Декабрьское сочинение
1. Анализ формулировки темы сочинения
Следует помнить
1. Анализ формулировки темы сочинения
Проверяем себя
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ ВСТУПЛЕНИЕ.   1.ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО. ДИАЛОГ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ БОЛЕЕ
Шаг 2. Подготовка к формулировке тезиса
Вариант работы
1. Определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений
2. Оформление работы над темой в виде схемы (например, кластера)
Кластеры (гроздья)
«Страх — плохой наставник» Плиний Младший
План в виде схемы-кластера
3. Составление тезисного плана фрагмента статьи, художественного текста, готового сочинения.
Логические связки
Порядок работы над основной мыслью сочинения
Постройте сочинение-рассуждение
1. Выделение и понятийная обработка ключевых слов.
2. Связующие и детализирующие вопросы
4. Смысловая модель «свойства».
5. Подбор примеров.
6. Следствие (вывод).
РАБОТА C ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. «Лови ошибку»
Лови ошибку
Лови ошибку: плюсы
2. «Толстые» и «тонкие» вопросы
Толстые и тонкие вопросы
Толстые и тонкие вопросы
Толстые и тонкие вопросы: этапы работы
Толстые и тонкие вопросы: рекомендации
Толстые и тонкие вопросы: рекомендации
3. Ромашка Блума
6. Обращение к интернет-источникам, предлагающим различные виды пересказа (комментированного, c элементами анализа)
Осмысление темы сочинения
Типы вступления
Биографическое вступление
Аналитическое вступление
Цитатное вступление
Личностное вступление
В какой форме может быть написано вступление?
Схема сочинения
Классическая структура сочинения
Алгоритм развития мысли в основной части
Алгоритм развития мысли в основной части
Алгоритм развития мысли в основной части
Алгоритм развития мысли в основной части
Пример алгоритма деятельности
Пример алгоритма деятельности
Пример алгоритма деятельности
Заключительная часть сочинения
Как соединить все части сочинения?
Как соединить все части сочинения?
2.43M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Итоговое сочинение. Пошаговая работа

1. Декабрьское сочинение

2.

3. 1. Анализ формулировки темы сочинения

Тема может быть:
• 1. Актуальная (т.е. созвучная основным проблемам
времени) или малоактуальная;
• 2. Общественно значимая (широкая) или частная
(локальная);
• 3. Декларируемая (т.е. представленная открыто,
непосредственно) или существующая в подтексте
(опосредованно).

4.

Виды тем:
1. Вечные, т.е. общие для всех времен и
народов, равноинтересные и актуальные на
протяжении веков.
2. Национальные, характерные для
определенного этноса и воспринимаемые
посторонним читателем как национальная
экзотика.
3. Исторические - в них «фактор времени»
является сверхтемой, все прочие явления жизни
рассматриваются через призму истории.

5. Следует помнить

3. Предложение в
формулировке темы может
быть
законченным («Правда –
это истина во благо»
(В.Даль);
незаконченным
(«Размышляя о сегодняшнем
дне…»);
вопросительным («Человек
выше сытости? (М.Горький);
повествовательным
(«Истинный друг познается
в несчастье»);
восклицательным («Да
здравствует научнотехническая,
перерастающая в
духовную!» (А.Вознесенский)
побудительным («Войну – к
позорному столбу!»
Разные виды
предложений вносят
дополнительные оттенки в
главную мысль
сочинения:
незаконченность или
вопросительность
предложения свидетельствует
о неуверенности автора в
правильности предлагаемой
мысли,
побудительность – в полной
уверенности в своей
правоте и необходимости
основанных на ней действий
и т.п.

6. 1. Анализ формулировки темы сочинения

План анализа темы сочинения.
• Определение ключевых слов темы и отношений
между ними.
• Определение объёма и содержания темы.

7.

1 шаг. Выявление ключевых слов темы сочинения
Определите ключевые слова в следующих темах
сочинений:
• В чём истоки непонимания людей разных поколений?
• Почему человечество до сих пор не может
отказаться от войн?
• Во имя чего человек может идти на
самопожертвование?
• Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
• Чем опасно равнодушие?
• Почему так важно сохранять связь между
поколениями?
• Что важнее: любить или быть любимым?
• Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

8. Проверяем себя

• Определите ключевые слова в следующих темах
сочинений:
• В чём истоки непонимания людей разных поколений?
• Почему человечество до сих пор не может отказаться
от войн?
• Во имя чего человек может идти на
самопожертвование?
• Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
• Чем опасно равнодушие?
• Почему так важно сохранять связь между
поколениями?
• Что важнее: любить или быть любимым?
• Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

9.

