9.94M
Категория: РелигияРелигия

Литературные жанры в Библии

1.

кандидат исторических наук,
доктор теологии (DD)
иеромонах Варфоломей (Минин)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ЖАНРЫ
В БИБЛИИ

2.

Жа́нры литературные
в Библии,
исторически сложившиеся
виды
литературного творчества,
использованные
авторами Библии.

3.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ БИБЛИИ
Классификация и
характеристика
литературных
жанров относится к
области библейской
литературной
критики.

4.

Апология
(греч. άπολογία

защитительная
речь),
жанр,
преследующий
цель защиты
веры с
помощью
определенных
доводов
АПОЛОГИЯ
В Ветхом Завете образцом
апологии служит Книга
Премудрости Соломона
Мотивы апологии встречаются
в Новом Завете
(Деян.2:14–36; 7:2–53;
Рим.1:18–8:39).

5.

Аретология
(от греч. άρετή – доблесть,
храбрость),
сказания о подвигах праведника,
прославляющие силу Божию и
добродетель праведника.
В Ветхом Завете
аретологический характер носят
сказания о Моисее и пророках
(Илии и Елисее).

6.

Апокалиптический жанр.
АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ
появляются в основном в
послепророческий период.
Они раскрывают тайны истории и
Промысла Божия с помощью мистических
символов, иносказаний, намеков и
грандиозных картин борьбы
Добра и Зла.
Первые элементы апокалиптики есть уже у
прор. Иезекииля. Классический ее образец
находится в Кн. Даниила (гл. 7-12).
Многие апокрифические книги Ветхого
Завета принадлежат к этому жанру.
В Новом Завете книга Откровения Иоанна
Богослова (Апокалипсис)

7.

БАСНЯ
Басня,
форма назидательного рассказа,
где в качестве героев действуют
животные, растения и
неодушевленные предметы.
Басня в жанровом отношении
близка к притче и аллегории.
В Ветхом Завете содержатся две
басни, в которых
подразумеваются политические
события (Суд.9:8–15; 4
Цар.14:9).
В обоих случаях действующими
лицами являются деревья.

8.

БИОГРАФИЯ
Биография
и автобиография появились еще
в древнем Египте.
Их задача – изобразить жизнь
какого-либо лица начиная с
рождения.
Элементы биографии
содержатся в сказаниях о
пророках и в Евангелиях,
которые, однако, не могут быть
причислены к жанру биографии,
т. к. преследуют иные цели.
То же следует сказать и о
Деяниях.

9.

Богослужебный устав,
руководство для совершения
ветхозаветного культа
Книга Левит
«⁸ и бросит Аарон об обоих козлах жребии:
один жребий для Господа, а другой жребий
для отпущения; ⁹ и приведет Аарон козла, на
которого вышел жребий для Господа,
и принесет его в жертву за грех, ¹⁰ а козла, на
которого вышел жребий для отпущения,
поставит живого пред Господом, чтобы
совершить над ним очищение и отослать его
в пустыню для отпущения [и чтоб он понес
на себе их беззакония в землю
непроходимую].
Левит 16:8-10

10.

Генеалогия (греч. – γενεαλογία, евр. ,‫ תולדות‬толедо́т –
родословие, происхождение), перечень имен, призванный
указать на родственную связь лиц, колен, племен и народов.
Генеалогии наиболее характерны для
Книги Бытия.
Цель этих генеалогий, по выражению утвердить
идею «единства человечества» (Деян.17:26).
Источником их служили народные предания и
документы Древнего Востока. Нередко в
генеалогиях (например, Быт.10) под личными
именами подразумеваются целые народы
Насыщены генеалогиями и книги, относящиеся к
циклу Хрониста
(1–2 Пар., 1 Езд., Неем.).

11.

