8.29M
Категория: МузыкаМузыка

Энциклопедия «Великие композиторы»

1.

Энциклопедия
«Великие композиторы»
Информация подготовлена
учащимися 9 «В» класса
МАОУ Червишевская СОШ
и

2.

Дмитрий Шостакович
25.09.1906-09.08.1975

3.

Дмитрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его
Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его
оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича
современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».

4.

Первоначальное музыкальное образование
Дмитрий Шостакович получил дома (уроки
фортепиано у матери) и в музыкальной
школе в классе Глиссера (1916-1918). К
этому времени относятся и первые опыты
сочинения музыки. Среди
ранних произведений Шостаковича —
"Фантастические танцы" и другие пьесы
для фортепиано, скерцо для оркестра, "Две
басни Крылова" для голоса с оркестром.
Широкую известность получила его 7-я симфония,
посвященная Ленинграду, над которой композитор
работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые
симфония была исполнена 9 августа 1942 года
в осажденном Ленинграде в Большом зале
филармонии оркестром радио.
В январе 1930 года в ленинградском Малом
оперном театре состоялась премьера первой
оперы Шостаковича «Нос» (1928) по
одноименной повести Николая Гоголя,
которая вызвала противоречивые отклики
критики и слушателей.
Важнейшим этапом творческой эволюции
композитора стало создание оперы "Леди
Макбет Мценского уезда" по Николаю Лескову
(1932), воспринятой современниками как
произведение, по драматизму,
эмоциональной силе и виртуозности
музыкального языка сравнимое с операми
Модеста Мусоргского и "Пиковой дамой"
Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера
исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе,
Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне,
Братиславе, Стокгольме, Копенгагене,
Загребе.

5.

6.

https://ria.ru/20160925/1477734079.html
https://pin.it/Jtfq6jN
https://www.culture.ru/persons/8322/dmitrii-shostakovich

7.

Михаил Глинка (1804-1857гг.)
1804-1857гг.)

8.

Биография :
Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в
семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при
Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В
пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор
замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса
и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не
искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей
сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя
музыке. В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии,
Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными
традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По
возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты —
написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг
Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы
«Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот
раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести
лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей
первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Творчество
Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф.

9.

Творчество:
Творчество М. И. Глинки знаменовало собой новый исторический этап развития музыкальной культуры - классический.
Ему удалось сочетать лучшие европейские тенденции с национальными традициями. Внимания заслуживает все
творчество Глинки. Кратко охарактеризовать следует все жанры, в которых он плодотворно работал. Во-первых, это его
оперы. Они приобрели огромное значение, так как правдиво воссоздают героические события прошлых лет. Его
романсы наполнены особой чувственностью и красотой. Симфоническим произведениям присуща невероятная
живописность. В народной песне Глинка открыл неиссякаемый источник поэзии и создал подлинно демократическое
национальное искусство.
Также известен по произведениям:
Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
«Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и
контрабаса
Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
«Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
«Руслан и Людмила» (1837—1842)
«Венецианская ночь» (1832)
Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
«Я здесь, Инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)

10.

Интересные факты:
1.Великий композитор происходил из дворянского рода, причём у него были как русские, так и польские
корни.
2.Властная бабушка Михаила Глинки первые шесть лет его жизни воспитывала его сама, не допуская
вмешательства в этот процесс даже его родной матери.
3.Впервые обучаться музыке Глинка начал в 10 лет. Его учили играть на фортепиано и скрипке.
4.Творчество Глинки оказало влияние на таких знаменитых композиторов, как Римский-Корсаков, Бородин и
Мусоргский.
5.Будучи ещё совсем юным, он уже иногда руководил оркестром своего дяди, и сам пытался сочинять
музыку.
6.Создавая много музыкальных произведений, Глинка всё время чувствовал, что это не то, и что он может
больше, чем перекладывать на музыку стихи известных поэтов. Этот факт отражён в биографии
композитора.
7.Он свободно владел шестью иностранными языками.
8.Михаил Глинка в молодости немало попутешествовал по Европе, посетив Италию, Германию, Австрию и
много других стран. В своём путешествии он знакомился с музыкой разных народов, впитывал её и учился.
9.На протяжении всей жизни Михаил Иванович Глинка дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным.
10.В 32 года он написал свою первую оперу. Она была поставлена в Большом театре Петербурга. Не стоит
путать его с тем, что в Москве — петербургский театр был закрыт давным-давно, и до наших дней не
сохранился.
11.В числу малоизвестных фактов о Глинке относится и тот, что он был великолепным певцом, особенно в
молодости. Правда, певческий талант он впоследствии не развивал, и сам на публике не выступал.
12.Женат композитор был однажды. Его жена тайно обвенчалась с другим мужчиной, и начался долгий,
растянувшийся на годы бракоразводный процесс. Впоследствии Михаил Иванович более не женился.
13.Несмотря на успех, творчество Глинки нередко критиковалось. Это, как отражено в его биографии,
мотивировало композитора постоянно покорять новые вершины, путешествовать и совершенствовать своё

