Похожие презентации:
Отечественная культура в поссоветский период: Живопись
1.
Выполнили студентки 3курса группы ИИ-117
Туманова А.С
Шаповаленко Н.Ю
2.
[1990е гг.]В российской живописи 90-х гг.
развивались самые различные
направления.
Картины социальной проблематики,
воспевавшие трудовой энтузиазм
рабочих, колхозников,
представителей интеллигенции,
присущие советской эпохе, уступили
место как абстракционистским, так и
реалистическим живописным
полотнам, пейзажам и натюрмортам.
Возрождена утраченная в годы
революции практика заказной
живописи, когда жанровые картины
создавались по заказу богатых
клиентов и государства.
3.
Тенденции в развитии живописи России в 1990-е гг.исчезновение цензуры привело к
одновременному появлению
огромного числа стилей и
направлений;
снова расцвела практика заказной
живописи;
среди заказной живописи особенное
место заняли портреты;
продолжало развиваться и
монументальное искусство;
возродилась традиция меценатства;
появились галереи, основу которой
составляли частные коллекции,
подаренные городам или музеям;
российские музеи смогли вывозить
свои коллекции в другие страны и
принимать у себя иностранные
выставки.
4.
Портретное искусство представлено творчеством какизвестных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых
талантливых художников (Никас Сафронов и др.).
А.Шилов
Никас Сафронов
5.
Героями произведений стали историческиеперсонажи, прежде критически оценивавшиеся
в исторической литературе.
Например, серия картин и памятников,
посвященных Николаю II и царской семье, П.
А. Столыпину, генералам белой армии.
6.
Открылись художественные галереи,основой которых стали коллекции
живописи, переданные крупнейшими
мастерами в дар Москве и другим
городам страны.
Впервые за многие годы появились
частные художественные галереи
(галерея М. Гельмана и др.).
М. Гельман
7.
Возрождены традиции российскогомеценатства. На Родину вернулись
художественные ценности,
утраченные в годы революции и
Великой Отечественной войны, в том
числе фрагменты Янтарной
комнаты из Екатерининского
дворца в Царском Селе под
Петербургом.
8.
[Рубеж 1990х - 2000х гг.]Первая четверть XXI века в России практически зафиксировала
творчество всех художественных поколений, которые начали свободно
формироваться и выявляться с конца 1950-х годов. На короткий период
отцы, дети и внуки оказались в одном художественном пространстве,
представив все художественные направления, зародившиеся еще в ХХ
веке.
А. Трифонов "Египетские ночи"
А. Трифонов «Анубис»
9.
Особенно плодотворно в первойчетверти 21 века продолжают
работать художники,
формирование которых пришлось
на 1990-е годы,
время перестройки.
Эта эпоха предоставила
современным русским
художникам невероятные до того
возможности для свободного
художественного развития в
различных направлениях.
Особенно привлекательными
для этих художников стали такие
направления, как абстракция,
экспрессионизм в разных
вариациях, поп-арт,
фотореализм и др.
10.
Черты характерные дляживописи этого периода:
Падение идеологических
барьеров. Только те выглядят
достойно, кто смог
переосмыслить и эстетически
«снять» уникальный советский
культурный опыт.
Отечественные художники
отныне обязаны занять место в
мировом художественном
процессе. Только те из них
выглядят достойно, кто смог
переосмыслить и эстетически
«снять» уникальный советский
культурный опыт.
Перестройка в зеркале искусства.
11.
Развитие московского концептуализмаКонцептуализм порожден
разочарованием в прежней картине
мира, которую транслировало
традиционное искусство,
основанное на принципе
подражания чему-то, что в
реальности существует.
Художник изображает нечто, что может
быть сопоставлено со своим прототипом
за пределами картины.
Художников этого направления
называют сомневающимися в ценностях
живописи.
В своих работах они прибегают
к уничтожению живописи с помощью
самой живописи.
12.
КонцептуализмМ.Рогинский
«Коммунальная кухня»
И.И. Кабаков «Человек, улетевший в
космос из своей квартиры»
13.
