8.29M
Категория: ИсторияИстория

Хореографическое искусство в годы Великой Отечественной Войны

1.

2.

В грозные годы войны
В годы Великой Отечественной войны жизнь и труд всех советских
людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной
цели - скорейшей победе над врагом. Артисты выступали на всех
фронтах в военных подразделениях, в госпиталях, в партизанских
отрядах. Вместе с выдающимися мастерами выступала в концертах и
молодежь, студенты театральных и музыкальных вузов.
Остававшийся в блокадном Ленинграде во главе с О. Иордан
балетный коллектив проявлял примеры мужества и героизма.
Несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки артисты балета ни на
день не прерывали своих выступлений.
В военных частях особенным успехом пользовались танцы на
военную тему и народные танцы. Поэтому в годы войны создается
большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская
часть имела свой коллектив.

3.

Ленинградский балет во время Великой
Отечественной войны.
В Великую Отечественную войну деятели искусства сильно
повлияли на подъём боевого и морального духа жителей Ленинграда.
Культура в это время стала очень востребованной и являлась
духовной подпиткой для большинства людей. В военное время
ленинградские артисты сосредоточились на военно-шефской
деятельности. Из театральных артистов, находящиеся в городе, были
организованы специальные бригады, которые дали за всё время
войны свыше 50 тысяч концертов.

4.

В архивных записях Театра музыкальной комедии указано, что он не
переставал работать всю войну. Зимой 1942 года в Ленинграде отключили
электричество. Тогда выступления на фронте и в больницах стали для
коллектива театра главной деятельностью. Балерина Пельцер настояла на
том, чтобы руководство дало распоряжение об обязательном посещении
танцоров уроков по классическому танцу. Пельцер утверждала, что такие
меры нужны, потому что танцы являются важной составляющей оперетты.
Она была уверена, что хореография в этом жанре не просто украшение, а её
основное дополнение. Самоотдача и профессионализм Пельцер, с которым
она делала свою работу, получили отражение в признании и любви
зрителей. Во время войны солдаты писали ей письма, где обязались
защищать от врага не только свой город и свою семью, но и «свой театр».

5.

Представления Театра музыкальной комедии были популярны.
Оперетта полюбилась многим ленинградцам и воинам
ленинградского фронта. Весёлое музыкальное сопровождение и
простая история успокаивали людей, позволяя хоть на немного
забыть об ужасной реальности.

6.

Документы рассказывают о том,
что каждый день, проведенный в
осажденным городе, был
настоящим подвигом для людей, а
местные власти делали всё для
того, чтобы хоть как-нибудь
улучшить их положение. Ярким
примером этого является
постановление Ленгорисполкома
25 декабря 1941 г., принятое
несмотря на жуткую, морозную и
голодную зиму 1941-1942 гг., об
организации детских новогодних
ёлок, так как в городе оставалось
около 300 тысяч детей, работало 9
школ. Городские новогодние ёлки
для учащихся 7-10 классов
проходили в помещениях театров:
Театра драмы им. Пушкина,
Большого драматического театра и
Малого оперного театра

7.

Во всех театрах был электрический
свет, играли духовые оркестры,
давали представления, были
накрыты столы. Детей,
участвовавших в праздниках ёлки,
кормили обедами, не вырезая
талонов из продовольственных
карточек. Гостями блокадных ёлок
стали около 50 тысяч школьников.
Другие дети без внимания также не
были оставлены. Новогодние ёлки
были даже в бомбоубежищах.
Тарелку горячего супа получил
каждый. Среди личных документов
у балерины Н.В. Пельцер
сохранилась благодарность от 8
января 1942 Городской комиссии при
Ленгорисполкоме по проведению
детской Новогодней ёлки, выданная
балерине за активное участие по
обслуживанию детей на ёлке,
которая проходила. в Театре драмы
им. Пушкина, где тогда находился
Театр музыкальной комедии.

8.

