116.75K
Категория: ИсторияИстория
Похожие презентации:

Литературный процесс. Историческое развитие литературы

1.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Лекция

2.

Д РЕ В НИЕ Л ИТ Е РАТУРЫ
( И С Т О Р И Я В С Е М И Р Н О Й Л И Т Е РАТ У Р Ы )
• Третье тысячелетие до Н.Э.
• 1. Египет. Древнее царство. XXX-XXII века до Н.Э. Начало иероглифической
письменности. Тексты пирамид. Начало иератического письма.
• 2. Месопотамия. Шумерская культура. Начало клинописной письменности. 2916-2261.
• 3. Индия. Цивилизация долины Инда. Протоиндийская (хараппская) письменность.
• XX-XVI века до Н.Э
• 1. Египет. Первые тексты. Пророчество Нефертити. Повесть о красноречивом
поселянине. Сказки.
• 2. Малая Азия. Начало хеттской письменности. Литература на языке хатти; на хетском и
аккадском языках.
• 3. Месопотамия. Вавилонское царство. Запись поэм о сотворении мира, о Гильгамеше.
Гимны.
• 4. Индия. Завершающий этап хараппской культуры.

3.

Д Р Е В Н И Е Л И Т Е РАТ У Р Ы ( И С Т О Р И Я
В С Е М И Р Н О Й Л И Т Е РАТ У Р Ы В 8 -
ТОМАХ)
XV-XX
• 1. Греция. Критские надписи. Микенская культура.
• 2. Египет. Книга мертвых. Гимны. Сказки. Развитие любовной лирики.
• 3. Малая Азия. Среднее хеттское царство. Литература на хеттском и хурритском языках. Поселение евреев
в Палестине (XIV-XII) век; арамеев – в Сирии.
• 4. Средне-Вавилонское царство. Погребальные песни. «Беседа господина и раба».
• 5. Индия. Вторжение ариев. Начало ведийской литературы. «Ригведа».
• 6. Китай. Древнейшие надписи.
X-VIII до Н.Э.
• Рим. Основание.
• Греция. Гомеровский период. Эпос. Завершение «Илиады» и «Одиссеи».
• Малая Азия. Первые еврейские литературные памятники.
• Египет. Демотическое письмо.
• Месопотамия. Возвышение Ассирии. Начало составления вавилонских хроник.
• Иран. Мидийское царство. Зороастризм. Начало сложения «Авесты».

4.

Д Р Е В Н И Е Л И Т Е РАТ У Р Ы ( И С Т О Р И Я
В С Е М И Р Н О Й Л И Т Е РАТ У Р Ы )
VII-VI века до Н.Э.
• 1. Греция. Развитие лирической поэзии (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
• 2. Малая Азия, Месопотамия. Персидское господство.
• 3. Китай. Учение Лао-Цзы и Конфуция.
V век до Н.Э.
• Греция. Классическая культура. Развитие трагедии. Эсхилл, Софокл, Еврипид. Комедии Аристофана.
• Иран. Письменная фиксация «Авесты».
• Индия. Учение Будды.
IV век- II до Н.Э.
• Греция, Египет, Малая Азия, Месопотамия, Иран. Завоевание Ближнего Востока Александром
Македонским. Эллинистическая литература. Александрийская поэзия. Септуагинта (перевод Библии на
греческий язык).
• Оформление канонического Пятикнижия. Книга Иова, Песнь песней, Экклезиаст.
I век до Н.Э.
Завоевание Римом Малой Азии, Сирии и Египта. Расцвет римской литературы. Цицерон, Вергилий,
Гораций, Овидий.

5.

Д Р Е В Н И Е Л И Т Е РАТ У Р Ы ( И С Т О Р И Я
В С Е М И Р Н О Й Л И Т Е РАТ У Р Ы )
I век Н.Э.
• Рим. Овидий, Сенека, Марциал, Тацит.
• Палестина, Сирия, Малая Азия. Начало христианства. Сложение посланий апостола Павла,
Евангелий, Апокалипсиса.
II Н.Э.
Рим. Ювенал, Апулей. Первое вторжение германских племен в империю.
III Н.Э.
Рим. Кризис Римской империи. Гонения на христиан.

6.