Понимание темы связано с умением обозначить
проблему будущего высказывания, т. е. выделить
главный вопрос, ответом на который станет текст
сочинения.
Обратите внимание!
Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это
значит, что он не понимает, о чем его спрашивают,
и сочинение заслуживает неудовлетворительной
оценки

10. ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ ВСТУПЛЕНИЕ.   1.ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО. ДИАЛОГ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ БОЛЕЕ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ
ВСТУПЛЕНИЕ.
1.ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО. ДИАЛОГ ПОЗВОЛЯЕТ
СДЕЛАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ БОЛЕЕ ЭНЕРГИЧНЫМ.
ЧТО ТАКОЕ РИСК? СЛОВАРЬ ДАЕТ ОТВЕТ, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНАЯ
ОПАСНОСТЬ КАКОГО-ЛИБО НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ИСХОДА.
ПОЧЕМУ ЖЕ ЛЮДИ РИСКУЮТ? ОБ ЭТОМ И РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР
ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА М .ВЕЛЛЕР.

11.

• 2. Цепочка вопросительных предложений.
Несколько вопросительных предложений в начале
сочинения призваны зафиксировать внимание на
ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство
сострадания? Такие вопросы возникают в
контексте данной темы.

12.

• 3. Назывные предложения. Должны содержать
базовое понятие или имя человека, о котором будет
рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта.
Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это
ждет человека, если он продолжит этот пагубный
путь.

13.

• 4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по
форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается
истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми
спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за
любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения
спора.

14.

• 5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная
фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ,
сочетающий в себе яркую привлекательность
ягод-огоньков и скромность ветвей,
прогнувшихся под тяжестью полновесных
гроздьев, омытых осенним дождем.

15.

• 7.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что памятьтворческий процесс, что с помощью памяти
человечество преодолевает время и смерть, что
совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
8. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение
понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго
остаются в памяти инее забываются почти
никогда. Это могут быть как приятные,
радостные воспоминания, так и очень грустные,
тяжелые.

16. Шаг 2. Подготовка к формулировке тезиса

1.
2.
3.
Чтобы определить тот круг вопросов, которые
подлежат обязательному освещению в сочинении,
нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в
формулировке темы сочинения. Это могут быть
Понятийные вопросы, определяющие понятия темы
(«Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.)
Детализирующие вопросы, предполагающие выделение
частей (свойств) понятия («Из чего складывается это
понятие?» и т.п.)
Связующие вопросы, устанавливающие отношения
между понятиями («Почему тема обращается именно к
этому?», «Каково значение..», «Как раскрывается в
произведении..» и т.п.)
Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке
темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?

17. Вариант работы

«Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт)
Задаём вопросы к каждому слову темы:
Что такое уединение?
Уединение – это сознательно выбранное
одиночество, отшельничество,
затворничество.
Что уединение может дать человеку?
Возможность осмыслить свою жизнь и
отношения с окружающими.
Каковы причины, по которым уединение
необходимо искать ?
Уединение помогает отрешиться от суеты,
отдохнуть от постоянного общения и
взаимодействия с другими людьми.
Почему уединение (одиночество) можно найти
в больших городах?
Жизнь в маленьких селениях, где каждый все
знает друг о друге, не даёт человеку испытать
одиночество. Большие же города разобщают
людей, делают их одинокими.
Главный вопрос: почему человек должен искать уединения и именно в
большом городе?
Основная мысль: уединение, одиночество иногда бывает просто
необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, именно большие
города с присущей им разобщенностью людей дают эту возможность.

18.

3 шаг. Формулировка тезиса (тезисов)
• ТЕЗИС – это основная мысль,
требующая доказательства.
• Тезис не формулируется в виде
вопроса, так как вопрос нельзя
доказать (доказывается ответ на
вопрос). Доказываются высказывания,
содержащие проблему.

19.

20. 1. Определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений

«История предков всегда
любопытна для того,
кто достоин иметь
отечество»
(Н.М.Карамзин).
1.
2.
3.
4.
Патриотизм – свойство
настоящего человека.
Изучать историю необходимо,
чтобы стать образованным
человеком.
История своего народа очень
интересна и поучительна, для
молодого человека в
особенности.
Истинный патриот не может
не проявлять интереса к
истории своей родины.
«Кто себе друзей не ищет,
самому себе он враг»
(Ш.Руставели).
1.
2.
3.
4.
Друзья всегда помогают, поэтому
нужно иметь много друзей, чтобы не
быть беззащитным и неуверенным в
завтрашнем дне.
Найти настоящего друга непросто,
некоторые люди посвящают этому
всю жизнь.
Невозможно прожить без друзей.
Ведь человек проявляет себя только
в общении с другими людьми, и не
иметь друзей – это значит не
реализовать себя в жизни.
Многие люди не знают, как
правильно прожить свою жизнь,
поэтому они становятся как бы
врагами самим себе.

21. 2. Оформление работы над темой в виде схемы (например, кластера)

Кластер — это выделение смысловых единиц
текста и графическое оформление их в
определенном порядке, т. е. рисуночная
модель. Рисунок в чем-то напоминает модель
солнечной системы: звезда, планеты, спутники.
В центре находится «звезда» — это основное
понятие, вокруг него — «планеты» (крупные
смысловые единицы). У каждой «планеты» есть
свои «спутники», у «спутников» — свои.

22.

23. Кластеры (гроздья)

Категория
1
Категория
2
Ключевое
слово
Категория
4
Категория
3

24.

25.

