в воспоминаниях современников…
Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой, родной тёти поэта.
«Родился и провёл первые годы своей жизни Саша в ректорском доме, на верхнем этаже с окнами на университетский двор.»
Мать Александра Блока - Александра Андреевна Бекетова.
Ксения Михайловна Садовская
В то утро был открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя буквами: «К.М.С». Цикл, ни одной строчки из которого юный поэт не пока
«Частным театром» Саши была дача в Шахматове.
Воспоминания А. И. Менделеевой.
В 1904 году вышел сборник стихов «Стихи о Прекрасной Даме».
Воспоминания Петра Перцова.
«Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города»
Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл
2.20M
Категория: БиографииБиографии

Александр Блок

1.

2. в воспоминаниях современников…

3. Воспоминания Марии Андреевны Бекетовой, родной тёти поэта.

4. «Родился и провёл первые годы своей жизни Саша в ректорском доме, на верхнем этаже с окнами на университетский двор.»

5.

«С семи лет, ещё при няне,
Саша начал увлекаться
писанием. Он сочинял
коротенькие рассказы, стихи,
ребусы и т.д….»

6.

Объедала.
Жил-был
маленький коток,
Съел порядочный
Пирог.
Заболел тут
животок –
Встать с постели
Кот не мог.

7. Мать Александра Блока - Александра Андреевна Бекетова.

«Все эти ранние
попытки писать
обнаруживают
только великую
нежность Саши к
матери, а также
его пристрастие
к кораблям и
кошкам.»
Мать Александра Блока Александра Андреевна
Бекетова.

8.

«Мать и сын были во
многом сходны.
Повышенная
впечатлительность,
нежность,
страстность,
крайняя нервность,
склонность к
мистицизму и к
философскому
углублению
жизненных явлений –
черты присущие им
обоим.

9.

«Саша был не так
экспансивен как
мать, однако,
связь между ними
была очень
сильна. До
девяти лет он
жил всегда в
одной комнате с
нею. Важно было
и то, что Саша
рос без отца.»

10.

«Одной из главных особенностей,
обнаружившихся к семи годам,
была какая-то особая
замкнутость. Однако, при всей
своей замкнутости, маленький
Саша отличался прямодушием: он
никогда не лгал и был лишён
хитрости и лукавства. Кроме
того, он был гордый ребёнок: его
трудно было заставить просить
прощения или выпрашивать чтонибудь.»

11.

«В 1894 году Саша
начал издавать
рукописный
журнал
«Вестник». Он
издавался три
года: начался он,
когда Саше было
13 лет, а
прекратился,
когда ему минуло
16.»

12.

«Весной 1897 года
наступил важный
момент в
Сашиной жизни:
поездка в
Наугейм,
встреча с К.
М.Садовской и
первое
увлечение.»

13. Ксения Михайловна Садовская

«Если бы Ты, дорогая моя, знала, как я
стремился все время увидеть Тебя, Ты
бы не стала упрекать меня»...
(А.Блок).

14.

«Ухаживал он неумело,
но страстно, чем
немало смущал
Ксению Михайловну.
Смущал и трогал. И
она сдалась. Борьба с
неистовым
поклонником и
собственным
сердцем была
проиграна.»

15.

«Однажды Саша
возвратился домой под
утро, бледный и еще
более отчаянно
влюбленный. И записал
в своей книжке:
В такую ночь успел
узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины
объятья
В лучах безжизненной
луны.»

16. В то утро был открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя буквами: «К.М.С». Цикл, ни одной строчки из которого юный поэт не пока

В то утро был открыт первый лирический
цикл Блока, озаглавленный тремя буквами:
«К.М.С». Цикл, ни одной строчки из
которого юный поэт не показал матери.
Мать поначалу не вполне верно оценившая
исходившую от госпожи Садовской
опасность, узнав о зарождающихся между
«дрянной, бездушной кокеткой» и
«скромным мальчиком» отношениях, впала
в ярость.

17.

«Вскоре после
возвращения из
Наугейма Саша впал
в романтическое
настроение: он
зачитывался
Шекспиром. Желание
играть охватило его
с необычайной
силой.»

18.

«И он устраивал маленькие спектакли:
«Ромео на могиле Джульетты»;
«Грамматика»;
«Философы».
Также Саша занимался в одном из
петербургских драматических
кружков, но во время пребывания там,
исполнял, лишь, небольшие роли
стариков.»

19. «Частным театром» Саши была дача в Шахматове.

20.

21.

22. Воспоминания А. И. Менделеевой.

23.

«Александр Блок
появился в Боблове (
дача Менделеевых),
когда ему было 17 лет.
Это был красивый
стройный юноша, со
светлыми вьющимися
волосами, с большими
мечтательными
глазами и с печатью
благородства во всех
движениях и словах.»

