Похожие презентации:
Проблемы нравственности в произведениях русской литературы
1.
Проблемы нравственности впроизведениях русской литературы
2.
Нравственность Это система правил поведенияличности, прежде всего, отвечающая
на вопрос: что хорошо, а что плохо;
что добро, а что зло. В основу этой
системы входят ценности, которые
данный человек считает важными и
необходимыми. Как правило, среди
таких ценностей - жизнь человека,
счастье, семья, любовь,
благосостояние и другие. В
зависимости от того, какие именно
ценности выбирает человек для себя,
определяется какими будут поступки
человека – нравственными или
безнравственными. Поэтому
нравственность –самостоятельный
выбор человека.
3.
Проблемы нравственности:Проблема нравственных исканий
человека корнями уходит в
древнерусскую литературу, в
фольклор. Она связана с такими
понятиями как: честь ,совесть
,достоинство, патриотизм, доблесть,
честность, милосердие и т.д.
Еще с давних времен все эти качества
ценились человеком, они помогали
ему в сложных жизненных ситуациях
с выбором.
По сей день нам известны такие
пословицы: «В ком честь, в том и
правда», « Без корня и травинка не
растет», «Человек без Родины –
соловей без песни», «Береги честь
смолоду, а платье снову».
Интереснейшими же источниками,
на которые опирается современная
литература, являются сказки,
былины, рассказы, повести и т.д.
4.
Проблемы нравственности Влитературе:
В литературе
встречаются
произведения, которые
затрагивают многие
проблемы
нравственности.
5.
Проблема нравственности эта проблема одна из ключевыхв русской литературе, которая
всегда учит, воспитывает, а не
просто развлекает. «Война и
мир» Л.Н. Толстого – это роман
о духовных исканиях главных
героев, идущих к высшей
нравственной правде через
заблуждения и ошибки. Для
великого писателя духовность –
главное качество Пьера
Безухова, Наташи Ростовой,
Андрея Болконского. Стоит
прислушаться к мудрым
советам мастера слова, учиться у
него высшим истинам.
6.
Проблема нравственности впроизведении А. И.
Солженицына «Матренин
двор».
Главная героиня - простая
русская женщина, которая
«не гналась за обзаводом»,
была безотказной и
непрактичной. Но именно
такие, по мнению автора, праведники, на которых
держится наша земля.
7.
Проблема отношения человека кродине, малой родине
Проблему отношения к своей
малой родине поднимает
В.Г. Распутин в повести
«Прощание с Матерой».
Защищают свой остров от
затопления те, кто истинно
любит родную землю, а
чужаки готовы надругаться
над могилами, сжечь хаты,
которые для других,
например, для Дарьи, не
просто жилище, а родной
дом, где умирали родители и
рождались дети.
8.
Проблема отношения человека кродине, малой родине
Тема родины – одна из
главных в творчестве И.А.
Бунина.
Покинув Россию, он до конца
своих дней писал только о
ней. Произведение
«Антоновские яблоки»
проникнуто грустным
лиризмом. Запах антоновских
яблок стал для автора
олицетворением родины.
Россия показана Буниным
многообразной,
противоречивой, где вечная
гармония природы сочетается
с человеческими трагедиями
9.
Проблема одиночества в романе Ф.М.Достоевского
Мне кажется, иногда в
одиночестве виновен сам
человек, отделивший себя,
подобно Родиону
Раскольникову, герою
романа Достоевского,
гордыней, стремлением к
власти или преступлением.
Надо быть открытым,
добрым, тогда найдутся
люди, которые избавят
тебя от одиночества.
Искренняя любовь Сони
Мармеладовой спасает
Раскольникова, дает
надежду на будущее.
10.
Проблема милосердия, гуманизма.Страницы произведений русской
литературы учат нас быть
милосердными к тем, кто в силу
разных обстоятельств или
социальной несправедливости
оказались на дне жизни или в
трудной ситуации. Строки повести
А.С.Пушкина «Станционный
смотритель», повествующие о
Самсоне Вырине, впервые в русской
литературе показали, что любой
человек заслуживает сочувствия,
уважения, сострадания, на какой бы
ступени социальной лестницы он ни
находился.
11.
Проблема милосердия, гуманизма врассказе М.А.
Шолохова «Судьба
человека».
