386.21K
Категория: ПсихологияПсихология

Познавательные процессы психики

1.

Познавательные
процессы психики

2.

Ощущение
Никаких идей, мыслей, умственных процессов не может возникнуть,
пока разум не получит какого-то начального толчка от ощущения.
Джонатан Эдвардс

3.

Ощущение
психический процесс отражения отдельных
изолированных свойств предметов и
явлений объективного (окружающего) мира,
а также внутренних состояний организма при
их непосредственном воздействии на органы
чувств (рецепторы).
Живые существа отличаются по тем стимулам, на
которые они реагируют, и, соответственно, по тем
ощущениям, которые у них возникают.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и
внутренней среды человеческий организм получает в
виде ощущений с помощью органов чувств.

4.

Органы чувств
нервные устройства, служащие
приемниками сигналов, информирующих
об изменениях в окружающей субъекта
среде и в его организме.
Различают пять внешних чувствительных систем:
• зрение,
• слух,
• обоняние,
• вкус,
• кожную чувствительность.
Фактически их намного больше.
Каждый орган чувств дает только свойственное ему
ощущение.

5.

Раздражители могут быть:
• универсальные и специфические;
• адекватные для данного органа
чувств и неадекватные для него.
Ощущения не одинаковы по качеству.
Отражение посредством ощущений
носит активный характер.
Ощущение может рассматриваться
как простейший акт познания.

6.

Ощущения объективны,
поскольку непосредственно связаны с
внешним раздражителем, отражают его
интенсивность и качественные
характеристики.
И, одновременно,
ощущения субъективны,
так как зависят от состояния нервной
системы, индивидуальных особенностей
организма и психики, мотивационных
факторов и специфики ведущей
деятельности.

7.

Любое
ощущение
представляет
собой реакцию нервной системы
на тот или иной раздражитель и
носит рефлекторный характер.
Физиологической основой ощущения
является
нервный
процесс,
возникающий при действии стимула
на адекватный ему анализатор.

8.

Анализатор (И.П. Павлов):
нервный аппарат, осуществляющий
функции:
1) приема и анализа стимулов,
исходящих из внешней и
внутренней среды организма,
2) преобразования их в
специфические ощущения.

9.

Анализатор состоит из
1. Периферический отдел.
2. Центральный отдел.
3. Проводящие пути:
а) афферентные
(центростремительные, к мозгу),
б) эфферентные
(центробежные, от мозга).

10.

Анализатор состоит из
1. Периферический отдел
орган чувств или рецептор,
осуществляющего прием и
преобразование энергии
воздействующих раздражителей в
процесс нервного возбуждения
(трансформатор внешних
воздействий в нервный процесс).

11.

Анализатор состоит из
2. Центральный отдел
подкорковые или корковые
структуры мозга, которые
осуществляют переработку
приходящих из периферических
отделов нервных импульсов в
сенсорную информацию.

12.

Анализатор состоит из
3. Проводящие пути
соединяют периферический отдел с центральным:
а) афферентные нервы – восходящие нервные
волокна, по которым возникшее в рецепторе
возбуждение (закодированная в виде нервного
импульса информация) передается к вышележащим
структурам – центрам нервной системы;
б) эфферентные нервы – нисходящие нервные
волокна, по которым импульсы из вышележащих
центров (коры больших полушарий головного мозга),
передаются к нижележащим уровням анализатора,
регулируя их активность (реакция организма на
стимул).

13.

Анализатор
построен
по
принципу
рефлекторного кольца: где процесс начинается,
там и заканчивается.
Для возникновения ощущения необходима
работа всего анализатора как целого.
Многочисленные исследования, проведенные
методами искусственной стимуляции, позволили
установить локализацию специфических видов
чувствительности в коре головного мозга:
• зрительная чувствительность – в затылочных долях;
• слуховая – в средней части височной извилины,
• осязательно-двигательная – в задней центральной
извилине;
• обонятельная – в области парагиппокомпальной
извилины и т.д.