26. «Страх — плохой наставник» Плиний Младший

• Кто такой наставник?
• В каких ситуациях и что может
подсказать такой «наставник»?
• Как человек может отнестись к советам
«плохого наставника»?
• В каких произведениях мы встречаемся
c подобными ситуациями?

27. План в виде схемы-кластера

28. 3. Составление тезисного плана фрагмента статьи, художественного текста, готового сочинения.

4. Развертывание уже готовых приведённых тезисов
c опорой на примеры из художественной
литературы.

29.

Почему человек должен быть смелым?
1) Смелость — отвага, решимость, смелое поведение;
2) смелыми не рождаются: человеку приходится бороться со
своим страхом;
3) смелость в бою — необходимое качество для победы;
4) смелость в мирное время нужна, чтобы бороться со злом,
отстаивать правду и справедливость.
Как вы понимаете слово «верность»?
1) Верность своему слову, моральным принципам позволяет
сохранить честь и человеческое достоинство;
2) верность по отношению к друзьям объединяет людей,
поддерживает их духовное родство;
3) верность в любви — это преданность небезразличному нам
человеку, ответственность перед ним, залог семейного счастья;
4) верность Родине — готовность служить своей стране,
защищать её от захватчиков.

30.

• Для доказательства тезиса
используются АРГУМЕНТЫ (ДОВОДЫ)
– такие суждения, которые мы считаем
верными (истинными) и которые
убеждают нас в истинности тезиса.
• Лучше подбирать несколько доводов:
от 2 до 5.
• Аргументы не должны вызывать споров.
• В рассуждении они обычно связаны с
тезисом причинно-следственной
связью.

31.

• После тезиса перед аргументами
удобно использовать композиционную
разводку: предложение, в котором
объясняется, что будем делать для
доказательства тезиса.
• Необходимо четко обозначать границы
доводов с помощью логических
связок.

32. Логические связки

Я считаю, что… Тема показалась мне интересной…
Некоторые считают, что… Считается, что… Многие
утверждают, что… Я не согласна с тем, что…
Попробуем разобраться… Мне кажется, что…
Во-первых… Вот и в произведении… Следует
отметить, что… Прежде всего… Необходимо
признать, что… Как известно… Доказательством
служит… С одной стороны… Например… Поясняя
сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что…
Если… Во-вторых… С другой стороны… С помощью…
Напротив… Как известно… Итак… Поясняя сказанное…
Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что…
Все сказанное позволяет утверждать… Словом…
Подводя итог… Действительно…

33. Порядок работы над основной мыслью сочинения

1. Определить понятия и термины,
которые встретились в формулировке
темы, т.е.дать им чёткое толкование,
поставить понятийные и
детализирующие вопросы к ключевым
словам в теме, особое внимание
обратить на метафоры, если они есть в
формулировке темы.
2. По вопросам определить отношения
между основными понятиями.
3.
Сформулировать основную мысль,
ответив на вопрос: «О чём и что нужно
писать в сочинении?»

34.

I. Тезис: Монументы возвышают дух народа.
II. Причины (почему истинен тезис).
• Памятники напоминают о славных деяниях предков.
• Они воспитывают в младших поколениях стремление
подражать великому и славному прошлому.
• Они рождают уверенность, что в народе имеются еще
силы для дел не менее славных.
• Памятники ободряют дух в годины народных бедствий.
III. Следствия (что вытекает из основного тезиса,
справедливость которого мы доказывали).
• Обязанность каждого патриота – посильное приношение
на увековечение памяти предков.
• Обязанность всего общества – заботиться о сохранности
прежних и строительстве новых памятников.

35. Постройте сочинение-рассуждение

Можно ли эти противоположные точки
зрения как-то объединить?
Спор есть отец всех вещей.
(Г.Плеханов)
Спор часто ведет к охлаждению
отношений и к недоразумениям.
(Д.Леббок)

36. 1. Выделение и понятийная обработка ключевых слов.

Спор – обсуждение проблемы, на которую у
оппонентов противоположные взгляды.
Слово «отец», использованное в первом
высказывании, обозначает, что спор является
прародителем, источником, определяющим
началом во всех начинаниях.
Во втором высказывании ключевыми являются
слова «охлаждение» и «недоразумение», то
есть спор ведет к неразрешимому
противоречию, к неприятию.

37. 2. Связующие и детализирующие вопросы

Почему возникают споры?
Разные точки зрения на проблему.
Почему люди не удовлетворяются
каждый своим мнением, а спорят?
1) споры для поиска истины,
2) споры ради убеждения и
3) споры ради победы.

38. 4. Смысловая модель «свойства».

Цель спора ради истины – найти эту истину.
В таком споре необходим сильный соперник, он
поможет отметить ошибочность или
справедливость приводимых доводов,
оппонентам нужны убедительные доводы к
тезису.
После такого спора остается чувство
удовлетворения, даже если ты ошибался,
потому что сейчас ты знаешь истину.
• Такой спор может считаться отцом всех
вещей.

39.

