Похожие презентации:
Философия Средневековья
1.
2021ФИЛОСОФИЯ
БАЛТОВСКИЙ
ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
2.
Тема: Средневековая христианская философия3.
ПЛАНПонятие и проблема Средневековой философии.
Особенности развития философии Средневековья.
Августин Блаженный и его философско-религиозные взгляды
на мир и познание.
Христианская философия Фомы Аквинского.
Проблема соотношения общих и абстрактных понятий
(реализм, номинализм, концептуализм).
Историческая роль философии Средневековья.
4.
Литература ( дополнительная)1. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н. э. М., Изд-во
Моск. ун-та 1979 г. 416 с.
2. Поздняя латинская поэзия. /Пер. с лат.: Состав и встун. статья М.
Ганарова. – М.: худож. лит., 1982 – 719 с. ( Б-ка античн. лит-ры).
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская
патристика). – М., Мысль, 1979. – 431 с.
4. Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн
XXIII: Роман. – Л.: 1991. – 224 с.
5.
Философия средневековья– это своеобразный, исторический тип
философии,
который увязывают с особым способом
рефлексии, заключавшийся в религиозной
идеологии на принципах
откровения и монотеизма.
Истоки
средневековой философии кроются
в античной философии в учениях позднего
эллинизма в период упадка
Римской империи.
Кризис последних веков,
вызвал настойчивые попытки отрешения от
всего земного, что было характерным не
только для философского учения
неоплатонизма, но и для зарождающегося
христианства.
6.
Периодизация средневековой мыслиV – XII в.в. – период патристики (Августин
Блаженный)
XII – XVII в.в. – период схоластики (Фома
Аквинский)
Раннему средневековью характерно было
использовать философию для оправдания и
защиты идеологии христианства.
Во времена позднего средневековья
характерным было сохранять лояльность,
но при этом велись поиски выхода из
теологической опеки.
7.
Средневековая философияохватывает тысячелетний
период с V по XVвв.
Временные рамки
относительные, четко
обозначенных границ нет.
Истоки кроются в античной
философии, развиваясь
одновременно с религией
христианства, возникшей в III вв. н.э.
8.
1. Понятие и проблема средневековойфилософии
Периодизация истории
на античную, средневековую, возрождения,
просвещения, новою и новейшую,
носит условный характер.
Начало средневековья большинство
исследователей связывают с каким то
заметным историческим событием или датой.
- С датой падения Западной империи (476
г.), изучать средневековую философию
предложил Б. Рассел в книге «История
западной философии».
- Некоторые историки, увязывают с датой
коронации Карла Великого
– 800 год н.э. ,
- другие исследователи, с начала творческого
пути Августина Блаженного – 400 год н.э.
9.
- Некоторые историки,увязывают начало
средневековья с датой
коронации
Карла Великого
– 800 год н.э. ,
IX век
Изображение Карла Великого
с папами Геласием I и Григорием
I
10.
ПрофессорАлексей Федорович Лосев
(1893 – 1988)
считал, что начало
средневековья
необходимо отсчитывать с
появлением
неоплатонизма
(основателем данной
философии был Плотин)
11.
Профессор Геннадий Георгиевич МайоровСоветский и российский философ, доктор философских наук заслуженный
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
12.
2. Особенности развития философии Средневековья13.
Культ восточных религий в частности египетской богини Изиды (Исиды)Исида
– богиня женственности и
материнства
Исида
Расписной рельеф из гробницы Сети I в Долине
царей
14.
Культ восточных религий в частности египетского ОсирисаСтарший сын бога земли Геба и неба Нут.
Создал цивилизацию, научил людей религии
и земледелью.
Осирис
– бог возрождения, царь
загробного мира.
15.
Рельефс изображением божества
Митры, сасанидского царя
Шапура II и Ахура Мазды
Митра
– божество индоиранского
происхождения, связано с
дружественностью,
справедливостью, договором,
согласием
и солнечным светом
16.
Незримый Богв его одинокой бесконечности стал величайшим интеллектуальным
вызовом для теологов.
Лучшие философские умы разных стран трудились над понятием “Бог”,
искали доказательства его существования.
Немецкий философ Г. Гегель предпринял в 19 веке попытку постижения
Бога как абсолютной идеи, как мирового разума, писал:
«каков он в своей вечной сущности до сотворения природы
и какого бы то ни было конечного духа»
(Наука логика Т. 1 с. 103).
Пустое святилище в Иерусалимском храме,
предмет насмешек в античности,
более двух тысяч лет наполнялся смыслом и чаяниями, которые и
поныне определяют поведение, верующих в Бога.
17.
Началоримского завоевания
Палестины.
В 63 г. до н.э. римский
полководец Помпей вошел в
Иерусалимский храм, чтобы
проникнуть в тайны иудейской
религии.
