Похожие презентации:
Политическое развитие славянского мира в Средневековье
1.
Политическое развитиеславянского мира
в Средневековье
(параграф 13)
2.
Ученые относят появление славян к первой половине I тысячелетия и отмечают, что они населяли Центральную иВосточную Европу. Более точно определить территорию первоначального проживания славян пока сложно. Чаще всего
считается, что славяне проживали между реками Лабой (современная Эльба) и Вислой, Днепром и Днестром, к северу от
Карпат. Однако вопрос об их прародине остается открытым. Одна из последних теорий говорит о том, что старейшая
археологическая культура, соотносимая со славянами, обнаружена в белорусском Полесье и датируется IV в.
3.
Славяне стали быстро расселяться в Европе. В начале VI в. они появились на Дунае, откуда прошли наБалканы. Славяне заселили и территорию современных Чехии и Польши. Некоторые племена поселились
на Днепре и далее на север. Входе Великого переселения народов происходил процесс этнической
дифференциации, в результате которого выделились восточные, южные и западные славяне.
4.
Близость языка позволила автору «Повести временных лет» выделить славян среди других племен.5.
Первоначально славяне жили родами иплеменами во главе с князьями.
Необходимость защиты от более сильных
соседей и стремление расширить сферу своего
влияния привели к объединению племен и
созданию племенных союзов. Они становились
основой будущих славянских государств.
Основными центрами становления
государственности у славян стали Древняя
Русь (какое-то время в нее входили Полоцкое и
Туровское княжества), Польша, Чехия,
Болгария, Сербия, Хорватия.
6.
Первыми славянскими государственнымиобъединениями стали Союз семи племен и
государство Са́мо, образованные в VII в. Эти
государства оказались неустойчивыми и быстро
распались. Более прочным было Первое
Болгарское царство (681–1018). Стремясь
расширить свое влияние и территории, оно вело
войны с соседними государствами.
7.
В IX в. у большинства славян шелпроцесс складывания
государственности. Первым
крупным политическим
объединением западных славян
стала Великая Моравия. Правда,
государство это оказалось
непрочным и вскоре было
разгромлено соседями. На его
руинах в конце X в. возникло
Чешское княжество.
8.
В середине XI в. оформлялась государственность у хорватов и сербов, которые подчинили себе другиеюжнославянские племена. За влияние над сербским и хорватским княжествами боролись Византия, Рим,
венгерские правители, что в итоге привело к вхождению славян в состав других государств.
9.
Важную роль в созданииславянских государств играли
торговые пути. Через территорию
проживания восточных славян
проходил путь «из варяг в греки».
Вдоль него возникли города,
которые претендовали на роль
лидера восточнославянского мира:
Новгород, Киев и Полоцк. На
севере центром политического
притяжения стал Новгород, а на
юге — Киев. Между ними шло
соперничество за расширение
влияния. Новгородцы в 862 г.
призвали на княжение варяжского
князя Рюрика.
10.
Он стал основателем рода Рюриковичей, который был первой княжеской династией. В 882 г. новгородскийкнязь Олег захватил Киев, покорил соседние племена и положил начало их объединению в едином
государстве — Древней Руси (Киевской Руси).
11.
Столицей Древней Руси стал город Киев. В это государство вошли все восточнославянские племена, атакже многие соседние народы. Древняя Русь несколько столетий господствовала в Восточной Европе.
Киевский князь Владимир в 988 г. принял христианство из Константинополя. После этого он
значительно укрепил и расширил государство. Его сын — князь Ярослав Мудрый — сделал Киев одним
из процветающих городов на востоке Европы. Он породнился через династические браки со многими
правителями Европы, что свидетельствует о широком признании Древней Руси.
12.
В XII в. в истории славян начался периодполитической раздробленности. Существуют разные
мнения относительно его причин. Одни историки
называют в качестве главной предпосылки
раздробленности введение принципа сеньората.
Другие видят ее в феодальном способе производства,
в основе которого лежало усиление эксплуатации
феодально-зависимых крестьян, а не доходы от сбора
налогов и получения добычи в ходе военных походов.
Также среди факторов, способствовавших началу
раздробленности, называют этническую
неоднородность населения Древней Руси и
внешнеполитические факторы, отсутствие
централизованной системы управления.
13.
14.
Во второй половине XII в. Древняя Русь окончательно распалась на ряд самостоятельных княжеств.Наиболее значимыми в то время были Киевское княжество (которое в итоге разрушительного нашествия
монголов в 1237–1240 гг. утратило роль центра объединения русских земель), Владимиро-Суздальское,
Галицко-Волынское, Полоцкое княжества, Новгородская земля и некоторые другие княжества. Во главе всех
этих государственных образований находились представители династии Рюриковичей.
15.
Только в XIV в. сталоусиливаться Московское
княжество, правители
которого начали вести
борьбу за собирание
русских земель. На западе
восточнославянские
земли вошли в состав
Великого Княжества
Литовского. Это
предопределило в
будущем борьбу двух
государств за наследие и
распространение влияния
на территории,
входившие ранее в
состав Древней Руси.
