12.47M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Советское искусство 1920-1930 годов

1.

Презентация по истории искусств.
Тема:
Советское
искусство 20-30 годов.

2.

Задание по теме.
1. Какое направление в архитектуре появилось в СССР в
Для чего был создан план монументальной пропаганды.
Перечислить самые известные живописные
произведения первых революционных лет.
Перечислить объединения и группировки возникшие в 20е
годы.
Какое направление в искусстве становится главным:
20-30-е гг.?
1.Критический реализм. 2.Классицизм.
3.Романтизм.
4.Соц.реализм.

3.

После Великой Октябрьской социалистической революции новые
задачи вставали перед художниками принявшими революцию –
служить народу ,отстаивать общее дело борьбы за социализм и
коммунизм. Большая роль в утверждении новых принципов искусства
принадлежит В.И. Ленину.
В первые же месяцы после революции Советская
власть
выпускает декреты о национализации
культурныхдостояний:
17.06.1918. – «Об охране библиотеки
книгохранилищ»;
5.10.1918. – «О регистрации, приемена учет и
хранении памятников искусства и старины»
(национализация музеев,художественных
собраний ичастных коллекций);
26.11.1918. – «О признании научных,литературных,
музыкальных и
художественных произведенийгосударственным
достоянием».
Н.Н. Купреянов
Плакат «Граждане храните памятники искусства», 19

4.

Были национализированы: Третьяковская галерея, частные
собрания Щукина, Морозова,
Остроухова; в Петрограде –Эрмитаж, Русский музей. Зимний
дворец превращён во дворец искусства, Кремль и его
соборы в музеи.
Превращены в музеи царские дворцы и особняки, а также
многочисленные помещичьи усадьбы, представляющие
историко-художественный
интерес.
Учрежден «Государственный музейный фонд» сосредоточение музейных ценностей, их учет и изучение,
строительство музеев.

5.

Декрет о 12 апреля 1918г
12 апреля 1918г. выпущен декрет
«О памятниках республики»:
«Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и
непредставляющие интереса ни с исторической, ни с
художественной стороны, подлежат снятию…».
«Совет народных Комисаров выражает желание, чтобы
в день1-го мая были уже сняты некоторые наиболее
уродливые истуканы и выставлены первые модели новых
памятников на суд масс».

6.

Живописные произведения первых лет революции показывают небывалый
всплеск энтузиазма в художественной среде. Константин Юон создал одно
из первых произведений, посвященных образу революции «Новая планета», где
событие трактовано во вселенском масштабе.

7.

Петров-Водкин создал картину «Петроградская мадонна»,
решая в ней этико-философские проблемы времени.

8.

Кустодиев «Большевик»

9.

Аркадий Рылов, как считалось, в своем пейзаже «В голубом просторе»
тоже мыслит символически, выражая «свободное дыхание
человечества, вырвавшегося в необъятные просторы мира, к
романтическим открытиям, к свободным и сильным переживаниям».

10.

Советское искусство 20-х годов 20 века.
План монументальной пропаганды и его реализация в
скульптуре.
Идеи конструктивизма в архитектуре.
1920-е годы –уникальное время свободной творческой
атмосферы, воцарившейся в искусстве, время деятельности
десятков разных художественных группировок, Но уже в начале
периода нэпа четко обозначилось стремление групп,
провозгласивших в своем творчестве пролетарскую,
классовую ориентацию, к идеологическому диктату в
художественной жизни.
Самые заметные объединения, стоявшие на полярных идейных
позициях: Левый фронт искусств (ЛЕФ) и Ассоциация
революционной России (АХРР) также ОМХ ,ОСТ и
«4 искусства»

11.

План монументальной пропаганды, составленный
В.И.Лениным в период гражданской войны смысл которого состоял в
сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или
иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции.
К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А.
Андреева И.Д. Шадра И.А. В.Мухиной.
Н.А. Андреев – «В.И.Ленин»
Шадр И.А.
«Булыжник –орудие пролетариата.»

12.

У Зимнего дворца открыт бюст А. Н. Радищева (скульптор
Л. В. Шервуд), первый памятник...
Коненков «Павшим в борьбе за мир и
братство народов»

13.

С. Евсеев
(Памятник Ленину
у Финляндского
вокзала в
Ленинграде, 1925),
Анна Голубкина. Портрет Льва Толстого
(1927), скульптура "Березка"

14.