14.

Сенсорная депривация
от лат. sensus – чувство, ощущение и deprivatio – лишение
продолжительное, более или менее полное
лишение человека сенсорных впечатлений
Сенсорная стимуляция жизненно важна
для нормального функционирования сознания.
В условиях сенсорной депривации у человека
актуализируется потребность в ощущениях и аффективных
переживаниях, что осознается в форме сенсорного и
эмоционального голода.
В ответ на недостаточность афферентации активизируются
процессы воображения, которые определенным образом
воздействуют на образную память.

15.

Сенсорная депривация
Сознание, лишенное привычной внешней
стимуляции, вынуждено обратиться
«внутрь», а оттуда начинают всплывать
самые причудливые, невероятные образы и
псевдоощущения.
Большинство испытуемых оказались
неспособны выдержать такие условия
дольше 3 дней.

16.

Сенсорная депривация
вызывает:
нарушения памяти,
нарушения внимания,
нарушения мышления,
нарушения ритма сна и бодрствования,
тревожность,
резкую смену настроения от депрессии до эйфории
и обратно,
• неспособность отличать реальность от частых
галлюцинаций (при увеличении времени
воздействия),
• деградацию самой личности.

17.

Сенсорная депривация
Впервые флоат-камера была использована Джоном Лилли
в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации.
Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна
– это просто изменение условий внешней среды,
а человеческий организм может к этому приспосабливаться,
осуществляя перестройку функционирования.

18.

Классификация ощущений
• По способу воздействия раздражителя
(Ч. Шеррингтон):
– контактные – раздражитель сам действует на
воспринимающий орган, и посредник,
доставляющий информацию, не требуется –
вкусовые, обонятельные, осязательные (кожные),
кинестетические (ощущения положения отдельных
частей тела) и органические (голод, жажда и т.д.);
Осязательные делятся на тактильные (прикосновение) и
температурные (имеют большое значение для регуляции
теплообмена между средой и организмом).
– дистантные – необходим особый «агент»,
доставляющий информацию до сенсорной
поверхности – зрительные, слуховые.

19.

Классификация ощущений
• По расположению рецептивных полей
(Ч. Шеррингтон):
– экстерорецептивные, возникающие при воздействии
внешних стимулов на рецепторы, расположенные на
наружной поверхности организма (отражают свойства
предметов и явлений внешней среды, рецепторы расположены
на поверхности тела);
– интерорецептивные или органические – рецепторы
расположены во внутренних органах и тканях и
отражают их состояние;
– проприорецептивные – рецепторы расположены в
мышцах, связках и сухожилиях и поставляют
информацию о движении и положении различных
частей тела в пространстве.

20.

Классификация ощущений
• По функции:
– Констатирующие,
– Упреждающие.
• И др.

21.

Свойства ощущений
• Качество
специфическая особенность данного
ощущения, отличающая его от всех
других видов ощущений и
варьирующаяся в пределах данного
вида ощущений (конкретной
модальности).

22.

Свойства ощущений
• Интенсивность
определяется силой действующего
раздражителя и функциональным
состоянием анализатора.
Зависимость интенсивности ощущения от
физической силы раздражителя, воздействующего
на анализатор, выражена в законе Вебера-Фехнера:
Е= к logS + с,
где интенсивность ощущения (Е) прямо
пропорциональна логарифму силы раздражителя
(S); к и с – константы (глухота, слепота).

23.

Свойства ощущений
• Длительность
временная характеристика, определяемая
функциональным состоянием анализатора,
длительностью воздействия раздражителя и
его интенсивностью.
• Пространственная локализация
позволяет определить местонахождение
воздействующего раздражителя (может
быть более или менее (болевые ощущения)
точной).

24.

