Похожие презентации:
Эпигенетическая теория развитияв работах эрика эриксона
1. Эпигенетическая тория развития в работах эрика эриксона
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТОРИЯРАЗВИТИЯ В РАБОТАХ
ЭРИКА ЭРИКСОНА
2.
Эрик Эриксон —психолог в сфере психологии
развития и психоаналитик.
Известен, прежде всего, своей
теорией стадий психосоциального
развития, а также как автор термина
«кризис идентичности».
Последователь 3.Фрейда,
расширивший психоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки
благодаря тому, что начал
рассматривать развитие ребенка в
более широкой системе социальных
отношений.
3.
• Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельныйтеоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в
сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на
обложках таких журналов, как «Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc
мэгезин».
• Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив
методы воспитания детей в разных культурах, создавая
психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и
анализируя взаимодействие психологического и социального
развития.
• Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на
психологию и смежные области научного знания. Он является и
основателем современной психоистории.
4.
• Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитическойтеории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для
разработки и применения принципов психоанализа в новых
областях и для решения проблем современности.
• Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию,
которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании,
но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке
акцентов.
• Его называли «недогматичным, эмансипированным фрейдистом».
• Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали
обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные
науки.
5.
• Эриксон — блестящий, проницательный теоретик ипрекрасный писатель. В основе его работ лежит теория
циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует
рост и развитие человека от рождения до преклонного
возраста.
• Основной вклад Эриксона в изучение личности
заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями
психосексуального развития, он, во-первых, показал, как
человек одновременно проходит стадии
психосоциального развития и стадии развития эго, и, вовторых, доказал, что развитие личности продолжается всю
жизнь и что каждая стадия развития может иметь как
положительный, так и отрицательный результат.
6. Идейные предшественники:
ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ:• Психоанализ
• Изучение жизни и воспитания детей в других
культурах — вот два основных фактора, которые
влияли на формирование теорий Эриксона.
7. Психоанализ
ПСИХОАНАЛИЗ• Эриксон считал себя психоаналитиком и применял
психоанализ в новых областях, включая в него последние
достижения антропологии, психологии и других социальных
наук.
• В результате он стал развивать идеи, значительно
отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы
Эриксона всегда обнаруживают, сколь многим он обязан
Фрейду.
• Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел
нейтральный термин — постфрейдист.
8.
• Ядро концепции Эриксона составляет модельчеловеческого развития, разбитого на восемь стадий.
• Эта модель расширяет применение психоанализа,
рассматривающего истоки всех травм в детском возрасте,
и целиком охватывает цикл человеческой жизни.
• Каждая стадия состоит из психологических, биологических
и социальных компонентов и основана на
предшествующих стадиях.
9.
• Свою модель стадий человеческого развития Эриксонназывал эпигенетической (epigenetic model). Понятие
эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается
над остальными частями. «Эпи» означает «над», а «генезис»
— рождение (греч.).
Эта модель — первая психологическая теория, детально
описывающая цикл человеческой жизни: детство, зрелость и
старость.
• По Эриксону, психологический рост личности похож на
развитие эмбриона.
• Модель Эриксона по структуре напоминает эмбриональное
развитие, при котором возникновение каждой последующей
стадии определяется развитием предыдущей.
10.
• Каждая стадия характеризуется специфической задачейразвития, или кризисом, который должен разрешиться
для того, чтобы человек перешел к следующей стадии.
• Силы и способности, развивающиеся в процессе его
успешного разрешения, влияют на личность в целом.
• Каждая стадия системно связана с остальными, и все
стадии должны проходить в заданной
последовательности.
11. Восемь стадий человеческого развития
ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
• Первые три стадии Эриксона фактически совпадают со
стадиями Фрейда.
• Фрейд говорил о четырех стадиях: оральной, анальной,
фаллической и генитальной, привязанных к
определенным органам тела и стадиям человеческой
культуры.
• Эриксон развил эту теорию и превратил ее в
универсальную модель человеческого развития.
