310.75K
Категория: ЛитератураЛитература

Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков

1.

Русская литература рубежа ХIХ
– ХХ веков

2.

общественно-политическая обстановка
рубежа XIX-XX веков
В это время великих открытий, в эпоху
индустриализации под влиянием естественных наук
и быстро распространяющегося материализма
нарастало ощущение постепенной утраты
нравственности. Углублялся раскол между
цивилизацией и личностью, ощущающей себя во
власти неизвестности.

3.

Как всегда, в кризисные, переломные
исторические моменты происходит
переосмысление ценностей, рушатся
прежние идеалы. В искусстве и философии
встает вопрос: что есть человек? Как
результат, во всех областях общественной
жизни формируется декаданс*
*признаками декаданса считаются болезненная утонченность, чувствительность, фатализм,
ощущение бессилия перед большой историей. Но как только декаданс был "брендирован", эти
свойства стали превращать в достоинства, говорить об особой психологической развитости
современных людей, которым требуются новые эмоции и новая ступень развития культуры,
которые не довольствуются только достижениями прошлого.

4.

Научные открытия начала ХХ века
Начало XX столетия стало временем глобальных
естественнонаучных открытий, особенно в области физики и
математики. Самыми важными из них стали изобретение
беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей,
определение массы электрона, исследование феномена
радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание
квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916—
1917) теории относительности. Прежние представления о
строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости
мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась
сомнению.

5.

Тематика и проблематика словесного
искусства расширяются благодаря открытиям,
сделанным в разных областях знания (Ч. Дарвин, К.
Бернар, У. Джеймс). Философские и социальные
концепции мира и человека (О. Конт, И. Тэн, Г.
Спенсер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) активно
переносились многими писателями в область
литературы, определяли их мировидение и поэтику.

6.

Философские концепции эпохи – один из
ключей к пониманию литературы эпохи
рубежа веков
• А.Шопенгауэр (Германия), который полагал, что мир — это
стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира
может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над
рассудочным началом, т.е. художник.
• Ф.Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX
в..) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло
представление о человеке самоценном, несущем в себе божью
искру». Культ личности. «Так говорил Заратустра» (1883)

7.

Философские концепции эпохи – один из
ключей к пониманию литературы эпохи
рубежа веков
• О.Шпенглер обращается к античности. «Закат Европы» (19181922), переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской
эпохе». В античности подчеркивалась сосредоточенность на
текущем дне, зависимость человека от рока. Понимаемая так
эпоха стала точкой для утверждения преимущества статики перед
движением, созерцания перед активностью. В покое,
неподвижности виделась опора среди бурь современности
• А.Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном
способе познания жизни.

8.

Философские концепции эпохи – один из
ключей к пониманию литературы эпохи
рубежа веков
• З.Фрейд (Австрия) — теоретик психоанализа. Его теория открыла
новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.
• Карл Юнг — (Швейцария) - психолог, реформатор психоанализа
Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о
художественном творчестве. В отличие от Фрейда считал, что
сексуальные желания имеют значение для художника только как для
человека, а не как творца создающего шедевры. Источник
художественного вдохновения видел в «коллективном
бессознательном», в архетипе, который представляет собой
зафиксированные в структуре внутреннего мира человека память
прошлого и опыт, передаваемые из поколение в поколение.

9.

Философские концепции эпохи – один из
ключей к пониманию литературы эпохи
рубежа веков
• Хайдеггер Мартин (Германия) — философ-экзистенциалист.
Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое
рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся
ему в силу его смертности. Отсюда — на первом плане
человеческого существования — страх, забота, отчаяние. Язык —
изначальная характеристика человеческого существования.
Метод постижения языка, следовательно, и человека по
Хайдеггеру — герменевтика (теория интерпретации текста,
универсальный метод. Функция — постичь произведение
искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)

10.

Философские концепции эпохи – один из
ключей к пониманию литературы эпохи
рубежа веков
• Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как
исторически конкретное выражение культуры. Основная мысль — о
кризисном самосознании культуры: так как творческие возможности
человека определяются содержанием культуры (историческибиологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя
ожидать открытий в области искусства.
• Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и
развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия
включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как
игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что
связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра,
искусство рождает удовольствие от самого его процесса.

