7.15M
Категория: ИсторияИстория

Афинские праздники. Панафинеи, Дионисии, Элевсинии

1.

Панафинеи, Дионисии, Элевсинии

2.

Панафинеи
(Παναθήναια)

самые
крупные
религиозно-политические
празднества
в античных Афинах, проводившиеся в честь
покровительницы города.
По преданию афинское празднество Афинеи учредил
мифологический царь Эрихтоний, а Тесей, объединив
аттические поселения в единое государство, дал
празднику новое название – Панафинеи, то есть
«праздник для всех». Панафинеи проводились Большие
и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а
Большие,
отличавшиеся
большей
продолжительностью, — один раз в четыре года (28
числа Гекатомбеона, т. е. в августе).

3.

Во
время
празднеств
совершались
жертвоприношения,
проводились
шествия,
театральные представления и состязания.
От десяти афинских фил выбиралось десять судей
Панафинейских
игр.
Награду
победителю
состязания
составляли
венок
из
ветвей
освящённого оливкового дерева и большие
красивые глиняные кувшины — так называемые
панафинейские амфоры, наполненные оливковым
маслом (в честь победы Афины над Посейдоном).

4.

5.

6.

Музыкальные соревнования с того времени, как
был построен Одеон, проводились в нем — на
склоне Акрополя. Победители музыкальных
соревнований, очевидно, не получали в награду
оливкового масла, но увенчивались золотым
венком в форме ветки оливы и получали
некоторую сумму денег.
По постановлению Солона здесь рапсоды пели
отрывки из песен Гомера.

7.

8.

9.

Спортивные соревнования проходили примерно
там, где сейчас находится афинский стадион. Они
проводились по следующим видам: бег на один
стадий (178 м), пентатлон (пятиборье), борьба,
кулачный бой и панкратион (объединение
кулачного боя с борьбой). Участники делились на
три возрастных категории: мальчики, безбородые
юноши, взрослые мужчины.

10.

11.

Конные
ристания проводились на равнине,
расположенной между городом и бухтой Фалерон.
Имелось два вида состязаний, которые нигде в
Элладе, кроме Афин, не встречались. Один из них
назывался «эвандрия» (совершенство), но в чем
состояло это состязание, неизвестно. Мы знаем
только, что оно было командным и команду
выставляла каждая из афинских фил. Победители
получали целого быка или щиты. Второй вид чисто
афинских состязаний — бег с факелами, однако, он
проходил не в те дни, когда проводились основные
виды соревнований, а в последний день праздника.

12.

Были также конные состязания с апобатами –
атлетами, которые на бегу должны были
спрыгивать с колесницы и запрыгивать обратно.
По легенде их изобрёл Эрихтоний.

13.

14.

Эрихтоний
(возница) и
Афина
(апобат)

15.

16.

17.

Наконец, в программу праздника включались еще
и соревнования триер. Они также, естественно,
были командными — каждая фила выставляла свое
судно. Состязания проходили в море, в гавани
Пирея.

18.

19.

Кульминацией
Панафиней была праздничная
процессия к Парфенону, в которой участвовали не
только все граждане Афин независимо от пола и
возраста, но и поражённые в правах жители Афин
и метэки. Процессия собиралась и строилась еще
ночью и начинала свое движение с восходом
солнца. Местом, откуда начинала свое движение
процессия, был район Керамика, точнее — место,
называемое Леокорий, возле здешних городских
ворот.

20.

21.

22.

Во главе процессии двигалась специальная повозка —
так называемый панафинейский корабль — с
расшитым одеянием богини Афины шафранового
цвета, которое для каждого празднества Панафиней
ткали и шили женщины Аттики. Первоначально
пеплос имел нормальный размер—как для обычного
человека (может быть, немного больше), но с конца V в.
до P. X. (по крайней мере) пеплос в соответствии с
размером статуи приобрел огромные размеры,
напоминая корабельный парус. В это время его стали
доставлять к Акрополю на специальной повозке,
оформленной в виде корабля, пеплос поднимали на
мачте как настоящий парус. После шествия афиняне
совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за
которым следовало совместное застолье, завершавшее
программу Панафиней.