• «Дети воспитывают своих родителей в той же степени,
как и родители их»
12. 1 стадия Базисное доверие против базисного недоверия (0-1 ГОД)
1 СТАДИЯБАЗИСНОЕ ДОВЕРИЕ ПРОТИВ
БАЗИСНОГО НЕДОВЕРИЯ
(0-1 ГОД)
• Первая стадия, наступает в тот период, когда человек совершенно беззащитен
и зависит от физической заботы и внимания окружающих. В начале жизни у
младенца сразу возникает относительное чувство доверия и недоверия к
вещам и людям. Опыт общения ребенка с матерью является решающим для
установления баланса ощущений безопасности и тревоги.
• Отношения матери и ребенка строятся вокруг рта и сосредоточены на опыте
кормления. Эти отношения проверяются на стадии кусания, которая выявляет
способность младенца причинять боль.
• По Эриксону, внутренний дискомфорт и растущая способность причинять
боль являются первыми детскими опытами, в которых познаются чувства
злобы и недоверия.
13.
• В результате достижения баланса междубазовым доверием и базовым недоверием
появляется новая способность или сила —
надежда.
• «Надежда есть прочная вера в исполнение
страстных желаний, вопреки темным порывам и
ярости, которыми отмечено начало
существования» .
• Надежда лежит в основе развития веры.
14.
• Надежда является мощной базовой силой.• По мере созревания человеческой личности эта сила
проверяется на каждой из стадий.
В то же время человек учится самоотречению и
способности справляться с разочарованием. Человек
развивает способность строить осуществимые мечты и
ожидания.
• Сила надежды проистекает из трех основных источников.
15.
• Первый — отношение матери к своему собственному детству,ее желание и необходимость передать своему ребенку опыт
предыдущего поколения — культуру бабушки.
• Второй - сами отношения матери и ребенка, взаимность и
отзывчивость, растущая при здоровых связях.
• Третий - различные социальные учреждения, религиозные
обряды или воодушевляющие советы, призванные укрепить
или восстановить детское чувство надежды.
16.
• Зрелой формой детской надежды является вера.Ритуалы и религиозные обряды предназначены для
укрепления, развития и восстановления веры.
17.
Для размышления. Доверие
Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе
глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере,
15—20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать
всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст
дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать чтонибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.
После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на
обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять
партнеру? Что значит зависеть от другого человека?
---
18. 2 стадия Автономия против стыда и сомнения (1-3 ГОДА)
2 СТАДИЯАВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И
СОМНЕНИЯ
(1-3 ГОДА)
На этой стадии дети начинают ходить, карабкаться, удерживать вещи и более эффективно
общаться. Ребенок прилагает усилия, чтобы контролировать себя и часть внешнего мира.
Чувство автономии развивается одновременно с осознанием свободы выбора. Его развитие
помогает ощущать способность выбора: что взять, а что отвергнуть. Базовая детская вера в жизнь —
основной результат первой стадии, который подтверждают внезапные прихоти и желания: ребенок
что-либо избирательно хватает или ломает. Опытные родители называют этот возраст «ужасные два
года». Любимое слово двухлетних детей — нет, явный признак растущей автономии.
Стыд также ассоциируется с первыми впечатлениями ребенка, когда он впервые встает на ноги и
чувствует себя маленьким, неустойчивым и беспомощным во взрослом мире.
На этой стадии приобретается сила воли. Наличие воли не подразумевает упрямства, оно означает
умение контролировать свои потребности, оценивать их и различать. Человек учится принимать
решения, несмотря на неизбежную фрустрацию.
19.
• Детская воля превращается во взрослую способностьконтролировать влечения и импульсы.
• В идеале воля индивидуума присоединяется к воле
общества таким образом, что позволяет личности сохранять
ощущение власти, пусть даже и ограниченной правилами и
рассудком.
• Воля формирует основу для принятия нами закона и
внешней необходимости. Она коренится в понимании того,
что родительским воспитанием движет дух справедливости.
20.
Для размышления. Автономия
Условьтесь с партнером, что, по крайней мере, полдня вы будете выполнять его или ее приказания,
что бы вам ни велели сделать. В какой-то степени ваш партнер вынужден играть роль «родителя», а
вы соглашаетесь стать послушным ребенком. Установите четкие ограничения. Например, что вас не
будут заставлять делать что-то противозаконное, неэтичное или что-то, что могло бы поставить вас
или кого-то другого в неловкое положение.
