Похожие презентации:
Хакасский героический эпос
1.
ХАКАССКИЙГЕРОИЧЕСКИЙ
ЭПОС
Учитель: Звоздяк Татьяна Анатольевна,
История и обществознание
МОБУ «СОШ №4», пгт. Пойковский
2.
«О ЧЁМ ПЕЛА ЗОЛОТАЯ КУКУШКА»,ЮРИЙ РОЗЕНБЛЮМ
Хакасы
—
немногочисленный
древний
тюркоязычный народ. Основное ядро его
сложилось более тысячи лет тому назад в бассейне
среднего течения Енисея и его притока реки
Абакан в Южной Сибири. В это время развитие
местных
племен
привело
к
образованию
раннехакасского
государства,
имевшего
достаточно мощную по тем временам экономику и
культуру. Однако в начале XIII века государство
древних хакасов было уничтожено полчищами
Чингисхана.
3.
4.
«О ЧЁМ ПЕЛА ЗОЛОТАЯ КУКУШКА»,ЮРИЙ РОЗЕНБЛЮМ
Погибла самобытная культура, экономика и письменность.
Но памятники устного творчества народа — сказания и
песни — остались, передавались из поколения в поколение
и дошли до наших дней.
«Интерес русских и иностранных ученых к истории,
этнографии и устному народному творчеству хакасов
проявлялся начиная с первой четверти XVIII века и связан
был с экспедициями, которые направлялись в Сибирь,
первоначально по инициативе Российской Академии наук
при Петре I.
Первая
попытка
записи
хакасского
фольклора
принадлежит
шведу
Ф.
И.
Страленбергу,
путешествовавшему по Сибири и побывавшему на Енисее,
в районе г. Красноярска…
5.
ПОНЯТИЕ О ГЕРОИЧЕСКОМЭПОСЕ
Героический эпос - это повествования о
подвигах легендарных героев, встречавшиеся
у многих народов. Эти повествования, как
правило, были устными, стихотворными,
предназначенными
для
пения
и
пересказывания, поэтому основной жанр поэма или песнь.
Героический
эпос
–
это
результат
коллективного народного творчества, а потому
нам, как правило, не известны имена его
создателей.
6.
АЛЫПТЫГ НЫМАХГероические сказания хакасов
называются «алыптыг нымах», т. е.
«сказания о воинских подвигах
богатырей». Их объем составляет от
1,5 тыс. до 30 тыс. и более
стихотворных строк. Традиционная
форма исполнения – горловое пение
(хай) в сочетании с речитативной
декламацией под аккомпанемент
щипковых народных инструментов
хомыса или чатхана.
7.
ХОМЫС8.
ХОМЫСхакасский
двух-,
реже
трехструнный
щипковый
инструмент,
тип
лютни.
У
традиционного хомыса струны из конского
волоса или кишечные, шейка без ладов,
головка с деревянными колками. Дека (в пер.
крышка) кожаная с 2—5 резонансными
отверстиями.
9.
ЧАТХАН10.
ЧАТХАНмногострунный
щипковый
музыкальный
инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор
в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с
прикрепленными вдоль струнами.
Прежние чатханы имели всего 3-4 струны,
сплетенные из конских волос. Могут применяться
до 14 струн. Обычно шесть-семь стальных струн
настраиваются
при
помощи
костяных
передвижных подставок, расположенных под
каждой из них. Традиционно играют сидя, положив
один край чатхана на колени, другой на пол,
поджав ноги под себя. Играют на чатхане
пальцами правой руки - щипком и щелчком. Левая
рука употребляется для повышения звука,
получения промежуточных тонов между тонами
основных струн инструмента.
11.
ХАЙДЖИ- ХАЙӋЫ (СКАЗИТЕЛЬ,ИСПОЛНИТЕЛЬ)
12.
Сказителя эпоса называют хайджи,каждое исполнение сказания связано с
импровизацией,
13.
Алыптых нымах начинается с чатханногонаигрыша
с
одновременным
горловым
припевом-возгласом “Эйии!“.
