Похожие презентации:
Фольклорная сказка
1. Фольклорная сказка
Eliza MałekUniwersytet Łódzki
05.02.2022
1
05.02.2022
1
2. Проза сказочная и несказочная
Сказочная проза в отличие от несказочной не выполняетинформативной функции, сказки рассказываются для
развлечения и поучения.
«К сказкам относят и забавные рассказы о проделках
животных, и собственно сказки о чудесных
приключениях, и полные юмора анекдоты – произведения
разные по форме и содержанию, об’ему и поэтике.
Обычно делят их на три основные группы – сказки о
животных, волшебные и бытовые. Их об’единяет один
признак: речь здесь идет о выдуманном и невозможном».
(Костюхин, Лекции, с. 93)
05.02.2022
2
3. Дефиниции сказки
«Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе сцелью развлечения, имеющие содержанием
необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские) и
отличающиеся специальным композиционностилистическим построением» (А. И. Никифоров)
«Среди произведений русской сказочной прозы
особое место принадлежит жанру волшебной сказки. П.
Н. Сакулин говорил, что именно волшебная сказка с ее
установкой на вымысел - “есть сказка par exellence” [П.
Н. Сакулин).
«Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда
не выдается за действительность» (В. Пропп).
05.02.2022
3
05.02.2022
3
4. Мир волшебной сказки
Мир малый (семья)- это мир привычный,
освоенный, наш мир.
Мир большой - все, что
находится за
пограничной зоной
(которая может
находиться в лесу),
иное, тридевятое
царство.
05.02.2022
4
05.02.2022
4
5. Волшебные герои и волшебные предметы
Герои настоящие и ложныеЧудесные помощники
Чудесные предметы
05.02.2022
5
05.02.2022
5
6. Сюжет важнее героев
«Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые иоживотворенные носители сказочного действия, все же
самым важным и характерным для сказки как жанра является
само действие. Для чудесной сказки эти действия
определяют собой волшебно-приключенческий характер
чудесной сказки как особого повествовательного жанра» (Ю.
М. Соколов)
«В русской сказке нет ни одного правдоподобного сюжета»
(Пропп).
05.02.2022
6
05.02.2022
6
7. Как строится волшебная сказка?
Исследования В. Я. Проппа показали, чтоволшебные сказки так похожи друг на друга
благодаря своей композиции, в основе
которой лежат функции действующих лиц,
последовательность и число которых
ограничено.
«Под функцией понимается поступок
действующего лица, определяемый с точки
зрения его значимости для хода действия».
(Пропп, Морфология, 25)
05.02.2022
7
05.02.2022
7
8. «Все волшебные сказки однотипны по своему строению». (Пропп)
Исходная ситуацияФункции: 1) отлучка, 2) запрет, 3) нарушение запрета, 4)
выведывание (антагонист пытается узнать что-нибудь о герое),
5) выдача (ант. удается получить информацию), 6 подвох
(попытка обмануть героя), 7) пособничество (жертва невольно
помогает антагонисту), 8) вредительство (антагонист похищает
кого-л. или что-л.), 9) недостача (невесты, друга, здоровья...),
9а) посредничество, соединительный момент (герой узнает о
недостаче и пытается оказать помощь), 10) начинающеея
противодействие, 11) отправка (герой покидает дом), 13)
первая функция дарителя (испытание), 14) сднабжение,
получение волшебного средства, 15) пространственное
перемещение между двумя царствами,
05.02.2022
8
05.02.2022
8
9. Функции 16-31
16) борьба (с антагонистом), 17) клеймение, отметка (нателе, напр., рана), 18) победа (над антагонистом), 19)
ликвидация беды или недостачи, 20) возвращение, 21)
преследование, погоня, 22) спасение, 23) неузнанное
прибытие, 24) необоснованные притязания (ложный
герой выдает себя за настоящего), 25) трудная задача (на
отгадывание, едой, прятки),26) решение (задачи), 27)
узнавание, 28) обличение (ложного героя, антагониста),
29) трансфигурация (герою дается новый облик –
купается, входи в одно ухо коровы и выходит другим),
30) наказание (ложный герой наказывается), 31) свадьба.
05.02.2022
9
05.02.2022
9
10. Круги действия персонажей
Антагонист (вредитель) – вредительство, бой,преследование.
Даритель (снабдитель) – снабжение волшебным
средством.
Помощник - пространственное перемещение героя,
ликвидация беды, спасение от преследования, разрешение
трудных задач, трансфигурация героя.