11.

Источники информации:
ru.wikipedia.org›Глинка, Михаил Иванович
стофактов.рф›20-интересных-фактов-о-глинке/
pravmir.ru›glinka-mihail-ivanovich/
lavkapisateley.spb.ru›enciklopediya/g/glinka—320
dic.academic.ru›dic.nsf/ruwiki/1015305

12.

Цезарь Антонович Кюи
(1835-1918)

13.

продолжат свое обучение в Николаевской инженерной академии,
БИОГРАФИЯ
которую закончил в 1857 году. Здесь же он остается работать
топографом, впоследствии он начал преподавать фортификацию.
В 1875 году он заработал звание полковника. С началом войны с
Турцией его отправили в центр военных действий. Здесь он
помогал укреплять позиции и сооружения. Он был одним из
первых инженеров, который применил
бронебашенные установки. Благодаря его ценным знаниям и
умению их применять фортификации он приобрел известность и
славу.
Несколько лет спустя за блестящие заслуги на фронте его
назначили адъюнкт-профессором в 3 академиях. А в 1891 году он
получил звание генерал-майора. Умер композитор 13(26).03.1918г
в Петрограде.

14.

Творчество
Когда в 1850 году юноша переехал в Петербург, его стала одолевать страсть к
опере. Она стал завсегдатаем театров. Поэтому Кюи начинает работу над
своим произведением – опера «Замок Нейгаузен». Однако довести до конца ее
ему не удалось. Через несколько месяцев композитор берется за создание
«Кавказской пленницы» - на основе Пушкинской поэмы.
В 1861 году в обществе становится известно о создании музыкального кружка
под названием «Могучая кучка». Одним из ее пяти членов становится Цезарь
Кюи. Композиторы, входившие в эту «Новую русскую музыкальную школу»
(другое название кружка), занимались самообразованием. Они часто
обращались к фольклору, богослужебному пению и к различным
произведениям отечественных и зарубежных музыкантов.
Таким образом, композиторы разбирали и анализировали чужое искусство,
параллельно с этим создавая свое. Именно его работа «Кавказская пленница»
была первой российской постановкой, которую поставили на сцене в Бельгии.
Здесь же композитор написал «Флибустьер». Спустя несколько лет эта опера
уже покорила парижское общество со сцены Комической оперы.
Современники с восхищением отзывались о музыкальных произведениях Кюи.
Они говорили, что его музыка полна талантом, страстью и оригинальностью.
Помимо опер, композитор сочинял работы в других жанрах. На его счету
множество камерных произведение, романсов, вокальных квартетов и даже
опер для детей.
Одним из достоинств композитора является то, что он написал первую в

15.

Читал лекции о военном искусстве императору Николаю II.
Написал учебники на военную тематику, по которым впоследствии
учились солдаты в Русской армии.
За его страстную любовь к музыкальной и военной сфере друзья
стали называть композитора «Генерал от музыки».
Был прогрессивным музыкальным критиком. Остаивал интересы
современных композиторов, в том числе Глинки и Даргомыжского,
при этом умалял достижения зарубежных классиков – Моцарта и
Мендельсона.
Помог закончить оперы других композиторов: Даргомыжского и
Мусоргского.
Цезарь Кюи, как один из членов «Могучей кучки», оказал огромное
влияние на российское музыкальное развитие.
Помимо этого он внес большой вклад в военную область, открыв
множество достижений в фортификации, за что ему было
присуждено более десяти различных орденов.

