«Сказки для детей изрядного возраста»
Комическое в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина
Комическое
Особенности языка
История создания сказок
Причины обращения к жанру сказки
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина
Сходство с народными сказками
Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных
Основные тематические группы:
Общие черты сказок Салтыкова-Щедрина
Примерный план анализа сказки
«Медведь на воеводстве»
«Медведь на воеводстве»
«Премудрый пискарь»
«Коняга»
18.06M
Категория: ЛитератураЛитература

Сказки для детей изрядного возраста

1. «Сказки для детей изрядного возраста»

М.Е.Салтыков-Щедрин

2. Комическое в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина

Комическое
16.01.2022

3. Комическое


Комическое –
смешное в жизни и искусстве. Комическое изображает различные
жизненные несоответствия, отклонения от нормы, общественные
недостатки.
Юмор – жизнеутверждающая форма комического. Юмор не
отрицает жизненного явления, а лишь сознает его несовершенство.
Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий
несовершенство мира. Сатира отрицает критикуемые жизненные
явления.
Ирония – отрицательная оценка предмета через его осмеяние.
Гротеск – намеренная деформация, искажение реальных пропорций
предмета, сочетание правдоподобия и фантастики. Гротеск
соединяет Комическое и трагическое , прекрасное и безобразное,
вызывая смех и ужас. В основе гротеска лежит гипербола.
Сарказм – язвительная насмешка, злая ирония.
16.01.2022

4. Особенности языка

• Гипербола – художественное преувеличение тех
или иных свойств предмета или явления.
• Эзопов язык – нарочито затемненный, полный
намеков и недомолвок язык писателя, вынужденного
выражать свои мысли иносказательно, чтобы
избежать запретов и преследований со стороны
властей.
• Аллегория – иносказательное изображение какоголибо отвлеченного, абстрактного понятия при
помощи конкретного предметного образа: амур –
аллегория любви, богиня Фемида – аллегория
правосудия.
16.01.2022

5. История создания сказок

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие
писатели: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, Д.Н.
Мамин-Сибиряк.
Главная
особенность
сказок
М.Е.
Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный
жанр в них используется для создания «эзоповского»
повествования о жизни русского общества в 1880-е годы.
«Сказки» — это своеобразный итог художественной
деятельности
писателя,
так
как
они
создавались
на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет,
с 1882 по 1886 год.
16.01.2022

6. Причины обращения к жанру сказки

Внутренняя эволюция творчества
Салтыкова-Щедрина
Сказочная фантастика как
средство художественной
конспирации острых
политических замыслов
Приближение сатиры к народной
сказке как способ ведения
диалога с массовым читателем
16.01.2022

7. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

Задача сказок:
Обличение пороков, освещение злободневных
вопросов русской действительности, выражение
народных идеалов, передовых идей.
Особенности сказок:
Фантастика, реальность, комическое + трагическое,
гротеск, гипербола, эзопов язык.
Жанр сказки служит писателю своеобразным
увеличительным стеклом, позволяющим выпукло
представить читателю свои жизненные наблюдения.
16.01.2022

8. Сходство с народными сказками

• Аллегоричность
• Сказочный сюжет
• Фольклорные
выражения
• Народная лексика
• Сказочные персонажи
• Зачины
• Пословицы и поговорки
• Постоянные эпитеты
• Троекратные повторы
• Концовка
16.01.2022

9. Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных

• жанр сказок Щедрина – политическая сказка, поэтому в них много
реальных деталей современной автору действительности;
• сказки Щедрина отличает злая ирония, сарказм, гротеск,
несвойственные народным сказкам;
• несоответствие формы содержанию;
• сказка Щедрина – форма для обличения и высмеивания
общественных пороков;
• народные сказки бывают бытовыми, героическими, волшебными,
а в сказках Салтыкова-Щедрина присутствует политическая
сатира;
• в народных сказках есть положительный и отрицательный герои,
а в сказках Салтыкова-Щедрина нет положительных и
отрицательных героев;
• в названиях Салтыков-Щедрин создает комический контраст.
16.01.2022

10. Основные тематические группы:

Сатира на правительственные верхи и
эксплуататорские классы: «Медведь на
воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь»,
«Повесть о том, как мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик»
2. Сатира на поведение разных слоев
интеллигенции: «Премудрый пискарь»,
«Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист»
3. Положение народных масс «Повесть о том, как…»,
«Коняга», «Кисель», «Ворон-челобитчик»
4. Сказки, решающие различные моральные
проблемы: «Пропала совесть», «Дурак»,
«Рождественская сказка», «Добродетели и
пороки»
16.01.2022
1.

11. Общие черты сказок Салтыкова-Щедрина

• В сказках ощутима связь с фольклором;
• Всегда аллегоричны, построены на иносказании,
даже если героями являются люди;
• Умелое сочетание достоверного с фантастическим, в
результате которого звучит политическая сатира;
• Построены на резких социальных контрастах,
столкновении антагонистических классов;
• Преобладание комического и переплетение
комического с трагическим;
• Язык в основном народный с использованием
публицистической лексики, канцелярского жаргона,
иностранных слов;
• Рисуют не только борьбу добра и зла, но и
раскрывают классовую борьбу в России второй
половины 19 века.
16.01.2022

12. Примерный план анализа сказки

• Основная тема сказки (о чем?).
• Главная мысль сказки (зачем?).
• Особенности сюжета. Как в системе действующих
лиц раскрывается основная мысль сказки?
• Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
• Сатирические приемы, использованные автором.
• Особенности композиции: вставные эпизоды,
пейзаж, портрет, интерьер.
• Соединение фольклорного, фантастического
и реального
16.01.2022

13. «Медведь на воеводстве»

16.01.2022

14. «Медведь на воеводстве»

16.01.2022

15.

«Медведь на воеводстве»
16.01.2022

16. «Премудрый пискарь»

16.01.2022

17.

«Премудрый пискарь»
16.01.2022

18.

«Премудрый пискарь»
16.01.2022

19. «Коняга»

16.01.2022

20.

16.01.2022
English     Русский Правила