“Помпей в Иерусалимском
храме”.
Миниатюра 1470-1475 гг.
18.
ТертуллианКвинт Септимий Флоренс
(ок. 160 г.)
Христианский богослов и писатель.
19.
Пока Понтий Пилатдопрашивает Иисуса,
уже сбивается крест
для распятия и
разбойник отпущен из
темницы.
Миниатюра
1452 - 1460
20.
«Что есть истина? Христос иПилат»
Художник Николай Николаевич Ге
1890
Живопись. Третьяковская галерея
Понтий Пилат – римский
префект Иудеи
(с 26 по 36 год)
Обращается с вопросом к
обвиняемому без злобы, но с
высокомерной улыбкой
его не интересует ответ на
вопрос
«Что есть истина»
Пилат уверен, что знает ответ….
21.
На картине Антонио Чизери,Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям
Иерусалима в надежде.
22.
Туринскаяплащаница
Джованни
Батиста делла
Ровере
«Снятие с
креста»
1623-1630 гг.
23.
Греческая философия- стремилась понять сущность природы, космоса и была связана с
политеизмом (многобожьем), но все же, главное внимание обращала на
осмыслении мира и места в нем человека.
Этим был обусловлен
космоцентризм древнегреческой философии.
Для философии средневековья,
главным ориентиром стала не природа, а Бог.
Она оказалась, тесно связанной с монотеизмом (единобожием).
И не только с христианством, но и с иудаизмом, мусульманством.
Отсюда, теоцентризм
философии эпохи средневековья.
24.
Высшим достоинствомсредневекового философа
была эрудиция, которая
имела тенденцию к
универсальности.
Энциклопедичность
литературных компиляций
оформлялись в составлении
различного рода
толкований,
претендовавших на охват
всей мудрости данного
века.
25.
Для средневекового мышления был характерен символизм.Символ – это конкретный чувственный образ, воспринимаемый как знак (условное
обозначение) чего-то отличного от него.
Мыслить, означало раскрывать скрытые значения вещей.
Природа воспринималась как хранилище символов.
26.
Альберт ДюрерМеланхолия I
1514
27.
Русскийправославный крест
(XIX)
– восьмиконечный крест,
символ, указывающий на
искупленную жертву
Иисуса Христа.
28.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИНа этой,
средневековой миниатюре
в кругу с символами
четырех евангелистов
изображен восседающий на
престоле
Христос Вседержитель.
Выполнена мастерами
Ахена (Германия). Ок. 810 г.
29.
Средневековая философияпронизана уважением к христианской традиции, к авторитету священного
писания.
Основным доказательством становится не логическое обоснование, а
ссылка на авторитет, на цитаты из авторитетного источника.
30.
Недоверие к рациональному знанию и усилениехристианства, укрепляло возникающие признаки
мистицизма.
Попытки соединить греческую философия и
иудейскую религию к успеху не привели.
В III – V столетиях н. э.
более приемлемым становится неоплатонизм.
Основателем был Плотин
Во главе, иерархии бытия стоит сверхсущее,
постижимое, только в сверх умном экстазе (восторг).
Сверх сущее познать нельзя, а созерцать можно.
31.
Плотин(204/205 – 270)
родился в Египте погребен в Мантуе, Италия.
Учился в Александрии.
Преподавал в Риме философию.
- Почтительно трактовал философию Платона.
- Признавал в качестве основных, два способа
познания мира: рационалистический и
мистический.
– м и с т и ч е с к и й является главным, он же
божественный.
Подготовительным –
рационалистический.
Главным вопросом его жизни и философии
был вопрос
«Почему люди ушли от Бога? И как им к Нему
вернуться».
В целом оказал огромное влияние на
развивающуюся философию христианства.
32.
Средневековый философ,заглядывающий за завесу неба. г р а в ю р а из книги Ф л а м м а р и о н а 1888 год
Содержание средневековой
философии:
Онтология сводилась к
обоснованию мысли о том, что
основой всего существующего
является Бог. Философия
теоцентризма
Антропология – учение о
человеке, создан Богом по своему
подобию, но природа
противоречива – двойственна.
Душа божественная и тело
грешное.
Гносеология – иррациональна «В
верую даже тому, что для разума
представляется абсурдным»
Тертулиан.
33.
Социально-философские концепции СредневековьяРазвивались наивные, противоречивые идеи:
Бог на небе и о д и н Царь на земле.
Отражались идеи:
сословного общества, монархического,
централизованного государства.
Но с другой стороны, концепции содержали, некоторые
вольности:
Идеи всеобщего равенства людей, любовь к ближнему
и т.п.
(учение Иисуса Христа, скорее верблюд пройдет
сквозь игольное ушко, нежели богатый войдет в
царство Божие); Такие идеи, должны были стать
ограничителями для элит, которые копили несметные
богатства.