Свойства ощущений
Ощущения возникают и исчезают не сразу.
Время между началом действия
раздражителя и появлением ощущения
называется латентным периодом ощущения.
Время между окончанием действия
раздражителя и исчезновением ощущения
называется инерцией ощущения:
положительное – соответствует
первоначальному раздражению,
отрицательное – не соответствует (звон в ушах
после слишком громкой музыки).

25.

Закономерности ощущений
Чтобы возникло какое-нибудь ощущение,
раздражитель, воздействующий на
анализатор, должен достичь определенной
величины.
Чувствительность органа чувств
определяется минимальным
раздражителем, который в данных условиях
оказывается способным вызвать
ощущение.

26.

Закономерности ощущений
1. Пороги ощущений
Абсолютный нижний порог ощущения
определяется минимальной интенсивностью
раздражителя, при котором возникает
соответствующее ощущение.
Подпороговые раздражители
не вызывают ощущений, но оказывают
воздействие.
Чем меньше величина порога, тем выше
чувствительность (принцесса на горошине).

27.

Закономерности ощущений
1. Пороги ощущений
Абсолютный верхний порог ощущения
это максимальная интенсивность
раздражителя, при котором еще существует
адекватное ощущение.
Если раздражитель превышает эту величину,
то ощущение теряет свою модальную
специфичность и возникает болевое
ощущение.

28.

Закономерности ощущений
1. Пороги ощущений
Дифференциальный
(разностный, различения) порог
минимальное различие в интенсивности двух
раздражителей или минимальное изменение
свойств одного раздражителя, вызывающее
изменение ощущения.
Различительная способность зависит не от
абсолютной, а от относительной величины
изменения.

29.

Закономерности ощущений
1. Пороги ощущений
Величина порогов для одного и того же человека
может меняться:
• тренировка (характер деятельности) –
величина нижнего абсолютного порога
понижается;
• по мере утомления – повышается;
• другие факторы:
возраст,
функциональное состояние рецептора
(глаза после лазерной коррекции),
сила,
длительность раздражения.

30.

Закономерности ощущений
2. Адаптация
это понижение чувствительности анализаторов
(повышение порога) под влиянием длительного
воздействия раздражителей.
Явление адаптации крайне полезно для организма –
оно позволяет освобождать систему от обработки
тех стимулов, значение которых уже оценено.
Виды адаптации:
– адаптация как полное исчезновение ощущения;
– адаптация как уменьшение (притупление)
чувствительности под влиянием сильного
раздражителя.

31.

Закономерности ощущений
2. Адаптация
Сенсибилизация
(процесс, обратный адаптации)
повышение чувствительности (снижение
порога) сенсорной системы к длительно
действующему слабому раздражителю
(в темной комнате, в тишине).

32.

Закономерности ощущений
3. Взаимодействие ощущений
изменение чувствительности анализатора
под влиянием раздражения других
органов чувств.
Явление контраста
предшествующее ощущение оказывает
влияние на последующее.

33.

Закономерности ощущений
3. Взаимодействие ощущений
Синестезия
слияние свойств различных сенсорных
систем, т.е. возникновение под влиянием
раздражения ощущения, характерного для
другого анализатора.
Механизм – иррадиация возбуждения в
головном мозге.
Идиосинкразия
непереносимость ощущений.

34.

ВОСПРИЯТИЕ

35.

ВОСПРИЯТИЕ
психический процесс целостного отражения в
сознании человека предметов или явлений
окружающего мира при непосредственном
воздействии их на органы чувств.
Физиологическая основа восприятия –
комплексная деятельность системы
анализаторов, их взаимодействие на уровне
корковых отделов: происходит упорядочение
и объединение отдельных ощущений в
целостные образы вещей и событий.

36.

