2.97M
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

Д.Л. Мордовцев. Роман «Лжедмитрий»

1.

Д.Л.Мордовцев.
Роман «Лжедмитрий»
Преподаватель
техникума ФГБОУ ВО
РГУПС
Мельникова Н.И.

2.

Цель лекции:
- познакомиться с романом Д.Л. Мордовцева «Лжедмитрий»;
- определить место Д.Л.Мордовцева и его исторических романов в
едином процессе развития русской литературы;
- провести сравнительный анализ произведений А.С. Пушкина
«Борис Годунов» и Д.Л.Мордовцева «Лжедмитрий»;
-проанализировать оригинальность
(новаторство) и преемственность авторских художественных
интерпретаций исторического
характера.

3.

Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905 гг.) за всю свою
жизнь создал около 200 художественных произведений
и исторических исследований, отражающих важнейшие
события истории, в том числе донского края. Он писал
статьи, повести, романы о Мамаевом побоище,
разинцах и гайдамаках, о Лжедмитрии и Емельяне
Пугачеве, о старообрядцах и о Петре I, о Екатерине II, о
донском казачестве. В исторических романах писателя
отразились его симпатии простому народу-труженику
как движущей силе истории, хранителю культурных
богатств и национальной самобытности. Мордовцев
рассматривал исторические законы без отрыва от
законов нравственных, ибо, по убеждению писателя,
«история, как и нравственные законы, ничего не
прощает, никогда не забывает долгов и нравственных
промахов кого бы то ни было и никого не милует». В
русской истории Д.Л. Мордовцева как ученого и
писателя более всего интересовали эпохи, когда народ
«бунтовал и разбойничал».

4.

В романе «Лжедмитрий» (1879) писатель хотел не
просто представить на суд читателя и без того всем
известные исторические события (Смутное время
рубежа XVI–XVII вв.), а постараться вскрыть корни
такого распространенного явления русской истории,
как самозванство. Мордовцев рисует самозванство как
форму народного протеста «существующему порядку…
для него невыносимому».
Лжедмитрий был первым в истории России
самозванцем. «А у нас, с легкой руки первого
Лжедимитрия, самозванство стало хронической
болезнью государства: с тех пор чуть не до конца XVIII
в. редкое царствование проходило без самозванца», писал историк В.О. Ключевский. Примечательно, что в
большинстве случаев и литературные, и исторические
самозванцы рано или поздно раскрывали свое
подлинное «я», но не Лжедмитрий! Человек,
примеривший на себя маску русского наследника,
остается неузнанным и по сей день, продолжая
волновать умы историков и литераторов.

5.

Историческая справка
Борис Фёдорович
Годунов
Смута 1598-1613 годов — противоречивое и
трагическое время в истории Российского
государства. Период Смуты начался со
смерти царя Федора Иоанновича, сына Ивана
Грозного. А перед этим, в 1591 году, в Угличе
погиб младший сын Ивана Грозного царевич
Дмитрий при таинственных обстоятельствах.
С
их
смертью
правящая
династия
Рюриковичей пресеклась. В 1598 году был
созван Земский собор и к власти пришел
Борис Годунов, принадлежавший крупному
боярскому роду. Правление Бориса Годунова
продолжалось по 1605 год. В то же время
избранный царь, с точки зрения людей того
времени, не был равен наследному,
ставшему правителем «божьей волей, а не
человеческим
соизволением».
Народ
Годунова не любил. Также ему упорно
ставили в вину гибель царевича Дмитрия.
Царевич Дмитрий.
Картина Михаила
Нестерова, 1899 год.

6.

К. Ф. Лебедев. Вступление войск
Лжедмитрия I в Москву
В 1604 году самозванец Лжедмитрий,
воспользовавшись нестабильностью
и разладом на Руси, перешел с
незначительным войском границу
Русского царства. Сумел убедить
русский народ в том, что он Дмитрий
— младший сын Ивана Грозного.
Огромная
масса
населения
потянулась за ним. Города открывали
свои ворота, посадские люди и
крестьяне вступали в его отряды. В
1605 году, после кончины Годунова,
на его сторону встали воеводы, через
некоторое время и вся Москва. А 16летний Фёдор Борисович, сын
Годунова, был свергнут и убит вместе
с матерью.

7.

«Последние минуты жизни
Лжедмитрия I», картина
Карла Венига, 1879 год
Был ли самозванец настоящим царевичем неизвестно.
Некоторые
историки
утверждают, что его имя - Григорий
Отрепьев. Он был монахом Чудова
монастыря, заявившем о своем царственном
происхождении. Но сесть на престол
оказалось намного легче, чем удержаться на
нём. Против самозванца возник заговор, и в
мае 1606 года в Москве вспыхнуло
восстание, в результате чего Лжедмитрий I
был убит.

8.