16.

1 портрет :
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d
/2/151/424/151424067_Cui_1880s_CuiIP_109_
600.jpg
2 биография : https://ote4estvo.ru/russkiekompozitory/142024-cezar-kyui.html
3 творчество : https://ote4estvo.ru/russkiekompozitory/142024-cezar-kyui.html
4 интересные факты :
https://ote4estvo.ru/russkiekompozitory/142024-cezar-kyui.html

17.

МУЗЫКА ХХ ВЕКА
Выполнил(а): Фаизова Д.А.
Проверил(а): Шкудова А.А

18.

Существенный вклад в развитие мирового музыкального
искусства в начале ХХ в. внесли русские композиторы С.
В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и И. Ф. Стравинский. В
дальнейшем Рахманинов и Стравинский эмигрировали из
России и включились в музыкальную жизнь США.
Воспитанный на традициях русской классической
музыки, Стравинский отразил в своём многолетнем
творчестве чуть ли не все разновидности модернизма.
Большая часть поздних сочинений Стравинского, автора
ряда опер и балетов, связана с религиозной тематикой
(«Священное песнопение», «Плачи» и др.). Вершиной его
творчества стал написанный в 1960-х гг. «Реквием». Во
Франции в этот период творил М. Равель, чьи музыкальные произведения отразили две тенденции —
импрессионистскую и неоклассическую.

19.

Композитор М. Равель за роялем. Крайний справа
— Дж. Гершвин

20.

На рубеже XIX и XX веков европейская музыкальная традиция вступила в
стадию позднего романтизма. Такие композиторы, как Густав Малер, Рихард
Штраус и Ян Сибелиус в своих симфонических произведениях всё дальше
отодвигали[куда?] границы пост-романтизма[нет в источнике], а во Франции
в то же время развивался музыкальный импрессионизм, ярчайшими
представителями которого были Клод Дебюсси (хотя сам композитор
категорически не принимал термин «импрессионизм» в отношении своих
сочинений) и Морис Равель (работавший и в других стилях, не имеющих
отношения к импрессионизму).
Рихард Штраус
(1864-1949гг)
Морис Равель
(1875-1937гг)
Густав Малер
(1860-1911гг)

21.

После Первой мировой войны многие композиторы обращались к музыке
прошлого за вдохновением, заимствуя из неё многие элементы: форму,
гармонию, мелодию, структуру. Этот стиль музыкальных произведений
получил наименование «неоклассицизм». Неоклассические произведения
встречаются у таких авторов, как Игорь Стравинский («Пульчинелла»,
«Симфония псалмов»), Сергей Прокофьев («Классическая симфония»),
Морис Равель («Гробница Куперена») и Пауль Хиндемит («Художник
Матис»).
Игорь Стравинский
(1882-1971гг)
Сергей Прокофьев
(1891-1953гг)
Пауль Хиндемит
(1895-1963гг)

22.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%B0%
D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0
%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%
BA%D0%B0_XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://worldofschool.ru/istoriya/novejshaya/stat
i/duhovnaya-zhizn/kultura/muzykalnoe-iskusstvohh-veka

23.

Жанры музыки
Определение жанра,
описание и разновидности
Музыка сопровождает нас повсюду вне зависимости от того, что мы делаем и где
находимся. Знание современных стилей будет полезно не только для начинающих
музыкантов, но также для любого ценителя искусства.

24.

Музыкальные жанры и их особенности
В настоящее время довольно тяжело составить упорядоченный список существующих музыкальных жанров. Их
слишком много, а два случайных (и на первый взгляд несвязанных) жанра могут создать третий, абсолютно новый,
который потом может объединиться еще с одним – и так до бесконечности.
Сегодня команда Strunki.ru расскажет вам про музыкальные жанры – их определение, особенности и ключевые
отличия.
Бонус: в конце статьи вас ждёт небольшой чек-лист, позволяющий определить музыкальный жанр.
Что такое музыкальный жанр?
Экскурс в историю
Музыкальный жанр – это система из стиля, аранжировки, текста и площадки для выступления.
У вас наверняка могут возникнуть вопросы насчет последнего пункта в определении - площадки для выступления.
Например, бытует мнение, что такой жанр, как «гаражный рок» появился из-за того, музыкальные группы
предпочитали репетировать в гаражах, однако это не более чем байка.
Стадионный рок, как ни странно, отличается масштабностью, громкостью и местом проведения мероприятия –
стадион. Месса исполняется преимущественно в церквях и т.д.