• Цель спора ради победы – победить.
• Сильный соперник не нужен. Доводы
подбираются не к тезису, а такие, которые
покажут сопернику его слабость,
несостоятельность, неправоту. Часто в
таком споре о тезисе просто забывают.
• После такого спора остается чувство
неудовлетворения, даже если ты победил,
потому что накопилась негативная
энергетика спора, в котором нужна только
победа.
• Такой спор ведет к охлаждению отношений и к
недоразумениям.

40. 5. Подбор примеров.

• Используется после каждого довода (в
нашем случае, после того, как дали
характеристику, описали свойства каждого
вида спора).
• Примером к первому виду могут служить
споры князя Андрея и Пьера.
• Примером ко второму виду могут
служить споры Базарова и Павла
Петровича Кирсанова.

41. 6. Следствие (вывод).

• Следовательно, справедливы оба
утверждения. Все зависит от того, в
какой спор вы вступили. Удалось ли
вам удержаться в рамках спора ради
истины или вы увлеклись и спорите
ради победы.

42.

Аргументы подкрепляются конкретными
примерами
из
художественных
произведений.
Советуем помнить: приводя примеры, нужно
ссылаться
не
на
судьбы
героев,
конкретные факты и их подробный
пересказ,
а
на
позицию
автора
произведения
и
его
оценку
происходящего.
Главная
задача

доказательство/
подтверждение выдвинутого тезиса.

43. РАБОТА C ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Проблемные вопросы
• Какие именно произведения выбрать
для подробного разговора, анализа?
• Сколько произведений анализировать?
• Какие по объему произведения лучше
выбрать: большие или маленькие?

44. 1. «Лови ошибку»

• А. А. Гин «Приемы педагогической техники»
• Учитель заранее готовит текст, содержащий
ошибочную информацию, и предлагает
учащимся выявить допущенные ошибки.
• Важно, чтобы задание содержало в себе
ошибки двух уровней:
• явные, которые достаточно легко выявляются
учащимися, исходя из их личного опыта и
знаний;
• скрытые, которые можно установить, только
изучив новый материал.
• Учащиеся анализируют предложенный текст,
пытаются выявить ошибки, аргументируют свои
выводы. Затем изучают новый материал, после
чего возвращаются к тексту и исправляют те
ошибки, которые не удалось выявить в начале
урока.

45. Лови ошибку

• Т.Бульба восклицает: «Нет уст светлее
товарищества!»
• Наташа Ростова отдала подводы раненым, а
сама осталась на берегу.
• Маленький принц каждый день убирался на
своей планете и вывел для себя простое
правило: «Проснулся – уберись со своей
планеты».
• Примером безразличия и плохого отношения к
людям может служить барыня из произведения
«Матренин двор». Она была жестокой
крепостницей, которая вершила судьбы.

46.

• Есть легенда о Ларре, которая была выгнана из
общества и проклята небесами. Но, несмотря
на это, ей была дана способность
сопереживать, что не каждый мог.
• Евгений Базаров заразился тифом, расчленяя
труп мужика.
• Мне вспомнился знаменитый рассказ
Фонвизина «Недоросль».
• А.С. Пушкин - величайший поэт серебряного
века русской литературы

47. Лови ошибку: плюсы

• Прием универсален, его применение возможно
на уроках практически по всем школьным
дисциплинам;
• приводит в тонус внимание, мыслительную
деятельность учащихся;
• развивает аналитические способности;
• предоставляет поле для практического
применения полученных знаний;
• заставляет взглянуть на получаемую
информацию с долей скептицизма, порождает
желание проверить надежность источников,
сравнить с данными других ресурсов;
• воздействует на эмоциональную сферу
учащихся, способствует более прочному
усвоению учебного материала.

48. 2. «Толстые» и «тонкие» вопросы

• вопросы, на которые можно дать
однозначный ответ (тонкие
вопросы),
• вопросы, на которые ответить
определенно не возможно (толстые
вопросы).
• Толстые вопросы – это проблемные
вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

49. Толстые и тонкие вопросы

Тонкие?










кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Толстые?
1. дайте объяснение,
почему...
2. почему вы думаете...
3. почему вы считаете...
4. в чем разница...
5. предположите, что
будет, если...
6. что, если...

50. Толстые и тонкие вопросы

• Таблица «толстых» и «тонких»
вопросов может быть использована
на любой из трех стадий урока:
• на стадии вызова – это вопросы до
изучения темы;
• на стадии осмысления – способ
активной фиксации вопросов по ходу
чтения, слушания;
• при размышлении – демонстрация
пройденного.

51. Толстые и тонкие вопросы: этапы работы

• 1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать
вопросы, записывая в таблице продолжение
каждого вопроса. Сначала ребята сами
придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
• 2 этап – учащиеся учатся записывать уже
вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом
"толстые".
• 3 этап – при работе с текстом учащиеся к
каждой части записывают в каждую колонку
таблицы по одному вопросу, которые после
чтения задают своим товарищам. Для того чтобы
дети успевали записывать вопросы, необходимо
при чтении учителю останавливаться.