Генеалогия
Генеалогии в Евангелии от
Матфея 1:1–16 и
Луки.3:23–38 приведены
для выражения веры в
мессианство Господа, Его
происхождения от Давида.
Богословский характер
генеалогии от Матфея
подчеркнут тем, что в ней
опущен ряд имен, чтобы
получить условное число
14 (которое является
суммой двух священных
семерок) Генеалогия от
Луки восходит к Адаму в
соответствии с
универсалистским духом
3-го Евангелия.

12.

Героический эпос,
сказания о подвигах героев,
которые заимствованы
священными писателями из
народных преданий.
Этому жанру свойственны
гиперболы и драматизм
повествования.
Наиболее характерным
примером героического эпоса
являются сказания о судьях.

13.

Гимн,
молитвенное
песнопение,
первоначально
предназначавшееся
для общественного
богослужения.
Наиболее известная
книга –
Псалтирь

14.

Деяния
(евр. ,‫ מעשה‬маасе́ – деяние),
форма ветхозаветной учительной
литературы, которая повествует об
отдельных знаменательных
событиях в жизни праведников.
Как полагают, этот литературный
жанр был одним из прототипов
жанра Евангелий, хотя маасе
носили фрагментарный,
эпизодический характер.
Примерами такого рода деяний
могут считаться рассказы о
пророках

15.

Евангелие
Жанр, который не существовал в
ветхозаветной литературе
и возник в лоне
христианской Церкви.
Предшественниками Евангелий как
литературного жанра были
биографии, деяния, аретологии,
но писания евангелистов не
тождественны ни одному из этих
литературных видов

16.

Загадка
(евр. ,‫חידה‬хида́),
иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое
как вопрос для отгадывания (Суд.14:14).
Загадкам присущ оттенок иронии,
они близки к жанру басни и
притчи.
Однако загадки рассматривались
не просто как игра, а как проверка
силы разума. Соломон славился
своим умением разгадывать
загадки
(3Цар.10:1–3).
Как литературный Жанр загадки
иногда использовались пророками
(Иез.17:2 сл.).
«¹ Царица Савская, услышав о славе
Соломона во имя Господа, пришла
испытать его загадками. ² И пришла она
в Иерусалим с весьма большим
богатством: верблюды навьючены были
благовониями и великим множеством
золота и драгоценными камнями;
и пришла к Соломону и беседовала
с ним обо всем, что было у нее на
сердце. ³ И объяснил ей Соломон все
слова ее, и не было ничего незнакомого
царю, чего бы он не изъяснил ей.»
3 Царств 10:1-3

17.

Летопись,
объективное, бесстрастное
повествование
об исторических событиях.
В самой Библии нет летописей в
прямом смысле слова,
но некоторые разделы Ветхого
Завета, вероятно, заимствованы из
летописей (например, Ис.36–39).
На летописи как на источники
библейских книг есть указания в
3Цар.14:19 и 1–2.Пар.
«¹⁹ Прочие дела
Иеровоама, как
он воевал и как
царствовал,
описаны
в летописи
царей
Израильских.»
3 Царств 14:19.

18.

Песни,
разнообразные по
характеру
произведения
библейской
поэзии.
Нередко они
сопровождались
музыкой и танцем
(Исх.15:20 ).
Песни отличались
широким
диапазоном.
Виды песенного творчества:
1. трудовые песни (Числ.21:17–18),
2. иронические (Числ.21:27–30),
3. сторожевые (Ис.21:11–12),
4. свадебные (отраженные в Песн.),
5. траурные (Иер.9:17 сл.: Ам.5:16–
18),
6. победные песни (Суд.5).
7. надгробные песни.
Песнь Давида на смерть Саула и
Ионафана (2Цар.1:17–27).

19.