11.

Философские основы культуры рубежа веков
• Главный вопрос – вопрос о Человеке и Боге.
• Без веры в Бога человек никогда не обретёт смысла
существования (Ф.М. Достоевский).
• Поэтизация образа Человека: «Человек – это звучит гордо!»
(М.Горький).
• Русская мысль аукалась с «сумрачным германским гением»
(Александр Блок).
• Философия Ф. Ницше о сверхчеловеке – это «воля к переоценке»
(А.Белый).
• Сверхчеловек – это общая и невероятно удалённая в будущее
перспектива человечества, которое обретёт смысл своего
существования без Бога: «Бог умер».

12.

Литературные «-измы» рубежа веков
• Символизм - крупнейшее течение в декадансе, зародился в 1860-х
г. и развивался до 1910-х гг. Его философской основой стало
учение Платона о «мире идей и мире вещей»,
противопоставленных друг другу. Первый — истинный, вечный,
независимый от пространства и времени; второй - материальный
— отражение первого.
• Импрессионизм (фр. - «впечатление») — второе по значимости и
по популярности направление в литературе декаданса. Зародился
во фр.живописи. В 1874 состоялась выставка Мане, Моне,
Ренуара, которые признавали основным принципом «Видеть,
чувствовать и выражать — в этом все искусство».

13.

Литературные «-измы» рубежа веков
• Неоромантизм – направление в английской литературе,
генетически восходящее к романтизму. Характерные черты;
неприятие действительности, сильная личность, духовно
неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти,
напряженность фабулы, экзотика и. т.д.
• Эстетизм – его появление было обусловлено наступлением
цивилизацией на «естественное состояние человека». Наиболее
ярко это проявилось в творчестве Оскара Уайльда. Сторонники
эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью.
Провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе творчества
и независимости художника от религиозных и моральных догм (и
как следствие-игнорирование толпы)

14.

Литературные «-измы» рубежа веков
• Реализм - получил дальнейшее развитие. Не стоял в стороне от
эстетических исканий, взаимодействовал с другими методами.
Обогащается в жанровом и стилевом отношении, расширяется круг тем.
Изменились ориентиры: на смену социально-бытовой проблематике
приходит философско-интеллектуальная и духовно-личностная.
• Модернизм Основная стилистическая черта — сочетание реального и
условного, но эта условность наполняет искусство новым содержанием.
Фигуры, предметы превращаются в некие пластические символы, почти
зримые, чувственно понятными. Образы — неожиданны и причудливы.
Не социальное, а условное, фантастическое получает четкое
выражение. Содержательность уходит на второй план.

15.

Общая характеристика литературного процесса
рубежа веков в I половине XX в.
В рассматриваемый период направления
интегрировались, взаимопроникали друг в друга
(наблюдалась художественная диффузия эстетических
идей и приемов). Большинство писателей рубежа веков
синтезировали в своих произведениях различные
художественные методы. Возрастает роль
публицистического элемента в художественной
литературе. Литература политизируется, что обусловлено
общественно-политической напряженностью.

16.

Общая характеристика литературного процесса
рубежа веков в I половине XX в.
Существенная черта — взаимодействие литератур, усвоение
инонационального опыта в том числе и опыта русской литературы.
Активно развиваются литературы стран Центральной и Восточной
Европы, США, скандинавских стран, где на рубеже веков наблюдалось
становление и развитие реализма в тесном взаимодействии с
романтизмом и другими нереалистическими течениями.
Модернизм, пришедший на смену декадансу, воссоздавал мир как
царство хаоса, абсурда, несвободы человека в частной жизни и перед
лицом истории, которая развивается катастрофически.
Но литература XX в. знала и совсем другие веяния. Далеко не все
писатели были модернистами, если говорить о художественной
сущности их творчества. 20 век вообще не знал какого-либо
главенствующего направления.

17.