52. Толстые и тонкие вопросы: рекомендации

• После того как учащиеся заполнят таблицу,
необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы
работа с данным приемом принесла плоды, нужно
осуществлять обратную связь – ребенок должен
знать, как выполняют это задание его сверстники.
• При обсуждении таблицы необходимо акцентировать
внимание детей на том факте, что на толстые
вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие –
только один.
• Окончанием работы с этим приемом должна стать
таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту
таблицу ребята могут использовать при подготовке к
сочинениям, проверочным работам.
• Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу.
Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже
незначительные успехи.

53. Толстые и тонкие вопросы: рекомендации

• При чтении текста можно разделить
учеников на специалистов по тонким
и толстым вопросам. Однако
следует помнить, что тонкие
вопросы задавать гораздо легче,
поэтому нужно грамотно детей
разделить на группы.

54. 3. Ромашка Блума

Приём основан на системе
вопросов, предложенной
известным американским
психологом и педагогом
Бенджамином Блумом.
Каждый вопрос связан с той
или иной учебной целью по
уровням познавательной
деятельности (знание,
понимание, применение,
анализ, синтез и оценка).

55.

56.

• Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на
которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и
воспроизвести определенную информацию.
• Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов:
«То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно
понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы
сказали о …?». Целью этих вопросов является
предоставление человеку возможностей для
обратной связи относительно того, что он только что
сказал.
• Интерпретационные (объясняющие)
вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Они направлены на установление причинноследственных связей. Направлены на анализ.

57.

• Творческие вопросы. Если в вопросе есть
частица «бы», элементы условности,
предположения, прогноза, мы называем его
творческим.
• Оценочные вопросы. Эти вопросы
направлены на выяснение критериев оценки тех
или иных событий, явлений, фактов.
• Практические вопросы. Если вопрос
направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой, мы называем его
практическим.

58.

ПРИМЕР: И.С.Тургенев «Отцы и дети»
1) простой вопрос: Как относится Базаров к
«отцам»?
2) уточняющий: Правильно ли я поняла, что
Базаров отрицательно относится к искусству,
музыке, любви?
3) практический: Как и где можно применить
теорию Базарова?
4) интерпретационный: Необходимы ли России
базаровы, их теория?
5) творческий: Как вы думаете, что было бы, если
бы Базаров остался жив?
6) оценочный: Как вы относитесь к Базарову?

59.

60.

4. Работа над компетентностноориентированными заданиями на уроках.
1.
2.
3.
4.
5.
Анализ произведения по плану:
Охарактеризовать конфликт (участники
конфликта, тип конфликта);
проследить, как конфликт развивается;
объяснить финал произведения (эпизода);
сформулировать идею (авторскую позицию);
смоделировать возможные жизненные
ситуации, схожие с той, которая представлена
в произведении; определить, как можно их
избежать (предотвратить).

61.

5. Работа по принципу
«Тезис – антитезис»
1) Подбор «парных» произведений, в
которых ставится схожая проблема,
решающаяся
прямо
противоположными путями
Например:
- А.Куприн «Сказка» и И. Бунин «Лапти»,
- А.Куприн
«Чудесный
доктор»
и
А.Чехов «В аптеке»;
- К.Паустовский
«Телеграмма»
и
Б.Екимов «Говори, мама, говори!»

62.

2) Анализ произведений, в которых схожая
проблема решается разными героями поразному
Например:
- Пушкин«Капитанская дочка»: Гринев и
Швабрин;
- М.Булгаков «Мастер и Маргарита»: Иешуа и
Понтий Пилат;
- Д.Рубина «Дочь Бухары»: Бухара и ее муж
Дмитрий Иванович;
- В.Быков «Сотников»: Сотников и Рыбак.

63.

Стихотворение в
прозе
«Фальшивая
монета»
Шарль Бодлер
•Составить план по
абзацам;
•Сделать
микровывод,
используя свои
мысли или цитату

64. 6. Обращение к интернет-источникам, предлагающим различные виды пересказа (комментированного, c элементами анализа)

произведений

65. Осмысление темы сочинения

• Тема – понятие
Страх как низменное чувство.
• Тема – утверждение
Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая
для других людей
• Тема – вопрос
К чему приводит трусость?
Тема - осмысление цитаты
Справедливо ли высказывание А.П. Чехова:
«Верность — это то качество, которое утратили
люди, но сохранили собаки»?

66. Типы вступления

Историческо Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается
е вступление значение данного произведения, творчества писателя или
поэта, связь эпохи и произведения.
Аналитическ
ое
вступление
В нём анализируются центральные понятия темы
(литературоведческие, философские и др. термины) и
проблемно сформулированные определения.
Биографичес Некоторые темы предполагают знание учащимися
кое
сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории
вступление
создания произведения и т.п.
«Лирическое Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос:
» вступление «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в
ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и
размышлениями?»
Вступлениеперекличка с
современностью
В нём указывается, ЧТО роднит произведение с
сегодняшним днём.

67. Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и
писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный
поиск самого себя. Пройдя через соблазны
большого света, через ужасы войны, став
знаменитым на весь мир писателем, Лев
Николаевич ни на минуту не останавливался в
поиске своего предназначения. Не случайно
для ответа на вопрос «Какую жизненную цель
можно считать достойной?» мы обращаемся к
роману-эпопее Л. Н. Толстого
«Война и мир».

68. Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это
неизменность и стойкость чувств по отношению к
чему-либо или кому-либо, способность твёрдо,
непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать
обещания. Это противоположность коварству,
предательству, измене, обману. Верность не ждёт
ничего взамен, о ней не договариваются заранее,
она всегда с человеком в любых его начинаниях,
будь то отношения с людьми или со своим
внутренним миром, мыслями, суждениями,
верой.

69. Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души,
преждевременная смерть». Мне кажется,
эти слова Антона Павловича Чехова очень
точно характеризуют равнодушных людей.
Действительно, как иначе
назвать
состояние
нравственной
глухоты,
безразличия, с которым всё чаще
приходится сталкиваться в обществе?

70. Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему.
Проблема, которую она затрагивает,
интересует меня не только как читателя, но
и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…

71. В какой форме может быть написано вступление?

• Лирическое размышление;
• Диалог c воображаемым собеседником
о теме (идее, проблеме) текста;
• Ряд назывных предложений,
создающих образную картину,
возникающую по ассоциации в связи c
проблематикой темы;
• Описание впечатления, которое
произвела данная тема (Почему именно
такое? Чем вызвано?)

72.

Форма
темы
1. Тема
дана в
форме
чьего-то
высказывания
Тема
Как начать
Примеры вступления
Верность – это
качество,
которое
утратили люди,
но сохранили
собаки.
А.П.Чехов
Начать с записи
высказывания и
его пояснения
(как поняли),
обосновать или
опровергнуть
уже имеющееся
утверждение,
тем самым
сформулировав
тезис.
А.П.Чехов, размышляя над тем, что
такое верность и каково ее место в
сегодняшнем мире, сказал:
«Верность – это качество, которое
утратили люди, но сохранили собаки».
Не могу согласиться c этим
утверждением. Я верю в
настоящую любовь и
непоколебимую верность. Пусть
примеры глубоких и искренних
отношений на протяжении долгих
лет не так часты и в жизни, и в
литературе, но тем они ценнее, как
жемчужины, добытые из глубин
океана (тезис).
(67 слов)

73.

Форма
Тема
Как начать
темы
2. Тема Как
Записать
дана в отличить
данный
форме трусость от вопрос или
вопроса благоразум
ия, смелость от
безрассудства?
перефразировать его, а
затем дать на
него ответ,
сформулировав тезис.
Примеры вступления
Часто ли мы задумываемся об
истинном значении слов? Казалось бы,
что может быть проще, чем объяснить
понятия «смелость» и «трусость»? Тот,
кто способен рискнуть своей жизнью,
конечно же смельчак, малый не из
робкого десятка. А если человек в
случае опасности отступает, скорее
всего боязлив и малодушен…
Но так ли всё просто на самом
деле? Храбрость или глупость
управляет теми, кто в поисках сильных
эмоций катается на крышах мчащихся
поездов? Нерешительность или
благоразумие стоит усмотреть в
действиях врача, отправляющего
пациента на обследование перед
операцией? Мне кажется, что смелость
и трусость — это качества, которые
можно определить только в свете

74.

Форма
темы
3. Тема
дана в
форме
назывно
го
предложения
Тема
Главные
цели
человеческой жизни
Как начать
Примеры вступления
Переделать
назывное
предложение,
данное в
качестве
темы, в
вопросительное, добавив
цепочку
вопросов.
Ответив на
них, вы
сформулируете тезис
Какова главная цель нашей жизни?
Как она влияет на жизненный путь
человека? Для одного — это
признание, достаток, деньги, для
другого — творчество, самосовершенствование, любимая профессия и домашний уют. И всё же,
задумываясь о подлинных
жизненных целях, понимаешь, что
они выше личного уюта и
достатка, выше самолюбивых
мечтаний о головокружительной
карьере или всемирной славе.

75.

Вариант
заключения
1. Афоризм,
пословица,
«умные мысли»
известных людей
Тема
Пример
Верность – это
качество, которое
утратили люди, но
сохранили собаки.
А.П.Чехов
Трудно спорить c тем, что собаки
– одни из самых преданных
существ на земле. Но и
человеческие отношения бывают
глубокими, значимыми, чувства
встречаются сильные и
всепоглощающие, а люди могут
быть верными и преданными.
П.Коэльо сказал: «Я хочу
продолжать жить в мире, где
еще существует верность, а
клятвы в любви даются
навечно». C этим высказыванием
я полностью согласна.

76.

Вариант
заключения
Тема
2.
В чём
Иллюстрация, опасность
облегчающая равнодушия?
понимание
высказанного
(-ых)
положения (ий)
Пример
Бернад Шоу однажды сказал, что
равнодушие – это величайший грех
против ближнего. Трудно не
согласиться с этой мыслью. Представим
на мгновение, что все люди вокруг
заботятся только о себе, не обращая
внимания на страдания тех, кто рядом.
Как холодно и пусто в таком мире! Как
показывает опыт художественной
литературы, именно равнодушие
постепенно внутренне опустошает
человека, обрекая его на одиночество.

