3.18M

Батарея проективных тестов «Рисунок семьи»

1.

Проективный рисунок в арттерапевтической практике:
на примере авторской проективной методики
«Рисунок семьи в образах цветов»
Лебедева Людмила Дмитриевна,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной
работе и международному сотрудничеству столичного
института профессионального образования (Москва)

2.

«Все любят разгадывать других, но
никто не любит быть разгаданным»
Ф. Ларошфуко

3.

Рисуночные тесты облегчают
демонстрацию таких содержаний
внутреннего мира субъекта, которые
он сознательно скрывает, вытесняет
или не в состоянии выразить
напрямую словами.

4.

Батарея проективных тестов
«Рисунок семьи»
авторы модификаций:
К. Аппель; В. Вульф; В. Хьюлс; Р.К. Бернс; С.К. Кауфман;
Дж. Дилео; Л. Корман;
К. Расселл; Г.Т. Хоментаускас и другие.

5.

Авторская методика:
«Рисунок семьи в образе цветов»
Инструкция:
Изобразите (нарисуйте) на листе бумаги семью в образах цветов.
Расскажите о своей работе так, как считаете уместным.
! В условиях обучения онлайн это надо сделать письменно.
! Важно, чтобы рисунок был спонтанным.
Для творческой работы потребуется лист белой бумаги для рисования
формата А3 *, любые изобразительные материалы (по желанию).
*(По необходимости допустимо использовать плотную бумагу формата А4).

6.

Понятие «рисунок» в данном контексте расширено – это может
быть изображение как карандашами (фломастерами, мелками…),
так и красками.
Данная методика не является тестом в строгом смысле!
Инструкция не ограничивает, какую именно семью Вы будете
изображать. Возможно, родительскую или ту, в которой
выросли. Может, свою собственную семью в настоящем
времени, либо будущую, ожидаемую, или представления о
семье как таковой (модель семьи).
Вы можете включать в рисунок всех важных для вас людей, не
обязательно живущих «под одной крышей», в том числе и тех,
кто по каким-либо причинам оставил семью или навсегда
покинул мир земной.
На одном рисунке могут быть изображены несколько
родственных семей.
Мягкое ограничение: постарайтесь представлять человека в
образе цветка, то есть рисовать именно цветы (не используя
другие образы, например, деревья, грибы и т.п.). Нет задачи
рисовать узнаваемые цветки известных растений. Цветы могут
быть любой окраски, формы, вида; «фантазийными»,
придуманными, не существующими в природе.

7.

Обратите внимание на следующие, желательные для
описательного рассказа позиции (примерный план).
- Название рисунка.
- Кто именно изображен на рисунке в образе каждого
цветка?
- В виде какого цветка Вы изобразили себя, где и с кем
поблизости он расположен ?
-Какое психоэмоциональное самочувствие у Вашего
цветка? Сравните с другими цветами.
- Судя по рисунку, с какими цветками заметны сильные
эмоциональные связи или их отсутствие (определите, как
это подтверждается расположением цветков друг
относительно друга).
- Оцените, насколько благоприятная среда обитания для
цветов?
- Что связывает все цветы одной семьи в устойчивую
систему?
-Если цветы оказались срезанными и нарисованы в виде
букета , какие чувства и предположения вызывает рисунок?

8.

-Если цветы помещены в вазу, в цветочный горшок, какие это
вызывает ассоциации с реальной семейной ситуацией?
-Обратите внимание на состав семьи. Все ли члены семьи
«поместились» на рисунке семьи в образах цветов?
- Как можно оценить жизнеспособность, жизнестойкость,
сопротивляемость, стресс-устойчивость цветков по отдельности и в
целом как семьи на Вашем рисунке. Какие признаки подтверждают
Вашу версию?
-Опишите Ваши личные открытия (инсайты), которые произошли в
процессе рассматривания рисунка.
-Что бы Вы хотели изменить в рисунке и, возможно, в семейной
ситуации и семейных отношениях?
-Какие профессиональные наблюдения и выводы Вам показались
важными после выполнения этого домашнего задания?
Внимание!
Пожалуйста, сделайте фотографию рисунка прежде, чем Вы сможете
его изменить/трансформировать любым способом для достижения
позитивного, ресурсного результата и эмоционального
удовлетворения.

9.

В качестве методической поддержки смотрите
сопроводительную статью Л.Д. Лебедевой
(отдельный pdf-файл).

10.

11.

О рисунке под названием «Злая семья», выполненном мальчиком
(Слава, 6,5 лет).
Семейная ситуация воспринимается ребенком как «злобная»,
агрессивная. По словам ребенка, «цветы кусаются, дерутся и кричат».
Среди изображенных цветков последний справа (тонкий и слабый)
воспринимается Славой как собственный образ. По словам ребенка, «он
чувствует себя уничтоженным и будто кричит: «Спасите, помогите».
С тех пор, как мать мальчика второй раз вышла замуж за жестокого,
грубого человека, напряженная семейная ситуация стала для ребенка
угрожающе-невыносимой. Отчим унижает ребенка, применяет к нему
«методы спартанского воспитания», чтобы вырастить «настоящего
мужчину». Рассказывая о рисунке семьи, Слава взял коричневый
фломастер и дважды обвел жирной линией образ отчима.
Прокомментировал он свои действия так: «Семья станет дружной, если
этот цветок пересадить в другой огород, закрыть в теплицу или лучше
уж - в тюрьму. Но там, наверное, цветы не выращивают…», - печально
добавил он. Как видно из рисунка, фигурка цветка мальчика отделена
от других членов семьи и беззащитна.
Помимо формальных элементов, позволяющих «прочесть» рисунок,
важное значение имеет собственное интроспективное восприятие
семейной ситуации автором, которое проясняется в «пострисуночной
беседе» и высказываниях ребенка в процессе рисования.

12.

Важно объективно оценивать риски субъективных
трактовок при интерпретации рисунков.
«Из того, что мне – или всем – кажется, что это так, не
следует, что это так и есть» (Л. Витгенштейн «О
достоверности»).
Приоритет в интерпретации проективных рисунков –
интроспективное восприятие самого автора, его
отношение к нарисованным объектам, рефлексия,
ассоциации, инсайты.
Специалист записывает в личный рефлексивный лист
собственную предварительную гипотезу для проверки,
подтверждения либо опровержения при дальнейшем
анализе серии рисунков клиента, полученных в арттерапевтических сессиях.

13.

Контекст арт-терапии
Побуждая к свободному выражению в символическом
виде эмоций, чувств, переживаний, арт-терапевт
способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее
психологической устойчивости к психотравмам и
сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях.
Природа эстетической реакции позволяет изменить
действие «аффекта от мучительного к приносящему
наслаждение»
Л.С. Выготский («Психология искусства», 1982).
См. дополнительно статьи по теме: «Корректирующий
эмоциональный опыт /
Ccorrective emotional experience»
(Александер и Френч)
English     Русский Правила