СПЕ Ц ИФ ИКА Д Р Е В НЕЙ Л ИТ Е РАТУР Ы
Древняя литература еще не выделилась из других областей духовной деятельности,
поэтому во многих случаях в ней практически невозможно отделить художественные
тексты от деловых, религиозных, исторических, философских и т.д.
1. Связь литературы Древнего мира с магией, обрядом, религией показывают
сохранившиеся тексты:
• Обрядовая поэзия; гимны, использовавшиеся в богослужениях; священные книги:
Ригведа, Авеста, Библия. (Ригведа – священная книга индуизма; Авеста –
зороастризма, Библия – иудаизма (Ветхий Завет); христианства (Ветхий
Завет+Новый Завет).
• 2. Большое количество исторических текстов:
• Египетские «Тексты пирамид»; эпосы (шумерский Эпос о Гильгамеше;
древнеиндийские «Махабхарата» и «Рамаяна»; древнегреческие «Илиада» и
«Одиссея»); хроникально-эпические книги Библии (Книга Исхода, Книга Иисуса
Навина, ); тексты новой литературы: «История» Тацита, «Жизнеописания»
Плутарха, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря.
• Дидактические и философские тексты:
• «Луньюй» (конфуцианство); «Лао-цзы» (даосизм); «Экклезиаст» и «Книга Иова»
(Библия); Лукреций «О природе вещей».

7.

С П Е Ц И Ф И К А Д Р Е В Н Е Й Л И Т Е РАТ У Р Ы
• Тесная связь с древней литературы с фольклором
• 1. Многие произведения сохраняются в нескольких редакциях, отражающих изменения их
состава и облика (т.е., в отличие от литературы Нового времени, у произведения нет
окончательного текста)
• 2. Значительную роль играют фольклорные жанры: сказки, пословицы, басни, свадебные песни
и т.д.
• 3. Древние произведения насыщены разного рода клише (формулами): повторами, рефренами.
• 4. Отсутствие художественного самосознания и влияние фольклора проявляются в
анонимности Древней литературы. Часто произведения приписываются богам или
мифическим мудрецам: Библейское Пятикнижие – пророку Моисею; Песнь Песней – Соломону.
• Отсутствие личного авторства проявляется в отсутствии индивидуального стиля; в
традиционализме тематики и средств выражения.

8.

СПЕ Ц ИФ ИКА Д Р Е В НЕЙ Л ИТ Е РАТУР Ы
• В связи с традиционализмом тематики и поэтики для древней литературы характерна
каноничность
• Канон (греч. — руководящий принцип, масштаб) — установленное правило, норма.
Канон рождается, когда традиция достигает «высшей внутренней обязательности» и «крайней
формальной устойчивости».
Канон в древних литературах:
— общеупотребительный и длительно воспринимаемый в качестве образцового набор
художественных (поэтических) достижений.
— совокупность законов и правил, которые являются нормой и образцом для всех
произведений данного рода. Существовали жанровые каноны, каноны образцовых авторов.
Для древних литератур канон принципиально неизменен. Однако канонические образцы
могут меняться, поскольку их предназначение — указывать последние достижения в
развитии литературы.
Канонический тип творчества в литературе знает множество разновидностей. Поэтому и
принципы творчества авторов в разных литературах, тяготеющих к каноничности, могут
существенно различаться.

9.

Т ИПОЛ О ГИЯ Е В Р О ПЕ ЙСКОЙ Л ИТ Е РАТУР Ы
V-X века
• Литература раннего Средневековья. Латинская литература; архаические формы эпоса
XI-XIII века
• Литература зрелого Средневековья. Клерикальная литература, героический эпос, рыцарский роман,
куртуазная лирика, городская литература.
XIV-XVI
• Литература Возрождения
Направления в литературе Нового времени
• Конец XVI-первая половина XVII века - Барокко
• Вторая половина XVII-XIII век – Классицизм+ Весь XVIII век - Просвещение
• Конец XVIII- середина XIX века - Романтизм
• Вторая половина XIX века - Реализм
• Конец XIX- середина XX века - Модернизм
• Вторая половина XX- начало XXI века - Постмодернизм

10.