Этот возглас как бы призывает слушателей
сосредоточить внимание. Текстовое же начало
повествования
открывается
зачином,
определяющим условное эпическое время, т.е.
когда и где происходят события. А
завершается сказание обычно традиционной
концовкой, повествующей о возрождении
разрушенной жизни в том же чурте, но уже с
участием нового поколения героев
14.
Родился в бедной многодетной семьеохотника и сказителя. Искусство хайджи
перенял у отца. Род Кадышевых из
поколения в поколение славился своими
потомственными сказителями, мастерски
владевшими хакасскими народными
инструментами – чатханом и хомысом.
С.П. Кадышев знал свыше тридцати
героических сказаний, десятки легенд,
преданий и сказок. С. П. Кадышев первым
из хакасских фольклористов был принят в
члены Союза писателей СССР. Им
написаны книги: «Песни хайджи» (1962),
«Славный путь» (1965).
15.
Родилась в бедной крестьянскойсемье Сатика Окунева, в доме которого
останавливались молодые ученые Н.Ф.
Катанов, С.Д. Майнагашев и др. Отец
часто в свой дом привозил большого
сказителя-бедняка Таркопа Троякова,
сказителя Агоола Доброва из Уйбата
исполнявших алыптығ нымахи.
Сказительной деятельностью Евдокия
занималась только в 60-70 гг. 20 в. в г.
Абакане. Благодаря ей, науке стало
известно, что хакасский фольклор в
этом аале Н.Ф. Катанов записывал от
Таркопа, а С.Д. Майнагашев – от Овдо.
16.
Родился в бедной многодетной семье. ОтецВасилий Егорович занимался
коневодством, мать Евдокия Дементьевна
работала в совхозе села Устинкино
шорником. Дед Дементий Иванович
Кульбистеев был знаменитым в тех местах
хайджи. Петр пошел по его стопам. Уже в
двадцатилетнем возрасте привлек
внимание слушателей исполнением
эпических произведений.
П. В. Курбижеков знал более ста поэм и
эпических сказаний, а в голове держал до
полумиллиона стихотворных строк. Автор
таких произведений хакасского эпоса, как
«Тасха Матыр», «Айдолай», «Ай-Хуучин»,
«Алтын-Арығ», «Сай Хара», «Чабал Ах
хан».
17.
Родилась в аале Пуғалар (Итеменев)Орджоникидзевского района Хакасии. Её мама
Евдокия Дементьевна, в девичестве
Кульбистеева, отец Курбижеков Василий
Егорович. В возрасте четырех лет Анна
Васильевна ослепла от черной оспы. Детство
было горькое, тяжелое. Не могла играть, бегать
со сверстниками, приходилось учиться
обслуживать себя в полной темноте. Родители
много работали и научили всему свою дочь,
очень переживали за неё. Анна Васильевна –
талантливая сказительница, дипломантка
конкурсов-слетов хайджи, популярная в народе
и среди профессиональных музыкантов –
внесла большой вклад в развитие современной
музыкальной культуры Хакасии.
18.
В центре сказаниявсегда находится
героический образ
богатыря или
богатырши,
которые
защищают свою
родную землю и
народ от
посягательств
хановзавоевателей и
мифических
чудовищ.
19.
Самыми древними сюжетами алыптых нымаховисследователи считают героическое сватовство
и борьбу с чудовищами. Древнейшими можно
также назвать сюжеты, связанные с поисками
похищенной сестры, суженой, детей, коня. Их
возникновение
относится
к
первобытнообщинному строю, точнее, к эпохе разложения
материнского рода и становления отцовского.
Похищение чудовищами и другими врагами
сестры героя (либо суженой, либо коня) —
стержень конфликта между светлыми силами,
олицетворением которых являются люди
солнечной земли, и злом подземного мира.
20.
Характерно, что в сказанияхнебесные
божества
не
участвуют в действии.
21.
Самые известные хакасские эпосы – Албынчы,Айдолай, Алтын Арыг, Хан Мирген, Ай Хуучин, а
всего их известно более тридцати.
22.
