2.06M
Категория: ИскусствоИскусство

Творческие объединения русских художников, конец XIX – начало XX кеков

1.

ТВОРЧЕСКИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
конец XIX – начало XX ВВ.

2.

• Наиболее известные художники, входящие
в него: Юон, Грабарь, Рябушкин, Малявин,
Архипов
• Судьба «Мира искусства» и «Союза русских
художников» тесно переплетены:
многие известные художники рубежа
веков принимали участие в выставочной
деятельности обоих направлений
своим возникновением они обязаны
инициативе С.П.Дягилева
стремились собрать всё самое передовое и
яркое в русском искусстве

3.

Принципиальные различия
«Мир искусства»
(петербургская школа)
«Союз русских художников»
(московская школа) на
эмблеме Григорий
Победоносец, покровитель
Москвы
Отдают предпочтение
графике
Отдают предпочтение
живописи
Ориентируются на
западноевропейскую
культуру
Ориентируются на
русскую национальную
самобытность,
поэтичные образы
русской старины и
природы

4.

Преемственность
«Союзники»
во
многом
были
преемниками передвижников, как
бы
обновляя
передвижнический
реализм.
Яркое
подтверждение
этому полотно Архипова «Прачки»(к.
90-х гг.)

5.

Архипов

6.

Прачки

7.

Описание картины
В полумраке подвала проступают фигуры
его пленниц. Свет и воздух, переданные
размашистыми мазками, проникая в окно,
превращаются в удушливый смрад, в
котором задыхаются прачки. Возможно, это
бывшие крестьянки, выросшие на раздолье
русской природы. Перед нами мучительные
гримасы
на
лицах,
выражающих
изнеможение; жесты кажутся судорожными
и
грубыми. На переднем плане старухи:
тёмные провалы глаз и сжатые губы,
пугающая механичность движений – перед
нами словно страшные гримасы смерти.

8.

Национальный романтизм
Пробуждает
поэтические образы
русской старины.
Её неповторимые
образы создал
Андрей Петрович
Рябушкин
• Его любимая эпоха –
XVII век, который он
раскрывает через
красоту обрядов,
уклада

9.

Русские женщины XVII
столетия в церкви. 1899

10.

Описание картины
Художник подчёркивает единство стиля жизни и
художественного стиля той далёкой эпохи.
Росписи храма, драгоценные ткани одежд и
маскообразные лица женщин – всё превращено в
единый узор. С тонкой иронией подчёркнуто
своеобразие косметики XVII века, делающее
русских женщин, юных и почтенных, красивых
и некрасивых, совершенно одинаковыми –
белыми и румяными. Никто не должен был
выделяться в свято чтящем древние традиции
мире. Эти женщины кажутся истинными
владычицами Руси. Московией XVII века в
воображении Рябушкина правит матриархат.

11.

Свадебный поезд в Москве
(XVII столетие). 1901

12.

Описание картины
Мы
становимся
свидетелями
феерического
свадебного шествия. Оно наполняет мельканием
ярких красок серые и будничные улицы старинного
города. Пейзаж передаёт неопределённое состояние
ранней весны, предсумеречного часа. Последние
розовые лучи заката скользят по главкам церквей,
по струйкам дыма, словно перья жар-птицы. Они
создают
ощущение
неуловимой
сказочности
происходящего.
В
мелькании
фигур
и
многокрасочности одежд трудно разглядеть детали
и лица. Одинокая, погружённая в себя девушка на
переднем плане словно не видит и не слышит
происходящего. Пронесётся видение, быть может,
почудившееся художнику, как отражение в ледяном
зеркале лужи, и исчезнет. Всё вновь погрузится в
дремоту.

13.

Полотна Филиппа Андреевича
Малявина
Звучат как монументальная эпическая
симфония.
Перед нами словно
«сказочные русские
героини старорусских
былин», вовлекающие
в свой хоровод все
стихии природы.
В них можно увидеть
и мечту о возрождении
русского духа, и разгул
разрушительных сил

14.

Вихрь.

15.

Бабы

16.

Девка

17.

Пейзаж – любимый жанр
эпохи рубежа веков
Лиричность в нём от Саврасова,
Левитана, Коровина
Свежесть – от традиций
импрессионистов – рисовать на
пленэре
В России родился так называемый
зимний импрессионизм,
воплотившийся в таких полотнах, как

18.

Игорь
Эммануилович
Грабарь

19.

Грабарь.
Февральская лазурь

20.

Описание картины
Невозможно
лучше
самого
автора
передать преклонение перед красотой
природы, которое он пережил: «Вся
природа
праздновала
какой-то
небывалый
праздник

праздник
лазоревого неба, жемчужных берёз,
коралловых веток и сапфировых теней
на сиреневом снегу».
«Когда я взглянул на верхушку берёзы
снизу, с поверхности снега, я обомлел от
открывшегося передо мной зрелища
фантастической
красоты:
какие-то
перезвоны и перекликания всех цветов
радуги, объединённые голубой эмалью
неба»

21.

Константин
Фёдорович
Юон

22.

Юон. Мартовское солнце.1915

23.

Описание картины
• Эта большая по размеру картина обладает
удивительным воздействием на зрителя.
• Стоя перед картиной, как бы ощущаешь
морозный воздух и голубизну неба и
снега. Мартовское солнце на закате
зажигает стволы и ветви деревьев ярким
пламенем.
• Это чудесное состояние завороженности
покоем и торжеством в природе, которым
буквально дышит полотно, родилось в
душе художника после 9-дневной бури и
снегопада

24.

Союз русских художников
• Расцвет выставочной деятельности «Союза
русских художников» - 1903-1910гг, когда он
сыграл свою историческую роль, воспитав
новое поколение зрителей и художников в
духе своего яркого, свежего видения мира
• Верно угадал непреходящую ценность их
картин один из критиков: «Самые страшные
катастрофы, влекущие за собой тысячи
жертв, - всё это пройдёт, а вот эти
маленькие
полотна
с
изображением
восходов и закатов…они, может, перейдут в
века, они-то и есть важное, к чему
стремится человек!»
English     Русский Правила