1.17M
Категория: СоциологияСоциология

Семья и современность лекция по курсу «социология». Лекция № 6

1.

ЛЕКЦИЯ № 6
СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ЛЕКЦИЯ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

2.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. СЕМЬЯ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ И ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
3. ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ
4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ

3.

1. СЕМЬЯ В КРОССКУЛЬТУРНОЙ И
ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
СЕМЬЯ - ОСНОВАННОЕ НА БРАКЕ И КРОВНОМ РОДСТВЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННОЕ ОБЩНОСТЬЮ БЫТА И
ВЗАИМНОЙ
МОРАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.
ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ
ОСНОВУ
СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
СОСТАВЛЯЕТ БРАК.
БРАК - ИСТОРИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ФОРМА ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ЖЕНЩИНОЙ И МУЖЧИНОЙ,
ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ ОБЩЕСТВО УПОРЯДОЧИВАЕТ И
САНКЦИОНИРУЕТ ИХ ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ И УСТАНАВЛИВАЕТ ИХ
СУПРУЖЕСКИЕ, РОДИТЕЛЬСКИЕ И ДРУГИЕ РОДСТВЕННЫЕ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

4.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1) НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЗ ОБЛАСТИ АНТРОПОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ
НАУК (СОЦИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ),
КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ДАННЫЕ О РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ,
СОБРАННЫЕ
В
ПОЛЕВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ,
ЧТОБЫ
ИЗУЧИТЬ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗЫ О
КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЯХ.
2) ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СУПРУЖЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
В
СЕМЕЙНЫХ
СИСТЕМАХ,
ОБУСЛОВЛЕННЫХ СПЕЦИФИКОЙ ИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ, А
ТАКЖЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ИЗУЧАЕМЫХ
ЭТНОСОВ

5.

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕМЬЯ ПРОХОДИТ РЯД ЭТАПОВ,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ СКЛАДЫВАЕТСЯ В ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
СЕМЬИ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ СЕМЬИ ОБЫЧНО ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ
ФАЗЫ ЭТОГО ЦИКЛА:
- ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК - ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЬИ;
- НАЧАЛО ДЕТОРОЖДЕНИЯ - РОЖДЕНИЕ ПЕРВОГО РЕБЕНКА;
- ОКОНЧАНИЕ ДЕТОРОЖДЕНИЯ - РОЖДЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО РЕБЕНКА;
- «ПУСТОЕ ГНЕЗДО» - ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК И ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ
РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ ПОСЛЕДНЕГО РЕБЕНКА;
- ПРЕКРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕМЬИ - СМЕРТЬ ОДНОГО ИЗ
СУПРУГОВ.

6.

СТРУКТУРА СЕМЬИ
ПОД СТРУКТУРОЙ СЕМЬИ ПОНИМАЮТ НЕ ТОЛЬКО
ЕЕ
КОЛИЧЕСТВЕННУЮ
ПОЛНОТУ,
НО
И
СОВОКУПНОСТЬ
ДУХОВНЫХ,
НРАВСТВЕННОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ
ЕЕ
ЧЛЕНАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И
АВТОРИТЕТА. СО СТРУКТУРОЙ СЕМЬИ ТЕСНО СВЯЗАН
ПОРЯДОК И УКЛАД ЕЕ ЖИЗНИ, ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ СЕМЬЯМИ И
ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛОМ.

7.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ФУНКЦИЙ, КОТОРЫЕ ВЫПОЛНЯЕТ
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ, МОЖНО СВЕСТИ К СЛЕДУЮЩИМ:
Репродуктивная
(детородная)
воспроизводство
потомства
Экономическая
материальная
поддержка
несовершеннолетних и
нетрудоспособных
членов семьи
Воспитательная
первичная
социализация детей, их
воспитание
Хозяйственно-бытовая
ведение домашнего
хозяйства, уход за детьми и
пожилыми членами семьи

8.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
ФУНКЦИЯ ПЕРВИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЧЛЕНАМ И СЕМЬИ:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ;
СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНАЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЛЕНАМ СЕМЬИ,
ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ;
ДОСУГОВАЯ - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ДОСУГА,
ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ;
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНАМ СЕМЬИ.

9.

3. ТИПОЛОГИЯ СЕМЬИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ БРАКА ВЫДЕЛЯЮТ МОНОГАМНУЮ И
ПОЛИГАМНУЮ СЕМЬЮ:
моногамия
брак одного
мужчины с одной
женщиной в одно
время
полигамия
брак,
предполагающий
наличие нескольких
партнеров в
супружестве

10.

ФОРМЫ ПОЛИГАМНОГО БРАКА
полиандрия
(многмужество)
южные районы
Индии, Тибет
полигиния
(многоженство)
мусульманские
страны
групповой брак
несколько мужчин и несколько
женщин одновременно находятся
в супружеских отношениях
Маркизские острова

11.

ВИДЫ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРУКТУРЫ
РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ:
нуклеарная
(простая),
состоящая из
родителей и их
несовершеннолетн
их детей
расширенная
(сложная),
представленная
двумя и более
поколениями
семей

12.