Балет и Война – трудно представить
себе эти слова рядом.
Тоненькие грациозные фигурки девушек в прозрачных
хитонах и рядом – грохот взрывов, рев танковых
моторов, стоны раненых… Кровь и танец – не раз в те
тяжелые годы можно было услышать разговоры о том,
что танцевать во время войны кощунственно. Но
цифры, письма, газетные корреспонденции, приказы
отзывы командиров всех частей самых разных рангов
говорят о другом.

9.

1941 год, в Государственном академическом театре оперы и балеты
имени С.М Кирова назначено не мало торжественных событий. На 23
июня был запланирован юбилейный вечер балерины Елены Люком, но
неожиданно грянула война. Хореографическое училище готовило
выпускной трехактный балет «Бэла». Как вспоминает исполнительница
ведущей партии Нонна Ястребова:» Генеральная репетиция в театре
была назначена на 22 июня, был чудесный день. Я пришла в театр
пораньше, чтобы разогреться и подготовиться. Началась репетиция, в
антракте после первого акра мы услышали по радио страшное слово
«война». <…> Выпускной спектакль состоялся 26 июня. <…> После
него мы собрались и пошли пешком, с цветами, в гостиницу «Астория»,
где был заказан ужин. Играл маленький оркестр, мы хотели
потанцевать, но подошел официант и сказал: Ребята, не нужно
танцевать, ведь война началась». Мы сразу притихли».

10.

Группа артистов под руководством Ольги
Иордан.
Группа артистов, оставшаяся в осажденном городе,
работала под руководством Ольги Иордан. Основной
формой жизни ленинградских артистов, в том числе и
артистов балета, стала военно-шефская работа. Все артисты
ленинградских театров, оставшиеся в городе, были
сформированы в концертные бригады. Проведение
шефских концертов способствовало тесному сплочению
деятелей искусства с бойцами и жителями города. Уже в
первые дни войны они стали обслуживать сборные пункты,
а позднее выезжали во фронтовые подразделения, на
боевые корабли, в учебные полки, госпитали, на заводы, в
домохозяйства и т. д.

11.

21 сентября во время вражеского налета 250 - килограммовая бомба попала в правое
крыло. «Я услышала, что в наше здание попала бомба, − вспоминала Ольга Иордан. −
Мне стало так страшно, что несколько дней я не решалась пойти смотреть на него.
Наконец, собравшись с духом, отправилась и, войдя со стороны улицы Глинки на
площадь, остановилась. Правое крыло было разрушено, входа в дирекцию не
существовало – вместо него зияла огромная дыра. Стоя на углу, я смотрела и
плакала». Пришлось перебираться в помещение Театра имени Пушкина, взяв с собой
декорации, костюмы и голубой занавес. Балерина Пельцер потребовала от дирекции
приказа об обязательном посещении артистами балета занятий по классическому
танцу, и сама проводила их. И это то же было фантастикой: холодное фойе с
садовыми скамейками, заменявшими балетный класс со станком, где исхудавшие до
скелетообразного состояния девушки разминаются, как прежде, перед началом
урока…

12.

Нина Васильевна заставила упражняться у станка молодых балерин, чтобы
к ним, умирающим от голода, вернулась жажда жизни и страсть к
профессии: «Урок продолжался... Кончился он на труднейшем шажман де
пье. Делали его еле-еле, но делали... Урок шел час, не больше, но для
первого раза вполне достаточно. — У людей появился румянец, — говорила
Пельцер, — собственно, румянца, как такового, не было, а была видимость,
но люди устало, удовлетворенно улыбались и спрашивали: «А завтра урок
будет?» Это была победа!»

13.

Галина Уланова
Гали́на Серге́евна Ула́нова
советская и российская
артистка балета, педагог.
Прима-балерина
Ленинградского театра
оперы и балета им. С. М.
Кирова (1928—1944) и
Большого театра СССР
(1944—1960). Самая
титулованная балерина за
всю историю советского
балета!

14.

Они танцевали, чтобы жить.
English     Русский Правила