко Бог,
в раю же с разбойником
и на Престоле был еси
с Отцом и Духом,
все наполняя,
неописанный.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Придел
Ангела

27.

Гроб
Господень

28.

29.

Место
погребения
и
Воскресения
Христа

30. Схождение Благодатного огня на Гроб Господень в Страстную Субботу

31.

Схождение Благодатного огня
Ежегодно со дня воскресения Христа и до
сегодня у Гроба Господня появляется
Божественный Свет – Благодатный Огонь.
Самые ранние упоминания о схождении
Благодатного Огня в канун Воскресения
Христова встречаются у Григория Нисского,
Евсевия и Сильвии Аквитанской и
датируются IV веком. В них есть описание и
более ранних восхождений.
По свидетельству Апостолов и святых
отцов, Свет осветил Гроб Господень вскоре
после Воскресения Христа, что увидел один
из апостолов, а именно Петр.

32.

33.

В Страстную субботу в Храме Гроба
Господня собирается множество людей.
Среди присутствующих всегда много
инославных христиан, мусульман, атеистов.
За церемонией следит еврейская полиция.
В самом храме вмещается только до 10 тыс.
человек, вся площадь перед ним и
анфилады окрестных сооружений также
заполняются народом.
Накануне в храме все свечи, лампады,
паникадила гасятся. Еще в начале XX в. за
этим тщательно следили турецкие власти.
По клевете католиков доходило даже до
ревизии карманов Патриарха.

34.

35.

На середине ложа Живоносного Гроба
ставится лампада, наполненная маслом, но
без огня. По всему ложу раскладываются
кусочки ваты, а по краям прокладывается
лента. Так приготовленная, после осмотра
турецких стражников, а ныне – еврейской
полиции, Кувуклия закрывается и
опечатывается местным ключникоммусульманином.
Через 20-30 минут в храм вбегает
православная арабская молодежь. Молодые
люди как наездники сидят на плечах друг у
друга. Они просят Божью Матерь и Господа,
чтобы он подал Православным Благодатный
Огонь.

36.

37.

38.

39.

В Храм входит Патриарх и трижды с
процессией обходит Кувуклию. После этого
Православный Патриарх останавливается
напротив входа в нее, с него снимают ризы.
Патриарх остается в одном полотняном
подряснике, чтобы было видно, что он не
проносит с собой в пещеру спичек или чего
бы то ни было, способного зажечь огонь.
Православный Патриарх входят внутрь
Кувуклии и начинает молитву. В разные годы
ожидание длилось от пяти минут до
нескольких часов.

40.

41.

42.

Перед схождением храм начинают
озарять яркие вспышки Благодатного Света.
Тут и там проскакивают маленькие молнии.
При замедленной съемке хорошо видно, что
они выходят из разных мест храма – от
иконы, висящей над часовней, от купола
Храма, от окон и из других мест, и заливают
все вокруг ярким светом. Кроме того, между
колоннами и стенами храма мелькают
вполне видимые молнии, которые часто
проходят без ущерба через людей.

43.

44.

Громовой вопль оглашает храм. Кувуклия
сияет, вся стена переливается серебром,
белые молнии струятся по ней. Огонь
пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе
Храма на Гроб с неба опускается
вертикальный широкий столб света. Храм
или отдельные его места заполняются
сиянием, которое впервые появилось во
время Воскресения Христа.
В это время из Кувуклии выходит
Православный патриарх благословляет
собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

Потом от Благодатного Огня будут
зажжены лампады по всему Иерусалиму.
Специальными авиарейсами Огонь будет
доставлен на Кипр и в Грецию.
С недавнего времени непосредственные
участники событий стали его привозить и в
Россию.

54.

55.

56.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван
крестоносцами. Римская церковь и местные
градоначальники изгнали всех местных
христиан, даже православных, из Храма
Гроба Господня и допускали туда лишь
католиков, вообще лишив всех остальных
христиан церковных зданий в Иерусалиме
или около него.
В 1101 г. в Великую Субботу не
произошло чуда сошествия Святого Огня,
пока не пригласили для участия в обряде
восточных христиан. Тогда король Болдуин I
позаботился о возвращении православным
христианам их прав.

57.

58. Схождение благодатного огня в 1579 г.

Владельцами Храма Господня являются
одновременно представители нескольких
Христианских Церквей. В 1579 г. священникам
армянской церкви, вопреки традиции, удалось
подкупить султана Мурата Истинного и местное
градоначальство, чтобы те позволили им
единолично праздновать Пасху и принимать
Благодатный Огонь. По призыву армянского
духовенства со всего Ближнего Востока в
Иерусалим приехало множество их единоверцев.
Православные вместе с Патриархом Софронием
IV были изгнаны не только из Часовни, но и
вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и
остались молиться о схождении Огня, переживая
об отлучении от Благодати.

59.

60.

Вдруг с неба ударил луч, как
это обычно бывает при
схождении Огня, и попал
точно в колонну у входа,
рядом с которой находился
Православный патриарх.
Из нее во все стороны
брызнули искры и зажглась
свеча Православного
Патриарха. Он передал
единоверцам Благодатный
Огонь. Это единственный
случай в истории, когда
схождение произошло за
пределами Храма,
фактически по молитвам
Православного, а не
армянского Патриарха.
English     Русский Правила