2.79M
Категория: ПсихологияПсихология

Методы этнопсихологического исследования в культурной (социальной) антропологии

1.

Методы
этнопсихологического
исследования в культурной
(социальной) антропологии
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ КУРСАНТ 208 УЧ.ГР
НАРУШЕВА КРИСТИНА

2.

Малиновский
Бронислав
Каспер
(1884–1942) Известный английский
этнограф и социолог польского
происхождения С читается отцом
этнографии,
главой
функционалистского
крыла
социальной антропологии. Интересы:
вопросы экономики, пола, семейной
жизни,
родственных
отношений,
индивидуальной
психологии,теория
культуры,
первобытного права, религии, этики,
магии и "науки", этнографическая
теория языка.

3.

Основные положения
функционализма Малиновского :
Попытки исследования длительной эволюции культурных элементов —
бессмысленны.
Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их
взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной
культуры, вне взаимосвязи ее с другими культурами.
Этнология отталкивается от концепции “социальных институций”(
социально установленные и признанные нормы и модели поведения). С их
помощью и в их рамках индивиды реализовывают свои взаимные
ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых
результатов. В своей совокупности “социальные институции” формируют
социально-функциональную структуру общества. Культура служит нуждам
индивида и прежде всего трем его основным потребностям

4.

Рут Бенедикт (1887-1948) –
американский антрополог,
представитель
этнопсихологического
направления в
американской
антропологии. Профессор
Колумбийского
университета.

5.

Основные труды
«Психологические типы культур в Северной Америки», (1928)
«Конфигурация культур в Северной Америке», (1932)
«Модели культуры», (1934)
«Раса: наука и политика», (1940)
«Хризантема и меч: модель японской культуры», (1946)

6.

Основные положения идей Р. Бенедикт
1.Культурная конфигурация – особый
способ
соединения
(сцепления)
элементов культуры, делающих ее
единым целым
2.Культурная конфигурация следствия
уникального исторического процесса

7.

Типы культурных конфигураций:
1. Аполлонийская( отличительная черта которой, подчинение
индивидов традициям группы и воздержание от
экстремально-эмоциональных проявлений своего характера.
Поэтому такая культура ориентирована на традиции, а не на
авторитетные санкции вождя.)
2. Дионисийская(представляющая противоположный тип конфигурации и
отличающаяся индивидуализмом ее членов.Здесь нередки проявления
открытых форм насилия, в
обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и
агрессивным, не останавливающимся переднасильственным достижением
целей.)
3. Параноидальная( отличающаяся конфликтами и подозрительностью. В этом
типе культуры аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и
женой, между
соседями и между деревнями; распространено убеждение, что удача и успех одного
означают неудачу другого.)

8.

М. Мид (1901-1978). Маргарет Мид представитель этнопсихологической
школы, доминирующей темой которой
становится изучение национального
характера.

9.

Главная концепция изучения
Акцент на изучении национального характера.
Три аспекта исследований:
• сравнительное описание некоторых культурных
конфигураций, характерных для той или иной культуры;
• сравнительный анализ ухода за младенцами и детского
воспитания;
• изучение присущих тем или иным культурам моделей
межличностных отношений (между родителями и детьми,
между ровесниками).

10.

Типы культур по М.Мид
М. Мид выделяла три типа культур:
• Постфигуративная культура – классический вариант
традиционного общества. Любое изменение протекает медленно и
незаметно, прошлое взрослых – схема будущей жизни их детей
• Конфигуративная культура – преобладающая модель поведения
для людей является поведение их современников. Идеал
подражания – не прошлое, а настоящее. Непосредственная передача
знаний, навыков от представителей активно действующего
поколения. В самом простейшем варианте отсутствует третье
поколение – старики, они не проживают вместе с внуками и поэтому
нет преемственности.
• Префигуративная культура – появляется в середине XX века,
отличается неопределенностью развития будущего. Способы
передачи знаний таковы, что дети передают знания родителям

11.

Спасибо за внимание!!

12.

Этнопсихологическая школа
• высказана и обоснована идея о существовании определенных
психологических особенностей, характерных для представителей
той или иной культуры;
• впервые было показано действие психологических защитных
механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;
• были начаты исследования национального характера и
национальных культур с психологической точки зрения, в ходе
которых было доказано, что национальный характер отражает
психологические особенности представителей той или иной нации;
• была выдвинута важная для последующего развития этнологии
идея о том, что национальный характер может быть описан как
особый способ распределения и регулирования внутри культуры
ценностей или поведенческих моделей
English     Русский Правила