Соц-артСоц-арт - одно из направлений постмодернистского искусства,
сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так
называемой альтернативной культуры, противостоящей государственной
идеологии того периода. Соц-арт возник как пародия на
официальное советское искусство и образы современной массовой
культуры в целом.
14.
К концу 1990-х появилось мнение,что соц-арт исчерпал себя, так как с
изменением политической
ситуации содержательная основа
этого искусства стала неактуальной.
Такой вывод делался с точки зрения
носителей идеи развала
социалистической системы. Однако
социальная составляющая этого
направления искусства оказалась
актуальной в любой политикоэкономической формации
общества.
15.
Соц-артВ.А. Комар «Происхождение
социалистического реализма»
А.С. Косолапов «Ленин — Coca-Cola»
16.
Искусство ПетербургаГруппа «Митьки»:
А.О. Флоренский
В.Н. Шинкарев
В.А. Голубев
Т.П. Новиков.
17.
Искусство ПетербургаВасилий Голубев. «Митьки приносят
свои уши Ван-Гогу»
Группа «Митьки»
«Соотечественники с человеческим лицом»
18.
Практически все авторы обыгрывают две темы:тотально знаковый характер реальности (превращение
человека в амортизированный знак) и исчерпанность
инновационного потенциала новейшего творчества
(кризис самого «значения»: постмодернистская
ситуация).
19.
[2000е гг.]На рубеже 2000-х современное
отечественное искусство
легитимизируется и становится известно
и в России, и на Западе.
Развивается художественная
инфраструктура, появляются новые
коллекционеры, институции, ярмарки.
Работы, отобранные на выставку,
соответствуют настроениям эпохи и
демонстрируют разнообразие идей и
практик, которые появились в этот
период.
20.
Выставки, посвященные искусству 2000-х, ранее проходилитолько в галереях, фондах и иных частных институциях.
Большинство из них демонстрировали творчество художников
разных поколений, работавших в это время, независимо от
того, повторяли они язык 1980-х или занимались поиском и
созданием нового.
Нулевой цикл 2000-х связан с
попытками превратить современное
искусство в одно из важных и
необходимых общественных
явлений, включающих в себя
различные конкурирующие
программы. Молодые художники
часто придерживались левых
взглядов и пытались создать
критическую платформу по
отношению к победившему
неолиберализму.
21.
В нулевые годы XXI века было ощутимо влияние художников, которыесостоялись в предыдущем десятилетии:
Группа AES+F
Александр Виноградов
Олег Кулик
Владимир Дубосарский
Дмитрий Гутов
22.
В то же время на художественную сцену выходит новое поколение:Ирина Корина
Анна Жёлудь
Виктор Алимпиев
Андрей Кузькин
Арсений Жиляев
23.
В сознании этих художников,определявших «лицо»
искусства 2000-х годов, герои
1990-х уже ассоциировались
с буржуазным «гламуром»,
что побуждало к созданию
альтернативных программ.
Так, Анатолий Осмоловский
выдвинул идею
нонспектакулярного
искусства, отвергающего
зрелищность и
театральность, которое едва
распознаваемо даже в
выставочной ситуации
«белого куба».
Аня Жёлудь "Из серии
"Неподаренный букет"
Артгид Виктор Алимпиев.
«Лучистая»
24.
Авторы 2000-х ищут художественные ситуации в жизни, как, например,Ольга Чернышёва, один из самых известных и востребованных русских
художников на глобальной сцене, или пытаются продуцировать искусство
на базе работы в офисе или в турагентстве. Так появляются практики
симуляционизма в произведениях группы «ABC — Арт Бизнес Консалтинг»
и группы «Escape».
Ольга Чернышёва
25.
группа «Провмыза»Группа «Радек»
Искусство этого периода подпитывается
эстетикой взаимодействия, которая
вместо создания произведений
предполагает организацию дискуссий
или творческих профсоюзов
(платформа «Что делать?»),
паратеатральных постановок (группа
«Провмыза»). Как следствие — в
искусстве важнейшей практикой
становится производство сообществ,
яркими примерами которых являются
группы «Escape», «Радек», галерея
«Франция», движение «Свои»,
«товарищество» художников деревни
Николо-Ленивец под руководством
Николая Полисского.