16.
Военное влияние Золотой Орды было ослаблено Куликовской битвой 1380 г. Московский князь ДмитрийДонской возглавил войско, сформированное многими русскими княжествами, и одержал победу над
монголо-татарами. Однако еще 100 лет московские князья платили тяжелую дань золотоордынским ханам.
Тем не менее с этого времени именно Московское княжество стало признанным лидером объединения.
Практически вся территория центральной России оказалась под властью Москвы. Даже сильная
Новгородская республика на севере после ряда военных поражений вынуждена была считаться с мнением
московских князей.
17.
Обширная территориярасселения славян, различные
природные условия обусловили
специфику их хозяйственной
деятельности. В древности
славянские племена
преимущественно проживали в
лесных регионах, поэтому
основой хозяйства долгое время
были подсечно-огневое
земледелие, животноводство,
охота и собирательство. К концу
Средневековья основными
занятиями всех славян были
земледелие, садоводство, охота,
рыболовство, бортничество. Уже
в VII–VIII вв. у славян начало
развиваться ремесленное
производство.
18.
Большое влияние на развитиеэкономики славян оказывали не только
природные условия, но и особенности
внутриполитического развития. В XI–
XIV вв. шел активный процесс
заселения новых земель. Внутренняя
колонизация в Чехии была связана с
заинтересованностью правителей и
дворянства в повышении денежных
доходов от крестьянских земель,
развитии трехполья, разработке
рудников. Для распашки новых земель
и освоения залежей полезных
ископаемых часто приглашались
специалисты из немецких земель. Это
приводило к возникновению новых
отраслей хозяйства и систем
хозяйствования. В XIII–XIV вв.
наблюдался экономический подъем на
чешских землях, где активно
развивалась добыча железной руды и
серебра.
19.
Расселяясь по территории Восточной и Центральной Европы, славяне начали строить укрепленныепоселения. Многие из них постепенно стали городами, населенными ремесленниками и торговцами. В
городах проживали князья с дружиной, располагались их администрации. Также в ходе расселения часть
славян оказалась в тех районах, где раньше уже существовали государства и города.
20.
Первые городские поселения возникали как военные иадминистративные центры. На территориях, где проходилиторговые пути и был выход кморю, города появлялись раньше и развивались быстрее. Ремесленное производство
развивалось начиная сVII в. Однако только к XIII в. во всех славянских землях города стали центрами ремесла и
торговли. Города принадлежали как королям и князьям, так и феодалам.
21.
Развитию городовспособствовала
торговля. Так, на
пути «из варяг в
греки» у восточных
славян появились
первые города:
Киев, Новгород,
Полоцк. Они
быстро богатели и
развивались.
Раскинувшийся на
крутых холмах над
Днепром Киев стал
столицей мощного
раннефеодального
государства
Киевская Русь.
22.
Сюда съезжались торговцы из далеких стран. Город поражал современников и гостеймноголюдностью и количеством каменных церквей. Первыми каменными строениями были церкви, а
вскоре из камня или кирпича начали строить и укрепления. Своей мощью поражали Золотые ворота
Киева.
23.
Столицей средневекового польского государства стал город Краков, расположившийся на каменном холменад рекой Висла. Здесь был построен укрепленный королевский замок — Вавель (на фото). Особую роль в
истории чешского народа сыграла Прага над рекой Влатвой, которая всегда была его столицей. Эти города
также процветали за счет торговли.
24.
У западных и части восточных славян некоторые города развивались на основе магдебургского права,распространившегося с земель Германии, и имели широкое самоуправление. Первоначально оно вводилось
там, где возникали новые города, основанные немецкими колонистами. Со временем заинтересованные в
росте доходов короли стали вводить магдебургское право и в других городах. Система самоуправления по
магдебургскому праву способствовала развитию ремесла и торговли, укреплению городов и расширению
прав городского населения.
25.
Первоначально славяне жили родами, племенами и союзами племен, где власть принадлежала народномусобранию. Накопление богатства постепенно вело к расслоению общества и социальному неравенству.
Главенствующую роль стал играть князь с дружиной. Со временем выделилась военная верхушка из
княжеских дружинников, которые получили большие земельные владения. Высокие позиции в обществе
занимала служилая и местная знать, которая пошла на службу к князю и смогла сохранить за собой земли и
привилегии.
26.
В Древней Руси великий князь считался верховным собственником всех земель, население которыхплатило ему дань. В течение IX–XI вв. такая форма земельной собственности — княжеская
(государственная) — являлась господствующей. Князь мог раздавать города и различные территории своим
дружинникам для сбора дани. То есть в Древней Руси вассальные отношения существовали не в виде
земельного пожалования, а в виде права на сбор дани. Ее размер в середине X в. был регламентирован
княгиней Ольгой.
27.