В архитектуре господствуют идеи конструктивизма
Его яркими представителями стали Эль
Лисицкий и Владимир Татлин (1885 —
1953 ) которые использовали свои
конструкции для оформления
спектаклей, городов к празднованию
знаменательных дат, а также в
производстве. Произведения
конструктивистов можно назвать
первыми шагами индустриального
дизайна.
Конструктивисты старались использовать
новые технические возможности для
создания простых, логичных,
функционально оправданных форм,
целесообразных конструкций.
Примером архитектуры советского
конструктивизма могут служить проекты
братьев Весниных. Наиболее
грандиозный из них - Дворец труда так и
не был воплощен в жизнь, но оказал
значительное влияние на развитие
отечественного зодчества.
.

15.

« …Я хотел создать архитектуру, которая оторвалась от
фундамента и парит в воздухе, преодолев силу тяжести». Эль
Лисицкий(1890-1941)
Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в
1932 году. В октябре 2008 года здание сильно
пострадало от пожара
Проект
«горизонтальных
небоскребов» для
Москвы
Эль Лисицкий,
1925

16.

«Дом Мельникова» Филиал Государственного музея архитектуры имени
Алексея Щусева, открывшийся в 2014 году в доме архитектора Мельникова.
Здание представляет собой памятник русского авангарда 1920-х годов,
возведённый в цилиндрической форме по проекту архитектора Константина
Мельникова.

17.

К сожалению, также разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в
Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов
монастырь в Кремле, Красные ворота и сотни безвестных городских и
сельских церквушек, многие из которых представляли историческую и
художественную ценность.
Чудов монастырь
Сухарева башня
.
Храм Христа Спасителя

18.

ОСТ (Общество художников-станковистов), 1925-31, основано в Москве
выпускниками Вхутемаса во главе с Д. П. Штеренбергом.
Члены ОСТ (П. В. Вильямс, А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Г.
Тышлер и др.) в борьбе с представителями «производственного искусства»
утверждали станковые формы искусства, стремились к отражению
типических явлений современной действительности, к лаконизму и динамике
формы.
Ведущие художники общества сыграли важную роль в развитии станковой и
монументальной живописи, книжной графики, плаката, театральнодекорационного искусства
А. Дейнека, «Оборона Петрограда» и
«На стройке новых цехов»

19.

Ю.Пименов
«Даешь тяжелую индустрию»
«Мы строим социализм.»
«Футбол»

20.

ОМХ-общество московских художников В 1927 году членами-учредителями
общества являлись: И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, , А. В. Лентулов, Н. Х.
Максимов, И. И. Машков, А. А. Осмёркин, М. С. Родионов, В. В.
Рождественский, К. К. Зефиров, Н. И. Шестаков, С. И. Петров, действительными
членами: А. И. Иванов, С. И. Иванов, Н. П. Крымов, Е. И. Машкевич, С. М.
Романович, В. Ф. Рындин, А. Ф. Фонвизин, И. И. Чекмазов, В. И. Мухина, Н. М.
Чернышёв, В. М. Новожилов[14].Фальк , Куприн
Члены объединения
разрабатывали советскую
тематику, стремились передать
материальное многообразие
мира с помощью пластического
единства цвета и формы,
сочетания энергичной лепки
объёмов и светотеневой
моделировки.

21.

Н.Крымов «У мельницы»
Куприн «Нефтяные промыслы Биби Эйбат»

22.

Р.Фальк «Красная мебель»
Лентулов «Закат на Волге»

23.

И.И. МАШКОВ
«ФРУКТЫ НА
БЛЮДЕ»
«ХЛЕБЫ»

24.

Общество «4 искусства» было основано художниками, входившими
ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к
культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Кузнецов,
Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся
мастера. Для общества была характерна философская подоплека с
адекватным пластическим выражением.
Петров-Водкин-смерть комиссара»и «Ветка яблони»
»»

25.

П.В.Кузнецов
М.С.Сарьян
«ГОРЫ»
«ПОРТРЕТ
Е.М. БЕБУТОВОЙ»
«УЛИЦА.ПОЛДЕНЬ.
КОНСТАНТИНОПОЛЬ.»
«МИРАЖ В
СТЕПИ»
«ЕРЕВАНСКИЕ ЦВЕТЫ»

26.

АХРР - Ассоциация художников революционной России;
с 1928 года — АХР, Ассоциация художников революции крупное объединение советских художников, графиков и
скульпторов, являвшееся благодаря поддержке
идеологической линии государства, самой
многочисленной и мощной из творческих группировок
1920-х годов. Основана в 1922 году, распущена в 1932 и
явилась предтечей будущего единого Союза художников

27.

