Похожие презентации:
Восточные единоборства, их история и развитие как вида спорта
1.
Восточныеединоборства, их
история и развитие как
вида спорта.
Выполнил студент группы 2К4 Бобров Артём
2.
Каратэ.История каратэ:
Истоки каратэ датируются более, чем тысячелетиями
назад. Индийский монах Дхарма, бежавший от гонений в
Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его
учеников методом физической тренировки для развития
умения терпеть ( выносливости ) и физической силы, и
перенес эту суровую дисциплину как часть своей
религии. Эти методы физических тренировок были в
дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же
время были известны как искусство борьбы Шао Линя.
Благодаря своей эффективности, это искусство было
нужно монахам монастыря для защиты от набегов
вооруженных кочевников. Не имея оружия , монахи Шао
Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая
и совершенствуя искусство рукопашного боя,
унаследованное от Дхарме.
3.
Впоследствии борьба распространилась по всей территориидревнего Китая и всего Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая
на новых местах, образовывая свои школы, совершенствуя это
искусство. Так сложилась целая система, названная позже «ушу» (европейское название – «кунг-фу»). Далее это искусство
перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными
видами борьбы и еще более окрепло в результате
практического применения. Лорд Кагошима на самом южном
окончании острова Киушу в Японии запретил под страхом
смерти пользование оружием, поэтому большой подъем
развития получили приемы боя «окинава-тэ», что в переводе
означает "рука Окинавы".
Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство
древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера.
Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта.
Владеющие этим искусством стали преследоваться властями.
Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали
свое искусство, придавая ему более философский характер.
Постепенно оканава-тэ стало достоянием лишь самураев и
знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого
искусства, передавая знание его по наследству - от поколения
к поколению. По этой причине оканава-тэ было почти забыто
широкими массами людей; лишь самурайские фамилии да
немногие, никому не известные старые мастера, навсегда
поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира, бережно
хранили тайны могущества этого вида борьбы.
4.
Японской общественности это боевое искусство впервые былопоказано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином,
умершим в 1957 году в возрасте 88 лет. Свою борьбу он
назвал «каратэ», что в переводится как "пустая рука". Будучи
преподавателем колледжа на Окинаве, Фунакоши Гичин был
приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного
боевого искусства Министерством просвещения в Токио. Его
выступления произвели на публику такое впечатление, что он
был наводнен просьбами преподавать каратэ в Токио. Вместо
возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему
искусству в различных университетах и в Кодокане - центре
дзю-до, пока не обосновал в 1936 году школу «Шото кан» величайшую в истории каратэ школу в Японии.
Японская Ассоциация каратэ была основана в 1955 году
Фунакоши как главным инструктором, который по праву был
назван Отцом каратэ. В то время Организация имела всего
лишь несколько членов и группу инструкторов, которые
изучали каратэ под руководством старого мастера. Ассоциация
была утверждена как корпорация Министерством просвещения
в 1958 году. В это же время Ассоциация провела первый
Всеяпонский чемпионат по каратэ; сейчас они проводятся
ежегодно, что помогло становлению каратэ как виду спорта.
Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас
насчитывает в своем составе 100 000 действующих учеников и
приблизительно 300 филиалов и клубов каратэ по всему миру.
5.
Карате как вид спорта.Роль каратэ в современный век огромна.
Как практическое средство самозащиты
оно широко изучается в частных клубах, а
в Японии оно является частью
тренировочной программы для
полицейских и членов вооруженных сил.
Огромное число колледжей сейчас
включает каратэ программу физического
воспитания; и вместе с этим растет
количество женщин , изучающих его
приемы. В Японии и в других странах
мира, кроме того, растет популярность
каратэ как соревновательного вида спорта,
дающего огромную пользу тренировке ума,
воли, физической закалки.
6.
