Похожие презентации:
Художники русского классицизма
1.
Известные художникирусского классицизма
Русский классицизм — это
национальный стиль в
искусстве, являющийся
интерпретацией европейского
неоклассицизма на
российской почве.
2.
Русский классицизм началразвиваться со второй половины
XVIII века. В это время в Европе
первая волна классицизма уже
сошла со сцены, уступив место
изящному и легкомысленному
рококо.
3.
Постепенно рокайльность сталасдавать позиции перед вновь
набирающими силу
классицистическими традициями.
Эту вторую волну европейские
искусствоведы называют
неоклассицизмом. Именно в
рамках этой волны начало
развиваться творчество
классицистов в Российской
империи.
4.
Русский классицизм, такимобразом, по сути является
неоклассицизмом. Но, поскольку
в России не было первой волны,
то и приставка «нео» среди
искусствоведов как-то не
прижилась. Аналогичная
ситуация, кстати, произошла и в
Германии.
5.
Русский классицизм развивался наблагодатной почве и занял
прочное место в национальной
культуре. Его хронологические
рамки довольно
продолжительны: этот стиль
сохранял актуальность и в первой
половине XIX века. А затем его
традиции ещё полвека
культивировала академическая
живопись.
6.
Эта эпоха подарила России плеядукрупных портретистов.
Удивительным образом сочетал
мастерство и плодовитость Фёдор
Степанович Рокотов: о нём
говорили, что он написал всю
Москву. Его кисти принадлежат
целые фамильные галереи.
7.
Фёдор Рокотов. Портрет АлександрыПетровны Струйской.
8.
Фёдор Рокотов — автор одной из знаковых картин эпохи.Это «Коронационный портрет Екатерины II», отразивший
благородное величие просвещённой императрицы.
9.
ГригорийУгрюмов.
Торжественный
въезд
Александра Невского в город Псков после победы
над немцами.
10.
Поздний русский классицизм, академизм.Александр
Андреевич
Иванов.
Явление
воскресшего Христа Марии Магдалине.
11.
Направление господствовало в России с 1760х по 1830-е годы. В своём развитии стильпрошёл три фазы: Ранний (с 1760-х по начало
1780-х годов). В этот период на мастеров ещё
оказывали значительное влияние барокко и
рококо; Зрелый, или строгий (1780-1790-е
годы). В это время доминировали строгоклассицистические тенденции; Высокий, или
Поздний (первая треть XIX столетия). Часть
художников работает в рамках ампира
(который считается ветвью неоклассицизма),
другая испытывает смягчающее влияние
романтической традиции.
12.
Одна из эталонных картин раннего русскогоклассицзма. Антон Лосенко. Прощание Гектора с
Андромахой.
13.
Особенности творчества русскихклассицистов
• В целом для живописи этой эпохи в России были
характерны те же черты, что и для европейской
школы:
• незыблемый авторитет античности;
• строгость и чёткость форм;
• воспевание высоких идеалов;
• тяготение к торжественности (порой даже к
пафосу), но без барочной вычурности;
• предпочтение исторических и мифологических
сюжетов, которые могут научить зрителя
различным добродетелям.
14.
Карл Брюллов. Гений искусства.15.
Но были у отечественногоклассицизма и свои особенности.
Во-первых, они проявились в
высокой идеологизации:
вдохновение мастеровклассицистов было поставлено на
службу державе и было призвано
развивать отечественную культуру
в самом широком смысле слова.
16.
Живописцы-классицисты,согласно этой идеологии, не
просто творили прекрасное, а
ставили свой талант на службу
Отечеству, брали на себя
миссию цивилизаторов и
просветителей. Стиль недаром
называют просветительным
классицизмом.
17.
Это направление надолго утвердилосьна российских просторах и в связи с
благоволением со стороны властей, от
которых зависела и деятельность
Академии художеств. Живопись
художников-классицистов идеально
отражала имперские амбиции
благодаря торжественной манере
подачи. Не случайно в Российской
империи получило широкое развитие
такое ответвление неоклассицизма,
как пафосно-торжественный ампир.
18.
Владимир Боровиковский. ПортретПавла I в коронационном облачении.
19.
Вторая особенность отечественногоклассицизма заключалась в его
гибкости. Он довольно легко сочетался
с другими стилями и это особенно
сильно проявилось в живописи.
Сначала художники-классицисты
испытывали влияние рококо, затем —
сентиментализма, после —
романтизма. Благодаря такому
подходу классицизм почти целый век
сохранял свежесть и актуальность. Это
ограждало его от вырождения.
20.
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии ПавловныСамойловой с воспитанницей Джованиной Пачини
и арапчонком.
21.
Интересно, что в Россиипротивостояние живописцевклассицистов и художниковромантиков не было столь жёстким,
как в Европе, где Теодор Жерико
(Jean-Louis-André-Théodore Géricault)
и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor
Eugène Delacroix) дали настоящий
бой традиционной школе. В России
это взаимодействие было более
мягким.
22.
Две стилистические традициивзаимодополняли и обогащали друг
друга. Например, великолепные
образцы романтическоклассицистического микса создал
Карл Павлович Брюллов. Впрочем,
влияние других стилистических
направлений заметно различалось в
разных живописных жанрах.