Похожие презентации:
Саксонское зерцало – один из наиболее известных и значимых документов средневековой Германии
1.
САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО – ОДИН ИЗНАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ И
ЗНАЧИМЫХ ДОКУМЕНТОВ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНИИ
ПОДГОТОВИЛА БУДНИКОВА Е.К ЮЮ-РБД-04-21
2.
ПЛАН1. Саксонское зерцало: разработка, источники, структура
2. Доктрина «Двух мечей»
3. «Щитовая» иерархия свободных Шеффены
4. Ленное право: субъекты и объекты ленного права, виды ленов, право ожидания лена, оформление
ленного договора ( оммаж и инвеститура)
5. Брачно-семейное и наследственное право. Принципы наследования
6. Состязательный процесс
7. Система доказательств. Институт «оспаривания решений»
3.
• Правовой документ был разработан в 1220-е годы шеффеном Эйке фонРепгау
САКСОНСКОЕ
ЗЕРЦАЛО
• Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому
праву, а вторая ленному
• Сборник представлял собой запись сложившегося к началу XIII века
обычного права Восточной Саксонии
• Своеобразный раздел сборника представляли правила и требования к
рациональному ведению хозяйства ;
• Структура сборника: Два крупных раздела- Земского права (
Ландрехта, 3 книги) и Ленного права ( Ленрехта, 3 главы, главы 2 и 3
имеют установления о порядке судопроизводства и городском лене)
Примечание: Ландрехт содержит примечания о сословном делении (
свободные ( шефеннское сословие) и несвободных). Ленрехт же подроно
излагает особенности ленных отношений ( феодально-зависимых):
порядок получения, держания и утраты ленов, виды ленов и т.д
4.
ДОКТРИНА «ДВУХ МЕЧЕЙ»- ПОЛИТИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА О ВЕРХОВЕНСТВЕ ВЛАСТИ ПАПЫ РИМСКОГО НАД СВЕТСКИМИ ГОСУДАРЯМИ,
О НЕДОПУСТИМОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА СВЕТСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ В ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА, А ТАКЖЕ О
НАЛИЧИИ У ПАПСТВА НАРЯДУ С ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПАПСКАЯ ТЕОКРАТИЯ)
« Два меча предоставил Бог земному царству для защиты
христианства. Папе предназначен духовный, императорусветский.»
во власти католической церкви есть «два меча» –
«духовный» и «светский». Оба «меча» принадлежат
церкви: «духовный меч» она держит рукой духовенства, а
«светский» для неё и под её контролем держит рука
светского властителя. Эти «мечи» не равнозначны –
светская власть подчинена духовной, превосходящей её
по своему величию, поэтому духовная власть вправе
учреждать, назначать, направлять и судить любых
представителей светской власти, если последние
собьются с праведного пути. Нижестоящая духовная
власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а
высшая духовная (папская) власть подсудна только Богу.
Наконец, хотя духовная власть предоставлена людям и
осуществляется людьми, но по природе она является не
земной, а небесной, а потому всякий, кто противится ей,
противится божественному установлению: «...Каждому
человеку ради своего спасения необходимо подчиниться
власти Римского понтифика» («subesse Romano Pontifici
omni humanae creaturae... omnino esse de necessitate
salutis»).
5.
ЛЕННОЕ ПРАВО : СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛЕННОГО ПРАВА,ВИДЫ ЛЕНОВ, ПРАВО ОЖИДАНИЯ ЛЕНА
• Виды ленов:
1. Имперские лены ( церковные и знаменные)
2. Судебные лены( Отличительная черта: их
держатель , наряду с владением землей ,
обладал правом судить «банном короля»(
т.е. правом королевского суда))
3. Городские лены ( принадлежали не
конкретному лицу, а городу в целом) ( ЛП
III.2)
• Право ожидания лена заключалось в праве
претендовать на лен, освободившийся после
владельца, не оставившего наследников.
• Жене всегда принадлежало право ожидания
на лен мужа( ЗП III 75 п.2)
• Имеющий право ожидания пользуется
преимуществом перед другими лицами.
6.
ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕННОГОДОГОВОРА ( ОММАЖ И
ИНВЕСТИТУРА )
Оммаж- в средневековой Западной Европе
одна из символически церемоний,
оформлявшая заключение вассального
договора.
Инвеститура- юридический акт передачи
земельного феода, должности, сана,
закреплявший вассальную зависимость и
сопровождавшийся символическим обрядом.
7.
БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВОВ области брачно-семейных отношений самым характерным
было положение о том, что при сословно-неравном браке
жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию
того из родителей, который находился на более низкой
ступени социальной лестницы, и были соответственно
ограничены в правах наследования.
На время брака все имущество пребывало в режиме общности,
но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась
такой возможности. В случае развода она получала обратно
то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества
была доля, которая предназначалась для личного
использования женщиной, и называлась она женской долей,
хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа.
Относительно недвижимого имущества жены действовало
правило: "Имущество жены не должно ни расти, ни
уменьшаться". Предусматривалась "продуктовая доля",
устанавливаемая только после прекращения брака в случае
развода или после смерти главы семейства и открытия
наследства. В случае развода за женой сохранялось только
пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля
(Ландрехт, кн.3. ст.74)
Принципы наследования :
Ленное право предусматривало принцип единонаследования.
Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не
распространялось на земское право, где все сыновья
наследовали в разных долях. Лишенными права на получение
лена и на защиту по ленному праву были следующие
категории лиц: клирики; женщины; крестьяне (полусвободные
литы, чиншевики и батраки);купцы; "лишенные прав",
"незаконнорожденные", "все нерыцарского звания" со
стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта
8.
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ• Объясните, что вы узнали благодаря этому событию истории и как это повлияло на вас.
• Сословный характер феодальной земельной собственности обусловливал сословный характер суда. Не
было единой судебной системы, не было суда, равного для всех. Привилегированные сословия
обладали привилегией судиться судом своего сословия; низшие сословия были подсудны судам,
специально для них созданным. Соответствующим образом была построена вся судебная система:
существовал церковный, ленный, земский, городской суд и т. д. Не только судоустройство носило
сословный характер, но и судебный процесс, доказательственное право, система наказаний и т. п. - все
пронизано сословным началом.
9.
ИНСТИТУТ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ• Большое внимание в "Саксонском зерцале" уделялось доказательственной стороне процесса. Решение
о наказании запрещалось выносить без полного изобличения обвиняемого.
• Институт "оспаривания решения" являлся весьма любопытным в земском праве. Оспаривание
обязательно происходило стоя, при чём Оспаривающий должен был быть равного сословия с
заседателями. Для того, чтобы предложить альтернативное решение, более справедливое с точки
зрения обеих сторон, Оспаривающий просил о предоставлении "скамьи". В случае не удовлетворения
своих требований Оспаривающий обязан был выплатить возмещение тому, чьё решение оспаривал. Так
же он уплачивал судебные издержки и штраф