12.03M

Творческая биография З. Е. Серебряковой

1.

Творческая биография З. Е.
Серебряковой
Выполнила: Зорина Наталья ИИиД, 4
курс, Пед. ИЗО и МХК

2.

Серебрякова работала
постоянно. Своей дочери
Татьяне, тоже
занимавшейся живописью,
она писала (и в этих
словах – ее собственное
кредо): «Не падай духом и
рисуй, моя любимая, как
можешь, не думай ни о
чем, а лишь бы быть
ближе к тому, что
видишь…»

3.

Зинаида Серебрякова
родилась 28 ноября 1884 года
в родовом имении
«Нескучное», под Харьковом.
Ее отец был известным
скульптором. Мать
происходила из семьи Бенуа и
в молодости была художникомграфиком. Ее братья были не
менее талантливы, младший
был архитектором, а старший
был мастером
монументальной живописи и
графики. Своим
художественным развитием
Зинаида в первую очередь
обязана своему дяде
Александру Бенуа — брату
матери и старшему брату.

4.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге
в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении
«Нескучном».
Внимание
Зинаиды всегда
привлекала
работа юных
крестьянских
девушек в поле.
Впоследствии это
не раз отразиться
в ее творчестве.
Е. Н. Лансере с детьми. Слева на руках у матери — Зина

5.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из
имения в Петербург. Все члены семьи были заняты
творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В
1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила
в художественную
школу,
основанную
княгиней М. К.
Тенишевой,
однако школа
вскоре закрылась.
В гимназии. В первом ряду третья справа — Зина Лансере. Конец 1890-х гг

6.

В 1902-1903 годах во время
поездки в Италию она создала
множество набросков и
этюдов.
В сущности, опыт жизни в
семье Бенуа и стал для
Серебряковой основной
художественной школой.
Она не получила
систематического
образования, она никогда
не училась в Академии
художеств. Мешало слабое
здоровье. В 1903 – 1905
годах она занималась в
мастерской О. Э. Браза,
однако занятиям этим была
не очень довольна: Браз, по
ее мнению, не давал ей
серьезных навыков.

7.

Б. А. Серебряков, муж
художницы 1901 г.
В 1905 она выходит замуж за
Бориса Анатольевича
Серебрякова. После свадьбы
молодые отправились в
Париж. Здесь Зинаида
посещает Академию де ла
Гранд Шомьер, много
работает в Лувре, рисует с
натуры. Через год молодые
возвращаются домой. В
Россию Серебрякова
вернулась уже зрелым
мастером, оставалось лишь
«нарабатывать практику». И
художница «нарабатывала» несмотря на то, что у нее один
за другим родились два
старших сына.

8.

Уже к этому времени в общих
чертах определился круг тем
Серебряковой: Нескучное,
его природа и люди, семья,
дети, автопортреты. К 1906 –
1908 годам относятся такие
работы, как «Портрет няни»,
«Деревенская девушка»,
«Автопортрет», «Зеленя
осенью», прелестная
акварель «Так заснул
Бинька». Все эти работы,
несомненно, сильные, хотя и
написанные еще не очень
опытной рукой.

9.

«Так заснул Бинька (Женя Серебряков)», 1908 г.

10.

«Деревенская девушка», 1906 г.
«Портрет няни», 1907 г.

11.

В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет
настоящий успех. Именно в этот год Русская
публика открыла для себя Серебрякову,
после 7 выставки Союза русских художников,
где Зинаида Серебрякова представила
тринадцать картин – в том числе, «За
туалетом», «Зеленя осенью», «Молодуха».
Эти три работы приобретены Третьяковской
галереей, на что, конечно, художница никак
не рассчитывала.

12.

Наибольший восторг у
зрителей вызвал
автопортрет «За
туалетом». Женщина,
живущая в небольшой
деревушке, в один из
коротких зимних вечеров,
смотрясь в зеркало,
улыбается своему
отражению, словно играя с
гребнем. В этом
произведении молодой
художницы, как и она сама,
все дышит свежестью. Нет
никакого модернизма;
уголок комнаты, словно
освещенный молодостью,
предстает перед зрителем
во всей своей прелести и
радости.
«За туалетом»

13.

«Зеленя осенью», 1908 г.
«Молодуха», 1909 г.

14.