«Присыпанные
пеплом» глаза
солдата увидели горе
маленького человека,
не очерствела русская
душа от бесчисленных
потерь и проявила
милосердие.
12.
Проблема чести, совестиВ русской литературе
найдется немало великих
произведений, способных
воспитать человека, сделать
его лучше. Например, в
повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» Петр
Гринев проходит путь
испытаний, ошибок, путь
познания истины,
постижения мудрости,
любви и милосердия. Не
случайно автор предваряет
повесть эпиграфом: «
Береги честь смолоду».
13.
Проблема чести и бесчестияВ романе Л.Н.Толстого
"Война и мир" Пьер Безухов
вызвал на дуэль Долохова,
защищая свою честь и
достоинство. Обедая за
столом вместе с Долоховым,
Пьер был очень напряжен.
Его беспокоили
взаимоотношения Элен и
Долохова. И когда Долохов
произнес свой тост, сомнения
Пьера ещё больше начали
одолевать. А потом, когда
Долохов выхватил письмо,
предназначенное Безухову,
произошел вызов на дуэль.
14.
Проблема чести, совестиПроблема совести – одна из
главных в повести
В.Г.Распутина «Живи и помни».
Встреча с мужем –
дезертиром становится для
главной героини, Настены
Гуськовой, и радостью, и мукой.
До войны они мечтали о ребенке,
и вот теперь, когда Андрей
вынужден скрываться, судьба
дает им такой шанс. Настена же
чувствует себя преступницей,
потому что муки совести ни с чем
не сравнить, поэтому героиня
совершает страшный грех –
бросается в реку, губит и себя, и
неродившееся дитя.
15.
Проблема нравственного выборамежду добром и злом, ложью и правдой
Герой романа Достоевского
«Преступление и наказание»
Родион Раскольников
одержим дьявольской идеей.
«Тварь ли я дрожащая или
право имею?» - задается он
вопросом. В его сердце идет
борьба темных и светлых сил,
и только через кровь,
убийство и страшные
духовные муки он приходит к
истине, что не жестокость, а
любовь, милосердие могут
спасти человека.
16.
Проблема нравственного выборамежду добром и злом, ложью и правдой
Петр Петрович Лужин,
герой романа
«Преступление и
наказание»приобретатель, деловой
человек. Это подлец по
убеждениям, ставящий во
главу угла только деньги.
Этот герой –
предупреждение нам,
живущим в 21 веке, что
забвение вечных истин
всегда ведет к катастрофе.
17.
Проблемы жестокости,предательства в современного мире
Героиня рассказа В.П.
Астафьева «Людочка»
приехала в город работать.
Над ней жестоко
надругались, а близкий
друг предал и не защитил.
И девушка мучается, но не
находит сочувствия ни у
матери, ни у Гавриловны.
Человеческий круг не стал
для героини
спасительным, и она
покончила с собой.
18.
Проблема жестокости современногомира, людей.
Строки романа Достоевского
«Преступление и
наказание» учат нас великой
истине: жестокость,
убийство, «кровь по
совести», изобретенная
Раскольниковым, – абсурд,
потому что только Бог может
даровать жизнь или лишать
ее. Достоевский говорит нам,
что быть жестоким,
преступать великие заповеди
добра и милосердия – значит
губить собственную душу.
19.
Проблема истинных и ложныхценностей.
Вспомним бессмертные
строки «Мертвых душ»
Н.В. Гоголя, когда
Чичиков на балу у
губернатора выбирает, к
кому подойти – к
«толстым» или «тонким».
Герой стремится только к
богатству, причем любой
ценой, поэтому
присоединяется к
«толстым», где находит
все знакомые лица. Это
его нравственный выбор,
определяющий
дальнейшую судьбу.
20.
Проблема доброты, искренностив творчестве Л.Н. Толстого
Доброту в человеке
нужно воспитывать с
детства. Это чувство
должно быть
неотъемлемой частью
личности. Все это
воплощено в образе
главной героини
романа «Война и мир»
Наталье Ростовой.
21.
Проблема нравственной души, внутреннегодуховного мира
По-настоящему богатым
и полным внутренний
мир делают
нравственные качества
человека. Человек –
часть природы. Если он
живёт в гармонии с ней,
то тонко чувствует
красоту мира, умеет
передать её. Таким
примером может стать
Андрей Болконский в
романе Л.Н. Толстого
«Война и мир».