Как и в странах Западной Европы, в славянских государствах захватившая землю верхушка общества сталапереводить крестьян в различные формы поземельной и личной зависимости. Это нашло отражение в
законах, например, в принятой в XI в. в Древней Руси «Русской Правде» или принятом в Сербском царстве
в 1349 г. «Законнике» Стефана Душана. В документах закреплялось существование различных категорий
населения с разными правами. Это свидетельствовало о сильном социальном расслоении.
28.
Культура восточных, западных и южных славянПервые письменные свидетельства характеризуют славян как язычников. Они поклонялись силам
природы и чтили разных духов и богов. Чаще всего славяне молились в природном окружении — в рощах,
около родников, на холмах. Специальных храмов первоначально не было или они были очень простыми.
29.
Согласно представлениям древних славян, весь мир был населен различными духами. Рядом с человеком«жили» благосклонные к нему духи: в доме — домовик, в поле — полевик, в бане — банник и т. д. Но когда
славянин удалялся от дома, духи становились в его представлении все более недружелюбными: в лесу
подстерегали лешие и кикиморы, в воде и около нее — водяные и опасные русалки, а ночью могли нападать
ночницы. Славянин должен был знать, как правильно защищаться от злобных духов, и носил различные
обереги. Одежду и дома украшали оберегающими изображениями, например, в виде солнца.
30.
Славянская религия формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древнихславян из индоевропейской общности во II–I тысячелетиях до н. э. и во взаимодействии с мифологией и
религией соседних народов. Славянские языческие представления имеют общие черты с мифологией
ираноязычных кочевников степей современной Украины — скифов, с мифологией и религией
воинственных германцев и кельтов.
31.
Через несколько веков автор «Повести временных лет» подробно описал религиозную реформу,осуществленную киевским князем Владимиром в 980 г., в ходе которой князь попытался создать единый для
всей Руси пантеон языческих богов.
32.
Главным богом был признан Перун. Это божество хорошо известно у всех славян как грозный, носправедливый бог грома и молнии. Белорусский язык, в котором слово «пярун» означает «гром», показывает,
что имя бога произошло от названия самогó природного явления. Прокопий Кесарийский, судя по всему,
именно Перуна называл «творцом молний, владыкой над всеми».
33.
Крупным религиозным языческим центром у славян был храм бога Святовита на о. Руян (современный о.Рюген в Германии). Этот бог почитался всеми племенами славян по реке Лабе (Эльбе). Ему делали богатые
приношения. Защищая Святовита и свою землю, полабские славяне долго сражались со Священной
Римской империей и пытались противостоять немецкому вторжению, однако потерпели поражение, в
результате чего храм был уничтожен, а население приняло христианство.
34.
С приходом христианства языческие верования славян сохранились в культурных и календарныхпраздниках, в традициях. В честь летнего солнцестояния славяне продолжают отмечать Купальскую ночь,
которая до сих пор считается самым счастливым и чудесным временем в году. В период зимнего
солнцестояния все славянские народы празднуют Коляды, когда веселыми обрядами стремятся отогнать
враждебные силы и вновь «повернуть солнце на лето». Очень много языческих представлений
сохранилось в фольклорных произведениях: сказках, былинах, легендах и преданиях.
35.
Первые сведения о принятии славянами христианства относятся ко второй половине VII в. Речь идет опоявлении на территории расселения южных славян христианских миссионеров. Однако говорить о
переходе славян в новую религию в полной мере можно только с IX–X вв. Они принимали христианство из
Византии и Рима.
36.
Решающую роль в распространении христианства среди славян сыграла миссия двух византийскихмонахов из г. Солунь (современные Салоники) — Кирилла и Мефодия, которых называют «апостолами
славян». Около Солуни проживало как греческое, так и многочисленное славянское население, поэтому
братья знали славянские диалекты.
37.
В 831 г. крестились правители и народ Великой Моравии, с этого времени христианство закрепилось наземлях Чехии. В 864 г. христианство было принято в Первом Болгарском царстве. В 966 г. польский князь
Мешко был крещен, что положило начало христианизации польских земель. Киевский князь Владимир в
988 г. принял христианство из Константинополя. После этого христианство утвердилось в Полоцке и
Турове
38.
Церковь Киевской Руси долгое время управлялась из Константинополя, откуда в основном и присылалимитрополитов. Но после монгольского нашествия влияние Киева резко ослабело, он перестал быть
безопасным. Тогда митрополиты переехали во Владимир, а затем в Москву. С 1448 г. церковь Московского
государства стала самостоятельной.
39.
Происхождение славянской письменности и церковнославянского языка связано с миссионерской ипросветительской деятельностью Кирилла и Мефодия. Начав проповедь на славянском языке, братья
поставили себе целью создать и единую письменность, понятную для носителей всех славянских
диалектов. Церковнославянский язык должен был стать важнейшим инструментом для приобщения
славян к христианству. Кирилл и Мефодий с блеском выполнили поставленную перед ними задачу, было
создано даже два алфавита — глаголица и кириллица.
40.
Многие современные славянские страны отмечают 24 мая как День славянской письменности в память обратьях Кирилле и Мефодии. Эта дата и сегодня объединяет славян.