4.73M
Категория: ЛитератураЛитература

Теория Родиона Раскольникова По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1.

Теория
Родиона Раскольникова
По роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

2.

Родион Раскольников в романе Достоевского совершает
идеологическое преступление, руководствуясь
собственной теорией.
В чём же состоит его
ТЕОРИЯ?

3.

Раскольников живёт в очень
стеснённых материальных
обстоятельствах и видит вокруг себя
множество людей, которым ещё
хуже.
Страдают слабые, беззащитные, те,
кто никому не причинил зла.
Значит, мир устроен
несправедливо. Обращаться к Богу
бесполезно: он или равнодушен,
или зол, раз допускает то, что
происходит с невинными жертвами.
«А может, и бога-то никакого нет…»

4.

Существующее
положение вещей
оскорбительно для
человека. Что же делать?
- «Взять всё за хвост, да и
стряхнуть … к чёрту»,
«сломать, что следует, и
страдание взять на себя.»

5.

Избавить людей от
мучений, взяв страдания
на себя – мысль, как вы
понимаете, не новая.

6.

Но история человечества
показывает, что менять мир,
ниспровергая старые законы и
создавая новые, обыкновенный
человек не может.
На протяжении веков лишь
изредка появлялись сильные
личности, способные на
ПОСТУПОК.
Александр Македонский
Наполеон
и им подобные
«Необыкновенные люди»
«ПРАВО ИМЕЮЩИЕ»
Остальные же люди слабы,
трусливы и консервативны.
Они созданы для того, чтобы
подчиняться сильным и
воспроизводить себе
подобных. Ни на что другое
они не годны.
Обыкновенные люди
«ТВАРИ ДРОЖАЩИЕ»

7.

«Необыкновенный человек»
может позволить себе «кровь по
совести» – он может переступить
через определённые человеческие
жертвы ради высокой цели.
Это, по Раскольникову, является
неотъемлемой чертой тех, кто
способен менять мир.
Именно разрешение себе
«крови по совести» отличает
«необыкновенных» людей от
«обыкновенных».

8.

КТО Я?
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Если человек хочет изменить
несправедливо устроенный
мир, освободить людей от
страданий, он, конечно,
должен быть
«необыкновенным»!
Раскольников гордо полагает
себя необыкновенным
человеком, но хочет убедиться
в этом.

9.

Смогу ли я во имя высокой цели переступить через
человеческую жертву?
Конечная цель –
На пути к цели
высокая – освобождение множество препятствий.
людей от страданий.
Главное из них –
отсутствие денег на
жизнь и образование.

10.

Выбор жертвы
Алёна Ивановна, старухапроцентщица.
Злая, жадная, бессердечная. Наживается
на чужой беде: даёт в долг деньги под
проценты, забирая в залог последние
ценные вещи. Поработила младшую
сестру и пользуется её трудом. В
порыве злобы укусила сестру за палец.
Достоевский намеренно создаёт образ,
вызывающий у читателя физическое
отвращение.
Важно, что Алёна Ивановна кашляет:
скорее всего, неё уже начинается
чахотка, так что в любом случае жить ей
остаётся не долго.

11.

Арифметический подход к человеческой жизни.
С другой стороны – тысячи
С одной стороны – мерзкая
старушонка, которая не сегодня –
завтра сама умрёт, а деньги её по
завещанию отправятся в монастырь
на «вечный помин души».
спасённых на её деньги жизней. Убей
старуху – возьми деньги, спаси
умирающих от голода детей.
Об этом говорят случайно
подслушанные Раскольниковым в
трактире студент и офицер.
Раскольников удивляется, насколько
эти размышления созвучны его
собственным мыслям.

12.

При такой постановке
вопроса Раскольникову
кажется абсолютно
логичным отдать
предпочтение голодным
детям.

13.

14.

Итак, основные положения теории Раскольникова:
1. Мир устроен несправедливо, в нём страдают самые слабые и
беззащитные. Мир необходимо менять.
2. На Бога рассчитывать не приходится – надо рассчитывать
только на себя.
3. Нужно сломать существующее мироустройство, спасти людей
и страдание взять на себя.
4. Ломать мироустройство могут только избранные, особенные
люди – «право имеющие»: у других не хватит ни сил, ни
смелости. Они, «твари дрожащие», должны подчиняться.
5. Этих избранных, «право имеющих» отличает способность
переступить через единичные (а иногда и многочисленные)
жертвы во имя высокой конечной цели.
6. Чтобы идти к высокой цели, нужно сперва проверить себя:
«тварь ли я дрожащая или право имею»??

15.

7. Для проверки следует выбрать наибесполезнейшую
«вошь».
8. Арифметический подход к человеческой жизни,
применяемый при выборе жертвы, с точки зрения
Раскольникова, является логичным и правильным: лучше
спасти голодающих детей, чем позволить мерзкой старухе
жить дальше и делать гадости.

16.

17.

Нельзя забывать о том, что теория Раскольникова
родилась в его тесной комнатушке, похожей на ГРОБ.
Ничего действительно хорошего и жизнеспособного
появиться на свет там не могло.
Опровержение
теории Раскольникова в романе

18.

1. Ещё до совершения преступления Раскольников
чувствует непреодолимое отвращение.
После убийства разлад с
собой усиливается.
Раскольников думает, что
оказался «эстетической
вошью», а читатель
понимает: герой
слишком человечен для
своей бесчеловечной
теории.

19.

2. Убивая Алёну Ивановну, Раскольников оправдывает себя в
частности тем, что избавляет от неё Лизавету.
В результате неудачного
стечение обстоятельств
Лизавета тоже оказывается
убита им.

20.

3. Не все люди «укладываются» в теорию о «право
имеющих» и «тварях дрожащих».
Сам Раскольников
«переступить» не сумел,
«на этой стороне
остался», но «тварью
дрожащей» его не
назовёшь.
То же самое с Соней
Мармеладовой.

21.

4. НЕТ критерия, по котором возможно было бы
определить ВЫСОКУЮ ЦЕЛЬ.
Если конечная цель «высокая» благополучие всего общества, то
Согласно теории «целого
эгоистичная забота о
кафтана», которой
собственной выгоде становится,
руководствуется П.П. Лужин,
по теории Лужина, достаточной
человек, заботясь о
для того, чтобы принести ей в
собственном благополучии,
заботится о благополучии всего жертву человека. Он готов
оклеветать Соню и отправить её
общества, потому что чем
в тюрьму, чтобы добиться
больше будет личных
устроенных судеб, тем лучше своего.
будут обстоять дела у
общества в целом.

22.

Раскольников, однако, так и не смог опровергнуть свою
теорию логически.
Раскольников отказался от своей
теории не потому, что убедился
Происходит это не сразу.
в её несостоятельности, а
потому, что, любя Соню, не мог Только на каторге.
не принять Сонину правду.
English     Русский Правила