Похожие презентации:
Если душа родилась крылатой…
1.
ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬКРЫЛАТОЙ…
2.
Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Коктебель, 13 мая 1913
3.
Каждый из родителей был фанатикомсвоего мира. Мать – Музыки, Романтики,
Поэзии. Отец – своего Музея. Фанатическая
преданность своим идеалам и своему делу
составляла основу их нравственности.
В такой семье начинался один из самых
фанатически преданных Поэзии русских
поэтов – Марина Цветаева.
Главенствующее влияние – матери
( музыка, природа, стихи, Германия).
Страсть к геройству. Один против всех.
Её измученная душа живёт в нас, только мы открываем то, что она
скрывала. Её мятеж, её безумье, её
жажда дошли в нас до крика.
Мария Александровна Цветаева, 1903
Непреклонность – главная черта
характера матери... рояль – самая
сильная страсть материнской жизни.
4.
МамеВ старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
5.
Более скрытое, но не менее сильное влияниеотца. (Страсть к труду, отсутствие карьеризма,
простота, отрешенность).
Я сама народ, и никакого народа кроме себя –
не знала. И отец – владимирский: (из старого,
непрерывного и непрерывавшегося)
священнического рода: дремучего.
Отец был добр, ласков, часто… смягчал
материнскую резкость, но в целом отсутствовал... Однако отцовская преданность
идее, пример его неустанного трудолюбия не
прошли для Марины даром, стали частью её
характера.
Иван Владимирович Цветаев,
1903
6.
Засыхали в небе изумрудномКапли звёзд – и пели петухи…
Это было в доме старом, доме - чудном…
Чудный дом, наш дивный дом в Трёхпрудном –
Превратившийся теперь в стихи!
Макет дома Цветаевых, Трёхпрудный
переулок, 8.
7.
Красною кистьюРябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916
Марина Цветаева, 1893
Когда вместо желанного,
предрешённого, почти приказанного
сына Александра родилась всего
только я, мать, самолюбиво проглотив
вздох, сказала: «По крайней мере
будет музыкантша».
8.
Во дворе дома в Трёхпрудном: Сидят (слева направо) :Валерия, Марина, Мария Александровна с Асей. Стоят: Иван
Владимирович и Андрей Цветаевы.
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом!
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь ещё, спеши!
В переулок сходи Трёхпрудный,
В эту душу моей души.
9.
Детство верни нам,верни
Все разноцветные бусы,Маленькой, мирной
Тарусы
Летние дни.
На даче в Тарусе.
10.
Мы быстры и наготове,Мы остры.
В каждом жесте,
в каждом взгляде,
в каждом слове,
Две сестры.
Марина и Анастасия Цветаевы,
1905
Марина и Анастасия Цветаевы, 1911
11.
Анастасия с отцом, 1910…весь тот мир… нашего
цветаевского Трёхпрудного,
молодых красавиц и
одиноких, на мой лад,
девочек – кончен…
Марина с отцом, 1905
12.
Марина за роялем…В каждом играющем
детстве: раз, два,
три – четыре
рояля. Во-первых,
- тот, за которым
сидишь (томишься и
так редко
гордишься!). Вовторых, - тот, за
которым сидят –
мать сидит –
значит: гордишься
и наслаждаешься.
13.
…Только теперь, вподполье,
Вижу, когда потух
Свет – до чего мне вольно
Было в охвате двух
Рук твоих… В первых
встречных
Царстве – о сам суди,
Макс, до чего мне вечно
Было в твоей груди!..
Макс Волошин, 1911
У дома Волошиных, Коктебель,
1911
14.
Ждут нас пыльные дороги,Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы как боги:
Целый мир для нас!
Марина и Сергей Эфрон, Коктебель,
1911
15.
Я с вызовом ношу его кольцо!- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! Под крыльями раскинутых бровей Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! Такие - в роковые времена Слагают стансы - и идут на плаху.
Коктебель, 3.06.1914
16.
Есть такие голоса,Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса.
Есть огромные глаза
Цвета моря.
Вот он встал перед тобой:
Посмотри на лоб и брови
И сравни его с собой!
То усталость голубой,
Ветхой крови.
Торжествует синева
Каждой благородной веной.
Жест царевича и льва
Повторяют кружева
Белой пеной.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон,
1912
Вашего полка – драгун,
Декабристы и версальцы!
И не знаешь – как он юн –
Кисти, шпаги или струн
Просят пальцы.
17.
Вы, идущие мимо меняК не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале...
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
17 мая 1913
Марина Цветаева . 1913. Москва
18.
Уж сколько их упало в этубездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я
исчезну
С поверхности земли.
Исчезнет всё, что пело и
боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и
нежный голос,
И золото волос.
Феодосия, 1914
19.
Чердачный дворец мой, дворцовыйчердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг…
Так. – Руку! – Держите направо, Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь. Воссев на
сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина – может без кружев!
Ну-с, перечень наших чердачных чудес:
Здесь нас посещают и ангел, и бес,
И тот, кто обоих превыше.