Что вы чувствуете, когда рядом есть кто-то, кто говорит вам, что надо делать: что есть, когда
садиться или вставать, как себя вести и так далее? Во многом вы повторяете опыт обычного
двухлетнего ребенка, не имеющего права голоса.
Когда закончите, обсудите ваши переживания с. партнером. Может быть, лучше не меняться
ролями потом. Сознание того, что вы поменяетесь ролями, может помешать вашему партнеру
придумывать вам творческие задания (к тому же мало кто из родителей ожидает того, что
поменяется ролями с детьми).
21. 3 стадия Инициатива против чувства вины (4-5 ЛЕТ)
3 СТАДИЯИНИЦИАТИВА ПРОТИВ ЧУВСТВА ВИНЫ
(4-5 ЛЕТ)
На стадии ребенок становится еще подвижнее и любопытнее,
обогащается его язык и воображение, растет чувство контроля и
ответственности. Основное занятие этого возраста — игра. Ребенок
погружается в окружающую среду, находит радость в нападении
на мир вокруг себя и его завоевание. Эта стадия аналогична
фаллической стадии у Фрейда. Ребенок охотно учится, ему
нравится все делать хорошо. Любимое слово у детей этого периода
— почему? Необычайно сильно любопытство и открытость
обучению. Ребенок познает ценность предварительного
планирования и начинает развивать ощущение руководства и
решительности.
22.
Новое ощущение контроля смягчается чувством вины.
Это необычное ощущение свободы и упрочение собственной власти над
окружающим почти сразу же порождает беспокойство.
У ребенка развивается совесть, родительское отношение к предметам, которое
укрепляет самонаблюдение, самоконтроль и самокритику.
На этой стадии ребенок может делать больше, чем раньше, и должен научиться
устанавливать себе ограничения.
Игра для ребенка — то же самое, что обдумывание и планирование для
взрослого. Развитие фантазии формирует основы танца, драмы и ритуала в жизни
взрослых людей.
«Взрослый человек когда-то был ребенком и подростком. Он никогда не станет им
снова. В то же время он никогда не лишится наследия прежних состояний»
23. 4 стадия Трудолюбие против чувства неполноценности (6-11 ЛЕТ)
4 СТАДИЯТРУДОЛЮБИЕ ПРОТИВ ЧУВСТВА
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
(6-11 ЛЕТ)
Ребенок попадает в жизнь за пределами семьи. Этот период соответствует
латентному периоду у Фрейда. Начинается наша школьная и культурная жизнь. В
других социальных системах ребенок может стать подмастерьем или пойти в
обучение к отцу или матери.
Это стадия систематического обучения, смена игры ощущением работы. Прежде
ребенок только играл в осмысленную деятельность. Качеству результатов не
уделялось особого внимания. Теперь ребенку требуется получить удовлетворение
от хорошо сделанной работы.
Главное достоинство и сила данной стадии — компетентность, базирующаяся
на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических
навыков.
«Компетентность основана на применении в решении поставленных задач
мастерства и интеллекта, уже не ослабленных инфантильной неполноценностью».
24. 5 стадия Идентичность против спутанной идентичности (12-18 ЛЕТ)
5 СТАДИЯИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ СПУТАННОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
(12-18 ЛЕТ)
• Теперь дети интегрируют свой прежний опыт в единое целое. Их
больше не устраивают детские ролевые модели и идентификации,
и они пробуют новые. Основной вопрос данной стадии — «кто я
такой?» Возникает новое ощущение идентичности эго.
• Поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к
зрелости, Эриксон считает этот период решающим. В этот период
сильное влияние имеют социальные ограничения и давление
общества. Подросток, который страдает от некоторого смешения
ролей, может испытывать трудности, придумывая подходящую для
себя роль и стремясь занять в обществе значимое место.
25.
• На данной стадии распространены сомнения в своейидентичности и сексуальной привлекательности.
• Распространенная реакция — сверхидентификация
(вплоть до видимой потери идентичности) с
молодежными кумирами и лидерами группировок.
26.
• Базовая способность этой стадии — верность.«Верность есть способность сдерживать свои обещания,
несмотря на противоречие системы ценностей»).
Верность — краеугольный камень идентичности. Она
требует наличия весомой и приемлемой социальной
идеологии и поддержки сверстников, сделавших схожий
выбор.
