Похожие презентации:
А.И. Солженицын «Матрёнин двор» (анализ рассказа)
1.
А.И.Солженицын«Матрёнин двор»
(анализ рассказа)
2.
История создания«Матрёнин двор» - второй из опубликованных в журнале
«Новый мир» рассказов Александра Солженицына.
Работа над рассказом была начата Солженицыным в
конце июля-начале августа 1959 г. (Солженицыну 40 лет) в
посёлке Черноморском на северо-западе Крыма.
Закончен рассказ в декабре того же года.
Первоначальное название рассказа "Матрёнин двор"
звучало так: "Не стоит село без праведника".
Окончательное заглавие предложил на редакционном
обсуждении 26 ноября 1962 г. Александр Твардовский,
аргументировав так: "Название не должно быть таким
назидательным", на что Солженицын отозвался, впрочем
довольно добродушно: "Да, не везёт мне у вас с
названиями".
3.
Сюжет и композицияДействие рассказа "Матрёнин двор"происходит в 1956 году. Рассказ состоит их трех
частей.
В первой части рассказчик- фронтовик, отсидевший после войны в лагере 10 лет
стремится начать работать учителем где-нибудь в провинции подальше от города. Сначала
он оказывается в деревне Высокое Поле, а оттуда перебирается в поселок Торфопродукт.
Затем новым пунктом его остановки становится деревня Тальново. Там рассказчик
поселяется в избе, хозяйкой которой является Матрена Васильевна Григорьева.
Во второй части Матрёна рассказывает историю своей жизни. Муж Матрены, Ефим, не
вернулся с фронта. Сама Матрена не испытывала к нему чувств, так как должна была выйти
замуж за его старшего брата Фаддея. Но Фаддей потерялся на фронтах Первой Мировой
войны, а семья настояла на замужестве. Впоследствии оказалось, что Фаддей остался жив,
он вернулся в родное село и чуть не убил Матрену и Ефима. Фаддей так сильно любил
Матрену, что решил жениться на девушке с таким же именем. У них родилось шесть детей.
Но, а дети Ефима и Матрены умирали во младенчестве. Матрена даже временно
воспитывала дочку Фаддея Киру. Матрёна никогда не жила для себя, все время для кого-то.
Работала в доме, колхозе.
В третьей части автор приходит к выводу, что вот такие Матрены составляют основу
русской земли. Но такое открытие совсем не радует. Если на таких старухах только и
держится все, что же будет дальше с Россией. Матрена погибает нелепой смертью. Ее
близкие люди на похоронах особо не переживают, думают об окончательном разделе
дома Матрены.
4.
Персонажи произведенияИгнатич — рассказчик
Матрёна Васильевна Григорьева- главная
героиня,праведница
Ефим Миронович Григорьев — муж
Матрёны
Фаддей Миронович Григорьев — старший
брат Ефима (бывший возлюбленный
Матрёны)
"Вторая Матрёна" — жена Фаддея
Кира — дочь «второй» Матрёны и Фаддея,
приёмная дочь Матрёны Григорьевой
муж Киры - машинист
сыновья Фаддея
Маша — близкая подруга Матрёны
3 сестры Матрёны
5.
ИгнатичМужчина средних лет, учитель математики.
"...Скажите, не нужны ли вам математики…? " «А
меня тянуло — учительствовать...»
Отбыл срок в тюрьме."...И когда невскоре я сам сказал
ей, что много провел в тюрьме, она только молча покивала
головой, как бы подозревала и раньше...
Желает тихой, спокойной жизни в русской глубинке.
"...от души бы хотел не нуждаться каждый день завтракать
и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как
ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно
радио и все в мире молчит..."
Матрена становится родными человеком для
Игнатича:"...Нет Матрены. Убит родной человек.”
6.
МатрёнаПолное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева:
"...Так и поселился я у Матрены Васильевны...", "...Товарищ
Григорьева? Надо будет помочь колхозу!..".
Возраст Матрены - около 60 лет: "...жила теперь одинокая
женщина лет шестидесяти...".
Матрена - одинокая вдова: "...мужа не было уже двенадцать
лет, с начала войны...".
Матрена - праведная душа: "...Все мы жили рядом с ней и
не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по
пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша...".
Матрена - больная женщина. У нее случаются приступы
какой-то болезни: "...недуг налетал на нее не каждый месяц,
но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни
подать я вам не приспею..."
7.
Матрёна Васильевна ГригорьеваМатрена - бедная женщина. Только к концу жизни у нее
появляется пенсия: "...год за годом, многие годы, ниоткуда не
зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии
ей не платили. Родные ей помогали мало...", "...Всё же к той зиме
жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей
рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от
школы и от меня..."
Матрена держит кошку, которую подобрала из жалости, и
козу: "...Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из
жалости была Матреной подобрана и прижилась...",
"...раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой
криворогой козы..."
Матрена - безгрешная душа: "...Только грехов у нее было меньше,
чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила...”
Матрена боится пожаров, молний и поездов: "...Но отнюдь не
была Матрена бесстрашной. Боялась она пожара, боялась
молоньи, а больше всего почему-то — поезда..."
8.
Художественные особенностипроизведения
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с
историей жизни героини
Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания
героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором —
«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в
ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие
просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко
народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались
каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
«Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет
интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с
«жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и
колченогой кошки.
9.
Жанровые особенностиВторая половина 1950-х годов ознаменовалась
формированием оригинального жанра «монументального
рассказа. В 1960-е годы жанровые черты
«монументального рассказа» узнаются в «Матренином
дворе» А. Солженицына. Главным отличием этого жанра
является изображение простого человека, который
является хранителем общечеловеческих ценностей.
Причем изображение простого человека дается в
возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. А в «Матренином дворе» уклон сделан на
жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны
Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи
«сплошной коллективизации» и трагического
эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась
автором как святая («Только грехов у нее было меньше,
чем у колченогой кошки, ты — мышей душила…»).
10.
Картина послевоенной деревниСобытия в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная
картина.” Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова
пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять
падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет
перевернулся». Судьба забросила героя-рассказчика на станцию
со странным для русских мест названием — Торфопродукт.
Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие,
непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В
деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным — тол
стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз,
все в колхоз, а сено для своих коров приходилось набирать уже изпод снега».
Положение в деревнях было очень скудным.
11.
Образ праведникаВ чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи,
скажем мы теперь словами самого писателя,
произнесенными значительно позже. Создавая этот
характер, Солженицын ставит его в самые обыденные
обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг.
Праведность Матрены состоит в ее способности
сохранить свое человеческое и в столь недоступных для
этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это
способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив
ближнего и не осудив пристрастного врага».
Смерть героини — это начало распада, гибели
нравственных устоев деревни, которые крепила своей
жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире:
устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и
терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.
Но Матрёна умирает и «погибает» вся деревня: ”Все мы
жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый
праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни
город. Ни вся земля наша».