Александр Николаевич Бенуа, имевший возможность
наблюдать «возрастание» Зинаиды Серебряковой
буквально с первых лет ее жизни, писал о ней: «Она
оказалась обладательницей совершенно
исключительного дара. Однако ее я уже не имею права
считать своей ученицей. Прибыв к нам в младенческом
возрасте (двух лет), она росла с сестрами как-то «вдали
от моего кабинета», где происходили всякие наши затеи
с Женей, с Колей и с моими друзьями. Росла Зина к тому
же болезненным и нелюдимым ребенком, в чем она
напоминала отца… И все же несомненно, что Зина была
взращена той атмосферой, которая вообще царила в
нашем доме и настоящими творцами которой были наши
родители – ее дед и бабушка.

15.

Впрочем, отголоски того, что «назревало» у дяди Шуры
в кабинете, куда она изредка заглядывала, должны
были доходить и до нее, будить ее любопытство. Во
всяком случае, когда двадцать лет спустя
описываемого времени Зинаида Серебрякова
неожиданно для всех предстала уже готовой
художницей, она оказалась «одного с нами лагеря,
одних направлений и вкуса», и ее причисление к группе
«Мир искусства» произошло само собой. Нам же,
художникам «Мира искусства», было лестно получить в
свои ряды еще один столь пленительный талант…» В
1911 году Зинаиду Евгеньевну избрали членом «Мир
искусства», и отныне она «на равных» участвовала в
выставках объединения.

16.

1911 – 1917 годы – пожалуй, самое плодотворное и
«ясное» время в творческой биографии Серебряковой. Она
много путешествовала (жила в Петербурге, Крыму,
Царском Селе, Нескучном, побывала в Германии, Италии и
Швейцарии), неустанно работала.
В. Н. Дудченко отмечает,
что «Зинаида
Евгеньевна была
великой труженицей. У
нее не было ни минуты
свободной. Если даже
она гуляла со своими
детьми - и то делала
зарисовки. В общем,
она жила своей работой
и находила в ней
большое
удовольствие».
З. Е. Серебрякова рисует, слева — Б. А. Серебряков с сыном Женей. 1900-е гг.

17.

«В горах. Швейцария», 1914 г.

18.

«Горный пейзаж. Швейцария», 1914 г.

19.

В этот период в искусстве художницы наметился переход от
интимных, очень домашних картин к полотнам более
монументального склада. В 1913 году была написана «Баня», в
1915-м – «Жатва», в 1917-м – «Беление холста».
Кроме того, в
1915 – 1916
годах
Серебрякова
работала над
эскизами
панно для зала
Казанского
вокзала.

20.

«Жатва», 1915 г.

21.

«Беление
холста»,
1917 г.

22.

В этой работе Серебрякова выступает как художникмонументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки
выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта.
Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и
оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция
строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает
небольшому холсту свойства монументально-декоративного
полотна.
Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры
выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что
создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри
композиции. Все это единый величественный аккорд, который
прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки
изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь
вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка
придают особое очарование женским лицам.
«Беление холста» напоминает древние фрески. Художница
трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту
людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма
картины.
К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды
Серебряковой.

23.

11 февраля 1916 года Константин Сомов записал в своем
дневнике: «Шура (Александр Бенуа) показал мне эскиз З.
Серебряковой для потолка вокзала Казанской железной
дороги – очень красиво изображенную нагую экзотическую
женщину в пейзаже. Думаю ее купить». К сожалению, не
известно, о каком именно эскизе идет речь, поскольку
«нагие экзотические женщины» присутствуют во всех
эскизах, но в любом случае эта дневниковая помета
говорит о том, что коллеги высоко оценивали работу
Серебряковой. К участию в создании проекта росписей
Казанского вокзала художницу привлекли А. Н. Бенуа и Е.
Е. Лансере. Панно, сделанные по эскизам Зинаиды
Евгеньевны, должны были украсить ресторанный зал
вокзала. И украсили бы, вероятно, если бы не война и
революция. Строительство вокзала началось в 1913 году,
а завершилось лишь спустя тринадцать лет, когда
«экзотические женщины» Серебряковой были уже никому
не нужны.

24.

Турция

25.

Индия

26.

Сиам

27.

Япония

28.