Эпистолярный жанр
Письмо,
переписка
между частными лицами.
В Ветхом Завете
примерами могут
служить письмо
Давида к Иоаву
(2Цар.11:15)
и письмо Иеремии
(Иер.29:1–28).
Жанр частной переписки в
античном мире.
Обычно такая переписка шла по
установившемуся шаблону:
1) имя отправителя и адресата
(например, «Аминта приветствует
Зенона»);
2) благодарение богам;
3) изложение просьб, наставления,
предостережения, описание
жизненных обстоятельств;
4) приветствия и добрые
пожелания.

20.

Послание
(греч. έπτστολή – эпистола),
жанр, широко известный в грекоримском мире и характерный для Нового
Завета.
В отличие от частной корреспонденции
эпистолы были «открытыми письмами»,
обращенными к целым общинам, и
содержали вероучительные и
нравственные наставления.
Послания апостола Павла были
одновременно и эпистолами и письмами,
включая при этом элементы жанра
доксологий, молитв и гимнов.
В античных и новозаветных эпистолах
часто применялись литературные
изобразительные средства

21.

Пословица,
обычно краткое, устойчивое в речевом
обиходе изречение.
В библейском тексте пословицы имеют
две формы.
1. Простая пословица посвящена одной
теме, например: «Какова мать, такова и
дочь» (Иез.16:44); «Врач! исцели
самого себя» (Лк.4:23).
2. 2. Сложная пословица, как правило,
имеет две темы, связанные между
собой, например: «Венец славы –
седина, которая находится на пути
правды» (Притч.16:31); «Пес
возвращается на свою блевотину» и
«вымытая свинья идет валяться в
грязи» (2Петр.2:22). Принято считать,
что простые пословицы – чисто
народного происхождения, а сложные –
продукт литературного творчества

22.

Притча
(евр. ,‫ משל‬маша́л – сравнение),
небольшое назидательное изречение или рассказ
В Ветхом Завете под словом машал
обычно подразумевается афоризм
(характерный пример – Книга
Притчей Соломона).
Подобную же, но более сложную
форму притчи мы находим и в
Евангелии (напр., Мф.5:13).
Там же впервые появляются
притчи-рассказы как важнейший
элемент проповеди (хотя притчирассказы не чужды и Ветхому
Завету, например, 2Цар.12:1–6).
Среднее положение между
афоризмом и рассказом занимает
притча-сравнение (например,
Мф.11:16 сл., 13:44–50).
По мнению некоторых
современных экзегетов, притчирассказы в литературном
отношении наиболее
оригинальный евангельский жанр,
начало которому положил Сам
Господь Иисус.
Некоторые ветхозаветные
мидраши имеют сходство с
евангельскими притчамирассказами

23.

Пророческие речения
Пророчества
произносились первоначально обычно при
храме,
а позднее собранные в книги.
Для ранних пророческих речений
характерна наглядность, эмоциональность,
резкая смена образов, метафоричность.
Речения эти начинаются формулой:
«Так говорит Господь».
Классическая форма этого Жанра ведет
начало от проповеди пророка Амоса, хотя
существовал он и раньше (Числ.24:15–24).
Речения пророков облекались в
поэтическую форму, удобную для
запоминания, со свойственным
древневосточной поэзии параллелизмом
Пророки
вносили в речения
элементы различных
жанров (песнь,
загадка, притча),
иллюстрируя
пророчества
символическими
действиями.
Некоторые проповеди
Христа Спасителя по
стилю близки к
пророческим
речениям (например,
Мф.23),
но знаменательно, что
в них никогда не
встречается формула
«Так говорит
Господь».

24.

Сказание,
повествование, восходящее к
устной традиции, которое
изложено в свободной,
недокументальной форме,
но говорит о реальных
событиях.
К жанру сказаний относятся
рассказы о праотцах,
патриархах, Моисее,
Иисусе Навине и судьях.

25.

Указ,
письменно
зафиксированное
официальное
правительственное
постановление
(например,
1Езд.7:11–26).
Многочисленные их
образцы содержат
памятники Древнего
Востока и
эллинистического
времени.
English     Русский Правила