Бурные события начала XVII столетия, получившие
у современников название «смуты», нашли
широкое отражение в литературе. Многие
писатели пытались осмыслить и дать оценку
характера и поступков недавнего государя,
управлявшего Россией на протяжении неполных
одиннадцати месяцев - с июня 1605 по май 1606
года.
Опираясь на «Историю государства Российского»
Н.М. Карамзина, A.C. Пушкин создал своего
Самозванца в трагедии «Борис Годунов», которая
уже 195 лет является предметом литературнотеатральной полемики, а все пишущие о Смуте
литераторы принуждены соотносить своих героев
с пушкинскими.
В 1879 г. появляется роман Д. Л. Мордовцева
«Лжедмитрий».
В
этих
произведениях
наблюдаются как сходные черты, так и различия,
прежде всего, на уровне индивидуального
авторского восприятия Лжедмитрия как личности.

9.

Александр Сергеевич, придерживаясь карамзинской
версии, изображает в качестве самозванца беглого
монаха Гришку Отрепьева. В романе же Д.Л.Мордовцева
«Лжедмитрий» - это не Отрепьев, а возможно, даже сам
чудесным образом спасшийся царевич Димитрий;
Гришка–«расстрига» же сам по себе, хотя и
сопровождает центрального героя почти до самого
конца.
В данных произведениях характер Лжедмитрия
раскрывается как через его поступки, так и через мысли,
чувства, намерения, выражаемые в монологах и
диалогах. В романе «Лжедмитрий» Мордовцев для
построения художественного образа Самозванца широко
использует портретные характеристики, придавая
различные нюансы некрасивой наружности персонажа
(отмеченной еще современниками). Особую роль в
большинстве описаний играет взгляд, подчеркивающий
загадочность личности. Во всем дальнейшем развитии
образа будет чувствоваться желание автора показать
сложность, противоречивость и многоплановость этого
характера.
Григорий Мясоедов
«Бегство Григория Отрепьева»

10.

Несмотря
на
расхождения
в
вопросе
происхождения
Лжедмитрия
и
иные
незначительные разночтения, Пушкин и Мордовцев
в целом близки по своим идейно-художественным
исканиям: оба средствами словесного искусства
ведут исследование исторического процесса,
приведшего к торжеству и падению Лжедмитрия.
Не остается у них в стороне от изображаемых
событий донское казачество, выступающее как
реальная сила, оппозиционная Борису Годунову.
Оба писателя усматривают причины прихода
Лжедмитрия к власти прежде всего в ненависти
народа к царю Борису, наложившему на него
крепостное ярмо, и в желании видеть в человеке,
похожем на Дмитрия, «доброго царевича» из
сказки.
В романе Мордовцева подчеркивается мысль о том, что многочисленные беды, обрушившиеся на
страну, являются наказанием Божием, посланным за многие грехи людские, самым тяжким из
которых является убийство младенца, царевича Дмитрия. Есть в романе и примеры,
иллюстрирующие «увлекающийся», «шаткий», доверчивый характер русского народа, склонный к
стихийным и необдуманным действиям. Так, ловкому царедворцу Василию Шуйскому не составило
труда сыграть на патриотических чувствах русского народа и его руками учинить сначала погром
польских домов, а затем и Кремля.

11.

К. Е. Маковский. «Убийство Лжедмитрия».
При общем сходстве сюжетных схем
резко
различаются
концовки
пушкинской трагедии и романа
Мордовцева.
У
Пушкина
в
финальной сцене в ответ на призыв
Масальского приветствовать нового
царя «народ безмолвствует», потому
что теперь и на самозванце лежит
невинная кровь, на этот раз детей
Бориса. Это молчание означает, что
Лжедмитрий
лишился
главного
источника своей силы - поддержки
мнения народного. У Мордовцева
другое – трагическое окончание
романа.

12.

Инструкционная карта к практическому занятию № 8.
Сравнительная характеристика фрагментов романа Д.Л.Мордовцева
«Лжедмитрий» и трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Цель работы:
-раскрыть роль исторических произведений в развитии русской литературы,
-показать новаторский характер двух писателей в
изображении сложных
исторических процессов,
-выделить особенности восприятия реальных исторических персонажей двух
писателей, творческой манеры,
-формировать навык анализа художественного произведения.
Приобретаемые умения и навыки:
-умение самостоятельно работать с учебным
материалом,
-вычленять главное в прочитанном тексте,
-проводить сопоставительный анализ,
-использовать полученные знания в речевой практике.

13.

Содержание и последовательность выполнения заданий
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А5, В1 –В5,
С1 –С2
А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Самозванец
…Ты кто?
Карела
Казак. К тебе я с Дона прислан
От вольных войск, от храбрых атаманов,
От казаков верховых и низовых
Узреть твои царёвы ясны очи
И кланяться тебе их головами.
Благодарю Донское наше Войско.
Мы ведаем, что ныне казаки
Несправедливо притеснены, гонимы:
Но если Бог поможет нам вступить
На трон отцов, то мы по старине
Пожалуем наш верный вольный Дон.
Самозванец
Я знал донцов. Не сомневался видеть
В своих рядах казачьи бунчуки.
Андрей Корела

14.