Царевна (искомый предмет) и ее отец – задавание
трудных задач, клеймение, обличение, узнавание,
наказание второго вредителя, свадьба. «Царевна и ее отец
не могут быть разграничены по функциям вполне точно».
05.02.2022
10
05.02.2022
10
11. Круги действия персонажей
Отправитель – отсылает героя (соединительныйэлемент).
Герой – отправка на поиски (только герой-искатель),
реакция на требования дарителя, свадьба.
Ложный герой – отправка на поиски, реакция на
требования дарителя (отрицательная), обманные
притязания (напр., на Жар-птицу, царевну)
05.02.2022
11
05.02.2022
11
12. Словесная обрядность сказки
Формулы инициальные«В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь с царицею» (Аф., т. 1, 278).
«Жил-был царь, у него было три дочери» (Аф., т. 1,
244)
«В то давнее время, когда мир божий наполнен был
лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли
молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени
Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было
три сына-царевича». (Аф. 130)
05.02.2022
12
05.02.2022
12
13. Формулы медиальные
“скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”;шел-шел...; близко ли, далеко ли;
“утро вечера мудренее”;
“Сивка-бурка, вещая каурка, бежит, земля дрожит, из
ноздрей дым, из ушей пламя пышет”;
Баба-яга, костяная нога, ноги из угла в угол, нос в
потолок;
Фу,фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано,
а нынче русский дух сам пришел.
«растёт не по дням, а по ночам», «стал таким молодцом,
что ни в сказке сказать, ни пером описать».
05.02.2022
13
05.02.2022
13
14. Формулы финальные
Стали жить-поживать, да добра наживать.“Устроил пир на весь мир, и я там был, мед-пиво пил,
по усам текло, а в рот не попало”;
“А удалец на той царевне Полюшке женился и
раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мед пил,
а уж какая у них капуста - ино теперь в роте пусто!”
“Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, медвино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на
окошке оставил я ложку, кто легок на ножку, тот сбегай
по ложку” .
05.02.2022
14
05.02.2022
14
15. Другие законы сказочной поэтики
«Сказано – сделано».Отсутствие сопротивления естественной среды (герои
передвигаются в пространстве почти
беспрепятственно).
Отсутствие логических мотивировок действия.
Сказка знает старость, но не знает старения.
Отсутствие описательности, портретных характеристик
героев.
05.02.2022
15
05.02.2022
15
16. Репертуар русских сказок
301А, B: Три подземных царства: герои идут искатьисчезнувшую царевну; поочередно варят обед;
старичок с ноготок калечит братьев или спутников
силача, но терпит поражение в схватке с ним; тот по
следам старичка спускается под землю или (реже)
поднимается на гору, освобождает трех царевен и,
несмотря на предательство братьев (спутников), не
пожелавших вытащить его обратно, возвращается
наверх (на гигантской птице); приходит на свадьбу
царевны и мнимого ее спасителя; женится на ней”
(СУС. с. 106) – ср. текст Аф. 130.
05.02.2022
16
05.02.2022
16
17. Репертуар....
313 A, B, C Чудесное бегство: юноша,обещанный черту (водяному царю, чародею), в
назначенный срок является к нему, выполняет с
помощью девушки (дочери водяного царя)
трудные задания, бежит с нею; они
превращаются в разных животных и предметы.
– Сказки под номером 313 А начинаются
эпизодом: черт (водяной и др.) схватывает за
бороду путника, который пытался напиться”.
(СУС, с. 112).
05.02.2022
17
05.02.2022
17
18. Репертуар...
( –Репертуар...
530 Сивко-Бурко: младший брат (дурень) получает от
умершего отца волшебного коня; царь объявляет, что
выдаст дочь только за того, кто доскачет до высокого
терема (столба, стеклянной горы), где она находится, и
поцелует ее; герой выполняет эту задачу и женится на
царевне. Продолжением часто служит 530А.
Реже в восточнославянском материале встречается
разновидность этого сюжета, в которой герой,
достигнув вершины стеклянной горы, освобождает от
заклятия находящуюся там царевну. (СУС, с. 150, 55
записей).
05.02.2022
18
05.02.2022
18
19. Основные характеристики пространственно-временного континуума волшебной сказки
Основные характеристики пространственновременного континуума волшебной сказкизамкнутость, сверхудаленность, фантастичность,
противопоставленность реальному времени и
географическому пространству, соотнесенность с
идейным замыслом, событиями сюжета и спецификой
жанра.
Грамматические способы их выражения (речевая
стереотипия и пр.).
Проблема «точек зрения» на сказочные события и на
развертывание их во времени и пространстве
(М.М.Бахтин, Б.А.Успенский).
