29.06M
Категория: ИскусствоИскусство

Народный промысел. Берестяные изделия

1.

2.

3.

Изделия из бересты
занимали важное место в
народных промыслах, из
нее изготавливали игрушки,
посуду, лапти, использовали
для берестяных грамот,
делали лодки, применяли в
строительстве как
гидроизоляцию. В
настоящее время бересту
используют для
изготовления сувениров,
украшений, посуды,
различных корзин и т.п.

4.

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

5.

Крестьяне хорошо знают, что соль
хранимая в туесе, никогда не волгнет, а
соленые грибы и огурцы не только долго
хранятся, но и приобретают такой аромат, что
непосвященному порой трудно поверить, что
в соление не добавлены пряности.
Но все же больше всего ценится другое
достоинство туеска — вода, молоко или квас
долго остаются в нем холодными, а горячая
вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и
был исстари туес частым спутником жнеца,
пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз
приходилось замечать, что даже в самые
знойные дни, когда нещадно палит солнце,
березовый сок, выходящий из ствола, бывает
всегда холодным. Значит, береста надежно
защищает ствол березы от перегрева. Такое
свойство бересты объясняется ее строением.
Она состоит из множества тончайших слоев,
не пропускающих влагу и воздух, причем
верхний слой покрыт белым налетом,
который отражает солнечные лучи.

6.

Заготовлением бересты занимаются с
середины мая до конца июня. В это
время кора хорошо отслаивается от
ствола, тогда как зимой она пристаёт
к пробочному слою. Сроки могут
меняться в зависимости от
географической зоны, места
произрастания, времени наступления
и характера весны.
Лучшая береста для изготовления
всех видов изделий у берез в возрасте
20- 40 лет с гладким ровным стволом
диаметром 150-350 мм. Ветви березы
должны находится выше середины
ствола, и тянуться вверх. Наиболее
подходящая береста у берез растущих
в умеренно влажных и умеренно
тенистых местах.

7.

Изнаночная сторона
бересты
Лицевая сторона
бересты

8.

Существует несколько
способов снятия
бересты со ствола
Виды заготовок
бересты:
а- пластовая береста;
б – берестяная лента
(лыко);
в – склотень

9.

Заготовка пластом
Для снятия пласта нужно сделать два
горизонтальных разреза длиной примерно 200
мм на расстоянии 500-1000 мм (в зависимости от
того, как вы планируете хранить бересту) и
соедините их вертикальный надрезом. Отогнув
край бересты отделите ее от ствола, если время
выбрано правильно береста без усилий
отделится от ствола. Предварительно можно
почистить ствол от верхнего белого слоя, тем
самым уменьшить объём работ в мастерской.
После съема бересту 30 минут просушивают в
тени лицевой (обращенной к стволу) стороной
вверх. Высушенные пласты укладывают
лицевыми сторонами друг к другу и
перевязывают веревкой. Если нет такой
возможности то бересту скручивают в рулон
лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и
перевязывают. Хранят пласты в развернутом
виде в стопе сложенной попарно лицевыми
сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить
лучше в темном, сухом, летом в прохладном,
проветриваемом помещении.

10.

Заготовка лентой
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин
берёза. На ней делается вертикальный надрез
ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно
отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож
держат, так чтобы указательный палец лежал на
обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол
березы, ограничивая ширину ленты. Полученную
ленту сворачивают в клубки или рулоны белым
слоем наружу. Опытный мастер снимает
непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно
следить за тем, чтобы глубина надреза была
небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы
берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова
появилась защитная кора. Для снятия ленты можно
использовать специальный резак с ограничителем.
Технология заготовки бересты: а – надрезы бересты;
б – съем пластовой бересты; в – упаковка пластовой
бересты; г – надрез бересты; д – съем берестяной
ленты; е – положение руки и ножа при съеме
берестяной ленты; ж – упаковка берестяной ленты; з
– съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я.
Федотова

11.

Сколотень (цилиндр)
Ствол спиленного дерева размечают на участки,
длина склотня не должна быть меньше 1,5-2
диаметров ствола плюс 100 мм к высоте
планируемого изделия.
Определив длину склотня делают кольцевой
надрез, отслаивают бересту с помощью – сочалки
(инструмента напоминающий штык). Плоской
стороной ее вколачивают между берестой и лубом,
и осторожно по окружности поступательными
движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив
склотень руками или ремнем, снимают его, делая
вращательные движения.
После снятия первого склотня расположенного
ближе к вершине, отпиливают освобожденный
конец ствола и приступают к снятию следующего
склотня. Просушенные склотни вставляют
последовательно друг в друга.
Технология заготовки склотней: а – разметка
участков для заготовки склотней; б – отделение
склотня от ствола с помощью сочалки; в – упаковка
склотней
Инструменты для заготовки бересты: а – нож-резак;
б – сочалка

12.