Д.Л.Мордовцев «Лжедмитрий»
На другой день в Усть-Медведицу пришли вести, что Корела, возвращаясь с войском из ногайских лесов, ...
находился уже на небольшом расстоянии от Усть-Медведицы. Слышно было, что Корела идёт с большой
добычей.
- Атаманы - молодцы, помолчите! Григорий Отрепьев от московского царевича Димитрия речь держит! ...
- И буде сподобит его Господь Бог на прародительском царстве сесть…, и он, царевич, нас, донских казаков,
не оставит – великим жалованием пожалует… - нараспев … взывает Отрепьев.
- Любо ль, атаманы-молодцы? – гудит молодо баритон Ивашки Заруцкого.
- Любо! Любо! - дрожит майдан.
Тысячи глоток рычали разом:
- Подождёмте, братцы атамана Корелу – да с ним и в поход! ...
Когда коляска с Димитрием и Мнишеком выехала из дворцовых ворот, изумлявшие своим видом краковян
всадники наклонили и скрестили копья в знак того, что отдают честь сидящему в коляске. Дмитрий глянул на
всадников, на монаха, на толпу бородатых людей… Монах низко поклонился ему, - они, видимо, узнали друг
друга.
- Здравствуй, Григорий, - сказал Димитрий ласково. – А вы что за люди?
- Мы атаманы славного Войска Донского, государь царевич, - отвечали всадники. – Я атаман Корела... .Я
атаман Нежак…
- За каким делом вы пришли с Дону?
- Челом бьём тебе, государю царевич, и кланяемся всем Тихим Доном, - отвечал Корела.
- Спасибо вам, атаман Корела и атаман Нежак. Спасибо вам, атаманы-молодцы... Спасибо всему Тихому
Дону…Я не забуду вашей службы, когда стану царём на Москве. Ступайте за мною.

15.

А1. Какова основная тема каждого фрагмента?
1) тема войны
2) вера простого народа в «доброго царя»
3) тема памяти
4) тема родины
А2. Каким предстаёт Дмитрий Самозванец в данных фрагментах?
1) овеянным особым лиризмом повествования
2) растерявшимся человеком
3) уверенным в своей правоте человеком
4) трусом, неспособным к активным действиям
А3. Каким настроением пронизана заключительная часть обоих произведений?
1) раскрывает умиротворённое состояние героев
2) пронизана зловещим ожиданием войны
3) настроением скорби, ведь действия Дмитрия Самозванца привели к смуте и польской интервенции
4) настроением, определяющим причины основного конфликта

16.

А4. Что указывает на разные исторические источники трактовки образа
Лжедмитрия Пушкиным и Мордовцевым?
1) Характер Лжедмитрия.
2) Образы донских атаманов.
3) Изображение простого народа.
4) Пушкин считал, что Дмитрий Самозванец – беглый монах Гришка Отрепьев,
у Мордовцева – это чудом спасшийся царевич.
А5. Каким предстаёт донское казачество в данных фрагментах? Свой ответ
аргументируйте.
1) Незначительная часть войска Лжедмитрия.
2) Часть русского общества.
3) Реальная грозная сила, оппозиционная Борису Годунову.
4) Всадники Апокалипсиса.

17.

В1. Чем заканчиваются оба произведения? Одинаковы ли позиции
авторов по отношению к событиям смутного времени? Свой ответ
обоснуйте примерами из текста.
В2. Выпишите из художественных фрагментов устаревшие слова.
В3. Как называется средство художественной выразительности,
основанное на переносе признака с одного предмета на другой на
основе смежности понятий (например, «кланяемся всем Тихим
Доном...», «Не сомневался видеть // В своих рядах казачьи
бунчуки»)?
В4. Приведите примеры эпитетов, которые характеризуют
отношение авторов к казакам.
В5. Как называются меткие, образные, устойчивые обороты,
характерные для разговорного стиля речи? Приведите примеры из
текста (2-3 примера).

18.

Дайте полный развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений)
на проблемный вопрос (С1, С2), опираясь на конкретный
литературный материал и позицию автора произведения.
С1.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному
фрагменту, отвечая на вопрос: «Как средствами словесного
искусства обоим авторам удалось показать взлёт и падение
Лжедмитрия? Чем отличается художественный образ от
реального исторического лица?» Свой ответ обоснуйте
примерами из текста. (3-5 предложений)
С2.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному
фрагменту, отвечая на вопросы: «Как раскрывается в данных
произведениях тема веры русского народа в «доброго царя»? Кто
из русских писателей обращался к этой теме?» Свой ответ
обоснуйте примерами из текста. (5-10 предложений)
English     Русский Правила