22.
Проблема самопожертвования, сострадания,милосердия
Соня Мармеладова, героиня
романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»,воплощение смирения и
христианской любви к
ближнему. Основа ее жизни самопожертвование. Во имя
любви к ближнему она готова
на самые невыносимые
страдания. Именно Соня несет
в себе ту истину, к которой
через мучительные искания
должен прийти Родион
Раскольников. Силой своей
любви, способностью
претерпеть любые муки она
помогает ему превозмочь
самого себя и сделать шаг к
воскрешению.
23.
Проблемы самопожертвования,любви к людям; равнодушия, жестокости
В рассказе русского писателя
Максима Горького «Старуха
Изергиль» поражает образ Данко.
Это романтический герой,
пожертвовавший собой ради
людей. Он повел людей через лес
с призывами победить тьму. Но
слабые люди во время пути стали
падать духом и умирать. Тогда
они обвинили Данко в том, что он
неумело управлял ими. И во имя
своей великой любви к людям
разорвал грудь, достал свое
горящее сердце и побежал вперед,
держа его как факел. Люди
побежали за ним и преодолели
трудную дорогу, забыв своего
героя, а Данко умер.
24.
Проблемы верности, любви, преданности,самопожертвования.
В повести «Гранатовый
браслет» А.И. Куприн
рассматривают эту проблему
через образ Желткова.
Вся его жизнь заключалась в
Вере Шеиной. В знак своей
пламенной любви Желтков
дарит самое дорогое –
гранатовый браслет. Но герой
отнюдь не жалок, а глубина его
чувства, способность на
самопожертвование
заслуживает не только
сочувствия, но и преклонения.
Желтков возвышается над всем
обществом Шеиных, где
никогда бы не возникла
настоящая любовь.
25.
Проблемы сострадания, милосердия,веры в себя
Героиня романа Ф.М.
Достоевского
«Преступление и
наказание» Соня
Мармеладова своим
состраданием спасает от
духовной гибели Родиона
Раскольникова.
Она добивается, чтобы он
совершил явку с повинной,
а затем идет с ним на
каторгу, своей любовью
помогая Родиону обрести
утраченную веру.
26.
Проблема сострадания, милосердия,верности, веры, любви
Сострадание и милосердие —
важные составляющие
образа Наташи Ростовой.
Наташа, как никто другой в
романе, умеет дарить людям
счастье, любить
самозабвенно, отдавая всю
себя без остатка. Стоит
вспомнить, как описывает ее
автор в дни разлуки с князем
Андреем: «Наташа никуда не
хотела выезжать и, как тень,
праздная и унылая, ходила
по комнатам...». Она — сама
жизнь. Даже перенесенные
испытания не ожесточили
душу, а укрепили ее.
27.
Проблема Черствого и бездушного отношенияк человеку
Жестокому отношению подвергся
главный герой произведения
А.Платонова «Юшка».Ему всего
сорок лет, но окружающим он
кажется глубоким старцем.
Неизлечимая болезнь состарила его
раньше времени. Черствые,
бездушные и жестокие люди
окружают его: дети смеются над
ним, а взрослые, когда у них
случается неприятность, срывают на
нем свою злобу. Они безжалостно
издеваются над больным человеком,
бьют его, унижают. Ругая за
непослушание, взрослые пугают
детей тем, что они, когда вырастут,
станут похожими на Юшку.
28.
Проблема человеческой духовностиАлешка, герой рассказа
А.Солженицына «Один день
Ивана Денисовича», как раз
является примером
духовного человека. Он
попал в тюрьму из-за своей
веры, но не отказался от неё,
напротив, этот молодой
человек отстаивал свою
правду и пытался донести её
до других заключённых. Ни
один его день не проходил
без чтения Евангелия,
переписанного в обычный
блокнот.
29.
Проблемы взяточничества, мещанстваЯрким примером
являются герои комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор».
К примеру, городничий
Сквозник - Дмухановский,
мздоимец и казнокрад,
обманувший на своём веку
трёх губернаторов, был
убеждён, что любые
проблемы можно решить с
помощью денег и умения
«пустить пыль в глаза»
30.
