Похожие презентации:
Своеобразие русской архитектуры. История изобразительного искусства
1.
СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙАРХИТЕКТУРЫ
История изобразительного
искусства
Автор преподаватель МКУДО «Дворец творчества»
Талицкая ДШИ Дурина Наталья Валерьевна
2.
Православный хрампредставляет - сложный,
неисчерпаемый в своей
обозримости символ.
Расположение храма, его
архитектура, убранство,
система росписи
символически выражают то,
что непосредственно
изобразить невозможно.
Храм как целостный символ
- это и образ Вселенной, и
Дом Божий , и корабль
Спасения
Успенский собор во Владимире
3.
Крест – главный христианский символВ основе структуры
православного храма лежит
крестово-купольная схема.
Крест – символ распятия и
жертвенности за грехи
человечества.
Крестово-купольный тип храма
4.
Православный крест, воздвигаемыйнад храмом, имеет, в основном,
восьмиконечную форму, иногда в его
основании находится полумесяц,
имеющий очень много присваиваемых
ему символических значений, одно из
которых – якорь христианской надежды
на спасение по вере в крестные заслуги
Христа.
Восемь концов Креста означают
восемь основных периодов в истории
человечества, где восьмой – это жизнь
Будущего Века.
Надглавные кресты имеют множество
форм и символических значений
5.
ТрилистникЦарь царствующих
6.
Мерило праведноеСолнце, вознесшееся на Крест
7.
Аз есмь виноградная лозаОружие невидимой брани
8.
Аркатурный пояс - это поэтический рассказ о жизнисвятых в райском саду
Аркатурно-колончатый пояс Дмитриевского собора во Владимире
9.
ОкнаВнутри храма на окнах,
на откосах окон сверху
очень
часто
пишутся
образы
Архангелов,
Ангелов или Херувимов, а
по бокам образы Святых,
так как понятия святости и
света тесно связаны между
собой.
Церковь Флора и Лавра. Москва
10.
Символика материалов:Камень – символ Самого Христа,
твердую веру во
Христа. Множество камней в мире символизирует множество верных;
Дерево – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают
праведные души
Успенская церковь 18в. Карелия
Храм Петра и Павла 12в. Смоленск
11.
Особенности средневековойрусской архитектуры
Форма куполов:
Сферическая
форма
византийских
куполов
символизирует вечность.
- Шлемовидная форма символизирует духовную брань
(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
- Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша
отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого
молитвенного горения к небесам, через которое наш земной
мир становится причастным к потустороннему богатству. Это
завершение русского храма – как бы огненный язык,
увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н.
Трубецкой.
- Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами,
расходящимися от центра к основанию купола.
12.
сферическийшлемовидный
луковичный
зонтичный
13.
Храмовое многоглавиеРаскрывает в числовой символике иерархию устроения
небесной Церкви
• 1Одноглавый
храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство
творения.
•2Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса
Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
• 3Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
• 4 Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие,
четыре стороны света.
• 5 Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими,
символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
• 7 Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь
Вселенских Соборов, семь добродетелей.
• 9 Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
• 13 Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и
двенадцать апостолов.
• 12 Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения
престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или
обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
• 33 Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.
14.
15.
Цвет купола• Золото
- символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у
храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов
— чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Золото - символ вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром
одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.
• Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому
что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Успенский собор.
Рязань
16.
Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице,потому что зеленый — цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные
святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)
• Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.
• Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у
храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного
Иерусалима.
Софийский собор. Киев
Храм Спас-на-Крови. Санкт-Петербург
17.
Храм как памятник важнейшимисторическим событиям
Собор
Покрова
Пресвятой
Богородицы
(храм
Василия
Блаженного, 1555-1560, Барма и
Постник) ознаменовал взятие Казани
и Астрахани и освобождение Руси от
иноземного ига.
Церковь Вознесения в селе
Коломенском, 1532 возведена в
честь рождения Иоанна IV.
18.
Композиция шатровых храмовШатровый тип храма возник в московской архитектуре 2
пол. 16-нач. 17вв. Шатром в архитектуре называется
завершение башен, храмов в виде четырехгранной или
восьмигранной пирамиды.
Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане
образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды,
позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери.
Первым шатровым храмом была церковь Вознесения в
селе Коломенском (1532г)
Шатровые купола были запрещены церковными властями
еще в начале 17 века и оставались только на колокольнях.
19.
Структура шатрового храма: четверик навосьмерике, шатер на восьмерике
20.
Огненные храмы 17 векаКокошники, треугольные или с заостренным верхом – принадлежность
так называемых «огненных» храмов. Их образ связывают с сиянием
небесных сил. В кокошниках храмов изображались Ангелы или их
символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары. Они несут
декоративную функцию.
кокошники
Старый собор Донского монастыря
церковь Николы Посадского.
Коломна
21.
Многоярусные храмыСтали появляться в конце 17 века как влияние западноевропейской
архитектуры и стиля барокко (т.н. стиль нарышкинское барокко)
Церковь Преображения
Господня на о-ве Кижи,
Карелия. 1714 г.
Церковь Покрова Богородицы в Филях, 1693
22.
Сооружение, соединяющие в себеразличные архитектурные типы
Церковь Рождества в Путинках в Москве, 1649-1652
23.
Источникиhttp://adsl.kirov.ru/projects/articles/2010/04/30/hram_chast_iv_vid
y_kupolnyh_krestov/
http://forum.angelhranitel.ru
http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AP.htm
http://www.superbant.ru
http://www.history-ryazan.ru