Похожие презентации:
Культура России в XVI в
1.
Культура России в XVI в.2. Грамотность и образование
В XVI в. образование централизованногогосударства, развитие аппарата власти и
активизация международных отношений создали
потребность в увеличении количества грамотных
людей.
Однако образование в России в
этот период по-прежнему было
только начальным, носило
религиозный характер и
оставалось доступным очень
немногим.
3. Грамотность и образование
Характерными новшествами этогопериода было то, что основным
материалом для письма стала
бумага, а, кроме того,
господствующим типом письма
можно признать скоропись,
появившуюся в XV в. Оба эти факта
связаны именно с увеличением
письменного оборота и
необходимостью его удешевления
и ускорения.
4.
Грамотность иобразование
В 1563 г. на средства
казны в Москве была
основана новая
типография. Во главе
ее встал дьякон одной
из кремлевских
церквей Иван Фёдоров,
уроженец Белоруссии
или Южной Польши,
учившийся в
Краковском
университете. Его
помощником был Пётр
Мстиславец. В 1564 г.
был отпечатан
«Апостол», в 1565 г. –
«Часословец».
5.
Повсеместноераспространение
бумаги предпосылки
начала
книгопечатания.
1564 г. - Иван Федоров, Петр
Мстиславец
Первые печатные книги:
"Апостол", "Часослов« (сборник
молитв и богослужений), а в 1574 г.
был напечатан первый русский
Букварь.
Обвинены в еретичестве;
убежали во Львов, где и
работали.
XVI в. - 20 книг богословского
содержания
6.
В 1574 г. во Львове, куда Иван Федоровбыл вынужден переехать, он выпускает
напечатанную кириллицей «Азбуку» —
первую печатную российскую учебную
книгу.
7.
«Летописец начала царства»доказывал необходимость
сильной царской власти.
Никоновская летопись,
крупнейшая по объему и
хронологическому охвату,
описывала события
отечественной
истории от возникновения
государства до 1558 г.
Попыткой синтезированного
изложения всемирной и
отечественной истории стал
«Хронограф», написанный на
рубеже XV–XVI вв.
Лицевой летописный свод,
содержавший около 16 тыс.
миниатюр был составлен в 40–
60х гг. XVI в. Он освещал события
всемирной и отечественной
истории до 1567 г.
8.
ЛетописаниеЛицево́й летопи́сный свод
(Лицевой летописный свод
Ивана Грозного, Царь-книга)
— летописный свод событий
мировой и особенно русской
истории, создан, вероятно, в
1568—1576 годы специально
для царской библиотеки в
единственном экземпляре.
Слово «лицевой» в названии
Свода означает
иллюстрированный, с
изображением «в лицах».
Состоит из 10 томов,
содержащих около 10 тысяч
листов тряпичной бумаги,
украшенных более чем 16
тысяч миниатюр. Охватывает
период «от сотворения мира»
до 1567 года.
9. "Домострой" Сильвестр
"Домострой"Сильвестр
Наиболее известен в
редакции середины XVI
века на старославянском
языке, приписываемой
протопопу
Сильвестру. Написан
живым языком, с частым
использованием
пословиц и поговорок.
Данный трактат
представляет собой
свод религиозных,
социальных и семейных
норм. В нем ярко
рисуются
патриархальный
общественно-бытовой
идеал городской
верхушки
эпохи.
10. «Четьи-Минеи" митрополита Макария
«Четьи-Минеи" митрополита Макария«Ежемесячные чтения» (от греч. mēnáios — месячный и древнерус.
четье — чтение) - сборники церковно-религиозной литературы:
житий святых, «слов», поучений, сказаний, легенд, расположенных в
порядке дней каждого месяца. Свод из 12 месячных книг (миней),
своеобразная рукописная энциклопедия древнерусской духовной
книжности XVI в., включающая оригинальные и переводные
памятники.
11. «Степенная книга»
«Степенная книга»Памятник русской исторической
литературы XVI века. Составлена по
инициативе митрополита Макария
духовником Ивана IV Васильевича
Грозного Андреем (будущий
митрополит Афанасий) между 1560 и
1563 годами.
«Степенная книга» была попыткой
систематического изложения русской
истории. Разделена на 17 граней или
степеней. «Степенная книга» содержит
родословные и жизнеописания князей
(начиная с Владимира Святославовича)
и митрополитов.
В «Степенной книге» прославляется
московская монархия и утверждается
идея о божественном происхождении
самодержавной власти. «Степенная
книга» связывает происхождение
царствующего рода с римским
императором Августом, наследниками
которого объявлялись киевские, а
затем владимирские и московские
князья.
Второй комплекс идей «Степенной
книги» посвящен союзу светской и
духовной власти.
12.
Курбский A.M.История о Великом князе
московском
1573 г.
Васнецов В.М. Иван
Грозный. Портрет 1897 г.
13. Переписка Ивана Грозного и князя Андрея Курбского
1564—1579 гг.Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в
Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в
апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке
причин отъезда не было единства — назывались как гонения на
князя, так и государственная измена с его стороны), и написал
первое письмо царю.
Всего переписка ограничилась пятью письмами.