25.

26.

Камерная музыка
Камерная музыка исполняется в небольшом помещении и для относительно
небольшого числа слушателей. Самое простой пример камерного концерта –
квартирник.
Народная музыка – самый распространённый жанр камерной музыки, так как чаще всего подобная
музыка исполняется в кругу семьи и преимущественно старшим поколением.
Романс – лирическая песня, исполняемая под аккомпанемент из одного инструмента.
Баллада – песня, которая повествует об определенной истории или легенде. Как
правило, восхваляет или описывает какого-либо героя.
Реквием – католическое песнопение, исполняется за упокой.
Вокализ – песня без слов, используемая как в качестве элемента произведения, так и в качестве
вокальной тренировки.
Серенада – песня, посвященная и/или исполняемая одному человеку. Как правило,
женщине.

27.

28.

Вокальная музыка
Главную роль в вокальной музыке играет голос. Если в композиции
присутствуют какие-либо инструменты – они отступают на второй план. Сюда
же относят камерную музыку.
Оратория – масштабное светское или религиозное произведение, исполняемое
оркестром или хором.
А-капелла – вокальное исполнение без музыкального сопровождения.
Некоторые современные а-капелла коллективы имитируют звучание других
инструментов своим голосом (Van Canto, Pentatonix).
Вокализ – вокальное исполнение, в котором пение представляет собой набор
определённых или случайных звуков, но не слов. Чаще всего используется в
качестве разминки для голоса.

29.

Инструментальная музыка
В инструментальной музыке не используется вокал.
Абсолютно все партии исполняются музыкальными
инструментами.
Симфония – оркестровое музыкальное произведение.
Соната – сольное или дуэтное инструментальное
исполнение в камерном жанре
.

30.

Русские народные песни
Частушки – самый популярный жанр русской народной песни, который не
требовал от исполнителя особых музыкальных способностей. Повторяющаяся
прогрессия аккордов и четверостишье – вот и всё описание частушки.
Трудовые песни – появились в советское время для повышения боевого духа
рабочих. Как правило, исполнялись людьми во время работы.
Песни для хороводов – исполнялись при хороводах и зависели от скорости
хоровода и его повода.
Лирическая песня (былина) – песня, посвященная тяжелой ноше человека или
целого народа.

31.

Современная музыка
Жанров современной музыки невообразимо много, однако чаще всего они являются производными
от одного жанра или вытекающим из двух.
Рок музыка
Рок-музыка привнесла в мир гораздо больше, чем вы можете подумать. Благодаря року, появились
такие жанры, как:
Поп-рок – лёгкая музыка, рассчитанная на широкий круг слушателей, слегка утяжеленная попмузыка.
Фолк-рок – современное звучание и инструменты в сочетании с народными инструментами и
мотивами.
Хард-рок – тяжёлая музыка, из которой вытекает множество других жанров – метал, готик-рок,
трэш-рок, викинг рок и даже блэк-н-ролл (смесь рок-н-ролла и блэк-метала). Например, Kvelertak.
Панк-рок – простая музыка, которая в большей степени отражает настроение в обществе. Со
временем панк-рок разделился на десятки поджанров.

32.

33.