Т ИПОЛ О ГИЯ Р УССКОЙ Л ИТ Е РАТУР Ы
• IX-X Образование Древнерусского государства. В 882 году Киев становится столицей (Киевская Русь).
• Киевский князь Владимир Святославович (978-1015). Крещение Руси – 988.
Литература Киевской Руси. XI-первая треть XIII века
• Летописание, агиография, ораторская проза. «Повесть временных лет»; «Слово о полку Игореве».
• Литература периода татаро-монгольского ига. Вторая треть XIII–XIV века
• Летописание, житийная литература, воинские повести. «Слово о погибели русской земли»; «Повесть
о разорении Рязани Батыем»; «Житие Александра Невского».
• Литература эпохи объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство .
Конец XIV – начало XV в. Предвозрождение
• Летописание, воинская повесть, агиография.
• Литература централизованного русского государства. Конец XV–XVI век
• Появление публицистики и исторической прозы. Распространение переводной беллетристики.
Публицистика Максима Грека; «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Литература переходного времени. XVII век
• «Житие протопопа Аввакума»; «Домострой»; «Великие Четьи-Минеи»; «Повесть о Петре и
Февронии Муромских; демократическая сатира.

11.

СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Д.С. Лихачев:
«Если характеризовать древнерусскую литературу, пользуясь «методом больших
скобок», то следует
признать, что она принадлежала по своей структуре к типу литератур средневековых»,
• « Авторы не стремятся к самовыражению в стиле, но следуют сложившейся в избранном ими жанре
традиции. Нет стремления к обновлению стиля.»
• « Отсутствует четкое представление об авторской собственности. Авторская принадлежность тех или
иных произведений ценилась только тогда, когда автор обладал внелитературным авторитетом —
церковным или светским. Если тема уже была знакома автору по более раннему произведению, он
создавал свое новое как переделку прежнего, иногда меняя стиль, иногда композицию, иногда идеи
произведения, иногда дополняя прежнее произведение, иногда, напротив, его сокращая. В результате
тексты произведений тесно переплетались между собой. Сходство сюжетов стимулировало
заимствования выражений, описаний, целых пассажей. Описания одной битвы могли использоваться в
другом произведении, в описании иной битвы».
• Жанры древней русской литературы имели часто большую обрядовую и деловую предназначенность,
чем жанры новой русской литературы. Можно сказать даже более решительно: основное отличие
одного жанра в древнерусской литературе от другого — в их употреблении, в их обрядовой,
юридической или других функциях. Границы литературы не очерчены, хотя в определенных жанрах
литературность и выражена достаточно сильно.
Д.С. Лихачев. «Поэтика древнерусской литературы»)

12.

Н А П РА В Л Е Н И Я В Л И Т Е РАТ У Р Е Н О В О ГО В Р Е М Е Н И
КЛАССИЦИЗМ
• Классицизм – стиль в европейской лит-ре 17 — нач. 19 века, опирающийся на культ Античности и разума.
• Классицизм ориентируется на нормативные образцы, без конкретно-индивидуальных особенностей.
• Эстетика классицизма нормативна, ориентирована на «объективные», не зависимые от человека вечные
законы и правила.
• В литературе классицизма изображается мир, каким он должен быть согласно разуму. Жизнь, ее
безобразные проявления должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными.
• Наиболее совершенную и законченную форму классицизм получил во Франции 17 века, в период подъема
и расцвета абсолютизма. Его эстетика складывалась параллельно с рационалистической философией
Р.Декарта, первым поэтом-эстетиком классицизма считается Франуа Малерб:
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
Очистив наш язык от грубости и скверны,
Он вкус образовал взыскательный и верный.
• (Н.Буало)

13.

ПО ЭТ ИК А К Л АССИЦ ИЗМА
• В качестве достойного содержания литературы классицизм выдвигает
общественно-нравственные проблемы (личность и государство; нравы и
пороки человека). Однако психологические проблемы (к примеру,
противоборство страстей и разума в человеческой личности) рассматриваются
в классицизме абстрактно, без учета индивидуальных особенностей личности.
Вообще классицизм противопоставляет и предпочитает разум — чувству,
рациональное — эмоциональному, общее — частному.
• Требуя правдоподобия, классицисты исходили из «общих законов разума», а
не логики жизни, поэтому не могли избежать схематизма.
• Поэтика классицизма полнее всего сформулирована в «Поэтическом
искусстве» Н.Буало. Ее основные требования: гармония и соразмерность
частей, логическая стройность и лаконизм композиции, простота сюжета,
ясность и четкость языка (Частным проявлением этих требований в трагедии
является «правило трех единств»: времени, места, действия)

14.