77.

Вариант
заключения
Тема
В чём опасность
равнодушия?
Пример
Завершая свое сочинение,
я хочу обратиться к вам с
Совет: при такой
просьбой: давайте
Совет: если темаконцовке
посмотрим вокруг себя,
используйте слова вопрос, можно
подумаем о том, нет ли
повторить данный
«давайте»,
рядом людей, которые
вопрос,
а
«давайте
оттолкнувшись от нуждаются в утешении,
задумаемся...»,
помощи, просто в добром
него, призвать ...
«давайте
живом слове. Задумайтесь:
помнить...»,
кем вы хотите быть —
«Давайте сделаем
равнодушным эгоистом
так, чтобы...»
или отзывчивым
человеком, который несёт
добро окружающим?
3. Призыв

78.

Вариант
заключения
4. Зарисовка
Тема
Чувства сильнее
разума...
Пример
Итак, завершая
рассуждение над темой
сочинения, я вспоминаю
тургеневского воробья,
героя одного из
стихотворений в прозе,
который бросился
закрывать птенца своим
дрожащим тельцем,
защищая его от собаки,
спасая от смерти.
Действительно, «чувства
сильнее разума»!
(34 слова)

79.

Вариант
заключения
5. Выражение
надежды
Совет: выражать
надежду нужно на
что-нибудь
позитивное.
Тема
Пример
Кто хоть раз в жизни Подводя итог сказанному,
не терял рассудка? ответив на риторический
Мольер вопрос, заданный
французским драматургом
Жан-Бати́ стом Мольером,
хочется выразить надежду
на то, что человек в конце
концов научится управлять
своими эмоциями, в то же
время не забывая
прислушиваться и голосу
разума. И тогда в мире
воцарится гармония!
(42 слова)

80.

Вариант
заключения
Тема
Пример
6. Взгляд вперёд,
то есть можно
пофилософствовать о том, что
будет, если…
Когда надо
прислушаться
к голосу
разума?
Рассуждая над вопросом, в какие
минуты жизни человеку необходимо
прислушиваться к голосу разума, я
подумала о том, что сказали бы
классики будущего, если бы мы
разучились жить, руководствуясь
разумом, тогда, когда надо сберечь
мир на всей земле. Уверена, они бы
сказали, что мир сошёл с ума и что
надо срочно исправлять положение...
(52 слова)

81.

Ответ на вопрос
(тезис)
Доводы
(свои
рассуждения)
Приме
ры
Доводы
(свои
рассуждения)
Примеры
Вывод
Доводы
(свои
рассуждения)
Примеры

82. Схема сочинения

ВСТУПЛЕНИЕ
Схема сочинения
Собственные размышления
по проблеме
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Размышления об отражении проблемы в литературе,
анализ литературных произведений в соответствии
с проблемой
Возможны краткие собственные комментарии по
проблеме, ее отражении в литературе
ВЫВОД
Собственные размышления по проблеме

83. Классическая структура сочинения


Классическая структура сочинения
Вступление;
Основная часть:
Главный тезис;
Вспомогательный тезис №1 + аргумент (пример);
Вспомогательный тезис №2 + аргумент (пример);
Вспомогательный тезис №3 + аргумент (пример).
Заключение.
Важно помнить, что основная часть сочинения должна
быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и
заключение. Вспомогательный тезис может быть только
один, если этого достаточно для раскрытия темы и
достижения необходимого количества слов в тексте.
Лучше всего формулировать две пары «вспомогательный
тезис + аргумент».

84. Алгоритм развития мысли в основной части

Основной тезис
Вспомогательный тезис (обоснование
основного тезиса),
причина его справедливости
(почему это так…)
Литературный
пример и
его обоснование
Литературный
пример и
его обоснование

85. Алгоритм развития мысли в основной части

Основной тезис
Вспомогательный
тезис 1
(причина 1)
во-первых…
Вспомогательный
тезис 2
(причина 2)
во-вторых…
Пример и
его обоснование
Пример и
его обоснование

86. Алгоритм развития мысли в основной части

Тезис
Вспомогательн. Вспомогательн.
тезис 2
тезис 1
(причина 2)
(причина 1)
во-вторых…
во-первых…
Пример(ы) и
его (их)
обоснование
Пример(ы) и
его (их)
обоснование
Вспомогательн.
тезис 3
(причина 2)
в-третьих…
Пример(ы) и
его (их)
обоснование

87. Алгоритм развития мысли в основной части

Тезис
Вспомогательн.
тезис 1
(одна точка зрения)
с одной стороны…
Вспомогательн.
тезис 2
(другая точка зрения)
с другой стороны…
Пример и
его обоснование
Пример и
его обоснование

88. Пример алгоритма деятельности

Вопрос: «Чем должна определяться жизнь человека?
Разумом или чувствами?
Тезис. Жизнь человека должна определяться разумом.
Вспомогательный тезис 1 (причина истинности тезиса).
Разум позволяет человеку стать сильным, не поддаваться
человеческим слабостям, быть выше других.
Пример. М.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ
Печорина. Его умение управлять другими людьми.
Вспомогательный тезис 2 (причина истинности тезиса).
Разум удерживает человека от необдуманных поступков,
жизнь только чувствами может погубить человека.
Пример. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Образ
Катерины Измайловой.
Следствие (что вытекает из основного тезиса,
справедливость которого мы доказывали).
Жизнь чувствами может оказаться губительной, чтобы
быть личностью, необходимо жить разумом.

