1.59M
Категория: МузыкаМузыка

Инструментальный концерт

1.

«Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как бы мне азы науки
Такой постичь!»
Г. Гессе

2.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи
голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые
раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие
знаменитые композиторы умели делать это
блестяще: их музыкальные произведения о природе
стали классикой музыкального пейзажа.

3.

Нет, не пейзаж влечёт
меня,
Не краски я
стремлюсь
подметить,
А то, что в этих
красках светит:
Любовь и радость
бытия,
Она повсюду
разлита…
Она везде, где
красота…
И. А.Бунин.

4.

Ещё при жизни Вивальди прославился как
выдающийся знаток оркестра, он первым стал
использовать многие колористические эффекты,
значительно развил технику игры на скрипке. Но
после своей смерти был забыт почти на 200 лет…
В 20-х годах XX в. итальянский музыковед А.
Джентили случайно обнаружил уникальное
собрание сочинений композитора (рукописи),
которое состояло из 300 концертов, 19 опер,
духовных и светских вокальных сочинений. С этого
времени и началось возрождение былой славы
Антонио Вивальди.

5.

Антонио Лючио Вивальди
итальянский композитор, скрипач, педагог, дир
ижёр, католический священник. Считается
одним из крупнейших представителей
итальянского скрипичного искусства XVIII в.
Один из крупнейших музыкантов эпохи
барокко. Широкое признание в Европе получил
ещё при жизни.
Будущий композитор родился в Венеции 4 марта
1678 г. в семье скрипача, который позже стал
главным скрипачом в капелле собора святого
Марка. О детстве Вивальди мало сведений,
известно лишь, что он был старшим из 6 детей
и что обучался игре на скрипке и клавесине.
Скорее всего, именно отец и был первым
музыкальным учителем Антонио. С 10 лет
Антонио уже замещал отца в капелле собора
святого Марка, играя на скрипке. В
дальнейшем он принял решение стать
священником и в 1693 г. был пострижен в
монахи, а в 1703 г. рукоположен в сан
священника.
Он был слаб здоровьем, поэтому через некоторое
время перестал служить мессу, а затем был
отрешён из сана священника.

6.

В 1703 г. Вивальди поступил на службу преподавателем по классу
скрипки в консерваторию церковного приюта «Пиета», одну из
лучших музыкальных школ для девочек, а позже стал дирижёром
оркестра и руководителем концертов, в его обязанности входило
сочинение музыки для светских и духовных концертов.
В 1713 г. Вивальди написал своё первое произведение, трехактную
оперу «Оттон на вилле» на сюжет римской истории, а всего
композитору приписывают более 90 опер. Его произведения имели
успех, он получал многочисленные заказы, но педагогическую
работу также не оставлял.
И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно
переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.
В 1740 г., незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое
последнее путешествие в Вену. Неясны причины его внезапного
отъезда.
Всеми забытый, больной и без средств к существованию он
скончался в Вене 28 июля 1741 г. от воспаления, вызванного
простудой. Похоронен на кладбище для бедняков. Месяц спустя
сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине
Антонио. Вскоре после смерти имя выдающегося композитора было
забыто.

7.

Написанный в 1723 году
цикл из 4-х концертов "Four
Seasons" является самой
известной работой Антонио
Вивальди и одним из
популярных произведений
музыки эпохи барокко.
Весна это первый концерт
из цикла "Времена года".

8.

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди,
посвящённые временам года, – без сомнения, самые
известные музыкальные произведения о природе
эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам
написаны, как считается, самим композитором и
выражают музыкальный смысл каждой части.
Вивальди передаёт своей музыкой и громовые
раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи
трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже
тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора
в партитуре прямо указывают на то или иное
явление природы, которое должно быть изображено.

9.

10.

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

11.

В первой части знаменитого цикла концертов
Вивальди «Времена года» при помощи
музыки знаменитый композитор выразил всю
мощь весны, сопровождая три произведения
стихотворным сонетом, красочно
описывающим явления природы.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет,
Вивальди также разделил на три части: в
первой выступает природа, освобождаясь от
зимнего плена, во второй мирным сном спит
пастушок, а в третьей – пастух пляшет с
нимфами под покровом Весны.

12.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией Allegro , каждая нота которой говорит о восторге в связи
с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют
пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон
оркестр грозным стремительным звучанием имитирует
раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в
гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит , Вторая
часть – Largo – снова в каждом звуке радость прихода
весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.
Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует
сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки
рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки,
охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть
танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение
соответствует концу весны, яркость красок
свидетельствует о пробуждение
природы. Вивальди смог передать всю палитру
природных красок звуками оркестра, все оттенки
радости – пассажами скрипок!

13.

14.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
English     Русский Правила