В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут
широкий круг социально-политических проблем, при этом
Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке
проблем и путей развития Российского государства. Так,
считается что Иван Грозный высказывался за неограниченную
власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за
повышение роли знати в управлении государством
(«ограниченной монархии»). Значительное место в этой
переписке занимали вопросы церковно-политического
характера.
14.
Историческиеповести
Сохранились исторические
повести.
В «Повести о прихождении
Стефана Батория на
град Псков» рассказывается об
осаде Пскова польским войском
в 1581 г
«Сказание вкратце от начала
царства Казанского».
Сокращенное название –
«Казанская история». Список
XVI в.
Коровин П. Взятие Казани
Иваном Грозным.
15. Архитектура XVI века
16.
Последний по временипостройки возведенный в 15051508 гг. Алевизом Новым
Архангельский собор — храмусыпальница. Собор
чрезвычайно декоративен и
внешне походит на дворец. В
его облике особенно много от
приемов
итальянского Возрождения.
17.
Архитектурной доминантойкремлевской
застройки стала
колокольня Ивана
Великого, построенная в
1505–1508 гг. итальянским
архитектором Бон
Фрязиным.
В 1532—1543 гг. зодчий
Петрок Малый пристроил с
северной стороны церкви
прп. Иоанна Лествичника
прямоугольную звонницу с
храмом
Вознесения Господня. В
1600 г. при царе Б. Годунове,
предположительно
«государевым мастером» Ф.
С. Конём, к двум ярусам
колокольни «Иван Великий»
был достроен ещё один.
18.
При Елене Глинской в 1534 —1538 гг. был построен под
руководством Петрока
Малого на месте прежних
укреплений Китай-город,
стены и башни которого
должны были защищать
торговый центр Москвы.
Название стены происходит
от «киты» – связки жердей,
использовавшихся при
строительстве.
19.
В конце XVI в. территорию Белогогорода защитила крепостная стена
(совр. Бульварное кольцо),
возведенная по решению
правительства, возглавляемого
боярином Б. Ф. Годуновым, после
того как прежние деревянные
укрепления на
земляном валу сгорели при набеге
крымских татар в 1571 г.
Строительство велось в начале
1590-х гг., точные даты начала и
окончания строительства вызывают
споры. Строительство возглавил
известный зодчий Федор Конь.
20.
Широкоераспространение
получило
строительство
крепостей. Кремли
были построены в
Нижнем Новгороде,
Туле, Коломне и
других городах.
21.
XVI в. - век шатрового стиляШатровые храмы — особый
архитектурный тип,
появившийся и ставший
распространённым в русском
храмовом зодчестве.
Вместо купола здание
шатрового храма завершается
шатром.
Шатровые храмы бывают
деревянными и каменными.
Каменные шатровые храмы
появились в начале XVI века и
не имеют аналогий в
архитектуре других стран.
22.
23.
Собор ПокроваПресвятой
Богородицы, что на
Рву, или Собор
Василия Блаженного.
Покровский собор был
построен в 1555—1561 годах
по приказу Ивана Грозного в
память о взятии Казани и
победе над Казанским
ханством.
Авторы:
Барма и Постник
24. Живопись
В связи с повышенным интересом к историческимтемам в XVI веке усилено развивается жанр
исторического портрета и бытийного письма
(исторического сюжета).
Примерами этого жанра являются роспись
Благовещенского собора в Москве, иконакартина «Церковь воинствующая», посвященная
взятию Казани.
25. Живопись
Книжная миниатюратеперь рисуется не на
пергаменте, а на
бумаге и больше
напоминает
акварельный рисунок
с многоплановыми
композициями.
26.
Последний великий живописец концаXV – начала XVI в. – Дионисий (ок. 1440
или 1450 – после 1519). До наших дней
сохранилась часть фресок Дионисия в
Успенском соборе Московского Кремля,
но
полнее всего творчество Дионисия
представлено в Ферапонтовом
монастыре.
Фрески Дионисия в соборе Рождества
Богородицы Ферапонтова монастыря
сохранились почти полностью и
никогда не записывались. Фигуры
легкие,
стройные, удлиненные (маленькие
головы, длинные ноги, высокие талии),
как
бы парящие в воздухе. Краски
напоминают нежные акварельные
полутона
(вопреки легенде Дионисий
использовал не местные, а итальянские
краски).
27. Строгановская школа
В последней четверти XVI в. в Москвеоформилась строгановская школа - новое
направление русской живописи, получившее
развитие благодаря покровительству со
стороны Строгановых. Мастера этой школы
владели тончайшей миниатюрной техникой,
тщательным исполнением мелких деталей.
Художники строгановской школы, с одной
стороны, стремились к внешней красивости,
изысканности и утонченности фигур,
изяществу
отделанных золотой штриховкой
изображений,
с другой - к предельной выразительности и
повествовательности. Внутренний мир
персонажей уходит на второй план.
28.
Памятник русской артиллерии и литейногоискусства Царь-пушка весом 40 т., с каналом
ствола
89 см. была отлита из бронзы в 1586 г. московским
мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.
Пушку украшал львиная голова и богатый
орнамент, а также фигура царя Федора на коне.