21.19M
Категория: РелигияРелигия

Священномученик митрополит Анатолий Грисюк

1.

вященномученик
митрополит
Анатолий Грисюк

2.

3.

“Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или
теснота, или гонение, или глад, или нагота, или
беда, или меч; якоже есть писано: яко Тебе ради
умерщвляемы есмы весь день: вменихомся якоже
овцы заколения. Но во всех сих препобеждаем за
Возлюбльшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни
живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни
настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни
ина тварь кая возможет нас разлучити от любве
Божия, яже о Христе Иисусе Господе
нашем”. Апостол Павел (Римл. 8, 35-39)

4.

5.

Священномученик Анатолий, митрополит
Одесский и Херсонский (в миру Андрей
Григорьевич Грисюк) родился 20 августа 1880 года
в городе Ковел Волынской губернии в семье
уездного казначея. В 1900 году Андрей окончил
Волынскую Духовную Семинарию и поступил в
Киевскую Духовную Академию. Здесь окрепло в
нём желание послужить Богу в иноческом чине. В
1903 году его постригли в монашество с именем
Анатолий. В этом же году он был рукоположен в
иеромонаха.

6.

Киевская Духовная Академия

7.

В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую Духовную
Академию. С 1905 года исполнял должность доцента на
кафедре общей церковной истории Киевской духовной
академии, а с 1910 года на кафедре истории древней
церкви. С 1905 года занимался научными исследованиями
при Русском археологическом институте в
Константинополе.
С 1906 года был членом Церковно-археологического
общества при КДА. В 1911 году получил степень магистра
богословия за диссертацию «Исторический очерк
Сирийского монашества до половины VI века». В 1911
году становится доцентом Академии и возводится в сан
архимандрита. В течении двух лет он работал с
древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в
Константинополе. В 1912 году архимандрита Анатолия
назначают экстраординарным профессором Киевской
Духовной Академии.

8.

Киевская Духовная Академия

9.

10.

В 1913 году в день памяти первоверховных апостолов Петра
и Павла в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве
архимандрит Анатолий был хиротонисан во епископа
Чистопольского, викария Казанской епархии.
«На пастыре-епископе с особенною силою сказывается
тот закон пастырской жизни, который выражается в
словах Спасителя: аще зерно пшенично пад на земли не
умрет, то едино пребывает, аще ли умрет, мног плод
сотворит (Ин. 12: 24). Церковная история, изучение
которой составляло мое послушание, на ряде
одушевляющих примеров показала мне действие этого
закона во все эпохи церковной жизни. В период гонений
епископ обыкновенно первая жертва Поместной
Церкви», – сказал владыка Анатолий при наречении его во
епископа. Он как будто предвидел свою судьбу…При
совершении таинства на владыку Анатолия откуда-то сверху
вдруг упал свет, образовав дивное сияние вокруг его головы.
Присутствовавшие на богослужении были поражены
чудным явлением, видя в нем милость Божию и призыв к
особому служению.

11.

12.

13.

Поме́стный собо́р Русской Правосла́вной Це́ркви или
Всероссийский поместный собор — первый с конца
XVII века Поместный собор Правосла́вной
Росси́йской Це́ркви, открывшийся 15 (28) августа 1917
год в Успенском соборе Московского Кремля.
Важнейшим его решением было восстановление 28
октября 1917 года Патриаршества в Российской
церкви.

14.

15.

16.

17.

С 1913 года Владыка Анатолий был назначен на
должность ректора Казанской Духовной Академии. В
1918—1920 годах временно управляющий Казанской
епархией. В феврале 1919 года владыка писал
выдающемуся богослову и историку, профессору
Петербургской духовной академии Николаю
Никаноровичу Глубоковскому (1863–1937): «…пока,
слава Богу, библиотека в наших руках и взята под свою
защиту Архивной комиссией. Половина наличных
студентов (человек двадцать) и Ваш покорный слуга, а
равно и канцелярия, помещаются в здании
академическом. В главном здании заразный госпиталь,
почему пришлось отказаться даже от академической
церкви и перейти в приходскую… ».

