687.99K

Валентин Григорьевич Распутин

1.

Валентин Григорьевич Распутин
Выполнил: Бикмуллин Динар
Группа: 056913
Преподаватель: Никифорова Э.Р

2.

Содержание:
Особенности творчества Распутина В.Г.
Особенности литературы конца XX столетия.
Место и роль творчества Распутин В.Г в современной литературе.
Биография и библиография.
Краткий анализ программных (ключевых) произведений.
Литература и источники.

3.

Особенности литературы конца XX столетия.
История русской литературы XX века. В 90-е годы В. Распутин опять
обращается к малому жанру-рассказу. В отличие от рассказов писателя
60-х годов, рассказы 90-х годов охватывают разнообразные явления
современной жизни и поднимают существенные вопросы человеческого
бытия. Рассказ В. Распутина, как жанр самостоятельный, представляет
собой не просто разрез жизни, а отличается многослойностью и
многосложностью. Судя по этому, можно сказать, что рассказ В.
Распутина равнозначен жанру повести. Это обусловлено глубоким
пониманием писателем сложности реальной действительности.

4.

Особенности творчества Распутина В.Г.
Распутин в своём творчестве утверждает зависимость человеческих характеров от
сущностных свойств вещей и явлений. Основой произведений крупнейшего
русского писателя нашего времени стали жизненные ценности, которые
воплощаются как в реальном, так и в метафизическом пространстве
национального самосознания.
Тексты Распутина – это повествования с особенными идейно-нравственными
задачами. В них мы находим характерный для национальной литературы образнохудожественный метод решения мировоззренческих проблем, раскрывающий
сферу личного бытия через чувство соборности, всеединства, метафизику глубоко
жизненных народно-религиозных начал. Данное свойство не есть завоевание только
русской литературы. Однако только в ней оно теснейшим образом связано с
выходом за пределы «здешнего» мира, с духовным падением и возрастанием
человека, а в идеале — с его преображением, которое выступает важнейшей
идеей всей русской национальной философии и художественной мысли.
Основными жанрами в творчестве В. Распутина стали рассказ и повесть.

5.

Творческая эволюция писателя
заметно обнаруживается в повестях
70-80-х годов. Произведения этого
периода В. Распутина можно
назвать философско-эпическими,
философско-драматическими. В
период творческого созревания
авторское внимание постоянно
отходит от собственно нравственнобытовой, социальнопсихологической тематики к
проблемам «бытия» человека и
народа, формируется жанр
философской повести с такими её
отличительными чертами, как
внутренние монологи персонажей,
специфическая роль образовсимволов, снов, элементов мифа и
притчи. Они представлены в
повести «Прощание с Матёрой».

6.

Место и роль творчества Распутин В.Г в современной литературе.
Творчество В. Распутина вносит значительный вклад в развитие современной
литературы, его произведения являются достоянием не только русской, но и
мировой культуры.
Актуальность изучения творчества В. Распутина подтверждается и устойчивостью
интереса к нему в научных кругах и в обществе в целом. В. Распутин является одним
из крупнейших представителей русской современной литературы, для многих стал,
и остается по сей день, живой историей, носителем народной правды, примером
истинной жизненной мудрости и нравственной стойкости

7.

Биография и
библиография.
Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так
называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин
родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Усть-Уда. Его детство прошло
в селе Аталанка (Иркутская область), где он ходил в начальную школу. Продолжил
обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде
обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».
Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет
Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом
в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил
на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном
журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах
Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился Владимир
Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. А из
классиков, он особенно ценил Бунина и Достоевского.
С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год
был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период, в Иркутске, вышла в свет
первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек
с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало
московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора
проявились в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала
повесть «Пожар» (1985).
В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не
отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга
«Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь,
Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу
по внеклассному чтению.
Умер писатель 14 марта 2015 года в Москве, в возрасте 77 лет. Похоронен в
Знаменском монастыре в Иркутске.

8.

Анализ произведения «Живи и помни»
В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых
жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей
истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых
условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего
характера.
Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он
честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько
раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о
преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.
Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на
дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его
душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может
открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой
так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные
муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.
Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести
является образ Настены – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие
черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей,
искреннюю веру в доброе начало.

9.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему.
Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по
законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в
лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.
Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь.
Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет
людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить
подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не
беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.
Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным
испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она
вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю,
Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не
родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот
крест до конца своих дней.
Автор подчеркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий
безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в
себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.
«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической
русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени,
принадлежит направлению реализм.

10.

Анализ произведения «Прощание с матерой»
Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в
себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной
ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху». Автор затрагивает
проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.
Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но,
пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация
изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что
чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и
близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада
покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого,
молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в
новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни.
Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики
чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том,
что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают
кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его
защиту.

11.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту
этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив
мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед
большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает
свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю
свою долгую жизнь. Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в
эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою
связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с
родными местами, где их ничего не держит.
Жанр произведения «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту
повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием
реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта
простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их
незатейливые запросы. Вместе с этим, писатели поднимали огромные проблемы по
сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

12.

13.

Литература и источники:
http://cheloveknauka.com/rasskaz-i-povest-vrasputina
https://info-shkola.ru/tvorchestvo-rasputina/
https://ria.ru/20170315/1489887178.html
https://24smi.org/celebrity/3484-valentinrasputin.html
https://www.livelib.ru/author/24658-valentin-rasputin
В. Распутин «Живи и помни»
В. Распутин « Прощание с Матёрой»
English     Русский Правила