• На этой стадии мы впитываем культурные, этические и
религиозные ценности. В то же время сама культура
обновляется и утверждается с каждым следующим
поколением.
27. 6 стадия Близость против изоляции (19-35 ЛЕТ)
6 СТАДИЯБЛИЗОСТЬ ПРОТИВ ИЗОЛЯЦИИ
(19-35 ЛЕТ)
Наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания
независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и
близких взаимоотношений. Именно на этой стадии развивается чувство
зрелой ответственности.
Только после того как в нас сформировалось чувство идентичности, мы
оказываемся в состоянии развивать близкие и серьезные отношения с другим
человеком. Только тогда мы можем представить себе настоящее партнерство,
привязанность и близость.
Кризисом на данной стадии становится обычно происходящая в этот период
подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значительно
отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска
сексуальной идентичности.
28.
• Без ощущения близости и преданности другому мыможем оказаться в одиночестве и не сумеем
поддерживать полноценные личные взаимоотношения.
Если наше чувство идентичности слабо и близость с
другим человеком представляет для него опасность,
мы отворачиваемся от всех или даже «атакуем»
человека, осмелившегося к нам приблизиться.
29.
Это стадия развития новой способности — любви. Эриксон (1964)
доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке. «Любовь состоит во
взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным
функциям» .
Эриксон отмечает, что любовь принимает много различных форм.
В начале жизни — это детская привязанность к матери и любовь к
родственникам, юношеская страсть. Если между взрослыми людьми
наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную
идентичность и взаимное уважение.
Сила любви может проявляться в романтических сексуальных
взаимоотношениях, а может перейти в совместное служение идеалам, семье
или стране. Это служение включает настоящую взаимность и близость.
30. 7 стадия ТВОРЧЕСТВО против стагнации (ЗАСТОЯ) (36-65 ЛЕТ)
7 СТАДИЯТВОРЧЕСТВО ПРОТИВ СТАГНАЦИИ
(ЗАСТОЯ) (36-65 ЛЕТ)
Данная стадия продолжается все наши зрелые годы. Близкие отношения и преданность
определенным людям переходят в общую заботу о воспитании и поддержке следующего
поколения. Производительность подразумевает заботу о наших детях, идеях и продуктах, нами
созданных. Она включает также продуктивную и творческую работу и личную жизнь.
Мы являемся существами одновременно обучающими и учащимися. Творчество важно для нас,
поскольку оно обеспечивает и поддерживает в нас идеалы, принципы и психическое здоровье.
Если сфера нашей продуктивности и заботы не расширяется, мы рискуем стать жертвами скуки и
стагнации.
На данной стадии развивается новая способность — забота
В зрелом возрасте мы должны быть востребованы, иначе страдаем от нарциссизма и
погруженности в себя. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, мы существа
обучающие. Мы должны научить следующее поколение реализовать идентичность, поддержать
умения и навыки.
31. 8 стадия Целостность против отчаяния (ПОСЛЕ 65 ЛЕТ)
8 СТАДИЯЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ
(ПОСЛЕ 65 ЛЕТ)
Это период столкновения человека с тем, что Эриксон называл предельными заботами.
Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя наше приятие уникального жизненного цикла с
его историей побед и поражений, поддерживает ощущения порядка и значительности в нашей
личной жизни и в мире вокруг нас, так же как и новая, отличная от прежней, родительская
любовь.
Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание ценности другого образа
жизни, даже совершенно отличного от нашего.
Интеграция несет с собой перспективу — способность видеть человеческую жизнь в единстве и
понимание человеческих проблем.
Если мы не соответствуем своей самооценке, очень вероятно, что мы погрузимся в отчаяние или
нам будет казаться, что времени мало, слишком мало, чтобы начать все сначала. Те, кто в
старости впадает в отчаяние, испытывают горечь по поводу того, что могло бы быть, но не
случилось, такие люди постоянно сожалеют о том, «что было бы, если...»
Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в
отрицании общественных институтов и другого образа жизни
32.
Для размышления. Стадии Эриксона: самооценка
Какая из стадий, описанных Эриксоном, имеет для вас наибольшее значение, оказала самое сильное влияние
или представляет трудность?