26.
К концу 2000-х по мере нарастанияполитического напряжения вновь приобретают
важность практики радикального акционизма,
пример тому — монстрации Артёма Лоскутова и
перформансы Елены Ковылиной.
Работа Артёма Лоскутова
Елена Ковылина
27.
Другие художники проявляют интерес кмузеологии и осознанию музея как
медиа. В этом направлении работают как
«новые левые» (Арсений Жиляев и Хаим
Сокол), так и неолибералы — Олег Кулик с
его проектом «Музей природы».
Арсений Жиляев
«Музей природы».
Олег Кулик
Хаим Сокол
28.
Наряду с революционным пафосом «новых левых» в искусстведругих художников присутствуют ощущения постиндустриального
апокалипсиса и «конца утопий» – таковы инсталляции и
видеоработы Ирины Кориной, Виктора Алимпиева, групп «Синий
суп» и «Провмыза».
Синий суп «Озеро»
Группа «Синий суп»
29.
Современное концептуальное искусство в живописиХудожников этого направления
называют сомневающимися в
ценностях живописи. В своих
работах они прибегают
к уничтожению живописи с
помощью самой живописи.
Олег Ланг — один из основателей
этого течения, один из первых
«сомневающихся». Если до 2000
года в его работах можно было
увидеть наполненность,
неприкасаемую священность, то в
более современных картинах мы
можем наблюдать распад идейной
целостности, полотна стали
носителями пёстрой дисгармонии
(«Падение Икара»).
Олег Ланг
30.
Константин Худяков хочет сбежать от живописи. Художник работает в стилецифровой живописи, особенности которой также ломают живописные устои.
Нашему глазу уже не понятно, живопись ли то, что изобраено. С другой
стороны визуальные возможности превосходят иллюзионизм
«классической» картины.
Константин Худяков
Константин Худяков «Апокалипсис»
31.
Валерий Кошляков преподносит частомастерские решения в плане
изобразительности и техники
исполнения. Но его произведения
объединены одним замыслом —
насмешка над теми, кто боится
разорвать связь с традициями. Это
отчётливо передаёт серия «Коллажи»
(«Античный мальчик»), в которой
заключается идея беспрекословных
общепризнанных ценностей, но которые
настолько неустойчивы, что распадаются
на глазах и вот-вот вовсе рухнут в
небытие.
Валерий Кошляков
Валерий Кошляков. «Романский пленник»
32.
Иван Лубенников — художникмонументалист - доводитживописные качества своих
работ до такой крайности, что
они становятся похожи на
декоративные плакаты, суть
живописи в них теряется
Иван Лубенников «Завтрак на траве».
Иван Лубенников
Иван Лубенников «Холм».
33.
"Жречество" и «Юродство"В “разношёрстном” мире современной
живописи, не имеющем устойчивого
фундамента и не объединённого
общей идеей, ясно сформировалось
несколько направлений. Как называет
два основных из них отечественный
искусствовед Александр Якимович –
“жречество” и “юродство”.
«Жречество».
Эти мастера оставили нетронутой
самую сокровенную суть живописи. Их
полотна, пронизанные
смыслом, овеяны религиозным духом,
дыханием древних сакральных
образов, и теплом утопических идей. В
их произведениях присутствует всё ещё
философское воззрение на мир.
Александр Якимович
34.
Такими являются поучительные творения Натальи Нестеровой - «Сашкинбукет», «Париж». Наивностью своих изображений художница доносит до
нас истину тщетности нашего бытия. Это не насмешка над бессмысленной
деятельностью человека, но демонстрация человеческой недалёкости,
которая может загубить всё то живое и глубокое, что в нас осталось. Эти
идейные тенденции прослеживались ещё в её ранних «маскарадных»
произведениях.
Наталья Нестерова
Наталья Нестерова. «Сашкин букет»
35.
Древние немые образы ОльгиБулгаковой, в страстном,
пылающем колорите,
обуревают сознание и взывают
к праосновам наше существо.
Серии «Матриархат» и
«Библейские эскизы», а также
другие работы О. Булгаковой —
это прекрасный пример
современной живописи маслом
в экспрессивной манере, что
лишь усиливает смысловой
эквивалент произведений
художницы. Поистине можно
считать достойным, чтобы
называться шедевром,
«Возвращение блудного сына».
