26.27M
Категория: ЛитератураЛитература

Литература конца XIX века. Салтыков - Щедрин и его роман «История одного города»

1.

Литература конца XIX века
М. Е. Салтыков-Щедрин и его
роман «История одного
города» как сатирическое
произведение

2.

Сегодня мы:
1
Продолжим изучать творчество
Михаила Евграфовича СалтыковаЩедрина.
2
Прогуляемся по окрестностям города
Глупова.
3
Порассуждаем об истории
и сатире.

3.

4.

5.

Михаил Булгаков
Евгений Петров
Михаил Салтыков-Щедрин
Илья Ильф
Юрий Олеша

6.

Значение романа
«История одного города»
«Историю одного города» экранизировали.
В фильме «Оно» режиссёра С. Овчарова
проводятся параллели истории города
Глупова не только с дореволюционными
реалиями, но и c жизнью советского периода.

7.

Значение романа
«История одного города»
В 90-е годы ХХ века вышло два продолжения
знаменитого романа.
«История города Глупова в новые
и новейшие времена» и «Город Глупов
в последние десять лет».
Созданы они уже современным писателем.

8.

В чём загадка этого романа?
Почему он до сих пор будоражит
умы читателей?
Почему говорят, будто роман
«История одного города» никогда
не потеряет актуальности?

9.

10.

11.

Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин

12.

Крестьянские реформы обернулись ещё
большей нищетой и разорением.
Усилилась цензура.
60-е годы
XIX века
В 1866 году закрыли оплот свободомыслия –
журнал «Современник».
Интеллигенция надеялась, что реформы оставят
позади крепостническое прошлое и начнётся
новая жизнь.
Фактически ничего не изменилось.

13.

Поэтому в 60-х годах писатели
часто обращаются к истории.
В исторических событиях
прошлого писатели искали
ответы на вопросы о
настоящем, чтобы попробовать
заглянуть в будущее.

14.

15.

История создания
В 1868 году Алексей Толстой написал
«Историю государства Российского
от Гостомысла до Тимашева».
Это сатирическое стихотворение является
пересказом главных событий русской
истории начиная от призвания варягов
на царство до 1868 года.
Опубликовать его смогли только после
смерти автора в 1883 году.

16.

К работе над своим романом
Михаил Салтыков-Щедрин
приступил в 1869 году.
Почти в то же самое время,
что и Толстой.

17.

18.

19.

Салтыков-Щедрин то и дело переключал
внимание то на статьи и рецензии для
журналов, то на сатирические сказки,
то возвращался к другим неоконченным
произведениям.

20.

В январе 1869 года Михаил
Салтыков-Щедрин напечатал
в журнале «Отечественные
записки» первые главы своего
романа: «Опись градоначальникам»
и «Органчик».
Полностью роман вышел
в 1870 году.

21.

22.

История создания
Версия 1870 года сильно отличается от
журнальной.
В книжной версии появился градоначальник
Угрюм-Бурчеев, которого не было в первой
публикации.
Также сатирик вычеркнул рассуждения и
отступления, которые, по его мнению,
мешали тексту.
Но и эта редакция не была окончательной.

23.

24.

25.

Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.

26.

Салтыков-Щедрин в «Истории
одного города» вводит фигуру
издателя, который нашёл
в архиве города Глупова
«довольно объёмистую связку
тетрадей, носящих общее название
“Глуповского Летописца”».

27.

«Летопись ведена преемственно
четырьмя городовыми архивариусами
и обнимает период времени с 1731
по 1825 год».

28.

Время в романе
Как и Алексей Толстой, СалтыковЩедрин в своём романе прослеживает
всю историю России.

29.

Михаил
СалтыковЩедрин
Николай
Карамзин

30.

«Не хочу я, подобно Костомарову, серым волком
рыскать по земли, ни, подобно Соловьёву,
шизым орлом ширять под облакы, ни, подобно
Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочу
ущекотать прелюбезных мне глуповцев, показав
миру их славные дела и предобрый тот корень,
от которого знаменитое сие древо произросло
и ветвями своими всю землю покрыло».
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин

31.