ТЕ О РИ Я ЖА Н РОВ К ЛАСС И ЦИЗМА
Н О С И Т И Е РА Р Х И Ч Е С К И Й Х А РА К Т Е Р
• .Высокие жанры призваны
воплотить государственные,
исторические события, жизнь
великих людей –полководцев,
монархов, мифологических
героев.
ОДА
ТРАГЕДИЯ
ЭПОПЕЯ
• Низкие жанры должны
изображать частную жизнь
«простых смертных», людей
среднего сословия
САТИРА
БАСНЯ
КОМЕДИЯ

15.

В Е В Р О ПЕ ЙС КО Й Л И Т Е РАТУР Е Б ЫЛ О «Д В Е В ОЛ Н Ы»
К Л АССИЦ ИЗМА
1660-1780
1720-1780
• Никола Буало
• Вольтер (Франсуа Мари
Аруэ) – трагедии и
эпическая поэма «Генриада»
• Жан де Лафонтен
• Андре Мари де Шенье
• Жан-Батист Расин
• Франсуа де Ларошфуко
• Мари-Мадлен де Лафайет
• Мольер (Жан Батист Поклен)

16.

КЛ АССИЦ ИЗМ В РУССКОЙ Л ИТ ЕРАТУРЕ
• Русский классицизм возник в 1740-60 годы. Развивался под
влиянием западноевропейского классицизма и в тесной связи с
русской просветительской идеологией.
• Для русского классицизма характерна сатирическая
направленность и национально-историческая тематика.
Большое место занимают стихотворные жанры: героическая
поэма, ода, басня, сатира.
• В рамках классицизма (полностью или частично) протекало
творчество крупных русских писателей XVIII века: М.В.
Ломоносова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина и других.
• Теоретиком русского классицизма выступил А.П. Сумароков,
написавший эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве».

17.

Р О МА НТ ИЗМ
• Романтизм – направление в европейской литературе конца XVIII – первой
половины XIX века.
• Термин «романтизм» имеет долгую историю и связан со словом «романский»
(первоначально означал литературу на романских языках); отсылает к эпохе
Средневековья. В отличие от классицистов, ориентировавшихся на
Античность как норму и образец, романтики ориентировались на литературу
Средневековья и отчасти Нового времени.
• Христианство, с его ориентацией на внутренний мир личности, стало
необходимой предпосылкой нового искусства. «Подлинным содержанием
романтического, — писал Гегель, — служит абсолютная внутренняя жизнь, а
соответствующей формой — духовная субъективность, постигающая свою
самостоятельность и свободу».
• Романтизм связан с переломной культурно-духовной ситуацией европейского
мира, является антипросветительским движением по существу.
Действительность для романтика — неразумная, иррациональная, она
враждебна человеку и его л и ч н о с т н о й свободе.

18.

ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА
• У романтиков разочарование в действительности, в возможностях цивилизации и
прогресса противополагалась тяге к «бесконечному», к абсолютным и
безусловным идеалам.
• Разлад между идеалом и действительностью составляет сущность так
называемого «романтического двоемирия».
• В поисках идеала романтики обращаются к религии и искусству, к миру природы и
жизни «непросвещенных» народов, к национальной истории и фольклору — всему
тому, что можно противопоставить меркантильной «здравомыслящей»
повседневности.
• Романтики считали, что мир творчества представляет собой сокровенную суть,
глубинный смысл и высшую ценность мира. Философия Шеллинга рассматривала весь
мир, природу и человека как в е ч н о е т в о р ч е с т в о .
• В эстетике романтики отвергали нормативность, защищая творческую свободу
художника. Они проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров,
взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии; заботились
о музыкальности и живописности литературы, смешивали высокое и низменное,
трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к демонстративной
условности формы.

19.

ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА
• В противовес эстетике классицизма и просветителей, с их предпочтением
«общего», «типичного» в человеке, романтики провозгласили суверенность и
самоценность отдельной личности, свободу воли. Поскольку доминирующим
началом в человеке они видели жизнь духа, они обращались к внутреннему
человеку, индивидууму, с его неповторимым внутренним миром.
• «Романтики впервые открыли необычайную сложность,
противоречивость души человеческой, ее неисчерпаемость.
Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Погруженность в
глубины духа, напряженный интерес к сильным и ярким чувствам,
грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее
стороне, тяга к интуитивному и бессознательному —
сущностные черты романтического искусства. Столь же
характерно для романтизма повышенное внимание к единичному,
неповторимому в человеке, культ индивидуального…» (КЛЭ,
«Романтизм»)

20.

ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА. ГЕРМАНИЯ
• Романтики создали жанры исторического романа, фантастической повести, лироэпической поэмы.
• Блестящего расцвета достигла лирика. Возможности поэтического слова были
расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а
также за счет открытий в области стихосложения, метрики, ритма.
• В эстетике немецкого романтизма развилась теория романтической иронии,
подчеркивающая относительность, иллюзорность всяких ограничительных по
смыслу и значению форм жизни. Не случайно немецкие романтики создали культ
музыки, которая была объявлена образцом и нормой для всех видов художества. В
стихах и прозе они требовали музыкальности, часто романтическая проза
имитировала стихотворную речь, была организована в звуковом отношении.
• Одно из первых объединений романтизма – «Йенские романтики» – родилось в
Германии в 90-е годы XVIII века. Участники: Новалис, братья Фридрих и Август
Шлегели, Людвиг Тик.
• Самый знаменитый писатель немецкого романтизма – Эрнст Теодор Амадей
Гофман. В прозе Гофмана счастливым «гармоническим пошлякам» с «телесными
мыслями» (филистерам) противостоят мечтатели (художники), которые
«внутренним зрением» постигают жизнь, природу, мировой космос.

21.

ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА. АНГЛИЯ
• Первое поколение английских романтиков представлено творчеством поэтов «озерной
школы»: У. Вордсворта, Р. Саути и С. Т. Колриджа. «Озерные» романтики использовали
традиции народной балладной поэзии, создали жанр лиро-эпической поэмы.
• Вальтер Скотт создал жанр исторического романа.
• Второе поколение романтиков — Байрон, Шелли, Китс — отличалось большей
социальной активностью. «Звездой» английского и мирового романтизма
стал Джорж Гордон Байрон, который своей жизнью и творчеством
способствовал появлению такого литературного и культурного движения, как
байронизм. В 1820-1840-х годах ни один представитель романтизма в Европе
не избежал влияния Байрона.
• «Байрон был, вероятно, первой суперзвездой современного типа. В нём сошлось все,
что выводит на первые полосы газет и в заголовки теленовостей. Родовитость — как
у принца Чарльза, богатство — как у Гетти, красота — как у Алена Делона, участь
изгнанника — как у Солженицына, причастность к революциям — как уЧе Шевары,
скандальный развод — как у Вуди Аллена, слухи о сексуальных отклонениях — как
у Майкла Джексона. Не забудем и талант» (П.Вайль. Гений места)

22.

РОМАНТИЗМ В РОССИИ
• Для русского романтизма характерно то, что в нем практически одновременно осваивались
отличные друг от друга миры немецкого, английского и французского романтизма. У
русского романтизма не было единой эстетической программы. Общей была только
апелляция к национальной самобытности, национальной истории и фольклору.
• В России романтизм возникает в начале XIX века. Первоначально для него характерны
обостренное чувство личности, устремленность к внутреннему миру души человека, к
«сокровенной жизни его сердца» (В.А. Жуковский). Позднее этот тип романтизма
(немецкого) проявится в творчестве Ф.И. Тютчева.
• Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова связано с увлечением байронизмом («Южные
поэмы» Пушкина, лирика, поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова).
• Н.В. Гоголю в первый период творчества также близок немецкий романтизм, с его
лирической прозой, двоемирием, любовью к фантастическим сюжетам.

23.

РЕАЛИЗМ
• Реализм - направление в русской и европейской литературе в 1840-1890-е
годы, которое стремится отразить социальную реальность со всеми
присущими ей противоречиями.
• Согласно эстетике реализма, задача литературы состоит в отражении
действительности посредством типизации ее явлений. Реализм
предполагает, как писал Ф.Энгельс, воспроизведение «типичных характеров в
типичных обстоятельствах».
• Также эстетика реализма строится на идее детерминированности поведения
человека: исторической, социальной и биологической. Отсюда – проблематика
литературы реализма: взаимодействие человека средой; воздействие
истории и социума на людские судьбы; влияние социальных обстоятельств
на психику, внутренний мир человека.