24.

«Он сразу как-то
стихийно
полюбил Любу,
самую юную из
юных
обитательниц
Боблова, а она
его, о чём он сам
говорит в своём
дневнике и
стихах.»

25.

«Александр стал
руководить
бобловскими
спектаклями. С
его появлением
началась «новая
эра». Репертуар
был установлен
классический:
Шекспир, Пушкин,
Грибоедов и
Чехов.

26.

«Уже в то время
Александр
поклонялся
«Прекрасной
Даме», служил ей.
Почти все стихи
того времени
написаны под
впечатлением
его будущей
жены.»

27.

Автограф стихотворения А.А.Блока
"Пусть светит месяц…".Январь 1898
г. Санкт-Петербург

28.

«В конце зимы Александр сделался
женихом. Свадьбу решили делать летом
1903 года в деревне.
Венчались в старинной церкви близ
Шахматова.»

29. В 1904 году вышел сборник стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

30.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

31.

Александр,
боготворивший свою
молодую жену, вовсе
не готов был к
супружеским
отношениям. Можно
представить себе
шок молодой жены,
услышавшей
однажды: «Нам и не
надо физической
близости…»

32. Воспоминания Петра Перцова.

33.

«Помню как сейчас широкую серую
террасу старого барского дома, эту
осеннюю теплынь – и Зинаиду
Николаевну Гиппиус с пачкой чьих-то
стихов в руках.»

34.

«Прислали(не помню
от кого)…какой-то
петербургский
студент…Александр
Блок…посмотрите
…Дмитрий
Сергеевич
забраковал, а помоему, как будто
недурно…»

35.

«Я прочёл их…И
эта минута на
даче в Луге,
запомнилась
навсегда.
«Послушайте,
это гораздо
больше, чем
недурно: это,
кажется,
настоящий
поэт!»»

36.

«И этот почерк –
такой уверенный,
отчётливый и
такой красивый!
Я и сейчас не
знаю почерка
красивее, чем у
Александра
Блока.»

37.

«На редакционных
собраниях «Нового
пути» Блок появлялся
аккуратно, хотя
отсутствие
сверстников замыкало
его в некоторую
изолированность. Но
журнал был для него
«своим» - и не мог не
быть ему близок.

38.

«В марте 1903 –го
года Александр
Блок
дебютировал в
журнале «Новый
путь».Следующа
я серия стихов
вышла в 1904 –
ом, в июньской
книжке.»

39. «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города»

Наталья Волохова – актриса труппы Веры
Комиссаржевской.
«Посвящаю эти стихи
Тебе, высокая женщина в
черном, с глазами
крылатыми и
влюбленными в огни и
мглу моего снежного
города»

40.

«Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз.
Они поют из темной ложи:
«Найди. Люби. Возьми. Умчи».
И все, кто властен и ничтожен,
Опустят предо мной мечи.»

41.

Все началось с постановки
«Балаганчика».
Еще до премьеры, до той самой
скандально-знаменитой
премьеры, Блок стал
пропадать в театральных
уборных Веригиной,
Волоховой, Екатерины Мунт.
Веселил, поддразнивал их. А
однажды послал Волоховой
розы со стихами, которые
привели ее в восторг и
смущение.

42.

Идеальной
постановкой
маленькой
феерии
«Балаганчик» я
обязан Всеволоду
Эмильевичу
Мейерхольду, его
труппе,
художнику
Сапунову и М.А.
Кузьмину.

43. Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл

Лирика Блока, по своей
«стихийности» близкая
музыке, формировалась
под воздействием
романса. Через
углубление социальных
тенденций (цикл
«Город», 1904—1908)

44.

Религиозного интереса (цикл
"Снежная маска", 1907).
Осмысление «страшного мира»
(одноименный цикл 1908—
1916).
Осознание трагедии
современного человека (пьеса
«Роза и крест», 1912—1913) .
Пришёл к идее неизбежности
«возмездия» (одноименный
цикл 1907-13; цикл «Ямбы»,
1907—1914.

45.

Поэма «Возмездие»,
1910—1921).
Главные темы
поэзии нашли
разрешение в цикле
«Родина» (1907-16).
Октябрьскую
революцию
пытался
осмыслить в поэме
«Двенадцать»
(1918)

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

В последние годы жизни Блок ведет
большую общественную работу,
много сил отдает издательству
“Всемирная литература”. В 1920 —
избран председателем
Петроградского отделения
Всероссийского союза поэтов.

60.

Однако
разочарование в
революции и
переживания за
судьбу
Отечества
вызывают
глубокий
творческий
кризис,
депрессию и
преждевременну
ю смерть Блока.
English     Русский Правила