На сегодняшний день, карате - признанныйи популярнейший вид спорта: причем
настолько, что в ближайшие годы его
планируют включить в олимпийские
соревнования. По всему миру этим боевым
искусством занимаются более 14
миллионов человек. Начать изучение
карате можно в любом возрасте - главное,
чтобы тренировки проходили под
контролем опытного инструктора
(желательно, обладателя пояса не ниже
коричневого). Сначала тренировки
проходят в треть силы, затем - вполовину.
Занимаясь регулярно, можно стать
настоящим мастером, способным точным
ударом убить муху, не дотронувшись до
стекла.
7.
Занятия карате полезны как для детей, таки для взрослых. У первых регулярные
тренировки развивают гибкость и
подвижность суставов, позволяют
исправить недостатки координации, а
также дефекты развития опорнодвигательного аппарата. А кроме того, что
немаловажно, стимулируют умственное
развитие. Благодаря занятиям у малышей и
подростков улучшаются внимание и
память, развиваются логическое и
образное мышление, а также
сдержанность, самоконтроль и
целеустремленность, повышается
уверенность в себе.
8.
Но даже если детские годы - далеко позади, нестоит расстраиваться: многие люди, начавшие
тренироваться в зрелом возрасте, отмечают,
что благодаря занятиям у них улучшились
здоровье, гибкость и подвижность. Они стали
внимательнее и сосредоточеннее, что
благотворно повлияло на качество работы и
взаимоотношения в коллективе. Благодаря
гармонии ума и тела занимающиеся древним
восточным единоборством стали увереннее в
себе а, следовательно, успешнее в делах.
Людей, занимающихся карате
продолжительное время, отличают честность и
дружелюбие, общительность и доброта, а
также отсутствие в их жизни каких-либо
стрессов. Цель этого вида восточных
единоборств - достижение возвышенного
состояния духа в сочетании с физическим и
интеллектуальным совершенствованием.
9.
Конечной целью занятий карате является улучшение самоорганизации,психорегуляции, самообладания, культивирование миролюбия и высоких
нравственных качеств личности, и, что немаловажно, - подчинение тела
сознанию и воле. Занятия этим видом спорта открывают новую страницу в
жизни каждого, вставшего на путь освоения боевых искусств. Образ жизни
каратиста заключается в ритмизации и гармонизации всех сторон жизни,
дисциплине тела и духа, поддержании психофизического и духовного
равновесия, устремлении к высотам философии и практики боевых искусств
Востока.
Когда изучающий карате достигает дана, его тело становится подобно
оружию. Он может защитить себя любой ситуации, и во всех случаях
использует для этого конечности. Основная техника карате разделяется на 4
группы: блокировка, удары руками, удары ногами и нападение. Но в бою
нужны не только техника - требуются еще сила, скорость, координация, ритм,
правильное дыхание и сила духа. Когда проводятся серьезные соревнования
без оружия, то победитель выявляется в зависимости от того, чья техника и
сила духа выше. В этом смысле занятия карате действительно являются
средством воспитания характера и личного потенциала.
Так же, как и в других воинских искусствах, здесь требуются здоровый дух и
жесткие принципы поведения и уважения. Конечная цель тренировок в карате
- не нанести поражение противнику на соревнованиях, а совершенствовать
свой характер через умственные и физические нагрузки при строгой
дисциплине.
10.
Джиу-джитсу.История Джиу-джитсу:
Термин «джиу-джитсу» появился в Японии в XVI веке как
общее название всех видов рукопашного боя без оружия
и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из
двух слов. Слово «джиу» означает «мягкий, гибкий,
податливый, уступчивый», а «джицу» переводится как
«техника, способ». Итак, джиу-джитсу — это «мягкая, или
податливая техника». Речь идет не об обмене нежными
ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими
угодно, только не мягкими или нежными. Понятие
мягкости следует понимать таким образом, что мастер
уступает натиску противника до тех пор, пока тот не
окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага
против него самого. Разъясняя главный принцип джиуджитсу: «податься, чтобы победить», наставники
прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под
грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и
что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб
лежит поверженным».