24.

ПОЭТИКА РЕАЛИЗМА
• Почвой и арсеналом творчества для реалиста является социальная и историческая
реальность: «...Историком должно было оказаться французское Общество, мне
оставалось только быть его секретарем» (О.Бальзак).
• Писатель часто выступает как исследователь, как социолог-аналитик: «Придерживаясь...
тщательного воспроизведения, писатель мог бы стать более или менее точным... но, чтобы
заслужить похвалы, которых должен добиваться каждый художник, нужно изучить основы
или одну общую основу … социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища
типов, страстей и событий» (О.Бальзак). Именно благодаря связи литературы с социальным
анализом Ф.Энгельс утверждал, что английские романисты XIX века «раскрыли миру
больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики,
публицисты и моралисты вместе взятые».
• Реализм признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения тем и
сюжетов. Ему присуще (как правило) стремление к «воссозданию» жизни «в формах
самой жизни». Это не значит, однако, что реализм единообразен, для него характерно
чрезвычайное разнообразие форм; он не отказывается от использования мифа, символа,
гротеска, аллегории и т.д.

25.

ПОЭТИКА РЕАЛИЗМА
• Изучая социальную реальность, реализм не отказывался от изучения
природы человека, изображал не только типы, но и индивидуальные
характеры, стремился воспроизвести целостную душевную жизнь
личности. Поздний реализм (Ф.М. Достоевский) искал в «человеке
человека»; исследовал «не предопределенное» в личности; ее свободу в
«пограничных ситуациях».
• Одним из важных формальных моментов поэтики реализма является
стиль, понимаемый как своеобразие речи автора и персонажей. На
протяжении веков язык литературы был условен; намеренно отличался
от обыденного языка. ( Характерный пример — речи персонажей
У. Шекспира. Л. Толстой был прав, утверждая, что никогда и нигде люди
так не разговаривали. В драме 19 в., напротив, у Н.В. Гоголя и
А. Н. Островского, речь героев соответствует языковым
характеристикам той среды, к которой они принадлежат).

26.

ТИПОЛОГИЯ РУССКОГО РЕАЛИЗМА
• Русский реализм в своем развитии прошел несколько этапов:
• 1. Натуральная школа 1840-е годы
(А.И. Герцен, И.А. Гончаров
и др.)
• 2. Тенденциозный реализм 1860-е годы (Н.А. Некрасов, Н.Г.
Чернышевский)
• 3. Психологический реализм 1870-80-е годы (Л.Н. Толстой,
Ф.М. Достоевский)

27.

МОДЕРНИЗМ. СИМВОЛИЗМ
• Первым крупным модернистским направлением в литературе (в Европе и России)
стал символизм.
• Символизм характеризуется стремлением к новаторству,
использованием символов, недосказанности, намёков, таинственных
и загадочных образов.
• Возник во Франции в 1870-1880-х годах, наибольшего расцвета достиг в 1890-1910е годы. Развивался во Франции, Германии, Бельгии. Оригинальный тип
символизма сложился в России («младшие символисты»).
• Символизм – идеалистическое и иррациональное направление. В манифесте,
опубликованном в 1886 году, французский поэт Жан Мореас писал: «… Все
феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь
как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с
ними…».
• Символизм как литературное и культурное направление похож на романтизм,
«вторичен» по отношению к нему. Для него так же, как для романтизма,
характерно двоемирие: символисты разделяют предметный (материальный,
вещественный) мир и мир идей. Символ же становится неким условным знаком,
соединяющим эти миры.

28.

ПОЭТИКА СИМВОЛИЗМА
• Из родов литературы символизм, как и романтизм, предпочитал самый субъективный –
лирику.
• Содержание поэзии символистов – «невыразимое»: действительность Инобытия, образы
Вечности и Красоты.
• Поэтические образы-символы воплощаются у поэтов-символистов в звукописной,
музыкальной форме, причём звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и
большее значение для выражения смысла того или иного символа. «Мир есть все гласная
музыка. Весь мир есть изваянный Стих», - писал К. Бальмонт.
• У символистов было особое представление о целях искусства. С их точки зрения, художник,
создавая символ, делает явными некие вечные взаимосвязи мира, тайны мироздания,
открывая тем самым Истину и Красоту.
«Младшие символисты» (А.Белый, В.Иванов) считали искусство – «религиозным
творчеством жизни»; поэта – «теургом», а его произведения – мистическими прозрениями.
Создавая символ, художник одновременно создает миф, с помощью которого преображает
вселенную. Именно символистское мифотворчество, с точки зрения В.Иванова, сможет
«повернуть души людей к иному мировосприятию».