Инструменты для
работы с берестой:
а – нож-косяк;
б – нож для зачистки бересты;
в – нож-резак;
г – прямое шило;
д – шило с квадратным сечением;
е – шило – кочедык; ж – зажим;
з – пробойник круглый;
и – пробойник треугольной
формы;
к – чекан в виде креста

13.


Первый этап обработки бересты –
снятие верхнего тонкого белого слоя с
коры о шероховатую поверхность
дерева сразу после заготовки в лесу
или в мастерской при помощи
обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на
слои. Берёзовая кора многослойна и
не все слои можно и нужно
использовать в плетении. Поэтому
нужно отслаивать непрочные верхние
слои до необходимой толщины для
каждого конкретного изделия,
небольшие изделия делают из тонких
лент, а более крупные типа корзин и
коробов из более толстых.
Третий этап – нарезка лент (лычек)
бересты. Нарезать бересту можно
несколькими способами: при помощи
ножниц, при помощи ножа и линейки,
при помощи лентореза.

14.

При длительном (более месяца)
хранении не помешает провести
промасливание подготовленных
полосок. Использовать можно
подсолнечное масло.
Без масла береста становится
хрупкой, ломкой и её надо
замачивать в воде, если она влажной
не хранилась в полиэтиленовом
пакете. Через несколько часов
нахождения в воде сухая береста
становится эластичной, гибкой,
готовой к плетению.

15.

Существует два вида
плетения: косое и прямое.
Названия объясняются тем,
какой угол (в градусах)
образуют пересекающиеся
ленты по отношению к
горизонту. Основным видом
плетения является косое
плетение, ввиду его лучшей
технологичности и
прочности.

16.

Прямое плетение подходит
для создания плоскостных
изделий – салфеток,
обложек для книг, также
могут изготавливаться
объемные изделия солонки,
короба.

17.

Косое плетение
применяется в основном
для изготовления объемных
изделий – корзинок,
вазочек, шкатулок, и
плоских типа ремешков.

18.


Первый этап плетения - создание
дна, получают переплетением
полос до образования квадрата с
рисунком шахматной доски,
размеры которого определяются
числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д.
Количество лент соответственно
берется 8,12,14 и т.д.
Для фиксации полос при
плетении используют грузы
(например стекло) и зажимы.
Получив четкий квадрат,
размечают дно будущего изделия,
оно может быть квадратным или
прямоугольным. При прямом
плетении углы дна обозначены
буквой – в, при косом плетении,
проекция квадратного
дна обозначена буквами – г,
прямоугольного – д.

19.


Далее начинают формировать
стенки. При прямом плетении
формировать объем лучше вокруг
шаблона соответствующего
размера. Все выступающие за
объем полоски поочередно
сгибают под прямым углом вверх
и перевязывают веревкой. Затем с
любого угла начинают вводить
дополнительные горизонтальные
полоски постепенно переплетая
ими вертикальные. Количество
горизонтальных полос определяет
высоту изделия.

20.


При косом плетении угол образуется
на месте разметки путем
перекрещивания и
переплетения расположенных рядом
полос. После заплетения всех четырех
углов изделия выводят на нужную
высоту. Для получения изделия с
ровными стенками можно
использовать шаблон, вокруг которого
формируется изделие. В процессе
работы полосы постоянно
прижимаются друг к другу для
получения плотной стенки без щелей.
После формирования внутренней
части изделия, ленты перегибают
наружу вниз и начинают плетения
наружного слоя. Любое изделие
состоит из двух слоев, при этом
видимым будет, как внутри так и
снаружи изделия внутренний лицевой слой бересты.
Если длины нарезанных полос не
хватает ее наращивают: заводят под
предыдущий слой приподнимая
его ножницами или шилом-кочедыг.
Заканчивают плетении на наружной
стороне дна.

21.

Изготовление туесов считается
одним из самых сложных в
берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и
выворотными.
Обшивной туес состоит как правило
из 4-х частей бересты: сколотень,
рубашка и два пояска верхний и
нижний.
Схема изготовления обшивного туеса

22.

Выворотной туес состоит только из
первых двух. Как правило, рубашка
соединяется замком, хотя делали
туеса и без рубашки, только с
поясками. Замок, соединяющий
пласт в цилиндр имеет множество
форм и принципов скрепления.
Замки для сшивки рубашки туеса
1- сшивание туеса берестяной лентой, 28 – варианты замковых соединений

23.

Оплетаться туес может как корнем
деревьев, так и берестой, и лентой
ивового прута, и верёвкой, и
проволокой. В деревнях туеса
оплетали только сверху. Снизу
поясок держало донце. Для
красоты оплетают и нижний поясок.
Изготовление выворотного туеса: а –
склотень с рубашкой; б – крышка с
ручкой и донышко; в – нижний край
склотня завернутый после размягчения в
горячей воде; г – готовое изделие

24.