05.02.2022
19
05.02.2022
19
20. Slajd 20
BA świat swój (mały)
„inne k.”
05.02.2022
C Świat obcy –
20
21. Сказки о животных
Восходят к мифам о трикстерах-животных.Влияние басенной литературной традиции (переход эзоповских
сюжетов в фольклор).
Но животные в сказках, иначе, чем в баснях, «не аллегорические маски,
за которыми скрываются разные типы людей, а персонажи, не
теряющие животного облика, но поступающие по человеческому
обыкновению. В этом источник комического в сказке». (Е.
Костюхин)
Место действия – не называется, но многочисленные природные и
бытовые реалии (снега и морозы, хаты, обряды сватовства и
оплакивания покойников) вызывают ощущение русскости, а Лиса
Патрикеевна, кумушка Лиса и др. персонажи ведут себя как русские
крестьяне.
05.02.2022
21
05.02.2022
21
22. Сюжеты и герои
СУС 15 Лиса-повитуха: лиса и волк (медведь) хранят про запас мед(масло); лиса притворяется, будто ее зовут в повитухи и съедает мед;
она обвиняет волка и, чтобы доказать его вину, намазывает ему,
спящему, брюхо медом, который будто бы из него вытопился.
СУС 43 Лубяная и ледяная хата: лиса строит себе ледяную хату,
волк (медведь, заяц) - лубяную; весной хата лисы тает; она пытается
завладеть лубяной хатой.
СУС 61А лиса-исповедница: исповедует петуха, хватает и съедает
его; иногда петух хитростью освобождается. Ср.: 20D*.
СУС 64 Бесхвостая лиса: пытается заставить других лис отрубить
(оторвать) себе хвост.
СУС 76 Волк и журавль: журавль вытаскивает кость из горла волка.
Подробнее : lozovska.narod.ru/wolfhorse.html
05.02.2022
22
23. Герои
Дикие животные (лиса, волк, медведь), домашние животные иптицы (кот, петух, собака), рыбы (ерш), предметы, растения и
явления природы, реже человек.
Трикстеры и простофили
Лиса – по наблюдениям Костюхина - «основной трикстер
русских сказок о животных. (...) Жертвами ее бывают обычно волк
и медведь. Но в столкновении со слабыми лиса терпит поражение
и сама оказывается в дураках. Такая двойственность (...) была
свойственна трикстеру еще в архаическом фольклоре. В
современной сказке о животных победа и поражение трикстера
нередко получают моральную оценку. Когда ты побеждаешь
хитростию грубого насильника или простофилю, это «правильно».
Но когда ты сам становишься насильником и хочешь уничтожить
слабого, ты наказан. Так сказка о животных, как и волвебная,
утверждает нормы народной морали, присуждая победу слабому».
(Костюхин, Лекции, с. 124)
Простофили – волк, медведь, человек, заяц.
05.02.2022
23
24. Поэтика
Предельная простота фабулы и композиции (с учетомвозможностей детской аудитории, на которую она в первую голову
рассчитана).
Часто в ней отсутствует присказка, инициальные формулы, даже
экспозиция и действие начинается с завязки.
Сюжет часто строится на цепи дорожных встреч.
Контаминации сюжетов.
Большая роль диалогов.
Включение в повествование песенок (ср. песню Петуха из сказки
Кот, петух и лиса).
05.02.2022
24
25. Лисичка-сестричка и волк (Аф. 3)
Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и наодин из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и
кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал
лису и сказал ей: «Здорово, кумушка!» — «Здравствуй, куманек»,
— отвечала она. «Что ты ешь?» — «Рыбку». — «Да где ты взяла?»
— «Наловила в пруде». — «Каким бы то способом?» — «Коли
хочешь, научу». — «Спасибо скажу». — «Ну, пойдем».
И повела кума к проруби: «Вот садись и хвост опусти в воду, а
рыбка и всползет на него греться». Кум сел и хвост опустил в
прорубь, а кума ворчит: «Ясни, ясни на небе! Мерзни, мерзни,
волчий хвост!» — «Да что ты, кума, говоришь?» — «И, батько,
скликаю рыбку-то тебе». — «Ну, спасибо!»
Когда лиса увидела, что прорубь замерзла, она сказала: «Побегу в
деревню за медом». Побежала, и след ее простыл. А обманутого
волка с примерзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили
его. Я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не кануло.
05.02.2022
25
26. Сказки о животных (сюжет)
Журавль приходит свататься к Цапле, а она решает, что он ей не пара."Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье
коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ступай
прочь, долговязый!" – говорит чванная Цапля и прогоняет Журавля.