Литература на рубеже веков обогащается в
жанровом отношении.
Большое многообразие форм наблюдается в области романа,
который был представлен широким спектром жанровых
разновидностей: научно-фантастический (Г. Уэллс), социальнопсихологический (Г. де Мопассан, т. Драйзер, Д. Голсуорси),
философский (А. Франс, О. Уайльд), социально-утопический (Г.
Уэллс, Д. Лондон). Возрождается популярность жанра новеллы (Г.
де Мопассан, Р. Киплинг, т. Манн, Д. Лондон, О. Генри, А.П. Чехов),
переживает подъем драматургия (Г. Ибсен, Б. Шоу, Г. Гауптман, А.
Стриндберг, М. Метерлинк, А.П. Чехов, М. Горький). В отношении
новых тенденций в романном жанре показательно появление
романа-эпопеи.

18.

Существенной чертой литературного развития
эпохи рубежа веков стало взаимодействие
национальных литератур.
В последней трети XIX века обозначился диалог русской и
западно-европейской литератур: творчество Л.Н. Толстого,
И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького
оказало плодотворное влияние на таких зарубежных
художников, как Г. де Мопассан, Д. Голсуорси, К. Гамсун, т.
Драйзер и многих других. Проблематика, эстетика и
общечеловеческий пафос русской литературы оказались
актуальными для западного общества рубежа веков. не
случайно в этот период углубились и расширились
непосредственные контакты между русскими и зарубежными
литераторами: личные встречи, переписка.

19.

Литература этого периода характеризуется особым
состоянием “рубежности”, “рубежного
самосознания”
• ощущение мира как бездны, пропасти, пустоты;
• мир как бы расколот на две половины: прошлое и будущее;
• ощущение конца мира, апокалиптическое видение мира;
• разрушаются причинно-следственные связи и гармония
литературы XIX века, где человек был целен и мог познать мир.
В литературе рубежа веков мир деформирован, человек одинок,
полон противоречий и принадлежит космическим силам и
стихиям.

20.

Рубеж веков в России
Рубеж веков стал временем напряженной духовной и
художественной жизни в России, масштабных открытий в
области естественнонаучного знания, философии и
психологии. Это время, когда признаки небывалого
расцвета культуры парадоксальным образом соединялись
с ощущением кризиса и вырождения, а сами участники
литературного и культурного процесса нередко ощущали
себя предстоящими, по выражению А.Блока, перед
«лицом мирового переворота».

21.

Внутриполитическая обстановка в России
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные
явления в экономике Российской Империи.
Противоборство трех сил: защитники монархизма,
сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской
революции. Выдвигались различные пути перестройки:
«сверху» — законными средствами, «снизу» — путем
революции.

22.

Россия пережила
•Три революции: 1905 года; Февральскую
и Октябрьскую 1917 г.,
•Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
•Первую мировую войну 1914-1918гг.,
•Гражданскую войну

23.

Переход от классической русской литературы к
“новой” литературе произошёл чрезвычайно
быстро. На авансцену общекультурной жизни
страны снова вышла русская поэзия, не похожая
на прежние образцы. Ведущим жанром
становится лирическое стихотворение,
появляются циклы (мелкое сделать более
крупным). Наблюдается пестрота жанров и форм
поведения. Так началась новая поэтическая
эпоха, получившая название “поэтического
ренессанса” или Серебряного века.

24.

Почему век назван “серебряным”?
1. По аналогии с “золотым”, который был и уже прошёл.
Он отличается “по окраске”.
2. В Серебряном веке главный цвет — “лунный”.
3. Серебро связано с магией (амальгама, очищает воду).
4. Серебряный цвет близок к цвету седины.
Представители Серебряного века чувствовали себя
старшими по отношению к представителям Золотого
века.

25.

Хронологические рамки Серебряного века
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века спорный.
Условно он датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.
И если в определении начала Серебряного века исследователи
достаточно единодушны (явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX
века), то конец этого периода вызывает споры. Одни
исследователи полагают, что Серебряный век окончился с начало
Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век
прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая
Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного
века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с
самоубийством Владимира Маяковского.

26.