11.
Предшественниками джиу-джитсу былиразличные виды боевого самурайского
единоборства в доспехах. Среди них наиболее
известны системы «ёрой куми-учи» и «косино-мавари», расцвет которых пришелся на
XI—XV века. Их технический арсенал включал
захваты за руки и болевые приемы на них,
броски, подножки и подсечки, освобождения
от захватов, работу с ножом. Удары
применялись ограниченно, т.к. легче было
травмировать собственную руку о латы, чем
поразить врага. Но по мере распространения и
совершенствования огнестрельного оружия
доспехи сначала стали делать облегченными, а
потом от них отказались совсем. Это
позволило включить в указанные системы
большое количество тычковых и рубящих
ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).
12.
Считается, что первую школу рукопашного бояв легком снаряжении (когусоку), близкую к
технике современного дзю-дзюцу, основал в
1532 году Такэноучи Хисамори в городке
Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века
спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился
эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин,
выдающийся мастер «циньна» (или «синьна»), китайского искусства захватов, болевых
приемов и бросков. В 1558 году он открыл в
буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где
обучал этой технике за плату всех желающих
из числа самураев и монахов. У него было
много учеников, трое из которых (Миура
Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи
Дзиродзаэмон) основали потом собственные
школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю,
Исогаи-рю.
13.
В конце XVI и в первой половине XVIIвеков, когда доспехи, даже
облегченные, окончатльно вышли из
употребления, школы джиу-джитсу
возникали одна за другой. К 1650 году
их было уже более 600. Наиболее
крупными среди них, помимо названных
выше, были Арагаки-рю, Асаяма
итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю,
Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи
синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю,
Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые
другие.
14.
Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзюдзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогданазывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла.
После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел
Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он
обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять
блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов,
попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю.
Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать
собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» —
путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить
свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки,
интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми
он увидел, как несколько вооруженных разбойников
намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью
своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не
зная, однако, что это были члены большой банды,
терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком
овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой
борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись
бегством. Победоносный результат был возможен благодаря
использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а
также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта
история принесла Исо большую славу. В заключение своих
путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под
названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В
течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000
учеников.
15.
Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет былото, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского
происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это
искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или
этапа. Первая фаза — прием ученика в школу (рю). Для этого надо было
заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний,
проверявших физические, психические и моральные качества вновь
поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное
изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд,
отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И
только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к
тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в
тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система
имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в
некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны
привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по
мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам.
Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные
приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня
большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них — источник
доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа
является невозможным — слишком суровый отбор учеников привел бы
учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться
после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех
привилегий и уравнявшей с другими сословиями.
16.
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиуджитсу уже в начале XX века, когда несколько японскихнаставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете.
Однако широкое распространение в западном мире джиуджитсу получило только с 50-х годов.
В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу
достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах,
объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную
федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств,
две Международные федерации нин-дзюцу.
В современном джиу-джитсу существуют три направления:
Системы, созданные по заказу специальных групп и
общественных организаций;
Системы, являющиеся продолжением традиций, но
модернизированные с целью приспособления к современным
условиям;
Системы, являющиеся творением оригинальной творческой
личности.
17.
Общей чертой почти всех вышеуказанных направленийявляется стремление к использованию приемов других
видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют
военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские.
Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на
55—65% состоит из приемов, которые условно можно
назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы,
удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45%
ее объема составляют всевозможные удары пальцами,
кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и
стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это техника
комбинированного рукопашного боя. Данное
определение тем более уместно потому, что в джиуджитсу широко используют в качестве оружия любые
предметы труда и быта. В частности, «классическими»
его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до
30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и
«бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй»
(веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).
18.