Из еловой или кедровой древесины
выпилите донышко. Диаметр донышка
должен быть на несколько миллиметров
больше диаметра внутренней стенки туеса.
Перед тем как вставить донышко, края стенок
вновь распарьте. После этого донышко легко
вставится, а, когда стенки высохнут, донышко
прочно закрепится в туеске, одновременно
исчезнут щели между ним и стенками.
Крышку выпилите из еловой или кедровой
доски с небольшим запасом. Затем,
осторожно срезая ножом края, подгоните ее
к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки
плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка
должна входить в туес с некоторым усилием.
Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок
вырежьте ножом или выточите на токарном
станке, вставьте в просверленное в крышке
отверстие и с нижней стороны забейте для
крепости короткий деревянный клин.

25.

ТИСНЕНИЕ
Способ украшения изделий из
пластевой бересты с помощью
чеканов и штампов.
Чеканы изготавливают из
различных материалов: дерева,
металла, кости. На рабочем конце
формируют рисунок. Тисненые
орнаменты наносят на изделие с
определенным ритмом,
надавливая на чекан рукой или
ударяя молотком.
Туеса украшенные тиснением
(работа А.В. Шутихина)

26.

Тиснение
Применяют еще горячее тиснение,
когда перед запрессовкой чекан или
штамп нагревают, при этом отпечаток
в местах соприкосновения с берестой
будет иметь коричневый оттенок,
насыщенность которого будет
зависеть от температуры штампа,
времени выдержки и толщины
бересты, тут главное не
переусердствовать, береста может
сгореть.
В заводских условиях можно
изготовить различные штампы со
сложными рисунками.
Туеса украшенные методом горячего прессования

27.

Гравировка выжиганием
Наносить рисунок на бересту можно
выжиганием. Для этого используют
электрический выжигательный
прибор, главное при выжигание на
бересте использовать минимальный
нагрев выжигательного пера.
Выжигание можно подразделить на
контурное, силуэтное и живописное
Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

28.

Лазерная резка и
гравировка
Резку и гравировку на бересте можно
получать, используя современное
лазерное оборудование. На лазерном
станке можно выполнить резьбу на
бересте, и любой вид выжигания.
Данный способ позволяет
изготавливать большое количество
одинаковых элементов или изделий,
с высокой производительностью.
Пример гравировки на бересте выполненный на
лазерном станке

29.

Выскабливание или Процарапывание
Выскабливание применяют на
темноокрашенной бересте, как правило,
металлическим инструментом - ножом, шилом,
иглой. Используется осенняя берёста, которая
снимается с дерева с немалым усилием. На
такой берёсте остаётся тонкий слой камбия
коричневого цвета, который и удаляется
процарапывающим инструментом во время
работы. Коричневую бересту можно получить
если снимать кору с погибших берез, подержать
свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце,
периодически смачивая ее водой, подержать
бересту в болоте на глубине 10-15 см в течении
14 дней, окрасить бересту отваром ольховой
коры, окрасить органическим красителем.
Рисунок на бересту наносят шилом
прокалыванием кальки с изображением или
обводя трафарет. Затем бересту слегка
смачивают и острой стороной ножа-резака
выскабливаю элементы орнамента, убирая
темный слой. Можно делать наоборот
выскабливать фон оставляя черным орнамент
или изображение.
Крышка короба с изображение лебедей,
выполненная выскабливанием. XIV в

30.

Аппликация
Аппликация это украшение из
вырезанных из бересты
узоров, которые приклеивают
на изделие из бересты или
другого материала.
Стеклянная ваза с наклеенной прорезной
берестой (работа С.В. Иванова)

31.

Резьба
Резьбу обычно выполняют на бересте
снятой с молодых берез. На кусок
пластевой бересты нужного размера
переносят шилом рисунок, через
кальку или трафарет. С помощью
ножа-резака удаляют участки фона.
Резьбу выполняют на деревянной
доске обычно из липы. Однотипные
элементы можно вырезать
пробойником соответствующей
формы. Прорезная береста может
дополнительно украшаться
тиснением.
Туес украшенный прорезной берестой

32.

Роспись
Древний способ украшений изделий из
бересты, очень часто применялась для
украшения берестяных туесов или бураков.
Основные цвета красный, зеленый, синий и
их оттенки при смешении с белым. Иногда
весь туес покрывали фоновой краской, а
потом наносили рисунок. Перед росписью
поверхность грунтуют, это может быть смесь
мела со столярным клеем, а можно
использовать клей ПВА. Для росписи можно
использовать гуашь, темперу и масляные
краски. Для закрепления роспись покрывают
масляными лаками.
Готовые берестяные изделия смазывают
льняным или подсолнечным маслом, это
придает блеск изделию.
Пример расписных берестяных изделий

33.

Куклы из бересты
Шкатулка украшенная
прорезной берестой

34.

Чайный набор работы
В. Махнюка
Пестерь
(кошель, заплечный кузов)

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

• http://m-der.ru/store/10006316/
• http://stranamasterov.ru/node/20234?c=favor
ite – плетение птицы счастья
English     Русский Правила