782.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Тема азарта в творчестве двух гениев

1.

24 февраля 2022 года в филиале Новгородского музея-заповедника «Музеи Ф.М. Достоевского в
Старой Руссе» состоится региональная детско-юношеская конференция «Ф.М. Достоевский и его
окружение» Продолжительность доклада — 10 минут.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
НОВГОР ОДСКИ Й
ГОСУДАР СТВЕ ННЫЙ
УНИВ ЕРСИТ ЕТ
ИМЕНИ Я РОСЛАВ А МУДР ОГО
(НОВГУ)
СТАРО РУС СКИЙ ПОЛИТ ЕХНИЧЕС КИЙ КОЛЛЕДЖ ( Ф И Л И А Л )
ДОКЛАД
Тема азарта в творчестве двух гениев
Выполнила: Егорова Светлана Константиновна,
студентка 2-го курса, специальности
Преподавание в начальных классах
Проверила: зам. директора СПК(ф)НовГУ
Воронина Екатерина Витальевна
Старая Русса
2022 г.

2.

Введение
Актуальность темы исследования
В обществе XVIII-XIX вв. азартные игры получили широкое
распространение среди дворян, купцов и зажиточной интеллигенции. Особое
место в азартном сегменте занимали карточные игры и рулетка, такое
небезобидное времяпрепровождение могло легко разорить и оставить
некоторых незадачливых игроков без средств к существованию.
Азарт захлестнул общество, поэтому эту злободневную тему не могли
оставить без внимания великие литературные умы.
Так, А. С. Пушкин в своем произведении «Пиковая дама» пишет, чем
может обернуться жажда быстрого обогащения и к чему приводит игра с
судьбой в карты.
Ф.М. Достоевский в романе «Игрок» подхватывает тему азарта и
рассказывает нам о том, как можно проиграть в рулетку не только
материальные ценности, но и собственную личность, свое будущее и свои
чувства. Оба автора поднимают важную тему игромании, их произведения
поучительны и гениальны, точно передают чувства и мысли заядлых игроков.
Во многом такая глубина в произведениях достигнута благодаря тому, что
подобные сюжеты имели отражение в личной биографии двух писателей.
Сегодня проблема игромании по прежнему актуальна. Большая часть
увлекающихся азартными играми людей не способны себя контролировать.
Некоторые игроки увлекаются настолько, что это становится неким
помешательством или даже болезнью. Для таких людей игра уже не просто
дурная привычка, у них вырабатывается тяжелая эмоциональная зависимость.
Постепенно игрок перестает взаимодействовать с внешним миром и переносит
все свое внимание только лишь на игру. Он испытывает все более сильное
желание сбежать от не устраивающей, приносящей дискомфорт реальности.
Происходит уменьшение всех нормальных, свойственных человеку
потребностей, в угоду игре. Человек, вступивший на путь азарта, может
совершать преступные деяния с целью раздобыть денег для удовлетворения
своей зависимости. Пристрастие к игре нередко становится причиной
финансового банкротства, угрозой профессиональной карьере. Жизнь такого
человека стремительно рушится.

3.