После революции жизнь Серебряковых резко
переменилась. В марте 1919 года Борис
Анатольевич умер от сыпного тифа. В ноябре
этого же года Нескучное было разорено и
сожжено крестьянами. Переехать в Петроград
казалось невозможно, и Зинаида отправилась в
Харьков, где нашла работу в Археологическом
музее. В этом же году она создала лишь три
заметные работы – «Мальчики в матросских
тельняшках», «Карточный домик», «На террасе
в Харькове», - но зато уж это подлинные
шедевры и по чисто техническому исполнению,
и по интонации.

29.

«Карточный домик», 1919 г.

30.

«На террасе в
Харькове», 1919

31.

Самые части герои картин Серебряковой вплоть до
1924 года – члены ее семьи. Жизнь и работа тесно
переплелись в творчестве художницы, что
«расплести» их чрезвычайно трудно. Она писала то,
чем жила, и жила тем, что писала. По портретам
детей легко представить, как они росли. По
портретам мужа можно проследить всю историю
любви Зинаиды Евгеньевны и Бориса Анатольевича.
Вот он женихом – ясноглазый, светловолосый. Вот, в
1908 году, - молодым мужем. В 1913 году он глядится
уже настоящим отцом семейства. А после его смерти
его черты «прорастают» в лицах сына Жени и дочери
Кати – особенно заметно это «прорастание» в
«Картачном домике» и в «Мальчиках в матросских
тельняшках».

32.

«Портрет Б. А.
Серебрякова»,
1905 г.

33.

«Мальчики в
матросских
тельняшках», 1919 г.

34.

«В детской. Нескучное», 1913 г.

35.

«За завтраком», 1914 г.

36.

«Портрет Таты в
костюме
Арлекина», 1921 г.

37.

В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой
выставки русского изобразительного искусства в
Америке. Все представленные ей картины были
проданы. На вырученные деньги, она решается ехать
в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы.
В 1924 году она уезжает. Годы, проведенные в
Париже, не принесли ей радости и творческого
удовлетворения. Она тосковала по родине,
стремилась отразить свою любовь к ней в своих
картинах.
Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. По
поводу этой выставки Сомов замечал: «Выставка
очень хорошая в общем, хотя Зина ее, как все, что она
делает, конечно, испортила тем, что не выставила
множества интересных вещей, которые у нее были и в
мастерской и в частных руках…» Заработанные деньги
она высылала матери и детям.

38.

Тем не менее, Серебряковой все же удавалось
находить заказы и меценатов. Один из них, некто Ж. А.
де Броуэр, спонсировал две ее поездки в Марокко в
декабре 1928 – январе 1929 годов и в 1932 году.
Работы художницы эмигрантского периода менее
известны русскому зрителю, чем ее картины 1909 –
1924 годов, но искусство ее в эти годы не упало. Об
этом говорит и серия марокканских этюдов, которую А.
Н. Бенуа называл «пленительной», и многочисленные
заказные портреты, и ню, и французские пейзажи. Не
менее хороши и французские картины Серебряковой –
жанровые портреты и пейзажи. Среди портретов
особенно следует отметить «Старого рыбака» и
«Бретонку».

39.

Просто изумляешься, как в этих беглых набросках
(производящих впечатление полной законченности)
художница могла так точно и убедительно передать саму
душу Востока» - А. Н. Бенуа.
«Марракеш. Вид с
террасы на горы
Атласа», 1928 г.

40.

«Марракеш. Стены и башни города», 1928 г.

41.

«Верблюды», 1932 г.

42.

«Старый рыбак»,
1926 г.

43.

«Бретонка», 1934 г.

44.

В 1961 в Париже ее
навещают два советских
художника – С.
Герасимов и Д.
Шмаринов. Позже в 1965
году, они устраивают для
неё выставку в Москве. В
1966 году состоялась
последняя, большая
выставка произведений
Серебряковой в
Ленинграде и Киеве.
В 1967 году в Париже в
возрасте 82 лет Зинаида
Евгеньевна Серебрякова
скончалась.

45.

«Я не думала
никогда о стиле
моих вещей», признавалась
Серебрякова. Но все
ее вещи,
безусловно, имеют
стиль. Яркий, очень
нежный и глубоко
правдивый
серебряковский
стиль.
«Девушка со свечой»
автопортрет, 1911 г.

46.