29.

АКМЕИЗМ
• Акмеизм - течение в русской литературе 1910-х годов, противостоящее символизму. В отличие
от символистов, акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов,
точность слова.
• Становление акмеизма связано с деятельностью объединения «Цех поэтов» и таких авторов, как
Н.Гумилев, А.Ахматова, С.Городецкий. К акмеистам был близок О.Мандельштам.
• Акмеисты стремились освободить литературу от «непонятностей» символизма, вернуть ей
ясность поэтического языка, доступность. «Основная роль литературы, — писал Н. Гумилев, —
подверглась серьезной угрозе со стороны мистиков-символистов, ибо они превратили ее в
формулы для своих собственных таинственных соприкосновений с непознаваемым».
• Акмеисты боролись «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время», за розу,
которая «хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми
подобиями с мистической любовью» (Н.Гумилев). Каждый из акмеистов стремился внести в
литературу элементы «земного». Это привело к конкретной образности, «предметному
реализму»; определило целый ряд поэтических приемов, таких, как ослабление напевности
стиха, появление разговорных интонаций, доминирование существительных над глаголом и т.д.

30.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНГАРД. ФУТУРИЗМ
• В начале XX века в литературе, как и в культуре в целом, появляются авангардистские
направления. Среди них самым ярким в России стал футуризм, оформившийся как течение в
1911-12 годах.
• Футуризм – «культура будущего» – в литературе прежде всего претендовал на отмену
категории прекрасного (антиэстетизм) и радикальное обновление языка (отмену «старого»,
создание «нового»).
• Футуристы прославились скандальными литературными манифестами («Пощечина
общественному вкусу»; Идите к черту!») и не менее скандальными поэтическими сборниками
(«Дохлая луна», «Затычка», «Рыкающий Парнас» и др.).
• В группу футуристов входили В.Маяковский, В.Хлебников, братья Бурлюки, Е.Гуро и др.
• Русский футуризм тяготел к экспериментаторству, формалистическим исканиям. Среди
футуристов, совершавших «опыты над словом» (А.Крученых, В.Каменский и др.) самым
талантливым был «будетлянин» Велемир Хлебников, желавший найти «волшебный камень»
взаимопревращенья всех славянских слов.
• Из футуризма «вышли» многие литературные направления уже советского времени:
конструктивисты, «ничевоки», ОБЭРИУ, неофутуристы и др.

31.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
• Социалистический реализм – направление, возникшее в советской литературе в 1920-е годы и
развивавшееся вплоть до 1970-х годов. Наиболее характерный облик соцреализм имел в 1934-1954 годах.
• Классическое определение социалистического реализма было дано в 1934 году в Уставе Союза писателей:
«Социалистический реализм есть основной метод советской литературы, который требует правдивого,
исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».
• Несмотря на то, что в сталинские годы социалистический реализм теоретически допускал «стилевое
многообразие», он требовал от писателя соблюдения трех обязательный принципов: народности,
партийности, реализма.
• В сталинское время соцреализм – нормативное литературное направление (не случайно на Западе его
называли неоклассицизмом), требующее от писателя обязательного «исторического оптимизма».
Нередко это требование приводило к таким (осужденным в постсталинское время) явлениям, как
«лакировка действительности» и «теория бесконфликтности».
• Развитие многообразной советской литературы не укладывалось в «прокрустово ложе» нормативной
теории соцреализма, поэтому в 1970-е годы была выдвинута теория соцреализма как «открытой системы»,
фактически свидетельствовавшая о конце этого литературного направления.
• Тем не менее о том, что соцреализм реально существовал, свидетельствуют его классические образцы:
роман Н. Островского «Как закалялась сталь»; «Поднятая целина» М.Шолохова и другие.

32.

