123.38K
Категория: Русский языкРусский язык

Учимся писать комментарий

1.

Учимся писать
комментарий

2.

Формулировка задания №27
• Напишите сочинение по прочитанному тексту.
• Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
• Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение
к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между
примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
• Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
• Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.
• Объём сочинения – не менее 150 слов.
• Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

3.

Композиция сочинения
1 абз.
2-3-4 абз.
5 абз.
6 абз.
7 абз.

4.

Логика комментария
Проблема
Комментарий
Позиция
автора
Комментарий должен связать проблему, которую
учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о
которой будет говорить позже: показать ход мысли автора,
как именно он раскрывает сформулированную проблему,
подводя читателей
к определённому выводу.

5.

Структура комментария
• 1) Пример-иллюстрация из текста.
• 2) Пояснение примера.
• 3) Пример-иллюстрация из текста.
• 4) Пояснение примера.
• 5) Смысловая связь между примерами.
• 6) Анализ смысловой связи.

6.

Структура комментария
Примериллюстрация 1
Примериллюстрация 2
Пояснение
примера 1
Пояснение
примера 2
Смысловая
связь между
примерами
и её анализ

7.

Что такое пример-иллюстрация
Пример-иллюстрация – это значимые для
раскрытия поставленной проблемы фрагменты
текста, сопровождаемые пояснениями.
Пример-иллюстрация отсылает нас к
прочитанному тексту (способы отсылки к тексту
см.далее).

8.

Способы отсылки к тексту
Цитирование
«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче,
чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А.Амонашвили.
Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки
и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют
наши поступки.

9.

Способы отсылки к тексту
Косвенное цитирование
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным
потребностям, человек способствует саморазрушению.
Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень,
который позволит противостоять злу и направить всю свою
деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

10.

Способы отсылки к тексту
Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми
в тексте
Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек,
которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом
поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших
братьях меньших. Действительно, далеко не каждый
способен рисковать собой ради животных.

11.

ЭТО ЗАПИСАТЬ/РАСПЕЧАТСТЬ, ПОЛОЖИТЬ В ПАПКУ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Клише для примеров-иллюстраций
Художественный текст
Автор раскрывает проблему, описывая….
Проблема раскрывается автором на
примере (случая из его жизни, случая из
жизни героя текста…..)
В центре внимания автора случай…
Писатель изображает (кого? что?)
Герой говорит: «цитата»
Следует обратить внимание на слова
(поступки, мысли) героя…
Особого внимания заслуживает такая
художественная деталь, как…
Симпатии автора на стороне героя,
который…
Публицистический текст
Рассуждая
над
поставленной
проблемой, автор обращается к
собственному опыту и вспоминает…
Рассуждая над поставленной
проблемой, писатель не случайно
приводит слова (кого?): «цитата».
Автор разделяет (не разделяет)
мнение (кого?), который утверждал:
«цитата».
Думаю, нужно обратить внимание на
мысль о том, что …
Особого
внимания
заслуживает
мысль автора о том, что… (и
почему?)

12.

ЭТО ЗАПИСАТЬ/РАСПЕЧАТАТЬ, ПОЛОЖИТЬ В ПАПКУ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Клише для пояснения
Художественный текст
Публицистический текст
Автор, как мне кажется,
не Писатель, как мне кажется,
случайно обращает внимание на…
хочет сказать, что…
(поведение героя, его поступки, на Этот
пример,
думаю,
диалог героев)
показывает, что…
Поступок героя, на мой взгляд,
Смысл высказывания, на мой
свидетельствует (показывает)…
взгляд, заключён в том, что…
Я думаю, описанная ситуация Эти
слова,
я
уверен,
заслуживает особого внимания,
убедительно доказывают, что…
потому что…
Я думаю, этим примером
Эти события, на мой взгляд,
писатель хотел показать, что…
писатель описывает, чтобы…
Приведённые слова, думается,
Мне кажется, поступок героя
содержат
глубокий
смысл:
позволяет понять, что…
(какой?)

13.

ЭТО ТОЖЕ ВАЖНО!
САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОММЕНТАРИЯ!!!!
Основные виды смысловой связи между примерами
Смысловые отношения
Клише
Противопоставление
Противопоставляя эти примеры, ………
Сопоставление/сравнение
Сопоставляя/сравнивая эти примеры,
можно сделать вывод …..
Пояснение/дополнение
Эти примеры, дополняя друг друга,
помогают понять, что …
Причинно-следственная
Эти рассуждения приводят к выводу о том,
что….

14.

Типичные ошибки комментирования
Типичные
ошибки
комментирования
Комментарий
не опирается
на текст
Комментарий
подменяется
пересказом или
цитированием
«Имитация»
комментария
Комментарий
не соответствует
проблеме
Категорически запрещено:
просто пересказывать текст, не анализируя его.
использовать в анализе большое количество цитат.

15.

Комментарий не опирается на текст
Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день
проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников,
которые не любят свою родину и готовы при первом удобном
случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать
настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит
свою родину.

16.

Комментарий подменяется пересказом
К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который
вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в
муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так
появился его первый пейзаж, написанный акварельными
красками.

17.

«Имитация» комментария
Раскрывая проблему, автор повествует о художнике Берге.
Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались
пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось
ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине
сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто
крат более прекрасной, чем раньше».

18.

Два камня
(1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах
южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.
(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила
забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел
удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей.
(6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы
Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту
историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.
(9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих
друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в
этих краях.
(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.
(13)Старый Камень был удивлён.
(14)− Извините, я вас впервые вижу.
(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня
унесло в море?
(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было
здорово, интересно.
(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем
рассыпаться от страха, и сказал:
(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.
(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.
(25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся Камень сказал:
(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?
(29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
(По Ф. Д. Кривину*) *Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г.) – русский, советский писатель, поэт, прозаик.

19.

ЭТО ЗАПИСАТЬ в ТЕТРАДИ как ОБРАЗЕЦ, ВСТАВИВ пропущенные слова. Текст
Ф.Кривина дан на предыдущем слайде.
Фрагмент сочинения по тексту Ф.Кривина
Как должен жить человек: с головой окунаться в жизнь с её сложностями и противоречиями или
прятаться от жизненных трудностей? Такова проблема, над которой заставляет задуматься текст
Ф.Кривина.
Автор раскрывает проблему, противопоставляя …………….., каждый из которых воплощает
………………………………………………….. Первый, Кремень, смело …………………………….. Попав в пучину, он
………………………………………….. Происшествие открыло ему «настоящую жизнь», помогло стать лучше.
Нельзя не восхищаться людьми с характером Кремня, ведь они не боятся жизненных бурь и
штормов, смело идут навстречу трудностям.
Совсем иначе изображён его друг, Растрескавшийся Камень. Он провёл свою жизнь в
…………………, его товарищи – ……………….. Он, испугавшись трудностей, отказался ………………………….. и
остался ……………………………. Человек, подобный Растрескавшемуся Камню, никогда не достигнет
успеха, не сможет реализоваться как личность.
С помощью …………….…………. (назови связь) Ф.Кривин показывает жизненные итоги людей с
противоположными взглядами на мир и своё место в нём. Нетрудно заметить, что симпатии
писателя на стороне тех, кто смело идёт к поставленной цели.
Позиция автора текста, как мне кажется, заключается в следующем: ……………………………………………
Только активная жизненная позиция делает человеческую жизнь полноценной и осмысленной.
English     Русский Правила