В сказании главным героемявляется смелый, чистый
душою, глубоко любящий свой
народ Албынжи — сын
богатыря Хулатая. С малых лет
он испытал страдания и
лишения. Бедняк, не имеющий
даже имени, он в поисках
народного счастья сумел у
чудовищной рыбы Кир-палых
выведать тайну волшебного
посоха и шарика. В сказании
говорится о битве Албынжи и
его друзей с ужасным
страшилищем Юзут-Арх.
Сказание завершается победой
Албынжи над чёрной силой и
ликованием освобожденного
народа.
23.
Но подосланные врагомпростого народа Юзут-Арх—
Хара-Нинжи и Очы-Сарх
выкрали посох и шарик из
юрты Албынжи. В сказании
говорится о битве Албынжи и
его друзей с ужасным
страшилищем Юзут-Арх. В
неравном бою смелый
Албынжи погибает, но сестра
Хулатая, самая умная девушка
Чарых-Кеек воскрешает
Албынжи и его друзей.
Сказание завершается победой
Албынжи над чёрной силой и
ликованием освобожденного
народа.
24.
ПОЭМА «ХАН МИРГЕН»В древнем мире все
время
льется
кровь,
хакасский правитель Хан
Мирген
беспрестанно
воюет с уйгурами. По
законам степи его дети
должны идти на войну в
первых рядах, но так
случается, что сын Крис
покинул поле боя, как
выясняется потом, не изза трусости. И все же,
согласно все тем же
древним законам, отец
должен его казнить.
25.
«АЛТЫН АРЫҒ»Эпос повествует о трех
поколениях
прославленных народных
богатырей, из которых
богатырка Алтын –Арыг,
рожденная чудесным
образом легендарной
Белой Скалой, совершает
подвиги во имя свободы и
счастья людей родной
земли.
26.
АЙ ХУУЧУН – ЛУННАЯ ПРИНЦЕССААй Хуучун – одна из
жемчужин
эпического
творчества хакасского народа
–
воспевает
бесстрашие,
мужество, любовь к родной
земле
и
высокие
нравственные
качества
героев.
27.
АЙ ХУУЧУНГероическое сказание “Ай-Хуучин“ построено во
многом
как
традиционное
в
эпосе
хакасов
повествование о трех поколениях богатырей-воинов
наследственного чурта. Сюжет “Ай-Хуучин“ содержит в
своем древнем ядре различные ранее самостоятельно
бытовавшие
и
бытующие
мифологические
и
легендарно-эпические сюжеты: 1) о деве-богатырке
Алып-Хыс-Хан, в данном тексте кратко именуемой
сказителем Хыс-Хан; 2) о богатыре Хан-Миргене,
имеющем трех жен (в ряде сказаний он бывает
младшим братом могучей девы-богатырки Алып-ХанХыс, иногда его старшая сестра имеет другие имена);
3) о деве-богатырке чудесного рождения Ай-Хуучин
(дочери коней-скакунов с ее братом-близнецом,
ставшим ей верным конем).
28.
СКАЗАНИЕ «ХАРА ХУСХУН»«Хара
Хусхун»
древнейшее
сказание
о
жизни
трех
поколений
богатырей,
где
героическое
сватовство
переплетается
с
описанием
борьбы героя с представителями
демонического
мира
из-за
брачных притязаний к нему
самому или его избраннице.
29.
СКАЗАНИЕ «АЙДОЛАЙ»В сказании «Айдолай»
рассказывается о том, как в
ханском стойбище осталась
сестра с трехлетним братом.
Они не знали, как им жить
дальше и как защитить свои
владения от врагов. И вот
однажды сестра в глубокой
печали поехала искать
помощи.
30.
БОГАТЫРСКОЕСКАЗАНИЕ
«АХ ЧIБЕК
АРЫҒ»
Богатырское сказание
«Принцесса белого шёлка»
(так переводится название на
русский язык) имеет очень
древние корни. Минимум — 5
тысяч лет до нашей эры,
возможно — и более восьми
тысяч лет. Героиня сказания
— принцесса, что
свидетельствует об эпохе
матриархата.