Сочетание каких факторов делает эту стадию такой важной для вас? Какие стороны вашей личности, события
в семье, влияние окружения, социальные события наиболее важны для вашего жизненного опыта?
Как ваш опыт прохождения данной стадии соотносится с прежним опытом и какое влияние он окажет на
ваше будущее? Как ваш нынешний опыт связан со стадией и кризисом развития, который вы сейчас
переживаете?
---
Навык мудрости приобретается в столкновении интеграции и отчаяния. «Мудрость представляет
обособленный интерес к жизни самой по себе перед лицом смерти» (Erikson, 1964, р. 233). Мудрость придает
аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в себе мудрость,
становятся образцами интегрированности и совершенства. Они дают вдохновляющий пример для молодежи,
ведущей сходный образ жизни и живущей их идеалами. Чувство интеграции может также облегчить
ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного возраста.
33.
Для размышления. Примеры стадий Эриксона
Представьте себе трех людей, которые, как вам кажется, находятся на разных
эриксоновских стадиях. Например, подумайте о ком-то из ваших родителей, о
вас самих и о ком-то значительно моложе вас. Соответствует ли каждый из
этих людей обозначенной стадии? Какова главная проблема в жизни каждого
из них? Каковы их главные психологические преимущества? Какие у них
слабости? Как жизнь каждого из них связана с прошлым? Как каждый из них
решил свои прежние проблемы и развил преимущества?
Каким образом видение интересов, преимуществ и критических ситуаций этих
людей помогает вам понять их? Какие трудности могут возникнуть при
общении с ними?
---
34. Идентичность
ИДЕНТИЧНОСТЬ• Впервые он употребил выражение кризис
идентичности
35. Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности:
ЭРИКСОН ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕАСПЕКТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ:
«1. Индивидуальность — сознательное ощущение собственной уникальности и
собственного отдельного существования.
2. Тождественность и целостность — ощущение внутренней тождественности,
непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в
будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
3. Единство и синтез — ощущение внутренней гармонии и единства, синтез
образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает
ощущение гармонии.
4. Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами
общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет
смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует
их ожиданиям и восприятию.»
36.
• Концепция идентичности становится в наши дниособенно популярной.
• Акцент нашей культуры на обширном образовании и
сложность большинства современных профессий делают
развитие чувства идентичности особенно трудным.
Борьба за здоровое ясное чувство идентичности часто
продолжается дольше периода отрочества и находит
отражение в более поздних кризисах «среднего
возраста».
37.
Для размышления. Идентичность
Чтобы понять, как развивается ваша идентичность, проделайте следующее упражнение:
1. Расслабьтесь и подумайте о том времени, когда наиболее сильно проявилась ваша идентичность. Опишите
это время. В чем выражалась ваша идентичность (скажем, вы были капитаном школьной футбольной
команды, старшей дочерью в семье, студентом-отличником)?
2. Возьмите лист бумаги и подберите десять слов, характеризующих вас в то время: опишите свое ощущение
себя, поворотные моменты в жизни и т. д.
3. Как бы вы описали вашу нынешнюю идентичность? Составьте второй список.
4. Произошли ли с вами значительные перемены? Что сохранилось в вашем ощущении себя за этот период
времени? Что изменилось?
5. Был ли переход от одного ощущения идентичности к другому ровным и постепенным или внезапным?
6. Как вам кажется, ваша настоящая идентичность останется относительно стабильной или вы предвидите
значительные изменения? Если изменения произойдут, то по какой причине?
---
38. Развитие идентичности:
РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ:Развитие ощущения идентичности имеет как психологический, так и социальный аспект:
Хотя многие аспекты поиска идентичности относятся к сознательным процессам, ведущую роль
играет бессознательная мотивация.
Укрепление чувства идентичности зависит от событий в прошлом, настоящем и будущем.
Во-первых, еще в детстве человек должен приобрести четкое ощущение идентификации.
Во-вторых, выбор взрослым человеком профессиональных идентификаций должен быть
реалистичным и соответствовать имеющимся возможностям.
Взрослый человек должен быть уверен, что выбранные им роли будут жизнеспособны в
будущем, несмотря на неизбежные перемены как в самом человеке, так и в окружающем мире.