Идея поступательного развития общества от
несовершенного «града земного» к идеальному «граду
небесному» (Августин Блаженный. Сочинение «О
граде Божьем»).
34.
ФилософияАвгустина Блаженного
(354—430 гг.) — епископ Гиппонский,
философ, проповедник, христианский
богослов и политик. Святой католической и
православных церквей (при этом в
православии обычно именуется с эпитетом
блаженный — Блаженный Августин, что,
однако, является лишь наименованием
конкретного святого, а не более низким
ликом, чем святость, как понимается этот
термин в католицизме).
Один из Отцов Церкви, основатель
августинизма. Оказал огромное влияние на
западную философию и католическую
теологию.
Некоторая часть сведений об Августине
восходит к его автобиографической
«И с п о в е д и » («Confessiones»).
35.
Биография Августина Аврелия1.
2.
Картина «Святой Августин и святая
Моника»
Ary Scheffer, 1846
Августин (Аврелий) родился 13
ноября 354 г. в африканской
провинции Нумидия, в Тагасте
(ныне Сук-Ахрас в Алжире).
Первоначальным своим
образованием он обязан
матери, христианке Св. Монике,
умной, благородной и
благочестивой женщине,
обладавшей сильным влиянием
на сына, однако авторитет
отца-язычника патриция,
оставил след в судьбе
Августина.
36.
Биография Августина АврелияКогда Августину исполнилось 16 лет, он
отправился в Карфаген, чтобы получить
образование.
В дальнейшем, Августин станет
замечательным ритором, будет
участвовать в судебных процессах,
причем весьма успешно,
почитателем для него становится
Цицерон (диалог «Гортензий»);
Обо всех перипетиях своей жизни
Августина мы знаем от него самого.
Пишет
труд под названием «Исповедь»
37.
Августин БлаженныйВ книге «Исповеди» образно излагает
свой жизненный путь от сомнения к
вере, от критике к догматике.
Он сурово себя осуждает за
увлечение в прошлом римскими
поэтами, особенно Вергилием
(15.10.70 г. до н.э. – 21. 09. 15 г. н.э.)
Фактически это был путь многих
образованных римлян, которые
переходили из язычества в
христианство.
38.
Согласно учениюАвгустина Блаженного,
мир создается и познается благодаря Богу.
- Телесная красота, нежные мелодии,
запахи цветов – это все временное,
преходящее.
- Виновник зла, греха является дьявол один
из падших ангелов.
- Бога нет в чувственных вещах.
- Познание Бога достигается верой.
- Предложил формулу:
«Верую чтобы понимать».
39.
«В чем смысл борьбы богов, если они бессмертны и вечны?»Его постоянно мучил вопрос:
«Откуда в мире зло?» От матери он слышал, что
Бог один, Он благ и всемогущ.
Но Августин хотел узнать: почему, если Бог благ и
всемогущ, в мире существует зло, страдают
праведники и нет справедливости;
В Карфагене он познакомился с манихеями,
учение которых ему показалось логичным.
1.
М а н и х е и утверждали, что в мире
существуют два противоборствующих начала –
доброе и злое.
Добро в мире – от доброго начала,
возглавляемого благим богом, владыкой света, а
зло – от злого начала, от сил мрака;
эти два начала постоянно борются друг с другом,
потому и в мире добро и зло все время в борьбе;
40.
Первое проявление скептицизмаАвгустин задался вопросом:
«А в чем смысл этой борьбы?» Ведь
любая борьба имеет смысл только
тогда, когда одна из сторон надеется
победить.
Но в чем смысл борьбы сил мрака с
благим богом, если он бессмертен и
вечен? И зачем благому богу вступать
в борьбу с силами мрака?
И тогда Августин задал своим
друзьям-манихеям вопрос: «А что
сделают силы мрака доброму богу,
если добрый бог откажется от
борьбы?» Ведь причинить боль ему
нельзя: бог бесстрастен; убить тем
более… Так зачем бороться?
Манихеи не могут ответить на этот
вопрос.
Августин постепенно отходит от
манихейства и возвращается к
философии Цицерона, который был
скептиком.
41.
Согласно учениюАвгустина Блаженного,
мир создается и познается благодаря
Богу.
- Телесная красота, нежные
мелодии, запахи цветов – это все
временное, преходящее.
- Виновник зла, греха является
дьявол один из падших ангелов.
- Бога нет в чувственных вещах.
- Познание Бога достигается верой.
- Предложил формулу:
«Верую чтобы понимать».
42.
Августин Блаженный в сочинении «Ограде Божьем»
отмечал, что Бог наделил человека
свободной волей, т.е. способностью
жить по-своему.