Недолго ведь с неба - на крышу!
Дом в Борисоглебском переулке в
Москве (ныне – ул. Писемского),
в котором жила Цветаева с 1914 по
1922 г.
20.
Четвёртый год.Глаза, как лёд.
Брови уже роковые,
Сегодня впервые
С кремлёвских высот
Наблюдаешь ты
Ледоход.
Льдины, льдины
И купола.
Звон золотой,
Серебряный звон.
Руки скрещены,
Брови сдвинув – Наполеон! –
Ты созерцаешь – Кремль...
М.И. Цветаева с дочерью Ариадной, 1915
21.
Наш брак до того не похож на обычныйбрак, что я совсем не чувствую себя
замужем и совсем не переменилась,люблю всё то же и живу всё так же, как
в 17 лет.
Мы никогда не расстанемся. Наша
встреча - чудо.
1915
22.
На кортике своём: Марина –Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.
Москва, 18.01.1918
С.Я. Эфрон в форме прапорщика, 1917
23.
Не знаю – где ты и где я.Те ж песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты!
И так хорошо над вдвоём –
Бездомным, бессонным и сирым…
Две птицы: чуть встали – поём,
Две странницы: кормимся миром.
М.И. Цветаева с дочерью Алей. 1925
24.
В шитой серебром рубашечке,- Грудь как звездами унизана! Голова - цветочной чашечкой
Из серебряного выреза.
Очи - два пустынных озера,
Два Господних откровения –
На лице, туманно - розовом
От Войны и Вдохновения.
Ангел - ничего - всё! -знающий,
Плоть - былинкою довольная,
Ты отца напоминаешь мне Тоже Ангела и Воина.
С.Я. Эфрон с дочерью Алей. Париж
Может - всё мое достоинство За руку с тобою странствовать.
- Помолись о нашем Воинстве
Завтра утром, на Казанскую!
5 июля 1919
25.
Руки люблюЦеловать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!
Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.
Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти
Где-то в ночи
Человек тонет.
М. Цветаева. 1925. Париж
26.
М.И. Цветаева с сыномГеоргием (Муром). 1927
Аля очень помогает… Хорошая,
здоровая красивая девочка – очень
красивая, хорошеет день ото дня.
Уже почти с меня ростом, будет
больше.
27.
О себе: …выгребаю и топлютри печки, стираю на троих –
все, хожу на рынок, готовлю,
мою посуду и т.д.
Кламар, 1933
А вот Вам мой чудный Мур –
хорош? Во всяком случае –
похож. И более похож на
Наполеоновского сына, чем
сам Наполеоновский сын.
28.
За этот ад,За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
Такой мне сад на старость лет...
— Тот сад? А может быть — тот свет?
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.
1.10.1934
29.
Стихи растут, как звезды и как розы,Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
М. Цветаева. Январь 1935
30.
Аля… И похожа на меня и непохожа. Похожа страстью к
слову, жизнью в нём… непохожа
– гармоничностью, даже
идилличностью всего существа.
Ариадна Эфрон. Париж, 1935
31.
Не улыбается твой рот.Краснее губы и чернее
брови
Встречаются,
но
эта
масть!
Светлее солнца! Час не
пробил
Руну - под ножницами
пасть.
Все
женщины
тебе
целуют руки
И забывают сыновей.
Весь
как
струна!
Славянской скуки
Ни тени - в красоте
твоей.
Остолбеневши
от
такого света,
Я знаю: мой последний
час!
И как не умереть поэту,
Когда поэма удалась!
Так,
выступив
черноты бессонной
из
Мур, 1936
32.
Письмо М.И. Цветаевой к П.А. Павленко.Автограф. 1940.
33.
Дом, в котором поселилась М.И.Цветаева с сыном в34.
Руки даны мне - протягивать каждому обе,Не удержать ни одной, губы - давать имена,
Очи - не видеть, высокие брови над ними Нежно дивиться любви и - нежней - нелюбви.
А этот колокол там, что кремлевских тяжеле,
Безостановочно ходит и ходит в груди Это - кто знает? - не знаю, - быть может, должно быть Мне загоститься не дать на российской земле!
35.
Москва, 1939Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный…
Февраль 1941
36.
“Я постепенно утрачиваючувство реальности: меня – всё
меньше и меньше… Никто не
видит, не знает, что я год ищу
глазами- крюк… Я год примеряю
смерть . Все уродливо и
страшно… Я не хочу умереть. Я
не хочу не быть…”
Цветаева повесилась 31
августа в Елабуге, в грязных
сенях убогой избы.
Могила М.И. Цветаевой в Елабу
37.
Когда я гляжу на летящиелистья,
Слетающие на булыжный торец,
Сметаемые – как художника
кистью,
Картину кончающего наконец,
Я думаю (уж никому не по нраву
Ни стан мой, ни весь мой
задумчивый вид),
Что явственно жёлтый,
решительно ржавый
Один такой лист на вершине –
забыт.
20-е числа октября 1936