Следует учитывать, что кроме задачсамообороны в узком смысле этого слова,
служащим армии, полиции, органов
госбезопасности, сотрудникам разведки и
контрразведки, пограничникам, членам
групп антитеррора нередко приходится не
защищаться от нападения, а нападать
самим. Поэтому используемые ими системы
джиу-джитсу включают приемы шокового,
травматического и смертельного
воздействия, а также использование
«военного» оружия — штыка, приклада или
ствола автомата (винтовки), саперной
лопатки, рукояти пистолета, корпуса
гранаты и т.д.
19.
Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играютсемейные школы японского происхождения. Известно около 50
таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру.
Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но
большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных
странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали
появляться одна за другой школы боевых искусств, которые
формально никак не связаны с традиционными японскими
школами, хотя фактически они представляют собой
современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы
международных организаций джиу-джитсу разрешают любой
школе включать в программу тренинга те элементы техники,
которые характерны для традиций рукопашного боя той или
иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу
включает в себя все известные приемы боя. Различия между
школами заключаются в том, какие группы приемов в них
преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие —
на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или
рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее
«основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.
Объединяет различные школы джиу-джитсу — то, что джиуджитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем
всегда на первом месте стоит так называемый метод
уступчивости, ложной податливости.
20.
Айкидо.Айкидо было создано в первой половине XX
века одним из наиболее выдающихся мастеров
боевых искусств, которые когда-либо
существовали: Уэсиба Морихэем. Как новое
направление, айкидо стоит в одном ряду с
дзюдо и другими дисциплинами, названия
которых содержит суффикс «до». Однако, по
мнению многих айкидока, оно сохраняет и
старый, мистический аспект, который во многом
связан с личностью его создателя. Уэсиба
родился 14 декабря 1883 года в Танабэ,
префектура Вакаяма. Его отец был оружейным
мастером клана Кии и возглавлял отряд
самообороны в своей деревне. С десяти лет он
обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и содзюцу (искусство копья) школы Аои.
21.
Начиная с 1890 года Уэсиба Морихэй посещал храмДзизодэра, где монах Фудзимото Мицуё обучал его
философии секты Сингон. В 1898 году, в 15 лет, он
приехал в Токио учиться дзю-дзюцу в школе Киторю под руководством Тодза-ва Токудзабуро. В 1902
Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу
обучил его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу школы Ягю-СинКагэ. В доджо Накаэ он встретил некоего Ханда,
ученика Такэда Сокаку и заинтересовался Дайторю-айки-дзюцу.
В 1904 году Уэсиба добровольцем участвовал в
Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве
капрала 37-го полка 4-й дивизии, сформированной
в Осака. В соответствии с некоторыми источниками,
во время первого своего пребывания в Маньчжурии
Уэсиба открыл для себя Багуа-цюань (Кулак Восьми
Триграмм), «внутренний» китайский стиль,
основанный на управлении энергией «ци» и на
круговых движениях.
22.
В 1906 году Уэсиба вернулся в родной Танабэ. В 1908 онполучил сертификаты школы Кито-рю (за дзю-дзюцу), «Ягю-СинКагэ» (за кэн-дзюцу) и «Тэндзин-Синъё» (за дзю-дзюцу).
В 1912 году Уэсиба открыл в Сиратаки свое доджо, куда в 1915
году приехал Такэда Сокаку, чтобы преподавать курс Дайто-рюайки-дзюцу. Огромное влияние на Уэсиба оказал мастер Дэгучи
Онисабуро, с которым он познакомился в 1919 году.
Обучение Уэсиба не ограничилось изучением Дайто-Рю. В 1922
году он получил еще один диплом школы Ягю-Син-Кагэ (по дзюдзюцу) и изучал другие системы, а именно дзю-дзюцу школы
Синкагэ.
Что наиболее привлекло Уэсиба в учении айки-дзюцу, кроме
выдающейся личности самого Такэда - так это, конечно,
динамическая реализация закона «Айки» (Соединения Энергий),
а также его применение к практике боя без оружия, то есть к
практике, соответствующей новой эпохе, переживаемой
Японией, и способной более полно удовлетворить его
собственные философские запросы.