1.1 А. С. Пушкин. Азарт в жизни и творчестве писателя
«Я бы предпочел умереть, чем не играть» А.С. Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин числился не только талантливым автором
среди современников, но и страстным приверженцем карточных игр. Этому
есть документальное подтверждение, в виде сохранившегося списка самых
заядлых картежников Москвы, составленного в 1829 году, где Пушкин
числился в первых рядах. Его номер был 36, а в характеристике стояло «известный на всю Москву банкомет». Банкомет – это человек, который
ведёт игру, выдаёт участникам их выигрыши и забирает проигранные ставки.
«Страсть к игре есть самая сильная из страстей…» А.С. Пушкин
Александр Сергеевич был необычайно азартным человеком. Из-за
этого, несмотря на острый ум и интуицию, Пушкин частенько оставался в
проигрыше.
В жизни автора был случай, когда в качестве ставки, он предложил
главу из «Евгения Онегина». В Москве, играя с губернатором Александром
Михайловичем Загряжским, Пушкин проиграл все имевшиеся у него деньги и
предложил в виде ставки, только что оконченную им пятую главу «Евгения
Онегина». Ставка была принята, так как эта рукопись представляла собой
большие деньги (Пушкин получал по 25 руб. асс. за строку) - и он проиграл.
Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на
сторону поэта и ему удалось отыграть и пистолеты, и рукопись. (Н.П. Кичеев,
со слов А.М. Загряжского).
Пристрастие к азартным играм особенно ярко было обыграно в
повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», где главный герой попадает в плен
темных сил по вине своей пагубной зависимости от карт.
Механизмом, движущим сюжет в этом произведении, является
карточная игра. Автор вместе с героем размышляет о том, что такое «случай»
и как он может повлиять на ход событий. Сюжет строится как приближение
героя к цели, за которым следует неожиданная катастрофа - внезапное
помешательство. Герман - человек с точным и холодным умом. В его
характере соединились расчет и азарт. Он хочет избавиться от власти случая,
изгнать его из своей судьбы.
За карточный стол он садится не для того, чтобы насладиться процессом
игры, а для того чтобы выиграть и выиграть наверняка. Этический аспект для
него не важен. Свое credo он излагает на первой же странице повести во фразе:
«Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в
надежде приобрести излишнее». «Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои

4.

три верные карты», — размышляет он дальше. Расчет стоит на первом месте.
Герман не только не может надеяться на случай — он отвергает само его
существование: «Случай! — сказал один из гостей. — Сказка! — заметил
Герман».
Пушкин подчеркивает, что голова Германа остается холодной даже в
момент высшего напряжения страстей и фантазий. Так, после посещения его
призраком, он «возвратился в свою комнату, засветил свечку и записал свое
видение». Первый выигрыш стал не только осуществлением мечты о
богатстве, но и свидетельством реальности сверхъестественных явлений и
означал, что тайна трех карт действительно существует, а явление старухи не
было галлюцинацией разгоряченного воображения. Герман рожден для такого
поединка с судьбой, где пригодятся его холодный ум и железный расчет.
В романе описано два типа игры. Первый – запрещенные карточные
игры, азартные, где можно мгновенно обогатиться или потерять всё (банк,
штосс, фараон, баккара, макао) и второй - разрешенные карточные игры,
коммерческие, где игра идет продолжительное время, а ставки допустимы в
виде небольших денежных сумм (вист, ломбер, бостон, и др.). Игру в «азарт»
Пушкин считает пороком, а коммерческие игры добродетелью.
В «Пиковой даме» азартная игра Германа и Чекалинского
сопровождается параллельным изображением коммерческой игры. В соседней
комнате: «Несколько генералов и тайных советников играли в вист».
«Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь
необыкновенную». Герман — человек двойной природы, русский немец, с
холодным умом и пламенным воображением, — жаждет внезапного
обогащения. Это заставляет его вступить в чуждую для него сферу Случая.
Пушкин, как никто другой, понимал, что азарт словно омут, может
засосать человека на дно, но при этом сам не мог отказаться от карточных игр.
В наследство после его смерти родственникам достались не только
бессмертные литературные шедевры, но и баснословные карточные долги. За
свою деятельность поэт получал хороший заработок от государства – около
700 рублей. Но проигрывал в карты он куда больше. На момент смерти его
долг составил 60 тысяч рублей. Эта была крупная сумма по тем временам,
которую царь Николай I погасил за него самолично.
1.2 Ф.М. Достоевский. Азарт в жизни и творчестве писателя
Достоевскому было пятнадцать лет, когда умер А.С. Пушкин.
Пятнадцать лет вместе прожили они на этой земле, но, к сожалению, не
встретились.
Достоевский как и А.С. Пушкин был азартным игроком, но играл он не
в карты, а в рулетку.

5.

