Похожие презентации:
Деятельность художников объединения «Мир искусства» в области театрального искусства
1.
Деятельность художниковобъединения
«Мир искусства»
в области театрального
искусства
Выполнила: Николаева Я.А.
ОАБ-44.-3.05- 41
2.
Художники объединения включили в круг своиххудожественных интересов театр как вид искусства,
близкий им по их творческим принципам, отвечающий
их эстетической программе. Театральна была сама
живопись этих мастеров, ибо они стремились не к
воспроизведению реальной жизни, а к созданию
возвышенного мира художественных образов, где
прихотливо сочеталось настоящее и ненастоящее, так
напоминая атмосферу сценических подмостков. Театр
влек мастеров "Мира искусств" и как область больших
синтетических возможностей, где они могли развернуть
свои поиски большого стиля.
3.
Очистить сцену от косных традиций, вернуть ей силузрелищности, угасший аромат театральности,
создавать постановки большого стиля, высокого и
утонченного совершенства - такова была главная и
конечная цель их театральной деятельности.
Успех мирискусников в сценографии был основан на
способности вживаться в стиль прошедших эпох,
глубоко проникать в своеобразие старых культур и
мыслить их категориями.
4.
Александр Николаевич Бенуа(1870 – 1960)
Роль А. Н. Бенуа в
театральной деятельности
мирискусников была едва
ли не определяющей.
Его историко – культурные
знания, вкус, такт по
отношению к стилям
прошлого обеспечил успех.
5.
Именно в искусстве театра он видел единственнуювозможность создать в современных условиях
творческий синтез живописи, архитектуры, музыки,
пластики и поэзии, осуществить то органическое
слияние искусств, которое представлялось ему
высшей целью художественной культуры.
6.
Под вдохновением от Версаля Бенуа рисует эскизы к одному изсамых первых балетов Дягилева, показанных в Париже –
«Павильону Армиды» композитора Черепнина.
Эскиз декорации к балету
Эскиз костюма маркиза
Фьербуа к балету «Павильон
Армиды»
7.
Балет «Павильон Армиды» 1909 г.Анна Павлова и Вацлав Нижинский
В. Нижинский
8.
А. Бенуа очень привлекалибалетные постановки,
таким образом по его
инициативе, а также при
его непосредственном
участии была
организована частная
балетная труппа, начавшая
в 1909 году триумфальные
выступления в Париже.
Речь идет о знаменитых
«Русских сезонах».
Вершиной его достижений
были декорации к балету
И. Ф. Стравинского
«Петрушка» (1911 г.).
Эскизы к декорациям «Петрушка»
9.
Эскизыкостюмов к
спектаклю
«Петрушка»
10.
Сотрудничество А. Бенуа с К. С. Станиславским иВ. И. Немировичем-Данченко в МХТ.
«Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идёт на
всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он
прекрасный режиссёр-психолог и великолепно и сразу схватил все
наши приёмы и увлёкся ими. Очень трудолюбив. Словом – он
театральный человек».
К.С. Станиславский о работе с Бенуа
«У Бенуа много страстей, но из них самая большая – страсть к
искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру… Он самый
театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее
театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд…».
И. Э. Грабарь
11.
Эскиз декорации «Мнимый больной»В пьесах Мольера «Мнимый
больной», «Брак поневоле»,
«Тартюф» И.К. Гольдони
«Хозяйка гостиницы»
художник создал подлинно
театральный образ
Франции и Италии,
стилизованный, изящный,
чуть жеманный, образ
очень точный в деталях, но
претворённый в изысканное
зрелище.
Режиссёры: К. Станиславский и
А. Бенуа, художник: А. Бенуа
Эскиз декорации «Хозяйка гостиницы»
12.
Эскизы костюмов к спектаклю «Тартюф» 1912 г.Выполненные им многочисленные декорации и костюмы
демонстрируют исключительную способность воссоздания самых
разных эпох, национальных особенностей и настроений.
Отличительным признаком его декораций и костюмов является
внимание к историческим деталям.
13.
Лев Самойлович Бакст(1866 – 1924)
Ярко выраженная
собственная манера
сложилась в театральнодекорационном искусстве у
Л. С. Бакста. Слава
художника распространилась
после дягилевских
постановок в Париже.
«Автопортрет» Л. С. Бакст
14.
Излюбленными темами были античность и Восток (актуально вэпоху модерна). Современники часто говорили о свойственной
его работам «вакханалии красок» (богатство палитры).
Эскиз костюма «Клеопатра» 1909 г
Эскиз костюма «Шахеразада» 1910 г.
15.
Л. Бакст создалсвои классические
произведениядекорации и
костюмы к балетам
«Нарцисс» 1911 г. и
«Послеполуденны
й отдых фавна»
1912 г. Античность
предстала в
противоположных
проявлениях – как
идиллия и как
буйство страсти.
«Нарцисс» 1911 г.