23.
После поездки в Монголию и под влияниемперенесенных там испытаний, Уэсиба изменил
свой взгляд на боевые искусства. Однажды, в
1926 году, после очень интенсивной
тренировки у него было видение, которое он
описал следующим образом: «Внезапно я
осознал, что земля и небо начинают
вибрировать. От земли исходила духовная
энергия, похожая на золотой пар, который
обволок мое тело, преобразуя его в золотое. В
этот момент я был способен достичь Сердца
Мира. Отныне вся земля — мой дом. Я понял,
что единоборства Будо бесполезны, если
победа достигается силой. Они не должны быть
теми инструментами, которые доведут мир до
краха, их роль в том, чтобы Сердце Мира стало
твоим и чтобы повсюду царил мир...»
24.
Так родилось Айкидо. Тем не менеепришлось ждать еще 15 лет, чтобы этот
термин стал использоваться официально. В
1927 году Уэсиба переехал в Токио, где
преподавал в доджо, расположенном в его
собственном доме. В 1930 году он начал
строительство доджо в Вакама- цу-Сё,
«Кобукан», которое было открыто в апреле
1931. Из-за чрезвычайно трудных
тренировок, проходивших в зале Кобукан,
он был прозван «Дзигоку-доджо» (Зал
Преисподней). Некоторые известные
мастера, в большинстве своем ученики
Кано Дзигоро (основателя дзюдо), стали его
учениками: Шиода Годзо, Хоси Тэцуоми,
Мочидзуки Минору, Томики Кэндзи.
25.
Уэсиба учил эффективной в реальныхединоборствах технике, переданной ему Такэда
Сокаку. Тренировки в его школе были настолько
тяжелыми, что травмы, часто тяжелые, были
обычным явлением. Среди учеников оставались
только самые выносливые.
В 1940 году Кобукан приобрел особый статус,
утвержденный Министерством Здравоохранения, а
в 1941 году Бутоку-кай (официальный союз
японских боевых искусств) решил признать Уэсибарю-айки-будо. Но именно в это время Уэсиба,
вопреки всяким ожиданиям, покинул Токио и
поселился в деревне Ивама, где он постоянно
тренируется, молится и медитирует. В 1942 году он
дал окончательное название своему искусству:
Айкидо. Именно это название было
зарегистрировано в том же году в Бутокукае.
Отныне разрыв с Такэ-да-рю и Дайто-рю завершен.
26.
В Ивама Уэсиба открыл новое доджо и заложилфундамент храма, посвященного Айкидо и
Кото-Тама: Айки-Дзи. Там Уэсиба взял себе в
ученики Тохея Кончи, Абэ Тадаси и Сайто
Морихиро, о котором говорят, что он был
любимым партнером учителя во время работы с
оружием. Уэсиба жил в Ивама до конца жизни,
но он часто ездил отсюда в Токио и за границу
с целью распространения своего искусства.
В 1961 году он побывал на Гавайях, гда
произнес эти вошедшие в историю слова:
«На сегодняшний день я построил в Японии
золотой мост. Я прибыл на Гавайи, чтобы
построить серебряный мост, который соединит
страны мира в истинном духе Будо, духе
гармонии между народами и незыблемой
любви».
27.
Айкидо представляет собой одновременно и сумму,и превышение, и упрощение старинных восточных
единоборств. В течение первых лет работы над
ним, называя его «Айки-Дзюцу», «Ко-Бу-Дзюцу»,
«Айки-Бу-Дзюцу» и «Айки-Будо», Уэсиба думал о
новом варианте старинного Айки-дзюцу. Он
заимствовал доктрину Каибара Эккёна (1630 —
1714), самурая из клана Курода, который
проповедовал «любовь ко всякой вещи и гармонию
с природой через отношение доброжелательности,
основанное на владении энергией Ки».