Серебряный век
Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся
незыблемыми: социально-исторический оптимизм,
вера в рациональное научное знание и, вместе с
тем, в вечные начала народной жизни нередко
подвергаются теперь сомнению, уступая место
индивидуализму, тяготению к иррациональному,
эсхатологическим настроениям. Напряжённый
поиск эстетических идеалов, соответствующих
новому мироощущению, приводит к появлению
многочисленных литературных школ, групп и
направлений.

27.

Литературные направления. Реализм
• Развитие рус. реализма в кон. 1880-х и в 1890-х гг. связано, в
первую очередь, с поздними произведениями Л.Н. Толстого.
• Чеховская проза 1890– 1900-х гг., ставшая связующим звеном
между традициями рус. классики и художественным опытом
20 в., повествующая о духовных поисках человека на переломе
эпох, открывала новые возможности реализма. Утончённый
психологизм, лаконичность, концентрированность
повествования, позволявшие вместить в пространство рассказа
целую человеческую судьбу, придавали локальному образу (в
«Палате № 6», 1892; «Человеке в футляре», 1898, и др. рассказах
и повестях) ёмкость символа.

28.

Литературные направления. Реализм
• В творчестве М. Горького развёрнута широчайшая картина
социальной жизни России на сломе эпох. Его герои – люди из
низов общества, рабочие, купцы, интеллигенты, чиновники –
воплотили в себе те непримиримые конфликты, которые были
чреваты будущими историческими потрясениями.
• Эволюция реализма связана также с творчеством И.А. Бунина и
А.И. Куприна.
• Кружок «Московская литературная среда» (телешовские
«среды»), просуществовавший до 1916 и объединявший
писателей реалистического направления.

29.

Литературные направления. Неореализм
• В кон. 1900-х – 1910-е гг. внутри реалистического направления
возникло течение, названное новым реализмом или
неореализмом, которое использовало в своей художественной
практике опыт модернизма. Неореалистические тенденции
проявились в прозе Бунина, Б. К. Зайцева, В. Г. Короленко,
Куприна, Пришвина, А. М. Ремизова, Сергеева-Ценского,
А. Н. Толстого, Шмелёва. В этот период заявили о себе писателисатирики А.Т. Аверченко, Саша Чёрный, П .П. Потёмкин,
Н .А. Тэффи и др. писатели, объединившиеся вокруг журналов
«Сатирикон» (1908–14), а затем «Новый Сатирикон» (1913–18),
близкие в своих художественных поисках неореализму.

30.

Литературные направления. Символизм
• Символизм стал романтической реакцией на позитивизм и
натурализм в литературе, попыткой выйти в искусстве за
обозначенные реализмом пределы, прорваться к высшей истине,
к сокровенной сущности вещей.
• Первыми манифестами нового лит. движения стали книги «При
свете совести» Н.М. Минского (1890), «О причинах упадка и о
новых течениях современной русской литературы»
Д.С. Мережковского (1893), «Борьба за идеализм»
А.Л. Волынского (1900), статьи В.Я. Брюсова «О искусстве» (1899)
и «Ключи тайн» (1904).

31.

Литературные направления. Символизм
• Важнейшими особенностями новой литературы объявлялись
мистическое понимание творчества, опора на символ как
основную модель художественного образа и, по определению
Мережковского, расширение художественной впечатлительности.
• В нач. 20 в. круг участников символистского движения
пополнился: в литературу пришли А.А. Блок, А. Белый,
Вяч .И. Иванов, С.М. Соловьёв, Л.Л. Эллис (Кобылинский),
М.А. Кузмин, М.А. Волошин и др. младшие символисты. Развивая
теоретические принципы нового искусства, они стремились
преодолеть индивидуализм своих предшественников

32.

Литературные направления. Символизм
• Новые горизонты открывались символистами прежде
всего в поэзии. В сборниках стихов Блока, Белого,
Бальмонта, Сологуба, Вяч. Иванова и др. утверждалось
главенство лирического начала, многозначность
поэтического образа, многообразие ритмических
возможностей стиха, роль музыки как одной из
важнейших магических стихий творчества.
Устремлённость поэта к сфере субъективного нашла
воплощение и в лит. импрессионизме (Бальмонт,
И. Ф. Анненский, отчасти Брюсов), культивирующем
принцип изменчивости и правду мгновения.

