0.96M
Категория: ИсторияИстория

Словом и мечом: подвиг Церкви в годы войны

1.

Епархиальный просветительский
интернет-проект
«Мы - наследники Великой Победы»
«Словом и мечом:
подвиг Церкви в годы войны»
Команда «Пламя»
МАОУ ОШ д.Лаптево

2.

Обращение главы Русской Православной Церкви
митрополита Сергия (Страгородского)к верующим
26 июня 1941 года Сергий отслужил в
Богоявленском соборе Москвы молебен «О
даровании победы», и с этого дня во всех
храмах страны почти до самого конца
войны начали совершаться подобные
молебствия.
Уже 22 июня 1941 года Патриарший
Местоблюститель митрополит Московский и
Коломенский
Сергий
(Страгородский
)обратился к православным с посланием «К
пастырям
и
пасомым
Христовой
Православной Церкви»
«Православная наша Церковь всегда разделяла
судьбу народа. Вместе с ним она и испытания
несла, и утешалась его успехами. Не оставит
она народа своего и теперь. Благословляет она
небесным благословением и предстоящий
всенародный подвиг. Если кому, то именно нам
нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея
любве никтоже имать, да кто душу свою
положит за други своя». Церковь Христова
благословляет всех православных на защиту
священных границ нашей Родины.» (из послания)
Большой
подъем
вызвало
обращение
Патриаршего Местоблюстителя Сергия 30
декабря 1942 г. с призывом начать сбор средств
на танковую колонну имени Димитрия Донского.
Уже через 4 месяца была собрана необходимая
сумма, превышавшая 8 млн. руб..

3.

Вклад духовенства и верующих блокадного Ленинграда в дело Победы
Послание к верующим Патриаршего Местоблюстителя
митрополита Сергия (Старгородского) зачитывалось в храмах
Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея
благословение Церкви.
Глава Ленинградской епархии митрополит Алексий 26 июля
написал свое обращение к духовенству и верующим "Церковь
зовет к защите Родины".
На протяжении всей блокады богослужения проходили в
переполненных храмах.
Ленинград сражался не только силой оружия, но и молитвой
Церкви, силой общего воодушевления. В чин Божественной
литургии вводились специальные молитвы о даровании победы
нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской
неволе. Служился тогда и особый молебен "в нашествие
супостатов, певаемый в Отечественную войну 1812 года".
Митрополит Ленинградской епархии Алексий (Симанский), не
обращая внимания на артобстрелы, зачастую пешком, обходил
ленинградские храмы, беседовал с духовенством и мирянами.
В дни блокады он служил Божественную литургию один, без
диакона, сам читал записки с поминаниями "за здравие" и "за
упокой". Митрополит поселился непосредственно в соборе,
несмотря на постоянные артобстрелы и бомбардировки.
Пасхальные богослужения состоялись и в 1942 и в 1943 годах,
во время блокады во всех православных храмах города,
несмотря на вражеские артобстрелы. Многие верующие вместо
куличей освящали кусочки блокадного хлеба.
Во всех храмах по благословению митрополита 27 января 1944
г. были совершены благодарственные молебны об
освобождении Ленинграда от блокады.
Духовенство Ленинградской епархии,
награжденное медалями ’За оборону Ленинграда’
вместе со своим митрополитом Алексием
(Симанским).
11 октября 1943 впервые за все годы советской
власти 12 ленинградским священнослужителям была
вручена правительственная награда - медаль "За
оборону Ленинграда". Представители духовенства
наравне со всеми жителями несли труды по обороне
города, многие входили в группы местной
противовоздушной обороны (МПВО).
Действовавшие весь период блокады храмы активно
способствовали
мобилизации материальных
средств и духовных сил ленинградцев

4.

Вклад духовенства и верующих блокадного Ленинграда в
дело Победы
По предложению митрополита Алексия уже с 23 июня
1941 г. приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на
оборону города. Так 701 тыс. 137 руб. в фонд обороны в
1943 году перечислил Князь-Владимирский собор.
Активно включилось духовенство города в подписку на
военные займы, сбор пожертвований в фонд обороны. К 1
июня 1944 г. сумма таких пожертвований достигла 390
тыс. руб. Митрополит Алексий внес 50 тыс. руб., а
протодиакон Л.И. Егоровский, сдавший 49 тыс. руб.,
получил персональную телеграмму с благодарностью от
Сталина.
Приходской совет Князь-Владимирского собора предложил
на свои средства открыть лазарет для раненых и больных
воинов и 8 августа передал на его обустройство 710 тыс. из
714 тыс. имевшихся у общины рублей.
Повсеместно солдатам собирали теплые вещи, прихожане
жертвовали продовольствие для больных.
Священники и их паства в блокадном городе жили одной
судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей,
которые помогали друг другу выжить, выстоять.
В подвале Спасо-Преображенского собора было
оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан
и жителей окрестных домов.
Будущий патриарх, митрополит
Ленинградский и
Новгородский Алексий
Крестный ход в блокадном Ленинграде

5.

Вклад духовенства и верующих блокадного Ленинграда в
дело Победы
Большой подъем вызвало обращение Патриаршего Местоблюстителя Сергия 30 декабря
1942 г. с призывом начать сбор средств на танковую колонну имени Димитрия Донского. 1
млн. руб. перечислили верующие Ленинграда. Вносились также пожертвования на
авиационную эскадрилью имени Александра Невского.
Ко дню Красной армии в 1943 г. в госпитали города и войсковые лазареты поступило свыше
600 остро необходимых полотенец, перевязочный материал и другое имущество.
Телеграмма Верховного Главнокомандующего Сталина (опубликована в газете "Правда»):
"Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской Епархии,
собравшим кроме внесенных ранее 3 млн. 682 тыс. 143 рублей дополнительно 1 млн. 769
тыс. 200 рублей на строительство танковой колонны им. Димитрия Донского, мой
искренний привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин".
Ленинградцы горячо поддержали митрополита Алексия, 25 октября 1944 г.
опубликовавшего послание об открытии всецерковного сбора в фонд помощи детям и
семьям бойцов Красной армии.

6.

На фронтах Великой Отечественной
В 1941–1945 годах многие клирики Русской Православной
Церкви воевали обычными бойцами и командирами:
• Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был
заместителем командира стрелковой роты.
• Диакон Костромского кафедрального собора Борис
Васильев, после войны ставший протоиереем, воевал
командиром взвода разведки и дослужился до
заместителя командира полковой разведки
• Архимандрит Алипий (Воронов) в 1942–1945 годах
участвовал во многих боевых операциях в качестве
стрелка в составе 4-й танковой армии и закончил свой
ратный путь в Берлине.
• Митрополит Калининский и Кашинский Алексей
(Коноплев), был награжден медалью «За боевые
заслуги» – за то, что, несмотря на тяжелое ранение, не
бросил во время боя свой пулемет.
• Протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви
села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской
области вместе с двумя сыновьями в составе
партизанского отряда не раз участвовал в боевых
операциях, ходил в разведку и был по праву награжден
медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
English     Русский Правила