С точки зрения Уэсиба, айкидо несет новый свет
для всех религий. В нем — конкретная надежда на
мир на земле, а не просто фактор социальной
интеграции, айкидо — это средство отождествления
Человека и Вселенной: динамическое выражение
Космической Любви.
28.
Следуя логике своих мистическихконцепций, Уэсиба постепенно
модифицировал приемы Дайто-рю-айкидзюцу. Его приемы имеют по своей сути
защитный характер. Они воплощаются в
круговых движениях, этих носителях
«живой созидающей силы», в полном
согласии с «универсальными законами»,
внутри естественного плавного ритма, и
тем самым гасят любой конфликт присущей
воинственному противостоянию. Защита
осуществляется на основе Соединения
Энергий (Айки): энергии нападающего и
энергии защищающегося, который
стремится контролировать нападение
изнутри, сломить волю к совершению зла в
порыве братского примирения.
29.
Уэсиба Морихэй считал свое искусство Путем кБогу, а не методом достижения превосходства над
другими смертными. Он был бы счастлив, узнав,
что вошел в историю как человек, превративший
боевое искусство в путь мира через внутреннюю
гармонию его собственного метода.
О-Сэнсэй Уэсиба Морихэй умер в 1969 г. в том же
самом возрасте, что и Такэда Сокаку, и за
несколько дней до годовщины смерти своего
учителя. После него осталась группа преданных
ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им
дело. Его сын Уэсиба Киссомару стал вторым
главным мастером школы, и слава системы
продолжала распространяться. Но для многих
Школа заключалась в Человеке, и никто не мог
заменить его. Когда свет его жизни угас, это было
для его последователей почти подобно солнечному
затмению, оставившему отметку в истории до того,
как свет вновь упал на землю.
30.
ТхэквондоИстория тхэквондо.
Тхэквондо является одним из видом корейских единоборств.
Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой
системы, хотя существует и боевая ее разновидность. В странах
Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской
транскрипции более правильным считается «тхэквондо» (точно
так же надо говорить «тхэккён», а не «таэкион», «даосизм», а
не «тао-изм» и т.д.).
В 1910—45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный
режим выражался, в частности, в целенаправленном
подавлении национальных элементов во всех сферах культуры
— от поэзии и содержания школьного образования до
символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские
боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в
большинстве школ процесс передачи духовно-мистической
практики,составляющей сокровенную суть любой традиционной
школы. Поэтому, когда-в Корее после освобождения от
господства японцев началось национальное возрождение, в
появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только
голую технику рукопашного боя.
31.
Как известно, Корея оказалась разделенной надва государства: КНДР на Севере и Республику
Корея на Юге. Но и там и там установились
репрессивные диктаторские режимы. А
тоталитарные режимы всегда и везде не
терпят инакомыслия, духовной независимости.
Поэтому власти Севера и Юга оказались едины
в своем стремлений окончательно пресечь
эзотерическую традицию боевых искусств,
выхолостить до конца их духовное содержание
и превратить в спортивный вид, пригодный
для массового физического воспитания.
Именно по этой причине в Южной Корее
периодически преследовали мастеров
хапкидо, кук-сульвон, тхэккён, тансудо, субак
и других видов, не вписывавшихся в
официальную политику государства. А на
Севере (в КНДР) их просто запретили раз и
навсегда.
32.
В 1950 году руководители 9-и «новых» школ, возникшихпосле окончания японской оккупации, объединились для
создания единого унифицированного стиля. Это были
следующие школы: Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван,
Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван,
Чханмуг-кван, Чхондог-кван («кван» по-корейски значит
«дворец»). Работу по кодификации нового стиля
возглавил 32-х летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в
западной транскрипции Чой Хонг Хи), руководитель
Одог-квана. Поэтому именно его обычно называют
«отцом» тхэквондо. Данный термин был введен в
употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил,
что унифицированный стиль — «корейское национальное
боевое искусство тхэквондо» — создан. . В 1961 году
Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую
Ассоциацию Тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле
Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ). Но спустя
6 лет, когда генерал Пак Чжон Хи в третий раз стал
президентом Южной Кореи, подтасовав для этого
результаты выборов, генерал Чхве в знак протеста уехал
в Канаду (в город Торонто) и перевел туда же штабквартиру созданной им международной организации.