«Послеполуденный отдых
фавна» 1912 г.
16.
Каждый эскиз Бакста являетсяочень целостной,
самостоятельной композицией ,
живущей своей жизнью и вне
театра. Каждая работа уникальна
и образна, глубоко эмоциональна,
наделена движением и жизнью.
Изображая фигуры, художник
охотно прибегает к ракурсам, к
резким движениям и поворотам,
но фигуры в его эскизах всегда
гармонично укладываются в
формат листа.
«Саломея» 1908 г.
17.
МстиславВалерианович
Добужинский
(1875 – 1957)
В некотором роде
противоположностью Баксту в
театральной декорации был
М. В. Добужинский. Его
интересовало не столько
декоративное, сколько
психологическое начало. Не
случайно он связал свою судьбу
декоратора с драматическим
театром и лучшие работы создал
в содружестве с
К. С. Станиславским.
Осип Браз Портрет М. В. Добужинского
18.
«Месяц в деревне»И. С. Тургенева 1909 г.
Возможность тактично, строго,
просто воссоздать обстановку
провинциального ампира
(психологизм в этой работе
приобрел лирический оттенок).
Эскиз костюма Верочки
19.
«Николай Ставрогин» 1913 г.по «Бесам» Достоевского.
Отличается открытым и
напряженным драматизмом.
Эскизы декораций
Эскизы грима
20.
Александр Яковлевич Головин(1863 – 1930)
А. Я. Головин был
разносторонним
мастером. Путь
Головина, как
театрального декоратора
начинается в конце
1890 – х (знакомство в
1898 году с Сергеем
Дягилевым), расцвета
достигает в середине
1910-х.
«Автопортрет» А. Я. Головин 1919 г.
21.
«Честь и слава художнику, сумевшему силой своего таланта,силою проникновения в давно отжившую старину воскресить
перед нами кусочек древней Руси».
Э. А. Старк о «Псковитянке»
Эскиз декорации оперы Н. А. РимскогоКорсакова «Псковитянка».
22.
Эскиз декорации пролога к опере М. П. Мусоргского"Борис Годунов» (национальная тема)
23.
В спектакле «Орфей и Эвридика» достигло своего апогеятворческое содружество двух замечательных мастеров Александра Головина и выдающегося режиссера
Всеволода Мейерхольда.
Декорации к
опере
К. В. Глюка
«Орфей и
Эвридика» 1911 г.
24.
В 1910 –е Головин больше всего работал с Вс.Мейерхольдом, который тогда переживал период
увлечения синтетическими идеями, возрождением
театральности как таковой.
Близость Головина Мейерхольду, их совместные
искания, высокое мнение гениального режиссера о
художнике – свидетельствует о том, что Головин жил
самыми насущными театральными проблемами своего
времени. Он, как и другие мирискусники, участвовал
в исканиях нового мифотворчества, массового
театрального действа, возрождения зрелищности,
уходящей своими корнями в далёкие традиции
античного и средневекового театра.
25.
Эскиз декорации к комедии Ж.Б. Мольера «Дон Жуан».
1910.
Эскиз декорации для
«Электры»: Дворец
Агамемнона в Микенах. 1913
26.
Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова«Маскарад», 1917 ( «психологический декоративизм»)
27.
Выводы:Театр для художников объединения «Мир искусства» был областью
синтетических возможностей (искание синтеза, слияние искусств,
присущий стилю модерн), также их целью было вернуть
зрелищность и настоящую театральность. Сама театральность
отвечала принципам объединения (атмосферой сценических
подмостков обладала сама живопись художников).
Успех был основан на способности вживаться в стиль прошедших
эпох, глубоко проникать в своеобразие старых культур и мыслить
их категориями (особенно, такт по отношению к прошлым эпохам
А. Бенуа).
Периодом наивысшей славы мирискусников было участие в
«Русских сезонах» антрепризы Дягилева с 1909 по 1914 год,
производивших настоящий фурор, своим новаторством, новой
постановкой задач, декорациями, музыкой и хореографией.
28.
Список литературы :Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века.
М., 1993
Художники "Мира искусства" и театрально-декоративное искусство,
[Электронный ресурс]; URL: https://art.sovfarfor.com/izobrazitelnoeiskusstvo/hudozhniki-mira-iskusstva-i-teatralno-dekorativnoe-iskusstvo
Бенуа. Театральная деятельность: вехи творчества, новаторство,
концептуальный подход к решению сценического костюма, [Электронный
ресурс]; URL: http://www.muzcentrum.ru/news/2013/05/9575-chast-43-a-nbenua-teatralnaya-deyatelnost-vekhi-tvorchestva-novatorstvo-kontseptualnyjpodkhod-k-resheniyu-stsenicheskogo-kostyuma
Лев Бакст и «Русские сезоны» в Париже, [Электронный ресурс]; URL:
http://elibrary.sgu.ru/VKR/2017/50-03-03_002.pdf