Жанровое разнообразие
• Портреты
Сравнивая выставку Серебряковой 1932 года с ее более
ранними выставками, А. Н. Бенуа писал: «Я жалею, что на
ней меньше портретов». И добавлял: «Вдетских и женских
портретах Серебрякова не знает себе соперников».
Последнее совершенно справедливо. Особенно хороши
выходили у Серебряковой дети. А еще те, в ком
сохранилось – как и в самой художнице – нечто детское. В
лучших своих портретах. Серебрякова всегда намекает на
потаенную детскость, которая есть в каждом. Готовность
губ к открытой улыбке, удивленно приподнятые брови,
светло и задорно глядящие на зрителя глаза – так
художница видит своих любимых героев и героинь. Если же
она пишет лица, тронутые задумчивостью, даже грустью, то
и задумчивость, и грусть выходят у нее какими-то
удивительно светлыми, чистыми, то есть, опять-таки,
«детскими».

47.

«Портрет
писателя Г. И.
Чулкова», 1911 г.

48.

«Портрет балерины
Е.Н. Гейденрейх в
красном», 1923 г.

49.

«Коллиур. Катя на террасе», 1930 г.

50.

• Пейзажи
Современному зрителю Зинаида Серебрякова знакома
главным образом как автор нежнейших детских портретов,
картин из семейного быта. Однако она была и недюжинным
пейзажистом. В 1918 году художница даже участвовала в
«специализированной» выставке «Русский пейзаж»,
проходившей в Петрограде. На ней она представила 10
своих работ. Серебрякову увлекали совершенно разные по
темпераменту ландшафты. Она с одинаковым
удовольствием работала в Крыму, в Альпах, в Царском
Селе и Бретани. Но конечно, самая дорогая для нее
пейзажная тема – Нескучное. В Нескучном художнице
писалось особенно легко и радостно. Каждый куст, каждая
ветка дерева притягивали здесь ее взор. «Набросочность»,
эскизность характерна в известной степени для всех
пейзажей Серебряковой. Она писала их преимущественно
гуашью или темперой, а маслом – очень редко.

51.

«Село Нескучное Курской губернии», 1916 г.

52.

«Нескучное. Пахота», 1908 г.

53.

«Альпы. Деревня в Савойе», 1933 г.

54.

«Бретань. Городок Пон-л`Аббе. Порт», 1934 г.

55.

• Ню
Серебрякова много писала обнаженную натуру –
особенно в эмиграции, где ей часто делали подобные
заказы. Вообще, в эмиграции Серебрякова считалась
одним из признанных мастеров ню, и если бы она
могла «поумнее взяться за дело», то бедствовать так,
как она бедствовала, ей бы не пришлось. Среди ню,
написанных Серебряковой до 1924 года, наиболее
известна «Купальщица», в которой, как полагают
исследователи, автор изобразил самое себя.
Применительно к ней особенно справедливо звучат
слова Е. Е. Лансере, сказавшего о творчестве своей
сестры: «Вот то широкое классическое понимание
формы человеческого тела, которое нужно».

56.

«Купальщица»,
1911 г.

57.

«Отдыхающая негритянка. Марракеш», 1928 г.

58.

«Обнаженная с
книгой», 1940 г.

59.

Выводы
• Серебрякова З. Е. обладала недюжинным
талантом. Всю жизнь трудилась, несмотря на 4ых детей и домашние заботы;
• Отсутствие систематического образования не
помешало Серебряковой создавать шедевры;
• Зинаида Евгеньевна была мастером в
написании детских и женских портретов;
• Кроме портретов писала и прекрасные пейзажи,
бытовые сцены, и обнаженную натуру;
• Современники высоко оценивали работы
Серебряковой;
• «Выработала» свой яркий, очень нежный и
глубоко правдивый «серебряковский» стиль.

60.

Литература:
• Зинаида Серебрякова: жизни и творчество художника.
[Электронный ресурс]: URL:
https://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html;
• Зинаида Серебрякова // Художественная галерея. М.:
ООО «Де Агостини», 2014. №31 С.31;
• Ильина, Т. В. История отечественного искусства от
Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб.
для вузов / Т. В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:
Юрайт, 2010. – 473 с.;
• Онлайн галерея живописи. [Электронный ресурс]: URL:
https://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida-01.html
English     Русский Правила