89. Пример алгоритма деятельности

Вопрос: «Чем должна определяться жизнь человека?
Разумом или чувствами?
Тезис. Жизнь человека должна определяться чувствами.
Вспомогательный тезис 1 (причина). Отказ от жизни
сердца, холодный разум губительны для человека,
потому что чувства – это умение сопереживать, а
без этого умения невозможно оставаться человеком.
Пример. М.Лермонтов «Герой нашего времени». Образ
Печорина. Отказ от чувств сделал его равнодушным,
иногда даже жестоким, одиноким и несчастным человеком.
Вспомогательный тезис 2 (причина). Жизнь сердца,
умение чувствовать и сопереживать делает человека
человеком, помогает подняться даже над очень страшной
жизнью.
Пример. Произведение Ф.Достоевского «Преступление и
наказание» (образ Сони)
Следствие (что вытекает из основного тезиса,
справедливость которого мы доказывали).
Жизнь только разумом может оказаться губительной,
чтобы быть личностью, необходимо жить чувствами.

90. Пример алгоритма деятельности

Однозначного ответа на вопрос нет, поэтому
сочинение строим на сопоставлении.
Тезис. Жизнь человека должна определяться разумом и
чувствами.
Вспомогательный тезис 1 (причина).
Жизнь человека должна определяться разумом, потому
что...
Пример. Произведение Н.Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда». Образ Катерины
Измайловой.
Вспомогательный тезис 2 (причина).
Жизнь человека должна определяться чувствами,
потому что...
Пример. Произведение Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание». Образ Сонечки
Мармеладовой.
Следствие. Разум и чувства должны гармонично
сочетаться

91. Заключительная часть сочинения

Заключение должно отвечать
следующим требованиям:
содержать выводы из написанного в
данном, конкретном сочинении;
оно должно соответствовать теме
сочинения.
• Хорошее, осмысленное заключение
не должно быть большим (не более 56 предложений, оптимально – 3-4
предложения.
• Не нужно в заключении повторять
высказанные ранее мысли.

92. Как соединить все части сочинения?

Композиционная часть
сочинения
Примеры речевых клише и скрепы
1. Скрепа,
соединяющая
вступление, в
котором
высказан тезис,
и основную
часть
В правильности такой точки зрения меня убеждает
художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной
литературы, в которых раскрывается тема сочинения и
доказывается высказанный мною тезис .
Могу доказать свою точку зрения, обратившись к
произведениям (произведению) художественной
(публицистической) литературы.
За доказательствами обратимся (обращусь) к
произведениям художественной литературы
Размышляя над тем, что… (например, дружба и
вражда), не могу не обратиться к произведению ФИО,
в котором…

93.

Композиционная часть
сочинения
1. Скрепа,
Примеры речевых клише и скрепы
Чтобы убедиться в правильности
соединяю- высказанного тезиса, достаточно привести
щая
примеры из художественной литературы.
вступление, В этом легко убедиться, обратившись к
в котором художественной литературе
В произведении (назвать) я нашла
высказан
отражение (подтверждение) своим
тезис, и
основную мыслям...
часть

94. Как соединить все части сочинения?

Композиционная часть
сочинения
2. Внутри
Примеры речевых клише и скрепы
Каждый вспомогательный тезис
основной начинается:
части,
Во-первых, (тезис + аргумент)
(переход
Во-вторых, (тезис + аргумент)
от одного Или
аргумента 2. Каждый вспомогательный тезис
к другому) начинается:
Например, (тезис + аргумент)
Кроме того, (тезис + аргумент)

95.

Композиционная часть
2. Внутри
основной части,
(переход от
одного аргумента
к другому)
Примеры речевых клише и скрепы
Давайте вспомним и другое произведение, в
котором тоже говорится (поднимается вопрос) о
том, что…
Можно привести и другой пример.
Приведу еще один пример, доказывающий мою
точку зрения, - ...
В качестве первого аргумента,
подтверждающего мою мысль о..., возьму
произведение...
В качестве второго аргумента, доказывающего
выдвинутый мною тезис, приведу рассказ...
Эта же тема рассматривается и в
произведении…

96.

Композиционная часть
3. Скрепа,
Примеры речевых клише и скрепы
К какому же выводу я пришёл (пришла),
соединяющая размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
основную
И в заключение мне бы хотелось сказать, что...
часть и
Завершая своё сочинение, хочу обратиться к
заключение
словам известного русского писателя, который
сказал: «...»
В заключение нельзя не сказать об
актуальности поднятой темы, которая до сих
пор звучит современно, потому что ...
В заключение хочется призвать людей ...
Подводя итоги сказанному, хочется выразить
надежду на то, что
English     Русский Правила