18.

19.

На указ богоборческой власти закрыть все духовные учебные
заведения, Владыка лишь формально подчинился ему.
Казанская духовная академия продолжала работу, как частное
учебное учреждение, лекции читались на дому у профессоров,
а совет академии собирался на квартире её ректора. В 1921
году чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием
Патриарху пакет с отчётом о учебной деятельности Академии.
В марте 1921 года епископ Анатолий был арестован и
заключён на несколько месяцев в Бутырскую тюрьму. «Из
переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона, –
отмечается в одной из записок ВЧК, – усматривается, что в
Казани до сих пор существует духовная академия,
подчиняющаяся идейным и служебным директивам
Патриарха… Полагаем, что наличность в Казани подобного
очага мракобесия, руководимого духовно-административным
центром… нежелательна. Просим вас принять меры к
пресечению дальнейшей деятельности указанного
учреждения».

20.

21.

22.

С 1922 года Святитель назначается епископом
Самарским и Ставропольским. В 1923 году его вновь
заключили в узы. После выхода из заключения
Святителя возводят в сан архиепископа. А через
полмесяца за сопротивление обновленческому расколу
его вновь арестовали. В застенках ГПУ Владыку
жестоко избивали, у него была повреждена челюсть,
сломаны ребра. Из тюремной больницы, где он перенёс
тяжёлую операцию, Святителя отправили в 1924 году на
три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в
Красноводск (Туркмения), где он пробыл до 1927 года.

23.

24.

25.

Из ссылки Владыка писал профессору А. И.
Бриллиантову: «А что до нас, то мы теперь не
столько изучаем древнюю церковную историю,
сколько являемся жертвами трагизма новейшей
русской церковной истории. …».

26.

Заседание Временного патриаршего Священного синода. 1932 год. Сидят: архиепископ Николай
(Пирский), митрополит Павел (Борисовский), митрополит Никандр (Феноменов), митрополит Сергий
(Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), митрополит Анатолий (Грисюк), митрополит
Константин (Дьяков). Стоят: епископ Павлин (Крошечкин), архиепископ Питирим (Крылов),
архиепископ Павел (Гальковский), епископ Даниил (Троицкий), епископ Петр (Соколов)

27.

28.

С 1928 года Владыка назначается архиепископом
Одесским и членом Временного Синода при
Заместителе Патриаршего Местоблюстителя,
митрополите Сергии (Страгородском). 21 октября
1932 года он был возведён в сан митрополита. С 1934
по 1935 годы Святитель временно управляет ещё и
Харьковской епархией.

29.

Успенский Собор г. Одессы

30.

Владыка служил в Успенском Соборе. Вокруг него
собиралась религиозно настроенная молодёжь из
интеллигенции. Святителю желалось подготовить
молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по
характеру своему был очень мягок, сердечен, добр.
Жил он очень скромно, «убогонько». На
богослужения в последнее перед арестом время он
ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно
молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир
души.

31.

Последним местом служения Святителя стала
Свято-Димитриевская церковь. Все остальные
храмы Одессы к этому времени были закрыты.
После ареста в 1931 году почти всех одесских
священников, Владыка ходил в советские
учреждения с просьбою об их освобождении. Его
всячески унижали, а затем и самого стали вызывать
на ночные допросы в Н.К.В.Д. Бывало, что даже во
время архиерейского богослужения прямо в храм
являлись агенты с требованием немедленно пройти
на допрос. Владыка твёрдо отвечал, что не
прекратит богослужения и явится после его
окончания.

32.

Последнее место служения святителя Анатолия Свято-Димитриевская церковь г. Одессы

33.