23.

Афина в пеплосе
(Афина Лемния).
Фидий. Римская копия

24.

Принесение жертв на алтаре перед Парфеноном
связано с древним обрядом. Огонь для сожжения
жертв на этом алтаре мог быть зажжен только от
факела победителя в беге с факелами.
Кровавые
жертвы,
приносимые
богам,
естественно, сжигались не целиком, значительная
часть
мяса
жертв
потреблялась
самими
участниками жертвоприношений. Греция была, в
общем, бедная страна, и мясо не входило в
повседневный рацион большинства жителей.
Жертвоприношения в силу этого доставляли
удовольствие не только богам, но и тем, кто
приносил им жертвы.

25.

26.

В декабре-январе (месяце Посидионе) проходили
Малые (Сельские) Дионисии – сельский праздник,
знаменовавший окончание сбора винограда.
Устраивались разгульные пирушки, шествия,
танцы, игры (например, надо было устоять на
одной ноге на намазанном маслом надутом мехе
для вина).

27.

28.

Великие
Дионисии
справляли
в
месяце
Элафоболионе (март-апрель). Длились они 6 дней.
В первый день торжественная процессия, взяв
деревянную статую Диониса со священного участка
близ театра, обходила хороводами алтари богов и
подходила к алтарю Диониса. Здесь закалывали
быков, а затем танцевали и устраивали дома
пирушки.

29.

30.

Во второй и третий дни устраивались состязания
хоров мальчиков, а затем взрослых мужей. Хоры
исполняли дифирамбы – песни в честь Диониса.
Каждая из 10 афинских фил выставляла свой хор,
хор-победитель получал в награду треножник,
который посвящался в храм богу или ставился на
улице Треножников.

31.

Памятник Лисикрата.
Лисикрат – хорег,
оплативший выступление
хора мальчиков в 330 г. до н.
э.

32.

33.

Последние 3 дня были посвящены театральным
представлениям. Жанров было 3: трагедия,
сатировская драма и комедия. Их писали стихами,
в постановке участвовали обученные хоры,
исполнявшие особые танцы под музыку. Первая
настоящая трагедия была поставлена в 534 г. до н.
э. Тогда драматург Феспид вывел первого актёра,
вступавшего в диалог с хором и его корифеем.
Самыми
великими
драматургами
Греции
считаются Эсхил (вывел второго актёра), Софокл
(вывел третьего) и Еврипид. Все они жили в V в. до
н. э.

34.

Каждый день был посвящён творчеству одного
поэта, который ставил на сцене тетралогию: 3
трагедии и сатировскую драму. 10 судей,
выбиравшихся по жребию от каждой филы,
решали, какой драматург был достоин первого,
второго и третьего приза.
Позже был добавлен ещё 1 день, в который 3 поэта
представляли по одной комедии (самыми
известными комедиографами являются Аристофан
и Менандр).

35.

Театральные представления также устраивались на
Ленеях – празднике Диониса в январе-феврале. В
отличие от Великих Дионисий, на эти
представления не пускали иностранцев и метеков.
Ещё один праздник, посвящённый Дионису –
Антестерии (февраль-март), когда открывали и
разливали бочки с новым вином.

36.

Малые Мистерии проходили в феврале, а Великие
– в сентябре. Во время Малых Мистерий ставились
особые представления, которые проходили ночью,
а присутствовать могли только посвящённые. Во
время Великих Мистерий люди шли из Керамика в
Элевсин, там проходила ночная процессия с
факелами,
изображавшая
поиски
Коры,
демонстрировались священные предметы и
проводились неизвестные нам ритуалы.

37.

38.

Телестерион в Элевсине
English     Русский Правила