33.
На следующий год, в 1973-м, в ЮжнойКорее создали Всемирную Федерацию Тхэквондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун
Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ИТФ
и ВТФ, последняя даже разработала новые
комплексы формальных упражнений
(«пхумсэ»).В Южной Корее начался процесс
перехода тхэквондистов из ИТФ в лоно ВТФ.
Особенно широкие масштабы он принял
после 1984 года, когда стало ясно, что на
Олимпийских Играх соревнования будут
проводить по правилам ВТФ. Ну, а генералу
Чхве и его федерации из-за потери кадров
и экономической слабости пришлось идти
на поклон к властям Северной Кореи.
34.
Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странахмира, в том числе в странах СНГ и
Восточной Европы. Она насчитывает в своих
рядах около 25 миллионов спортсменов, в
том числе более полутора миллиона в самой
Республике Корея. ИТФ имеет намного
более скромные показатели, ее основной
«плацдарм» — это КНДР. В остальном мире
численность последователей генерала Чхве
не идет ни в какое сравнение со
сторонниками Ким Ун Ёна. Штаб-квартира
ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре,
известном под названием Куккивон. Кроме
того, несколько лет назад появилась еще
одна международная организация:
Глобальная Федерация Тхэквондо, сведения
о которой пока что скудны и
противоречивы.
35.
Открытие Куккивона, произошедшее 30 ноября 1972 г.,окончательно завершило процесс объединения школ
тхэквондо, ибо был создан единый учебный центр,
решающий следующие пять основных задач:
1. Официальное присвоение данов и выдачу
сертификатов как студентам Куккивона, так и
представителям национальных ассоциаций, входящих в
состав ВТФ;
2. Подготовку инструкторов и популяризацию тхэквондо
во всем мире;
3. Исследование и развитие техники тхэквондо;
4. Ведение хроники рекордов тхэквондо, издание
учебников и учебных пособий, выпуск учебнометодических видеофильмов;
5. Техническую помощь всем организациям, связанным с
тхэквондо ВТФ.
36.
Общая площадь первого этажа Куккивона составляет 10тысяч квадратных метров. Помимо главного зала для
тренировок, соревнований и экзаменов на присвоение
данов, в комплекс Куккивона входят лекционные и
тренажерные залы, поликлиника; -кафетерий и прочие
необходимые помещения.
В Куккивоне также находятся Штаб-квартира и
секретариат ВТФ, и Академия Тхэквондо, отвечающая за
научные исследования в этой области и тренировку
инструкторов. Зал Куккивона снабжен современным
техническим обрудованием, позволяющим проводить
соревнования и учебный Процесс на самом высоком
уровне, он насчитывает 1800 мест для зрителей.
В этом комплексе стоимостью более миллиона
американских долларов проходили Первый и Второй
Всемирные чемпионаты, Первое Азиатское первенство
по тхэквондо, корейские общенациональные
первенства, международные семинары судей и
инструкторов, многочисленные демонстрационные и
показательные выступления.
37.
Присвоение степеней «дан» находится исключительно вкомпетенции Куккивона. Тот, кто хочет пройти в Куккивоне
экзамен на присвоение первого или получение более высокого
дана, должен представить рекомендацию мастера, имеющего
квалификацию не ниже 4-го дана, который полностью отвечает
за готовность своего «протеже» к экзамену. Но прежде, чем
обратиться непосредственно в Куккивон, соискатель дана
должен пройти практический тест в любом додзё или клубе
перед своим инструктором, либо перед местной аттестационной
комиссией.