33.

Литературные направления. Символизм
• Во 2-й пол. 1900-х гг. символизм вступил в полосу кризиса. В
кон. 1909 были закрыты основные его журналы – «Весы» и
«Золотое руно». В 1910 прошла дискуссия (начатая в 8м номере ж. «Аполлон» докладами Вяч. И. Иванова «Заветы
символизма» и А. А. Блока «О современном состоянии
русского символизма»), которая выявила раскол между
сторонниками символизма как чисто литературной школы
(Брюсов) и ревнителями его «пророческой»,
«жизнестроительной» миссии (Вяч. Иванов, Блок). Кризис
выразился также и в создании силами молодых поэтов,
стремившихся «преодолеть символизм», двух
постсимволистских поэтических направлений –
акмеистического и футуристического.

34.

Литературные направления. Акмеизм
• Рождение акмеизма связано с появлением в октябре 1911 «Цеха
поэтов», руководителями которого стали Н.С. Гумилёв и
С.М. Городецкий. Из числа участников «Цеха» и выделилась в кон.
1912 группа акмеистов, в которую входили А.А. Ахматова,
О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
• (ст Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм») Отказ от
мистических прозрений символизма, приятие жизни и в итоге
обращение к земному миру, к предметному значению слов, к
живописной природе образа – эти черты поэтики акмеистов
определялись, однако, не столько манифестами, сколько
поэтической практикой приверженцев новой школы.

35.

Литературные направления. Акмеизм
• Акмеизм, возникший из отталкивания от
символизма, имел тем не менее
преемственные связи с ним; сами символисты
(Блок, Брюсов) считали акмеистов своими
эпигонами или в лучшем случае
продолжателями. Взгляд на акмеизм как на
завершение опыта символизма получил
подтверждение и в лит. теории
(Б. М. Эйхенбаум).

36.

Литературные направления. Футуризм
• История рус. футуризма складывалась из
взаимодействия и борьбы четырёх основных групп.
Наиболее радикальной из них была «Гилея», участники
которой (братья Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, Е. Г. Гуро,
В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц,
В. В. Маяковский, В. Хлебников) именовались также
«будетлянами» или кубофутуристами.
• Кубофутуристы видели «новые пути литературы»
прежде всего в области словотворчества; отстаивая
право поэтов на «увеличение словаря», они исходили из
идей Хлебникова, для которого словотворчество было
«врагом книжного окаменения языка»

37.

Литературные направления. Футуризм
В отличие от «будетлян», ориентирующихся на
коллективное начало, петерб. группа эгофутуристов
(1911–16), в которую в разное время входили
И. Северянин (первым применивший термин
«футуризм» к рус. поэзии), В. Баян, В. Гнедов,
Грааль-Арельский, Г. В. Иванов, И. В. Игнатьев,
Дм. А. Крючков, К. К. Олимпов, П. Д. Широков,
исповедовала «интуитивное творчество
индивида».

38.

Писатели вне групп и течений
•Многообразие художественных и
духовных поисков рус. литературы на
рубеже веков проявилось и в творчестве
писателей, стоявших вне течений и групп.
Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов,
В. В. Розанов, В. Ф. Ходасевич, М. И.
Цветаева

39.

новокрестьянские поэты
В 1900–10-х гг. заявили о себе новокрестьянские поэты:
А. А. Ганин, С. А. Есенин, П. И. Карпов, С. А. Клычков,
Н. А. Клюев, П. В. Орешин, А. В. Ширяевец, а также
близкий им П. А. Радимов. Они не создали
организованной лит. группы, не имели своего журнала,
однако были внутренне объединены общими
эстетическими устремлениями и религиознофилософскими исканиями. Художественный опыт 20 в.
соединялся в их произведениях с традициями фольклора и
средневековой (в т. ч. – старообрядческой) литературы.

40.

В противоборстве и во взаимодействии
художественных направлений кон. 19 – нач.
20 вв. выявился мощный потенциал рус.
литературы, создавшей за три десятилетия
богатый и многообразный художественный
мир, слагаемые которого надолго
определили возможности дальнейшего
развития.
English     Русский Правила