1.09M
Категория: ЛитератураЛитература

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана». История создания баллады

1.

Девятое ноября
Классная работа
Жанр баллады в творчестве
В.А.Жуковского. «Светлана».
История создания баллады.

2.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.
«Светлана». История создания баллады.

3.

Творчество
Жуковский положил начало
развитию русского
романтизма. Человеческой
душе, по мысли Жуковского,
присуще стремление к
счастью и блаженству. Но
прекрасный идеал
несовместим с грубой,
жестокой и обыденной
жизнью, в реальной жизни
достичь счастья и
блаженства невозможно,
хотя в этом стремлении к
счастью и состоит смысл
жизни человека.

4.

Расцвету лирического
творчества сопутствовали
глубокие личные
переживания Жуковского,
вызванные любовью к Маше
Протасовой. Отказ ее
матери дать согласие на
брак с поэтом вызвал в его
душе чувство глубокого
разочарования в жизни и
придал его лирическим
произведениям
драматическую окраску.

5.

Неудачное замужество
Маши, последовавшая
затем ее ранняя смерть
наложили печать трагизма
на всю жизненную судьбу
поэта.

6.

Элегия
•Лирическое
стихотворение,
проникнутое
философскими
размышлениями,
грустными раздумьями
Баллада
•Лироэпическое
стихотворное
произведение с ярко
выраженным сюжетом
исторического или
бытового характера.

7.

Родина баллады –
Прованс
(историческая
область на юговостоке Франции, на
побережье Средиземного моря, большей
частью во
Французских Альпах).
В лирике трубадуров
(поэтов-певцов) она
представляла собой
плясовую песню
любовного характера
с рефреном.

8.

Признаки жанра
баллады:
1. это стихотворный рассказ,
в основу которого положена
легенда или какое-нибудь
историческое событие.
2. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
3. Баллада относится к лироэпическому жанру. (то есть
включает в себя черты и лирики, и эпоса.)
4. Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев,
но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по
отношению к рассказываемому.

9.

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Карл Брюллов. Гадающая Светлана.

10.

«Светлана»
Жизнь русского человека
раньше тесно была связана с
традициями и обрядами –
знамениям судьбы или природы:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
так начинается знаменитая
баллада «Светлана». Это одна из
самых замечательных баллад
Жуковского. Она была завершена
в 1812 году и посвящена
А.Протасовой.

11.

Баллада «Светлана»
передает трепетный
девичий сон. В нее входит
лирическая тема, связанная
с тоской по милому другу.
Сюжет баллады
драматичен. Однако
таинственное
происшествие со Светланой
имеет счастливую
развязку.
Главная мысль баллады
об определяющей роли
Судьбы, высшей
божественной силы, в
жизни человека.

12.

Баллада «Светлана»
Свободное переложение баллады «Lenore»
(«Ленора») немецкого поэта Готфрида Августа
Бюргера (1747 – 1794). «Светлана» – одна из
немногих оригинальных баллад Жуковского как по
своему
народному
колориту,
так
и
по
оптимистическому
настроению,
нарушающему
балладную традицию: счастливый конец, устранение
фантастики реальной мотивировкой.
Баллада начинается со слов «Раз в Крещенский
вечерок девушки гадали…». А что вы знаете о
Крещенских гаданиях?

13.

Обычай гадать
У русского народа существовал такой
обычай, как гадать в Святочную неделю
(неделю между Рождеством, 7 января, и
Крещением, 19 января). Святки –
волшебное время.
А какого волшебства могут ждать
девушки?
Разумеется, все мечтают о любви и
счастливом замужестве. И, конечно, хочется
знать заранее, какой она будет, эта любовь.

14.

Крещенские гадания
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые
распространённые гадания и приметы.
Учебник, стр. 104
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали
«За ворота башмачок, сняв с ноги,
бросали», чтобы узнать, в какой стороне
живёт суженый. Направление должен
был указать носок обуви.
Снег пололи…
Под окном слушали
«Снег полоть» подбрасывать снег вверх и
наблюдать, как он падает.
Если ровно, быть девушке
скоро замужем. Если при
этом лает собака, то тонкий
лай говорит о красивом
муже, глухой и сердитый –
о неказистом.
Загадывая судьбу, ходили подслушивать под
окна чужого дома. Если говор слышался
весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась
нескучной, а муж - ласковым и добрым. А
если хозяева приметят, что их подслушивают,
и при этом скажут: «Гроб да могила да
ободранная кобыла» - быть несчастью.

15.

Крещенские гадания
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые
распространённые гадания и приметы.
Кормили счетным курицу зерном
«Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен
склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
Ярый воск топили
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о
своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если
напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти.
Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство;
склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость;
развалины города – к измене.

16.

Крещенские гадания
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые
распространённые гадания и приметы.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых.
Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком,
«пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни
блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица
наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось
содержание только что исполненной песни, предсказывающей
судьбу.

17.

Крещенские гадания
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным
было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела
сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был
появиться суженый…
Пойдем далее по тексту
Почему Светлана не весела, как все её подружки, а
грустит? В чем причина её грусти?
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Светлана грустит, так как её
возлюбленный далеко от неё и
от него нет никаких вестей.
Девушке кажется, что теперь она
осталась совсем одна и так будет
всегда.

18.

Анализируем текст
Подружки советуют Светлане погадать на зеркале.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Почему гадание у зеркала считалось самым страшным и опасным?
Издревле считалось, что зеркало – способ связи с потусторонним
миром.

19.

Анализируем текст
Обратите внимание, что Светлана молится:
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель (стр. 105)
Но при этом всё же собирается гадать.
Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается
присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и
надеется получить желанную весть.
Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но
душа её ясна, она верит в Божью милость: «Утоли печаль мою,
ангел-утешитель».
От чего же зависит счастье девушки: от судьбы, рока, Провидения
или от неё самой? Или от того и от другого?

20.

Анализируем текст: стр. 106
Итак, Светлана садится гадать… Что она чувствует?
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
Светлане страшно, но она продолжает сидеть перед
зеркалом.
Что случается со Светланой
во время гадания?

21.

Домашнее задание
1. Прочитайте балладу
«Светлана» до конца: стр. 104
– 113
2. Составьте подробный план
баллады (к своим заголовкам
подберите подходящие
цитаты)
English     Русский Правила