1936 года Владыку арестовали в Одессе. Власти
поспешили вывезти его в Киев. Там его продержали в
тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В
декабре для дальнейшего «следствия» он был
отправлен в Москву. В начале 1937 года Н.К.В.Д.
объявило приговор: заключение в лагерь сроком на
пять лет. Перед ссылкой на север Владыка был уже
почти лишён возможности владеть ногами. Но его
отправили общим этапом вместе с уголовными
преступниками, которые в дороге обворовывали
беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали
пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он
терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли
снова идти пешком.

34.

35.

36.

Так Святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печерском
лагере. Здесь его, хронически больного язвой желудка,
миокардитом, с больными лёгкими принудили к
тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом
митрополите значилось: «Работает добросовестно, к
инструментам относится бережно. Дисциплинирован.
Качество работы удовлетворительно». В июле Владыка
заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ
не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу
выполняет на 62%. По старости работает слабо, но
старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый
«к физической работе не пригоден».

37.

38.

39.

В январе 1938 года состояние здоровья митрополита
ухудшилось настолько, что он был помещен в лагерную
больницу, занимавшую одно из зданий бывшего
Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря – первой
женской обители в Коми крае, появившейся здесь в XIX
веке. Не старый человек (ему не было еще и шестидесяти
лет), он выглядел изможденным, неподвижно лежал на
нарах. Надзиратели решили отобрать самое дорогое, что у
него осталось – Святое Евангелие и нательный крест.
Евангелие палачи вырвали. И тогда, чтобы не смогли
сорвать крест, из последних сил священномученик
перевернулся на живот и предал Богу дух.
Это произошло 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут.

40.

41.

Так, держа обеими руками, как победное знамя, свой крест,
окончил шествие по тернистому жизненному пути
митрополит Анатолий, приняв от Подвигоположника
Христа венец мученичества и исповедничества.
После мужественной кончины исповедника Христова
православные верующие, бывшие в заключении вместе с
ним, благоговейно совершили погребение и из веточек
сделали на могиле маленький крест.
Один из них, впоследствии подвижник Одесского
Успенского мужского монастыря схиархимандрит Пимен
(Тишкевич, † 1984) свидетельствовал, что во время кончины
святителя Анатолия над лагерной больницей засветилось
особое сияние: это ангелы Божии возносили душу его на
Небеса…

42.

43.

В своем последнем слове, сказанном незадолго до
ареста, владыка повторил слова, произнесенные некогда
святителем Иоанном Златоустом: «Молите Бога обо
мне, братия, и если любите Христа, не отходите от
церквей ваших. Для меня приблизилось время бед, и,
приняв много скорбей, я должен отойти из этой
жизни. Вижу, что сатана, не вынося моего учения,
созвал против меня сборище. Но вы не скорбите обо
мне, но поминайте в ваших молитвах… Пусть
пенится и ярится море, но камня оно не может
сокрушить. Пусть вздымаются волны, но Иисусова
корабля не могут потопить. Чего нам бояться?
Смерти? Но мне жить – Христос, и умереть –
приобретение. Изгнания бояться? Но Господня земля
и наполнение ее. Бояться отнятия имущества? Но
всем известно, что мы ничего не принесли с собой в
мир и ничего не возьмем с собой. Я ни нищенства не
боюсь, ни богатств не желаю, ни смерти не
страшусь, молю только об одном, чтобы вы
преуспевали в добре».

44.

Добрый подвиг веры, как средство, и вечная жизнь, как цель,–
разве это не вся полностью программа жизни каждого
истинного христианина? Без подвига веры невозможна земная
жизнь христианина, без вечной жизни она оказывается
лишенной цели и смысла, и смерть является тогда жестоким
концом всех человеческих трудов и стараний. Но где на лицо вера
и её добрый подвиг, там не страшна смерть, ибо вера выводит за
пределы видимого мира и уводит в мир иной. Где упование вечной
жизни и её ощущение, там побеждена эта грозная сила, потому
что вечная жизнь есть полнота жизни, при которой исчезают и
последние призраки смерти. Вот почему так бестрепетно шли
на смерть первохристианские мученики. Вот отчего так
терпеливо несли тяжесть своих чрезвычайных подвигов
христианские аскеты первых веков и все вообще истинные
христиане последующего времени. Но нужно непременно
предварительно пройти путь подвига веры и иметь в себе залоги
вечной жизни, чтобы не быть беспомощным при виде своей или
чужой смерти. Надо, чтобы дух веры одушевлял все наши дела,
великие и малые, и чтобы лучи вечной жизни их освещали и
согревали. Мы призваны к вечной жизни и неразрывно связанному
с этой великой целью подвигу веры….»

45.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года
священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит
Одесский и Херсонский, причислен к лику святых
новомучеников и исповедников Российских. День
памяти священномученика Анатолия – 10 января.
Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви,
замечательный историк и богослов, оставивший ценные
научные труды, редкий молитвенник, неутомимый
борец с расколами, являющий всем последующим
поколениям православных христиан пример верности
Христу и Его святой Церкви…

46.

47.

Молитва священномученику Анатолию (Грисюку)
О, священному́чениче святи́телю о́тче Анато́лие! К тебе́, моли́твеннику
те́плому и пред Бо́гом предста́телю усе́рдно притека́ем. В лю́тую
годи́ну гоне́ний и испыта́ний земли́ на́шея, внегда́ безбо́жныя врази́
преда́ша сме́рти ве́рныя рабы́ Бо́жия и хра́мы святы́я сокруши́ша, яви́л
тя́ Госпо́дь Це́ркве своея́ а́ки сто́лп непоколеби́м и лю́дем Бо́жиим
па́стыря до́бра, ду́шу свою́ за о́вцы полага́юща и во́лки душепа́губныя
дале́че отгоня́юща. Ны́не у́бо при́зри на на́с, со умиле́нною душе́ю и
сокруше́нным се́рдцем тебе́ призыва́ющих. Кре́пость бо на́ша в на́с
оскуде́ и вра́жия ловле́ния и се́ти окружи́ша на́с. Моли́ся за на́с, да не
поги́бнем до конца́ со беззако́ньми на́шими, но да обрати́т на́с Госпо́дь
на стезю́ покая́ния и спасе́ния, да прости́т на́м вся́ согреше́ния на́ша и
ниспо́слет ми́р на гра́ды и ве́си на́ша, изба́вит на́с от наше́ствия
иноплеме́нников, междоусо́бныя бра́ни и вся́ких раздо́ров и
нестрое́ний. Утверди́, священному́чениче, ве́ру и благоче́стие во все́х
ча́дех Правосла́вныя Це́ркве, испроси́ на́м от Го́спода му́жества да́р, да
яви́мся насле́дницы Ца́рствия Небе́снаго, сохраня́я ве́рность до конца́
жи́зни на́шея Го́споду Бо́гу и Спа́су на́шему Иису́су Христу́. Ему́ же
подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом,
ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

48.

Тропарь священномученику Анатолию (Грисюку)
глас 5
Во святи́телях благоче́стно пожи́л еси́, и муче́ния путь
сконча́в, богобо́рцев я́рость посрами́л еси́, побо́рник
Христо́ву ста́ду был еси́, богому́дре. Те́мже тя почита́ем
ны́не, вопию́ще: священному́чениче Анато́лие, моли́ Христа́
Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученику Анатолию (Грисюку)
глас 5
Апо́столов сопресто́льниче и святи́телей украше́ние,
правосла́вным щи́т и утвержде́ние бы́л еси́, просвеща́я
безбо́жия но́щь глубо́кую. Сего́ ра́ди яви́лся еси́
священнострада́лец за Христа́. От бе́д изба́ви на́с твои́ми
моли́твами, священному́чениче Анато́лие.
English     Русский Правила