В ряд практических задач, зафиксированных в
Уставе объединения, вошли:
оказание «материальной, научной и технической
помощи» художникам и деятелям изобразительного
искусства
«всемерное содействие развитию задатков
художественного творчества и изобразительных
способностей среди трудящихся». О тематике
произведений художников АХРРа говорят названия
выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922 г.), «Красная
Армия» (1923 г.), «Революция, быт и труд» (1925 г.) и т.
д. Своё творчество они определяли понятиями
«художественный документализм» и «героический
реализм», рассматривая живопись как
историческое свидетельство, как летопись эпохи.

28.

Г.Ряжский «Делегатка» и «Рабфаковка» -образ новой женщины в
искусстве.

29.

АХРР вбирала в себя более мелкие объединения. В 1924 году в АХРР вошли
члены Нового общества живописцев, в 1926 году — группа
«бубновалетовцев», в 1929 — художники из объединения «Бытие», в
1931 — из общества «Четыре искусства». В 1926 году в АХРР в полном
составе вошли «Московские живописцы».
В своём издательстве АХРР выпускала журнал «Искусство в массы»
(1929—30), вышло 20 номеров. Выпускала цветные репродукции, открытки,
альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток
АХРР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до
50.000 экз.
Печатались не только работы ахровцев, но и других художников и
классических работ из собрания Эрмитажа.
РУКОВОДСТВО АХРР.

30.

Декларация АХРР-«Наш гражданский долг перед человечеством —
художественно-документальное запечатление величайшего момента
истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний
день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей
революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а
не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед
лицом международного пролетариата».
Е. А. Кацман, "Калязинские кружевницы" 1928 г.
Е. М. Чепцов, "Школьные работники.
Переподготовка учителей" 1925 г.

31.

Художники Ассоциации создавали полотна, которые не вызывали бы
отторжения массовой аудитории своей сложностью. Одним из компонентов
стала реалистичность живописи, вторым — выбор тем, опиравшийся на
социальный и партийный заказ – революция, советский быт и труд.
В. Н. Перельман, "Рабкор" 1924 г. (ГТГ)
И. И. Машков, "Ливадийский крестьянский курорт" 1925
г. (Волгоградский музей изобразительных искусств)

32.

В Ассоциацию художников революционной России входили даже плакатисты: И.
Герасимович, М. Длугач, А. Зеленский, А. Лавинский и другие, которые в 1920-х годах
работали над киноафишами и рекламными плакатами, и к остро политизированным
«ахровским» сюжетам и живописным традициям не имели ни какого отношения.
. Н. Зеленский, рекламный плакат "Папиросы Пушки" 1926 г.; Г. М.
Щегаль, "Долой кухонное рабство! Даешь новый быт!"
М. О. Длугач, "Сплетня" 1928 г.

33.

Стремлением к реалистичности ахровцы привлекли известных живописцев,
отвергавших авангард (А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. Н.
Мешков, К. Ф. Юон, В. Н. Бакшеев и др.,
а также скульпторов (М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Н. В. Крандиевская). Среди
пополнивших ряды АХРР было немало живописцев, получивших признание до
революции: И. И. Бродский, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, И. И.
Машков, К. С. Петров-Водкин, А. А. Рылов и др.
Бродский. «Ленин на митинге рабочих путиловского завода»
Трубачи Первой конной
армии (М. Греков)

34.

И. А. Владимиров, "Агитатор". Из серии "Зарисовки. 1918 год"
. Д. Бучкин, "Ленин на Апрельской конференции РСДРП(б)" (Костромской
художественный музей)
П

35.

В.И. Ленин в Смольном
(И. Бродский)
Тачанка (М. Греков)
Купола и ласточки (К. Юон)

36.

ЛЕФ. -«Левый фронт искусств» —Маяковский Брик,
Асеев,Татлин,Родченко,Эйзенштейн и др.
ЛЕФ-выдвинул теорию «социального заказа» (согласно
ей, художник являлся только «мастером»,
выполняющим задания своего класса), идею
«революции формы» (что вело к отрицанию
художественно-познавательных функций искусства,
недооценке классического наследия), а также программу
«производственного искусства»,
способствовавшую зарождению художественного
конструктивизма. Лефовцы отрицали многие
традиционные виды
художественного творчества
(в т. ч. станковую живопись в изобразительном
искусстве, художественный вымысел в литературе),
противопоставляя им документ, т. н. «литературу
факта».
English     Русский Правила