Лаконизм и выразительность
форм, тлеющие фигуры,
сцеплённые в порыве чувств.
Ольга Булгакова
36.
Неподражаем в передаче «мелочей» жизни Дмитрий Иконников. Требуется огромнаясила воли, чтобы оторвать взгляд от его работ. Всё, что может уловить наше зрение, но
пропустить сознание в будничный день запечатлевает художник. В его работах
второстепенное нашей жизни выходит на первый план. У художника есть своя техника
исполнения, благодаря которой каждое его произведение светится изнутри. Таким
образом житейские моменты приобретают значение радостного, по-своему
идиллического бытия, что можно увидеть в прекрасной серии работ, посвящённых
Санкт-Петербургу, серии «Город. Вход со двора» и др.
Дмитрий Иконников
Дмитрий Иконников: «Среда обитания»
37.
Лариса Наумова, как и предыдущиехудожники, проявляет свою любовь к
примитивизму и наивности в
исполнении. Её произведения отличает
сочный, свежий, венецианский
колорит, а сюжеты и персонажи не так
просты, как предстают на первый
взгляд. Часто религиозносимволические, а иногда кажущиеся
бытовыми, сцены в её произведениях
всегда наполнены высоким смыслом. В
картине «Мать и дитя» поднимается
тема любви в самом искреннем и
чистом её проявлении, для этого
художница прибегает к
переосмыслению иконографии
Мадонны с младенцем, тем самым
превращая любовь в святыню. Помимо
прочего творчество Л. Наумовой
гармонично соединило в себе
академическую школу и свободную
технику.
Лариса Наумова
Лариса Наумова "Лежащая женщина с птицами"
38.
Совершенно экстравагантно творчество Александра Ситникова, на которомоставило неизгладимое впечатление Советское время. В своих произведениях
художник выходит за грань сознательного, что можно увидеть в серии картин
«Concerto», «Кукольный театр» и др. Стоит признать, что его творчество в
каких-то моментах ближе к концептуальному, так как идея у него стоит выше
самой живописи.
Александр Ситников
39.
Альтернативная современная живописьИз известных художников России к
ней относятся Владимир
Дубосарский и Александр
Виноградов, которые работают с
1994 года в дуэте. Как говорят сами
художники: «Мы не классические
художники-живописцы. Наш метод
— поток» И действительно, их
живопись отличается отсутствием
наболевшего, а тем более
возвышенного. Очень часто они
берут части известных произведений
и связывают их каким-то чересчур
праздничным, вакханальным
шумом. В этом плане их живопись
пуста, как и работы тех, кто следует в
том же направлении («Триумф
титанов эпохи Возрождения»).
40.
ЗаключениеТаким образом, XXI век - это тот некий
переходный момент в истории
искусств, когда происходит процесс
переосмысления художественного
наследия и намечаются линии
дальнейшего развития
изобразительного искусства. Люди и
их мысли проходят своего рода
обновление, и всё это является
преддверием новой эпохи.
Роды новых идей, как и всегда в такие
моменты истории, плодотворны, но
как никогда явно выделяются среди
имеющих художественный и идейный
вес плодов, те, которые отражают
неоднозначное, непривычное и подчас
несерьёзное отношение художника к
значению живописи, как к духовному
поиску.
41.
42.
Список использованной литературы:1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство 2-ой половины ХХ —
начала XXI века. — СПб.: Азбука-Классика, 2007;
2. Бобринская Е.А. Концептуализм (Новое искусство. ХХ век). —
М.: Галарт, 1994;
3. Гройс Б. Комментарии к искусству. —
М.: Художественный журнал, 2003;
4. Козловски П. Культура постмодерна. Общественно-культурные
последствия технического развития. Пер. с нем. —
М.: Республика, 1997;
5. Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Ad Marginem,
1997;
6. Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном
русском искусстве. — М.: Ad Marginem, 1997;
7. Холмогорова О.В. Соц-арт (Новое искусство. ХХ век). —
М.: Галарт, 1994.