ПОСТМОДЕРНИЗМ
• Постмодернизм – направление в европейской и русской литературе, возникшее в 70-е годы XX века и
развивающееся по сегодняшний день.
Типологические черты постмодернизма:
• Иррационализм, отказ от «разумной» концепции мироздания, скептическое отношение к
«метанарративам»: истории, идее прогресса, эволюционной концепции мироздания и т.д.
• Плюрализм (множественность позиций и точек зрения); полиморфность картины мира
• Отказ от «целеустремленных» систем, ризома вместо структуры
• Фрагментарность
• Сильно выраженное игровое начало
Типологические черты культуры и философия постмодернизма определяют эстетику
этого направления, для которой характерны:
- Отказ от изображения реальности, «чистая знаковость», теория симулякра
- Игровой принцип творчества, интертекстуальность
- Отсутствие любой иерархичности, «паутина бесконечности мысли», бесконечность текста, который
уже не воспринимается как некий законченный фрагмент с единственно возможной линией смысла, а
представляет собой лабиринт без начала и конца.
- Критерий художественной ценности -инновационность

33.

ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Поэтика постмодернизма разнопланова, тем не менее можно отметить как характерные для
произведений этого направления такие черты, как:
На уровне содержания: неопределенность, культ неясностей, «мерцание смысла»
На уровне композиции: фрагментарность, «повествовательный хаос», принцип произвольного
монтажа, сочетание несочетаемого, несоразмерность.
На уровне жанра:
а) Разрушение традиционных жанров, создание форм «промежуточной словесности» (когда литература, теория, философия, история, культурология, искусствоведение сочетаются в рамках одной
жанрово-видовой модификации); жанровый синкретизм.
б) Смешение высоких и низких жанров, что проявляется, с одной стороны, в беллетризации
литературы, в отходе от серьезности в сторону занимательности, авантюрности, с другой - в жанровой
диффузии.
в) Интертекстуальность, насыщенность текста внетекстовыми аллюзиями, реминисценциями, наличие
широкого культурологического контекста.
На уровне художественных принципов и приемов: игра как способ существования в реальности и
искусстве, форма взаимодействия литературы и действительности; «языковые игры».
На уровне взаимодействия «автор-читатель»: «смерть автора» и повышение роли читателя

34.

ПОЭТИКА ПОСТМОДЕРНИЗМА
• Одним из самых популярных является в постмодернизме понятие интертекстуальности.
• Интертекстуальность – новый способ организации текста, техника включения в
авторский текст одного или несколько текстов различной стилистической
направленности.
• Интертекстуальность предполагает наличие «высокого», «образцового», культурного
читателя, однако обращено одновременно и к читателю «наивному», не видящему цитаты
(аллюзии, реминисценции). Таким образом реализуется панигровая природа
постмодернизма.
• В постмодернизме самые разные тексты (не только литературные, понятие текст» здесь
используется из семиотики) буквально «вкрапляются» в авторский текст: цитатами,
отдельными законченными в смысловом отношении отрезками или на уровне отдельных
фраз, образов. Качество интертекстуальности рождается в процессе переработки других
текстов, – как прошлых, так и современных.
• Технология интертекстуальности достигается путем продуманного использования всех
возможных стратегий, техник, стилей, жанров, приемов творчества, – всего того арсенала,
который культура выработала на протяжении веков.

35.

ЗАДАНИЕ:
НАЙДИТЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В
СТИХОТВОРЕНИЯХ ТИМУРА КИБИРОВА
(СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД)

36.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ
Т.КИБИРОВ
Т.КИБИРОВ
• Как описать? Глаза твои красивы.
• Юноша бледный, в печать выходящий!
• Белок почти что синий, а зрачок
• Дать я хочу тебе два-три совета:
• вишневый, что ли? черный? Видит Бог,
• первое дело — живи настоящим,
• стараюсь я, но слишком прихотливы
• ты не пророк, заруби себе это!
• И поклоняться Искусству не надо!
• слова, и, песнопевец нерадивый,
• Это и вовсе последнее дело.
• о видео мечтаю я, Сашок.
• Экзюпери и Батая с де Садом
• Твоих волос густой и тонкий шелк
• перечитав, можешь выбросить смело.
• рекламе уподоблю я кичливой
• "Проктер знд Гэмбл" продукции. Атлас
• нежнейшей кожи подойдет как раз
• рекламе "Лореаль" и мыла "Фриско".
• Прыжки через канаву - "Адидас "
• использовать бы мог почти без риска.
• А ласковость и резвость - только "Вискас"!
English     Русский Правила