«…я, конечно, живу в постоянной тревоге, играю по самой маленькой и
чего-то жду, стою по целым дням у игорного стола и наблюдаю игру, даже
во сне вижу игру, но при всём этом мне кажется, что я как будто одеревенел,
точно загряз в какой-то тине». Ф.М. Достоевский «Игрок».
С миром азартных игр писатель познакомился в 1859 году, когда
находился в ссылке в Семипалатинске после «дела петрошевцев» и смертного
приговора, замененного в последний момент каторгой.
В ссылке ему попалась на глаза статья «Из записок игрока». Там шла
речь об игорных заведениях Баден-Бадена и других европейских городов, в
которых за считанные мгновения порой переходили из рук в руки целые
состояния, нищие превращались в миллионеров, а миллионеры теряли все и
тут же сводили счеты с жизнью. Находясь под впечатлением прочитанного,
Достоевский стал интересоваться всем, что было связано с миром азартных
игр. Когда ссылка закончилась и в 1862 году Федор Михайлович впервые смог
выехать за границу, он при первой же возможности решил испытать судьбу в
игре в рулетку.
Считается, что новичкам всегда везет, и Достоевский не стал
исключением: выигрыш превысил 10 тысяч франков. Поначалу ему удалось
совладать с охватившей его страстью и сохранить благоразумие. Тогда он
сумел остановиться и покинул заведение с неожиданно свалившимся на него
богатством.
Однако не выдержав соблазна еще раз испытать удачу, Достоевский
вернулся и на той же рулетке тотчас же расстался с половиной выигрыша.
Последовавшее за этим осознание произошедшего, заставило его
остановиться. Часть денег, что Достоевский не успел проиграть, он отправил
в Россию жене и другим родственникам. Но страсть к игре вновь охватила его,
победив разум. Вернувшись опять за игровой стол, Достоевский уже через
несколько дней вконец проигрался и был вынужден просить брата Михаила
прислать ему 100 рублей.
Вернувшись с пустыми руками в Петербург, он не оставил надежды на
удачу, которая ждет его в одной из игорных столиц Европы – Висбадене. Все
мысли писателя были направлены на одно: добыть денег для новой поездки в
Европу. Сначала он обратился к издателю Краевскому, но тот отказался
принимать предложение купить ненаписанный роман. В полном отчаянии
Достоевский пошел на поклон к знаменитому своей нечистоплотностью
издателю Стелловскому. За 3 тысячи рублей были проданы права на издание
трехтомного собрания сочинений, а также упомянутый еще ненаписанный
роман.

6.

Получив деньги, Достоевский поспешил в Висбаден. А спустя
считанные дни, после приезда к друзьям уже понеслись просьбы о помощи.
Все, что при нем было - съела безжалостная рулетка. Письма были полны
такой безнадежности, что Тургенев отправил ему 50 талеров. Впрочем, они
тоже оказались на кону и в результате денег не было ни на оплату гостиницы,
ни даже на еду.
Во второй раз Достоевский вернулся из Европы без денег, а в России его
ждал еще один удар судьбы. Сначала ушла из жизни долго болевшая супруга
Мария, а вслед за ней и брат Михаил. Федор Михайлович взял на себя
содержание семьи брата.
Писателя постоянно донимали кредиторы и ко всему прочему
добавились проблемы со здоровьем. Чтобы как-то выправить положение,
приходилось писать книги в постоянной спешке. Однако корень всех бед был
в игре, а без нее писатель обойтись по-прежнему не мог.
В 1866 году все пережитое Достоевский перенес на страницы романа
«Игрок». В нем наряду с вымыслом присутствует немало реальных событий.
Главный герой романа Алексей рассказывает приключившуюся с ним
историю от своего имени. Учитель в семье русского генерала, аристократ,
который расстался со своим местом, став азартным игроком, и который никак
не может утолить свою жажду к игре.
Персонажи романа полны энергии, которая включает в себя любовь,
богатство и страсть к рулетке. Сначала Алексей попадает в сети Полины
(падчерицы генерала), которая воплощает в себе образ обремененной долгами
русской аристократки. Алексей превращается в ее раба, а безразличие Полины
побуждает его угрожать ей убийством (Де-Грие) – и самоубийством. Алексей
ведет себя неприлично и унизительно. В романе события быстро сменяют друг
друга, причем все происходит в атмосфере такого напряжения и такой страсти,
что в любую минуту все может измениться. Каждую ночь Алексей может
оказаться богачом или нищим. Выигрыш за игровым столом возбуждает в нем
такой азарт, что он позволяет своей возлюбленной уйти, а сам продолжает
игру. Теперь он оказался в плену одержимости другого вида любви – к
азартной игре. Алексей не может направить поток своей энергии в
положительное русло. Он находится в состоянии смятения и хаоса.
Еще одним азартным игроком в романе является бабушка (тетушка
генерала) – парализованная дама преклонных лет, которая приезжает в
Рулеттенбург, чтобы показать своей семье, что те напрасно ждут извещения о
ее смерти. Ее появление ошеломляет всех членов семьи, ожидавших ее
кончины и наследства. Игра бабушки соответствует прототипу начинающего
игрока. Она ставит на зеро в рулетке и выигрывает, затем повторяет свою
ставку и снова выигрывает. Создается впечатление, что она держит в руках