Отсюда противоречие града Божьего и
града человеческого. Если в государстве
сохраняется справедливость и уважение к
религии, то все формы правления
достойные для подчинения.
Предложил - линейное развитие
всемирной истории;
1) время наказание людей за их
первородный грех;
2) время искупления этого греха;
3) время отделения праведников от
грешников в день Страшного суда,
возданием каждому по его заслугам.
43.
Страх Божьего проклятияв день Страшного суда
был в Средние века
всеобщим.
Ханс Мемлинг.
Фрагмент триптиха
1466-1473 гг.
44.
Христианская философия Фомы Аквинского45.
Фома Аквинский (1225 – 1274 г.г)(иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат)
— первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum»
(«князь философов»), основатель томизма, член ордена Доминиканцев;
с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом,
который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина
Блаженного) с философией Аристотеля.
46.
Христианская философия Фомы АквинскогоГлавное положения созданной им философии получило название
т о м и з м и составляет основу современной католической
философии.
Разработал проблемы;
- соотношение веры и разума в познании;
- сопоставил значение истин принятых на веру и истин полученных
путем логических доказательств.
47.
Фома Аквинский и его учение о возможности гармонии веры иразума
1. Между познанием при помощи веры и познанием при помощи
разума есть сходство.
а) И вера и разум познают Бога.
б) Оба познания - вера и разум – не исключают, а дополняют друг
друга.
в) Оба источника познания созданы Богом.
2. Между источниками наших знаний есть различия.
а) Вера основывается на чувствах, данные Богом.
б) Разум постоянно в сомнениях в отношении истины.
в) Вера выше разума исходящая от Бога.
48.
Фома Аквинский– разум может вступать в противоречия с религией, верой.
Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно:
ошибается разум, а не Бог.
49.
Рациональное доказательство существованиеБога. Ф.Аквинский
Первое доказательство основывается на понятии – движение.
Мир есть движение, а первым толчком есть Бог.
Второе доказательство строится на понятии – причина. Первичная причина
всех причин – Бог.
Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого
закономерного. Первый основной закон дан Богом.
Четвертое доказательство формулируется на представлении о совершенстве
мира. Мир многоступенчатая пирамида, вершиной является Бог.
Пятое доказательство строится на целесообразности. Источником
целесообразности мира – бог.
50.
Схоластика– вид средневековой религиозной философии, главная цель которой
систематизировать и рационально обосновать религиозное вероучение.
51.
5. Проблема соотношения общего и единичногоФормирование основных течений средневековой философии
- Реализм и Номинализм
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью
обладают только общие понятия или универсалии. (А.Блаженный,
Ф.Аквинский и др).
Номинализм – отрицает возможность существование общих понятий.
Универсалии существовали не до, а после единичных понятий. (Иоанн
Росцеллин, Уильям Оккам и др).
Концептуализм – всякая вещь, явление представляет собой единство
общего и единичного. Причем общее существует реально, но только в
самих вещах, отражая их сущность. (См.учение Аристотеля о вещах как
единстве материи и форме).
52.
На развитие средневековойфилософии
в странах Западной Европы
значительное влияние оказала
философская мысль
Византии и мусульманского
Востока.
В восточной части римской
империи
– Византии,
не было резкого разрыва с
античной культурой греков,
усваиваются
и сохраняются достижения
греческой философии.
53.
Аль-Фараби (870 -950)Мусульманский философ,
известный своим мастерством в науке, сыграл свою роль в медицине и химии.
Аль-Фараби родился в городе Фараби и прославился именем этого города.
54.
Авиценна(араб. Ибн Сина,
980-1037)
Главными трудами
были;
«Книга исцеления»
содержала основы логики,
физики, математики и
метафизики
и
«Канон медицины»
55.
Аверроэс(араб. Ибн Рушд)
1126-1196 гг.
Памятник
Аверроэсу в Кордове
Испания
56.
Историческая роль философии СредневековьяНегативный аспект
1) Преобладание религиозной, иррациональной формы
философской мысли.
2) Господство церковных догматов.
3) Притеснение свободной мысли.
4) Преследование выдающихся людей своего времени за
передовые взгляды.
5) Инквизиция, крестовые походы.
57.
Позитивная роль средневековой философииРелигиозная идеология христианства скрепила духовные силы
в римском обществе;
Оказала стимулирующее влияние на развитие духовной жизни,
архитектуры, живописи, музыки, литературы;
В преемственности развития культуры, сохранении наследия
трудов Платона, Аристотеля, других философов древности;
Средневековая религиозная философия, внесла вклад в
укрепление нравственных устоев общества, проповедуя
общечеловеческие ценности, равенство всех перед Богом
независимо от национальной принадлежности и социального
положения, воспитывая в духе любви и терпимости.