Но через некоторое время Цапля подумала и поняла, что зря отказала
Журавлю, и решила согласиться с его предложением.
Она отправилась к нему мириться. Но на этот раз гордый Журавль
говорит: "Нет, Цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру
тебя замуж. Убирайся!"
Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.
Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не
мириться с ним. Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел
еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него
замуж. Заносчивая Цапля указала на дверь. Вот так они ходят друг к
другу свататься, но никак не женятся. Так и в жизни зачастую
бывает.
05.02.2022
26
05.02.2022
26
27. Журавль и цапля
ПрисказкаЛетала сова-веселая голова; вот она летала, летала и села,
да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и
опять полетела; летала и села, хвостиком повертела да
по сторонам посмотрела... Это присказка, сказка вся
впереди.
Жили-были на болоте журавль да цапля, построили
себе по концам избушки. Журавлю показалось
скучно жить одному, и задумал он жениться. «Дай,
пойду, посватаюсь на цапле!». Пошел журавль — тяп,
тяп! — семь верст болото месил; приходит и говорит:
05.02.2022
27
05.02.2022
27
28. Slajd 28
Пошел журавль — тяп, тяп! — семь верст болото месил; приходити говорит:
— Дома ли цапля?
— Дома.
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, нейду за тя замуж: у тебя ноги долги, платье
коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем!
Ступай прочь, долговязой!
Журавль, как несолоно похлебал, ушел домой. (160 )
Цапля после раздумалась и сказала:
— Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя
замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад. Журавль
раздумался и сказал:
29. Slajd 29
— Напрасно не взял за себя цаплю; ведь одному-то скучно.Пойду теперь и возьму ее замуж!
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться; поди за меня.
— Нет, журавль, не йду за тя замуж!
Пошел журавль домой.
Тут цапля раздумалась:
— Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля
пойду!
Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они
по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся!
(Цит. по: Русская сатирическая сказка в записях середины
XIX—XX века, Москва-Ленинград 1955, с. 159-160).
30. Кумулятивные (цепевидные) сказки
К. С. построены на повторении одного и того же мотива (околобке, о козе с орехами, теремке).
Накапливание, кумуляция нередко заканчивается катастрофой.
(в теремок к мухе приходят все новые гости, просят хозяйку пустить
их в дом, она соглашается, наконец, теремок разваливается).
«В наше время кумулятивные сказки – это сказки для самых
маленьких (...) сказка весело играет со словом, образуя
неологизмы и диковинные звукоподражания: муха-горюха, вошьпоползуха, блоха-попрядуха, мышечка-тютюрюшечка, ящеркашерошерочка» (Костюхин, с. 127)
NB. На эти черты народной сказки обратят внимание писатели, напр.
В. Даль).
05.02.2022
30
31. Бытовые сказки
Источники – мифы о проделках трикстеров (обманщик, ловкач, персонажранней мифологии , нарушающий правила, часто хитрый вор, комический
двойник бога или культурного героя), ритуально-мифологические сюжеты
о испытании мудрости, сказки волшебные (переосмысленные – сказочные
ведьмы превращаются в старух, драконы – в разбойников).
Бытовые сказки делятся на - новеллистические и анекдотические.
Новеллистические – о мудрых отгадчиках, о ловких ворах (переосмыление
кражи культурным героем огня, солнца, героем волшебной сказки – жарптицы, молодильныч яблок), о разбойниках.
Анекдотические – о дураках, о обманутом черте, о супружеской верности, о
глупых, ленивых и упрямых людях, о жадном хозяине и ловком работнике
(барин и мужик, поп и слуга) и т.п.
Бытовые сказки отнюдь не реалистичны. Ситуации, в которые попадают
герои бытовой сказки, «откровенно неправдоподобны», а сами герои тоже
далеки от реальности.» «Это, по существу маски, и набор их несложен. (...)
В сказках анекдотических это хитрец и простофиля.»
05.02.2022
31
32. Slajd 32
Кашица из топораШёл солдат из похода, зашёл по дороге в одну избу и
говорит хозяйке: "Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне
чего-нибудь поесть". А старуха в ответ: "Вон там, на
гвоздике, повесь". - "Аль ты совсем глуха, что не чуешь?" "Где хочешь, там и заночуешь". - "Ах ты, старая ведьма, я
тебе глухоту-то вылечу! Подавай на стол!" - "Да нечего,
родимый!" - "Вари кашицу!" - "Да не из чего, родимый!" "Давай топор, я из топора сварю". - "Что за диво! - думает
баба. - Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит".
Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок,
налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и
говорит: "Всем бы кашица взяла, только б немного крупы
подсыпать!" Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил,
попробовал и говорит: "Совсем бы хорошо, только б маслом
сдобрить!"
05.02.2022
32
05.02.2022
32
33. Slajd 33
Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу: "Ну,старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за
ложку - станем кашицу есть". Похлебали вдвоём кашицу.
Старуха спрашивает: "Служивый! Когда же топор будем
есть?" - "Да вишь, он ещё не уварился, - отвечает солдат, где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю". Тотчас
припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкой и
пошёл дальше. Вот так солдат и кашицы поел, и топор
унёс!
34. Комизм бытовых сказок
Комизм персонажей (всевозможные дураки, обыгрываниефизических недостатков героев, напр., глухоты, рассеянности).
Комизм ситуации (забавные проделки, трюки, подвохи – комические
падения, кражи, обманы).
Словесный комизм, основанный на реализации метафоры (работник,
которому приказали нарезать луку и петрушки, зарезал хозяйских
детей – Луку и Петрушку; в непристойных анекдотах обыгрывается
значение глагола «дать»), алогизмах, парадоксах и т.п.
Собственно анекдоты – короткие юмористические рассказы, чаще
всего восходившие к литературным источникам (фацеции, шванки);
часто подвергаются циклизации (вокруг одного героя – Совизжала,
ходжи Насреддина; приурочение а. к представителям иной
национальности – цыганам, евреям, чукчам).
05.02.2022
34
35. В анекдотах о чужих всегда побеждает «свой», чужой высмеивается или проигрывает.
Идёт цыган и плачет. К нему на встречу русский:- Чего ты плачешь?
- Я лошадь месяц не кормил, она и здохла.
Попали русский, немец и поляк на необитаемый остров. Ну что
делать?
Решили половить рыбу, авось что поймают. Поймали золотую
рыбку. Она им и говорит:
- Отпустите вы меня хлопцы, я по одному вашему желанию
исполню.
Немец: - Рюмку шнапса и домой.
Поляк: - Рюмку шнапса и домой.
Русский: - Ящик водки и всю компанию назад.
05.02.2022
35
05.02.2022
35
36. Докучные сказки (сказки-коротушки)
«Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием,помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых
«охотников до сказок». Традиционным стало замечание о
безобидной шутливости докучной сказки» (М. Ковшова).
Но есть среди них тексты, насыщенные непристойными, грубыми
выражениями, тексты, авторы и рассказчики которых хотят
поиздеваться над слушателем, поставить его в неловкое
положение.
Структурно они как бы повторяют «нормальные» сказки, но им
свойственна ассиметрия начала, центральной части и концовки.
Собственно повествовательная часть докучной сказки почти
сводится на нет, а рамочные элементы занимают много места.
05.02.2022
36
05.02.2022
36
37. Типы докучных сказок (по Ковшовой)
Неоправданно короткиеЖил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то
ялец: Тут и сказке конец.
Жив себе дед да бабка да было у них сивое порося. Вот
моя и казка уся.
Неоправданно незаконченные
Был себе царь Додон. /Застроил он костеной дом, Набрал
со всего царства костей, / Стали мочить - перемочили,
/Стали сушить - кости пересохли, /Опять намочили... /( Ну что же дальше было?) /А когда намокнут, тогда
доскажу.
05.02.2022
37
05.02.2022
37
38. Неоправданно повторяющиеся: «маятниковые» и «кольцевые».
В «маятниковых» сказках иллюзия бесконечности создается науровне повторения одного звена,
Жил был Кощей бессмертный. Решил он построить дворец из костей.
Решил мочить. Мочил, мочил их - Перемочил, Начал сушить.
Сушил, сушил - Пересушил, Начал мочить. Мочил, мочил…;
в «кольцевых» весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало
и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать
ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» (записей
текстов «с начала» - больше).
Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили
средь польца, Не сказать ли опять с конца?
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была
мочала, не сказать ли сказочку сначала?
05.02.2022
38
05.02.2022
38
39. Почему мы начали с фольклороной сказки?
Она стала импульсом к созданию большого количествалитературных сказок, подарив авторам нового времени
готовые сюжетные схемы, поэтические средства,
формулы и т. п.
Литературная сказка, о которой речь пойдет в
следующий раз, может ей подражать, но может с ней
спорить, соперничать, может её пародировать, но без
нее её появление на свет не было бы возможным.
05.02.2022
39
05.02.2022
39