Поп-музыка
Развивалась параллельно с рок-музыкой, но впоследствии переняла несколько
особенностей: использование электрогитар с перегрузом и др. эффектами, а
также форму исполнения. Тем не менее, современная поп-музыка чаще всего
электронная.
Хаус – электронная музыка, которая характеризуется своей «квадратностью» (размер 4/4) и
скоростью – 120-140 BPM. Чаще всего можно услышать в клубах. Родственный жанр – Дип
Хаус, являющийся замедленной и более мелодичной версией своего родителя.
Транс – противоположность хауса, если так можно выразиться. Если в хаусе преобладают
быстрые мотивы и повторяющиеся мелодии, то транс в большинстве случаев более мелодичен и
минорен, но скорость исполнения доходит до 160 BPM.
Диско – танцевальная поп-музыка, рассчитанная на широкий круг людей. Пользовалась
бешеной популярностью в 70-80-х годах. В будущем появляется такой жанр, как Нью-Диско,
обладающий современным звучанием, но на основе мотивов 70-80-х годов.

34.

Хип-Хоп
Хип-Хоп развивался абсолютно параллельно от рок- и поп-музыки. С уверенностью можно
сказать, что в конце прошлого века он держался особняком, а музыку того времени называют олдскулом.
Для хип-хопа особенны такие элементы, как рэп и электронная музыка. Использование живых
инструментов минимально.
Тем не менее, современные рэп-музыканты на своих live-концертах предпочитают использовать
электрогитары, бас и живые барабаны, что в совокупности с битами даёт очень насыщенный звук.
Жанр популярен, а потому в настоящее время он смешался с другими жанрами:
Рэпкор – тандем рока и хип-хопа.
Альтернативный рэп – хип-хоп плюс любой другой жанр (джаз-рэп, фанк-рэп и т.д.).
Кроме того, существуют такие жанры как хардкор-рэп, гангста-рэп, дёти-рэп (от слова Dirty –
грязный).

35.

Светская и духовная музыка
Духовную музыку в 99% случаев можно услышать в церквях. С
начала средних веков значительного изменения и развития в
церковной музыке не происходило.
Литургия – описывают Священные события и писания в форме
песен. Сопровождается театральной постановкой.
Антифон – стиль хорового исполнения, при котором два (и
более) хора попеременно поют.
Месса – церковная музыка, основанная на молитвах.

36.

37.

Светская музыка
Берёт своё начало в средние века, когда от музыкантов требовалось презентовать культуру
государства перед его гостями. Бродячие музыканты также считались исполнителями светской
музыки из-за того, что, путешествуя, они исполняли музыку в различных городах и странах.

38.

Специфические жанры
Существуют такие жанры, которые никак не поддаются описанию.
Во-первых, если раньше музыка, стиль исполнения и звучание как-то могли быть
привязаны к географическому месту, то ввиду развития интернета некоторая
современная музыка обладает совершенно уникальным звучанием.
Во-вторых, новые жанры появляются благодаря развитию музыкальной индустрии в
коммерческом плане. Например, композитору дали заказ написать музыку для
видеоигры или фильма, а в итоге музыка к медиапродукту становится не менее
популярной. Сюда относятся различные саунд-треки и трейлерная музыка, которые
впоследствии могут исполняться симфоническими оркестрами.
Конечно, описывать можно бесконечно, потому предлагаем вам ознакомиться с
следующими музыкантами и композиторами: Мик Гордон, Ханц Циммер, Джон
Уильямс, Акира Ямаока, Two Steps From hell.

39.

Как определить музыкальный жанр?
Шаг первый: подумайте, какие в композиции используются инструменты. Если инструментов в
композиции нет, то обратите внимание на звучание электронной музыки, барабанов.
Послушайте, какие инструменты являются ведущими, на что в звучании делается упор. Кроме того,
стоит обратить внимание на общую стилистику. Например, она может вам напоминать ретро-мотивы
или звучать довольно современно.
Шаг второй: обратите внимание на текст или его отсутствие. Политизированный текст, радостный
или грустный, грубый или нежный и т.д. Зачастую текст может определять жанр музыки. Самый яркий
пример – гангста-рэп или готик-метал.
Шаг третий: упирается в ваше знание музыкальной теории и индустрии. Как минимум, нужно уметь
отличать минор и мажор. Как максимум, вы должны уметь чётко отличать блюз от джаза и спид-метал
от металкора. Если умеете, то сможете объединять два разных жанра в один. Например… джаз-метал
или альтернативный блюз-рейв.
Объединяя три шага, вы сможете проанализировать любое творчество и сделать вывод о жанре песни.
English     Русский Правила