Следует отметить некоторые особенности аттестации детей и
подростков в возрасте до 15-ти лет. Хотя начинать свои занятия
тхэквондо дети могут в любом возрасте, к первой аттестации
они допускаются не ранее достижения десяти лет. После сдачи
соответствующего практического теста ребятам этой возрастной
групы присваиваются не даны, а пхумы — с 1-го по 3-й.
После 15-ти лет эти пхумы (снова подтвержденные
соответствующими тестами), могут быть заменены на взрослые
даны — также с 1-го по 3-й, но пока этот возрастной рубеж не
пройден, цвет пояса ученика, имеющего пхум, не целиком
черный, а черно-красный. Даны же, начиная с 4-го, могут
присваиваться только тем, кому уже исполнилось 18 лет. Ведь
для овладения любой ступенью мастерства в тхэквондо
требуется не только опыт, но и определенный стаж занятий,
который также регламентируется правилами Куккивона. Так,
для получения 1-го пхума он должен составлять не менее года.
38.
Благодаря такой системе Куккивон добился того,что обладатели высоких данов являются зрелыми
людьми, прошедшими долгий путь в тхэквондо,
способными сделать весомый вклад в его
дальнейшее развитие. Так, начиная с 6-го дана
кандидаты, подавшие заявления на прохождение
квалификационных тестов, должны представлять
еще и письменные разработки, посвященные одной
из следующих тем: развитие техники тхэквондо;
философия тхэквондо; методика обучения на
основе личного опыта; принципы организационного
построения; история тхэквондо. Посмотрите
внимательно на таблицу и вы увидите, что сдающий
экзамен на. 6-й дан должен заниматься тхэквондо,
как минимум, 15 лет. Поэтому то, что многим из
обладателей 6-го — 7-го данов еще нет сорока,
свидетельствует, что они начали заниматься с
детства и посвятили тхэквондо всю свою
сознательную жизнь.
39.
Техника работы с оружием в тхэквондоотсутствует. В отличие от китайского
ушу или японско-го кобудо,
использующих разнообразные мечи,
шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор
на развитие возможностей
человеческого тела, которое само по
себе может являться достаточно
грозным оружием. Поэтому
единственными предметами, которыми
пользуются, являются протекторы.
40.
Философия тхэквондо.Даны - ступени мастерства в тхэквондо. Однако, не стоит
думать, что обладатель первого дана является мастером. В
тхэквондо первый, второй и третий даны рассматриваются как
начальные степени мастерства. Обладатели этих данов в
достаточной степени овладели техническими навыками
тхэквондо, но говорить о том, что он мастер - заблуждение.
При аттестации на 1-3 даны, в аттестационные требования
входят только технические приемы и знания истории
тхэквондо. Спортивные достижения являются рекомендацией к
аттестации на 1-3 дан, однако аттестационная комиссия не
имеет возможности ознакомится с духовным миром
претендента.
Только начиная с 4 дана тхэквондист присоединяется к сонму
мастеров. При аттестации на 4 дан сдается обязательные
теоретический тест в форме письменного экзамена или
реферата. Кроме технических и методологических нормативов
существует временной ценз, когда человек может стать
обладателем 4 дана минимум через 7 лет после начала занятий
тхэквондо, на самом же деле это происходит гораздо позже.
Такой подход к присвоению 4 дана позволяет не только
оценить физические и умственные способности человека, но, и
за столь долгий срок общения, оценить его духовный мир.
41.
Обладатели седьмого, восьмого, девятогоданов - это великие мастера,
разбирающиеся во всех тонкостях
тхэквондо. Обладатели столь высоких
данов имеют своих учеников обладателей 1-6 данов, собственные
школы, в которых преподается
тхэквондо, занимают руководящие посты
в Национальных и Всемирной
федерациях, регулярно проводят
семинары для спортсменов,
инструкторов, судей. Обычно обладатели
старших данов имеют научные степени и
звания по тхэквондо.