ВОСПРИЯТИЕ
В ощущениях отражаются отдельные свойства
раздражителя.
Восприятие не сводится к сумме отдельных
ощущений, но отражает предмет в целом, в
совокупности его свойств, и предполагает
объединение основных существенных качеств
предмета, а также опознание воспринятого
образа, его сопоставление со следами памяти
(прошлым опытом), осмысление и понимание
сопоставление.
Восприятие представляет собой качественно
новую ступень чувственного познания.

37.

ВОСПРИЯТИЕ
В воспринимаемом объекте в качестве
центрального выделяется то его свойство,
которое представляет наибольшую
биологическую значимость для организма. От
природы этого свойства зависит, информация
какого анализатора окажется приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное,
слуховое, осязательное, обонятельное и
вкусовое восприятие.
Восприятие носит субъективный характер – одну
и ту же информацию люди воспринимают поразному.

38.

Свойства восприятия
1. Предметность
Все впечатления и сведения, получаемые из
внешнего мира, связываются с конкретными
объектами.
Предметность не врожденное качество, оно
формируется в онтогенезе на основе процессов,
обеспечивающих контакт с предметами.
Предметность позволяет воспринимать предметы не
только по виду, но и в соответствии с тем, как они
употребляются.
Предметность является основой всего процесса
восприятия.

39.

Свойства восприятия
2. Целостность
всякий предмет или пространственная предметная
ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже
если некоторые части недоступны для ощущений.
Восприятие – это прежде всего целостный образ
предмета, складывающийся на основе обобщенных
знаний об отдельных свойствах и качествах предмета,
получаемых в виде отдельных ощущений.
3. Структурность
Восприятие не является простой суммой
последовательных ощущений – мы воспринимаем
абстрагированную от этих ощущений, обобщенную
структуру, которая формируется в течение некоторого
времени.

40.

Свойства восприятия
4. Константность
способность перцептивной системы поддерживать
постоянство существенных видимых признаков
предмета, несмотря на изменения в его «внешнем
облике» и позволяет узнавать и идентифицировать
объекты, когда они воспринимаются под разными
углами зрения и в различных положениях.
Благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
Это свойство не врожденное: в ходе онтогенеза одни
и те же объекты многократно воспринимаются в
разных условиях и формируется инвариантность
перцептивного образа.

41.

Свойства восприятия
5. Осмысленность
Восприятие у человека тесно связано с мышлением.
Перцептивные образы всегда несут определенное
смысловое значение. Осознание – отнесение предмета к
определенному классу, понятию.
6. Апперцепция
Восприятие зависит не только от специфики
действующего на нас раздражителя, но и от самого
воспринимающего субъекта, от содержания психической
жизни (прошлых впечатлений и накопленных знаний), от
особенностей его личности (направленность личности).
С этим связана избирательность восприятия: один и тот
же предмет по-разному воспринимается различными
людьми.

42.

Виды восприятия
• По преобладающей роли анализатора
в процессе восприятия:
• зрительное,
• кинестетическое,
• слуховое,
• осязательное,
• вкусовое,
• обонятельное восприятие.

43.

Виды восприятия
• В зависимости от формы существования
материи:
1. Восприятие пространства
– отражение объективно существующего пространства.
Выделяют:
Восприятие формы – важным является контур предмета.
Восприятие величины и взаимного расположения объектов, их рельефа
– благодаря механизмам аккомодации (изменение пре-ломляющей
способности хрусталика) и конвергенции (сведение зрительных осей на
предмете).
Восприятие глубины и удаленности – благодаря бинокулярному
зрению.
Восприятие направления – бинокулярное зрение и бинауральный слух.
При отсутствии / несоответствии чего-либо возникают иллюзии
зрительного восприятия.

44.

Виды восприятия
• В зависимости от формы существования
материи:
2. Восприятие времени – отражение объективной
длительности, скорости и последовательности
явлений действительности.
3. Восприятие движения – отражение изменения
положений, которое объекты занимают в
пространстве.
Выделяют:
• движения действительные и кажущиеся;
• непосредственные и опосредованные.
English     Русский Правила