«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу, серым волком
по земли, шизым орлом под облакы».

32.

Николай
Костомаров
Сергей
Соловьёв
Александр
Пыпин
Их научные подходы и взгляды на историю России были довольно спорными.
Над этим иронизирует Салтыков-Щедрин.

33.

Историческая
сатира
Михаил Салтыков-Щедрин смешивает прошлое
и настоящее.
Это позволяло писателю выходить
за рамки простой сатиры, переходя
к более глубоким обобщениям.
Таким образом можно не только
рассматривать весь исторический путь России.
Но и проводить параллели с современными
реалиями, не опасаясь цензуры.

34.

Отражение больших исторических
событий в истории маленького
провинциального городка Глупова
придаёт роману дополнительный
комизм.

35.

Историческая
сатира
Выдуманный сатириком градоначальник
Беневоленский назван однокашником
министра Сперанского.
Более того, Беневоленский «тайно призывал
Наполеона в Глупов».
Это соседство делает абсурдные указы
и рассуждения Беневоленского ещё нелепее
и смешнее.

36.

37.

Сатирик описывает
исторические лица
с помощью иносказания.

38.

В глуповских градоначальниках
легко узнать правителей России.

39.

Василиск
Бородавкин
Пётр I

40.

Богдан
Пфейфер
Пётр III

41.

Историческая
сатира
Глава «Сказание о шести градоначальницах»
является отражением эпохи дворцовых
переворотов.
Тогда за русский трон боролись императрицы.

42.

Пародии
на бюрократию
Кроме исторических событий, в «Истории
одного города» пародируется бюрократия.
В главе «Оправдательные документы»
Михаил Салтыков-Щедрин высмеивает
и казённый стиль, и бессмысленность
огромного количества уставов, положений
и прочих документов своей эпохи.

43.

Пародии
на бюрократию
В качестве примера можно привести
«Устав о добропорядочном пирогов
печении», написанный градоначальником
Беневоленским.
По сути, этот указ – всего лишь условный
рецепт пирогов с нелепыми
примечаниями.

44.

Пародии
на бюрократию
«Делать пироги из грязи, глины
и строительных материалов навсегда
возбраняется».
При этом градоначальник заботится
о собственной выгоде.
Один из пунктов устава предписывает
часть пирога отдать в дар
градоначальнику.

45.

Ирония.
Художественные
средства
Иносказание.
Гипербола.
Гротеск.

46.

Художественные
средства
Произведение Салтыкова-Щедрина
практически полностью построено
на иносказании.
Пример гротеска в описании головотяпов,
которые «имели привычку “тяпать”
головами обо всё, что бы ни встретилось
на пути. Стена попадётся – об стену
тяпают; богу молиться начнут – об пол
тяпают».

47.

48.

Иван Пантелеич
Прыщ
Дементий
Брудастый
Антон Протасьевич
Маркиз де Санглот

49.

Возможно, именно благодаря
гротеску и многочисленным
фантастическим элементам
«Историю одного города»
цензоры допустили к печати.
В отличие от «Истории
государства Российского
от Гостомысла до Тимашева»,
которая была запрещена.

50.

51.

«Ведь не в том дело, что у Брудастого
в голове оказался органчик, наигрывавший
романсы: “Не потерплю!” и “Разорю!”,
а в том, что есть люди, которых всё
существование исчерпывается этими
двумя романсами».
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин

52.

53.

«Не “историческую”, а совершенно
обыкновенную сатиру имел я в виду,
сатиру, направленную против тех
характеристических черт русской жизни,
которые делают её не вполне удобною».
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин

54.

Критика романа
Большинство из критиков увидели
в «Истории одного города» только
издевательство над русским народом
и его историей.
Салтыков-Щедрин был категорически
против такой трактовки.

55.

«Неизменным предметом моей
литературной деятельности был протест
против произвола, лганья, хищничества,
предательства, пустомыслия и так далее.
Ройтесь, сколько хотите во всей массе
мною написанного, – ручаюсь, ничего
другого не найдёте».
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин
English     Русский Правила