Проблема скупости, жадностиГлавный герой рассказа И.А.
Бунина «Господин из СанФранциско» долгие годы
«лишь существовал»,
занимаясь только одним —
приумножением собственного
капитала. «Деньги правят
миром. Деньги могут все,-»
именно так думает господин из
Сан-Франциско. Деньги для
него - цель жизни. Главный
герой всегда был убежден, что
удовольствия можно купить.
Он не привык к радостям, все
время откладывая жизнь на
потом.
31.
Проблема верности, преданностиЯрким примером верности
«Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
является героиня романа
А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» Татьяна Ларина,
верная своему
супружескому долгу и
данному слову, она отвергла
чувство тайно ею любимого
Онегина. Она стала
олицетворением
искренности и
нравственной силы.
32.
Проблема радости и счастья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Наташа, как никто другой в
романе, умеет делиться,
отдавать, и поэтому сила ее
любви заключается в
бескорыстности, самоотдаче
«от всей души». Высшую
радость и счастье женщины
Наташа Ростова видит в
материнстве. Счастье для нее
— это благополучие семейной
жизни, здоровье детей. Как
жена и мать, Наташа попрежнему прекрасна.
33.
Проблема предательстваВ повести В. Распутина «Живи и
помни» представлена история
дезертира Андрея Гуськова,
который, наконец, оказывается в
родных местах после ранения. В.Г.
Распутин постоянно подчеркивает,
что, совершив предательство
(решил не возвращаться в часть),
Гуськов вступил на звериный путь.
Через некоторое время ему уже
жизнь, которой он так дорожил на
фронте, стала не мила. Совершив
измену родине, Андрей не может
уважать себя. Душевные муки,
нервное напряжение,
невозможность ни на минуту
расслабиться, превращают его в
загнанного зверя.
34.
проблема нравственной ответственностичеловека за судьбу мира
Главный герой повести
М.А.Булгакова «Собачье сердце» –
профессор Преображенский задумывает своеобразное
соревнование с самой Природой и
Миром. Его эксперимент
фантастичен: создать нового
человека путем пересадки собаке
части человеческого мозга. В
результате сложнейшей операции
появляется безобразное,
примитивное существо, наглое и
опасное. Ученый должен быть
ответственен за свой эксперимент,
должен был предвидеть последствия
своих действий, понимать разницу
между эволюционными
изменениями и революционным
вторжением в жизнь. Нельзя
бездумно вмешиваться в природу!
35.
человека за судьбу мира в романе М.А. Булгакова«Мастер и Маргарита»
Понтий Пилат, считавший себя жестоким
и могущественным, проявил свою
слабость и трусость, отправив на казнь
Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес
людям высшую правду, видел в нем
спасителя своей души. Но из боязни
потерять свою власть и карьеру Пилат
идет против себя, против своей совести.
Он увидел в подсудимом свет истины и,
потеряв его, мучается не только духовно. У
Пилата была возможность спасти Иешуа он ею не воспользовался, и потому
ответствен за свой выбор и наказан за
него вечными муками.
Иешуа, наоборот, является
воплощением ответственности. Он
остаётся верен своей философии даже
перед лицом смерти. Пилат предлагает
ему отказаться от своей правды - но Иешуа
предпочитает умереть, чем изменить
своим убеждениям.
36.
личности.«Прятки» Андрея Гуськова в
повести «Живи и помни»
В.Распутина привели к
отчуждению, к одичанию,
превращению в загнанного
зверя. Начинается
нравственная деградация
человека, который постепенно
превращается в животное.
Гуськов начинает чувствовать
себя зверем: у него вместо
кожи – шкура, живет, как
крот, в потемках, называет
себя "зверюгой лесной”, у него
"звериный аппетит”.
Превращение Гуськова в зверя
тщательно подготовлено.
37.
твой выбор - за тобойЧеловечество всегда стоит перед
выбором: пойти по старой,
хорошо известной дороге, или
по новой, неизведанной тропе.
Писатели в произведениях
показывают не только моменты
выбора, пути человеческой
мысли, но и ошибки,
совершенные при этом выборе, а
иногда и пути решения
возникших проблем. Поэтому,
когда подобные ситуации
возникнут в нашей жизни,
давайте попытаемся не
совершать таких ошибок.