ВИДЫ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА
ВЫБОРА СЕМЕЙНОГО ПАРТНЕРА:
эндогамные
заключение брака
между
представителями
одной и той же
группы (клана,
племени т.д.)
экзогамные
брак внутри определенной
узкой группы людей
(например, между близкими
родственниками, членами
одного племени и т.д.)
запрещается

13.

ВИДЫ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА
ЖИТЕЛЬСТВА СУПРУГОВ
патрилокальные
молодые живут в
семье родителей
мужа
матрилокальные
молодые живут в
семье родителей
жены
неолокальные
живут отдельно от
родителей

14.

ТИПЫ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРИТЕРИЯ
СЕМЕЙНОЙ ВЛАСТИ
матриархат
власть в семье
принадлежит
женщине
патриархат
власть в семье
принадлежит
мужчине
эгалитарная
(демократическая) семья
равенство супругов

15.

4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НАБЛЮДАЮТСЯ ПРОЦЕССЫ
ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА,
ИЗМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЕЕ ФУНКЦИЙ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ. СЕМЬЯ УТРАЧИВАЕТ ВЕДУЩИЕ ПОЗИЦИИ В
СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДОВ, ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ДРУГИХ
ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ.
ВМЕСТЕ С ТЕМ В ОБЩЕСТВЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
ФОРМЫ БРАКА, ПОД КОТОРЫМИ ПОНИМАЮТ СИСТЕМЫ
БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, НЕ ПОЛУЧИВШИХ ОФИЦИАЛЬНОГО
ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВА, НО ДОПУСКАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ
МНЕНИЕМ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ.

16.

В НАШИ ДНИ ВО ВСЕХ СТРАНАХ, ОСОБЕННО В СТРАНАХ ЗАПАДА,
СЕМЬЯ ПЕРЕЖИВАЕТ КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СВЯЗИ С
ГЛОБАЛЬНЫМИ
СОЦИАЛЬНЫМИ
И
ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
ПРОЦЕССАМИ (ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЕЙ, УРБАНИЗАЦИЕЙ И ДР.)

17.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ БРАКА
ГОДВИН-БРАК («ВИЗИТНЫЙ БРАК», «ГОСТЕВОЙ
БРАК») - ЭТО РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ СУПРУГОВ,
ОТСУТСТВИЕ ОБЩЕГО ХОЗЯЙСТВА И БЫТА. ВНЕСЕМЕЙНАЯ ФОРМА МОНОГАМНОГО БРАКА ВПЕРВЫЕ
БЫЛА ОПИСАНА В XVIII В. У. ГОДВИНОМ. В
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДАННАЯ ФОРМА БРАКА
СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНОЙ В РОССИИ, ГЛАВНЫМ
ОБРАЗОМ СРЕДИ ЗВЕЗД ЭСТРАДЫ И ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫХ
ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ

18.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ БРАКА
КОНКУБИНАТ - СТАБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ ЖЕНАТОГО
МУЖЧИНЫ И ФОРМАЛЬНО НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫКОНКУБИНЫ, ИМЕЮЩЕЙ ОТ НЕГО ПРИЗНАВАЕМЫХ
ИМ ДЕТЕЙ И МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ. В
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ИЗ-ЗА
РАСТУЩЕЙ ФЕМИНИЗАЦИИ ПОЛОВОГО СОСТАВА
ОБЩЕСТВА ИМЕЕТ НЕСОМНЕННУЮ ТЕНДЕНЦИЮ К
РОСТУ.

19.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ БРАКА
ОТКРЫТЫЙ БРАК - ПРИЗНАНИЕ ПРАВА
СУПРУГОВ НА НЕЗАВИСИМЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ,
ВКЛЮЧАЯ ВНЕБРАЧНЫЙ СЕКС;
ПРОБНЫЙ БРАК - ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИИ
ПАРТНЕРОВ. КОГДА ЖЕ ОНИ РЕШАЮТ ИМЕТЬ
ДЕТЕЙ, ТО ОФОРМЛЯЕТСЯ ЗАКОННЫЙ БРАК. ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ
МАРГАРЕТ
МИД
ЭТО
«ДВУХШАГОВЫЙ БРАК».

20.

ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СТРАН
ЕВРОПЫ, США, РОССИИ (СНГ)
ХАРАКТЕРНА
НУКЛЕАРНАЯ
СЕМЬЯ (ЖЕНА, МУЖ И ДЕТИ) С
ДОБАВЛЕНИЕМ ОДНОГО ИЛИ
ДВУХ РОДИТЕЛЕЙ И СУПРУГОВ.
ЭТОТ
ВАРИАНТ
СЕМЬИ,
ОЧЕВИДНО,
ВОЗНИК
КАК
ПОПЫТКА
СПРАВИТЬСЯ
С
НЕКОТОРЫМИ
ТИПИЧНЫМИ
ДЛЯ
СОВРЕМЕННОЙ
ГОРОДСКОЙ
ЖИЗНИ
ПРОБЛЕМАМИ

21.