7.

удачу. Она является воплощением всемогущества. Ее требования звучат
громко, а ее азарт привлекает толпу зевак. Ее напряжение распространяется
вокруг игрового стола, привлекая стоящих вокруг бедных людей в надежде,
что им перепадет несколько монет от тех, кому сегодня улыбнется удача. В
первую ночь бабушка уходит из казино в выигрыше, но не может сдержать
свой азарт. На следующий день она возвращается к игре и с лихорадочной
импульсивностью делает ставки, пока не проигрывает большую сумму.
Однако, несмотря на то, что она находится в плену азарта, бабушке удается
перестать играть и вернуться домой.
Алексей ведет себя иначе. Он познал вкус крупного выигрыша,
проиграл его, а затем каждый день продолжал ждать возможности рискнуть,
чтобы почувствовать вкус удачи. Алексей остается рабом азарта.
Роман «Игрок» наполнен страстью персонажей, стремящихся к новой
жизни и с этой целью проводящих время в погоне за удачей за игровым
столом. Главная цель Алексея разбогатеть, чтобы получить руку своей
возлюбленной. Его возлюбленная ищет богатого мужчину, чтобы поправить
свое состояние. Бабушка играет, чтобы почувствовать, что она еще жива.
Чуда в «Игроке» не происходит, никто не остается в выигрыше.
Ф.М. Достоевскому удается получить ценный опыт от своего пагубного
пристрастия к игре, переложить его на бумагу, вовремя закончить роман и
выполнить свои обязательства по договору с издателем. Но цена, которую
писатель заплатил за свое пристрастие к азарту была велика. Достоевский
смог перебороть свою страсть к игре ради своей семьи. В последствии он
напишет Анне Григорьевне (жена писателя) «Исчезла гнусная фантазия».
Заключение
Таким образом, оба автора были крайне азартны и имели пристрастие к
игре. Они осознавали, что пристрастие это пагубное и опасное. Пушкин и
Достоевский
смогли превратить свой жизненный опыт в искусство. Их
произведения несут глубинный поучительный смысл и представляют собой
некое предостережение для молодых людей.
Федор Михайлович смог перебороть свой азарт, во многом благодаря
поддержке безгранично любящей его жены, Анны Григорьевны. Возможно,
написав «Игрока» и таким образом исследовав и проанализировав свое
пристрастие он смог понять себя самого и восстановить свое душевное
равновесие.

8.

Список литературы
1. А.С. Пушкин «Пиковая Дама»
2. Ф.М. Достоевский «Игрок»
3. http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/lotman/pikovaya-dama-i-temakart.htm
4.Карякин, Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века / Ю. Карякин. - М.: Сов.
писатель, 1989. – 646 с.
English     Русский Правила