ТРАДИЦИОННЫЕ
РОЛИ ЖЕНЩИНЫ И
МУЖЧИНЫ
В
СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
ТЕПЕРЬ ПРИНИМАЮТ
РАВНОЕ, А ИНОГДА
ВЕДУЩЕЕ УЧАСТИЕ В
СЕМЕЙНЫХ РЕШЕНИЯХ

22.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ЕДИНСТВО
СЕМЬИ
ВСЕ
МЕНЬШЕ
ЗАВИСИТ
ОТ
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И
САНКЦИЙ И ВСЕ БОЛЬШЕ
ОТ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ, ВЗАИМНОЙ
ПРИВЯЗАННОСТИ,
ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.
РАСТЕТ
КОЛИЧЕСТВО
ГРАЖДАНСКИХ
(«СВОБОДНЫХ») БРАКОВ.

23.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
- СНИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ С
ДЕТЬМИ И ЕДИНСТВА ВСЕХ
СЕМЕЙНЫХ ПОКОЛЕНИЙ;
- ПАДАНИЕ РОЖДАЕМОСТЬ;
- УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВО
РАЗВОДОВ, ЧАСТОТА ДОБРАЧНЫХ
СВЯЗЕЙ.
- РОСТ ОТКАЗОВ ОТ ДЕТЕЙ,
УБИЙСТВ;
- НАРАСТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ОТЧУЖДЕНИЯ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ
СЕМЬИ;
- УСИЛИВАЕТСЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ
АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ,
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ.

24.

ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСТАНСКИХ СЕМЕЙ
В МАЕ 2021 ГОДА КАЗАХСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
(КИОР)
ОПУБЛИКОВАЛ ДОКЛАД «КАЗАХСТАНСКИЕ СЕМЬИ».
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ,
ОЧЕРТИЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
КАЗАХСТАНСКИХ
СЕМЕЙ,
А
ТАКЖЕ
ПРИВЕЛИ
НЕКОТОРЫЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. СОЕДИНИВ ЭТИ
НАБЛЮДЕНИЯ ОНИ ПРЕДЛОЖИЛИ «НАЦИОНАЛЬНУЮ
МОДЕЛЬ» СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ.

25.

ГЛАВНЫЙ
ТЕЗИС
ДОКЛАДА,
КОТОРЫЙ
КИОР
ФОРМУЛИРУЕТ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ С
ЭКСПЕРТАМИ И ДВУХ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (С
ОБЩЕЙ ВЫБОРКОЙ В 3000 ЧЕЛОВЕК), ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
ОСЛАБЕВАНИИ
ИНСТИТУТА
СЕМЬИ.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
ОБЪЯСНЯЮТ ЭТО РОСТОМ ЧИСЛА НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
БРАКОВ И СЕМЕЙ С ОДНИМ РОДИТЕЛЕМ. ТАКЖЕ
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И
КОЛИЧЕСТВО
РАЗВОДОВ.
КАЖДЫЙ
ТРЕТИЙ
БРАК,
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ В СТРАНЕ, РАСПАДАЕТСЯ. КАЖДАЯ
ШЕСТАЯ СЕМЬЯ НЕ МОЖЕТ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ, А 62% РОДИТЕЛЕЙ
НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ИХ ВОСПИТАНИЕМ.

26.

«ЗОЛОТЫМ» ПЕРИОДОМ ДЛЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СТРАНЕ,
СОГЛАСНО ВЫВОДАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, БЫЛ ПЕРИОД 2000-2013
ГОДОВ, КОГДА НАБЛЮДАЛСЯ УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА
БРАКОВ.
ТАКУЮ
ДИНАМИКУ
В
КИОР
СВЯЗЫВАЮТ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С РОСТОМ ВВП, ПАДЕНИЕ КОТОРОГО
ОБЪЯСНЯЕТ И СПАДЫ В РЕГИСТРАЦИИ БРАКОВ 2008 И 2013 ГОДОВ.
ДРУГАЯ ПРИЧИНА СОСТОЯЛА В ТОМ, ЧТО СЕМЬИ СОЗДАВАЛИ
МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, ДОЛЯ КОТОРЫХ В СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ НЕ
ПАДАЛА НИЖЕ 25% ВПЛОТЬ ДО 2014 ГОДА. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
ЖЕНИХОВ, ВСТУПИВШИХ В ПЕРВЫЙ БРАК, НЕ БЫЛ ВЫШЕ 27,6 ЛЕТ, А
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ НЕВЕСТ – 25 ЛЕТ. БОЛЬШИНСТВО БРАКОВ
ЗАКЛЮЧАЛОСЬ В АЛМАТИНСКОЙ И ТУРКЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ, А
ТАКЖЕ ГОРОДЕ АЛМАТЫ. НАИМЕНЬШЕЕ ЖЕ − В АКМОЛИНСКОЙ И
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ.

27.

ПРОБЛЕМА УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ СТОИТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОСТРО. ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ВИДЯТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ СО
СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА.

28.

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила